Начальный этап подготовки юных теннисистов 6-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:25, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, спорт юридически признается профессией, хотя его пока нет в общероссийском классификаторе профессий.
Массовый и любительский уровень спорта не требуют отбора. А профессиональный спорт, спорт высших достижений обязательно предполагает отбор наиболее одаренных в спортивном отношении людей, и их специальную подготовку к участию в соревнованиях высокого ранга.
Если не делать отбора, то тренер, грамотный и уверенный специалист, может много лет работать с непригодным спортсменом, и в результате не вырастить из него мастера.
Отбор в спорте имеет свою специфику. Спортивный отбор – это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические, и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки, способности и качества спортсменов разного возраста и квалификации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1. Специфика отбора в спорте
- спортивный отбор кандидатов для занятий в группах начальной подготовки, его цели и задачи
- программа «10S»
1.2. Классификация форм отбора и спортивной ориентации
- определение предрасположенности к занятиям теннисом
1.3. Уровни и методики спортивного отбора
1.4. Основные факторы учета и контроля при спортивном отборе
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1. Цель исследования
2.2. Задачи исследования
2.3. Методы исследования
2.4. Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования
Глава 4. Игровые упражнения в практике отбора детей в группах
Выводы

Файлы: 1 файл

диплом с начала введение 24 листа.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

            Задача тренера  в работе  с детьми возраста 7-8 лет –  освоение и закрепление базовых  навыков и задать хороший настрой,  чтобы перебрасывание мяча через  сетку доставляло удовольствие.

           Задача тренера в работе с детьми 9-10 лет – помочь игрокам в освоении навыков игры в гейме и помогать их скорейшему росту.  Работа  продолжается над техникой и тактикой в 5 игровых ситуациях. Освоив все это, юные игроки  сумеют приобрести уверенность, а обучаться и соревноваться они будут в развлекательной форме. (программа QuickStart Tennis)

            Задачами этапа предварительной  подготовки являются: укрепление  здоровья детей, разносторонняя  физическая подготовка, устранение  недостатков в  уровне  физического развития, обучение технике  тенниса и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений.

             Подготовка юных спортсменов  характеризуется разнообразием  средств и методов, широким  применением материала различных видов спорта и подвижных игр, применением игрового метода. На этом этапе не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими  и психическими нагрузками, предполагающие применение  однообразного, монотонного материала. В этом периоде начинаются первые соревнования. Приносящие радости и огорчения.  Задачей является  привитие навыков соревновательной  деятельности, умение переживать победы и поражения, рассматривать соревнования как  оценку спортивной  успеваемости. ( Л.К. Серова стр 51)

           ВТОРОЙ ЭТАП. Этап начальной спортивной специализации.

            Задачи учебно-тренировочного процесса:

- укрепление  здоровья занимающихся

- повышение  общей физической подготовки

- совершенствование  специальной  физической подготовленности

- овладение всеми техническими приемами на уровне умений и навыков

- овладение  основами тактики

- начало формирования  индивидуального стиля деятельности

- приобретение  соревновательного опыта.

На этом этапе  задачей является  отбор  наиболее одаренных детей  к конкретному виду спорта. Для этого проводятся мероприятия по определению генетической предрасположенности к занятиям спортом

На этом этапе  юный спортсмен  начинает выезжать на соревнования в другие города и  станы, приобретать знакомых и друзей как в своем коллективе , так и в разных командах. Тренировки проходят почти каждый день, физические и психические нагрузки  постепенно возрастают. Поэтому стоит задача не  форсировать подготовку, а плавно подводить организм и личность юного спортсмена к интенсивной профессиональной работе.( Л.К. Серова 51, 52 стр)

           Знаменитый тренер Шамиль Тарпищев сказал в интервью : «Важно в это время определить, склонен ли ребенок к творческой работе, есть ли у него нацеленность на результат. Ведущие теннисные академии мира не берут детей с нацеленностью на деньги – из них, как правило, хороших спортсменов не получается. Но если есть стремление быть первым, то в психологическом плане этот человек уже представляет интерес. А поставить точный « диагноз» - будет ребенок играть или нет – можно к 12 годам». (Л.К. Серова стр. 71,72)

Степень развития моральных качеств можно оценить  уже в детском возрасте.

               Современный спорт предъявляет  высокие требования к физической  подготовленности спортсменов. Это  объясняется следующими факторами:

1. рост спортивных  достижений всегда требует нового  уровня развития физических качеств  спортсмена;

2. высокий уровень  физической подготовленности –  одно из важнейших условий  повышения тренировочных и соревновательных  нагрузок. Показатели нагрузок увеличились, вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда. Это заболевание характерно, в основном. Для спортсменов, имеющих недостатки в физическом развитии. Теннис предъявляет свои специфические требования к физическим качествам. Физические качества делятся на ведущие, дополняющие и второстепенные. Основные – координационные, скоростно-силовые и скоростные способности,  дополняющие – выносливость, второстепенные – гибкость, силовые способности. К физическим качествам вплотную примыкают антропометрические показатели, соматотип, показатели физиологических систем. А из психологических качеств – волевые качества, по классификации Пуни А.Ц. , это – целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность.

           ТРЕТИЙ ЭТАП. Этап углубленной  тренировки и углубленной спортивной  специализации.

            Решаются задачи дальнейшего повышения уровня  разносторонней физической  и функциональной подготовленности и на этой базе  повышение уровня специальной и физической работоспособности, развитие специальных физических качеств, овладение сложными техническими и тактическими навыками и умениями. В соревновательном  периоде ставится задача улучшение спортивных результатов по сравнению с прошлым сезоном, а также выполнения разрядных нормативов. Важное значение приобретает специальная психологическая подготовка  юного спортсмена к соревнованиям.( Л.К. Серова стр. 52)

Критерии отбора на данном этапе сохраняются: уровень, темп и стабильность достижений. Значимость достижений повышается. Спортсмены привлекаются в юношеские сборные для участия в первенствах России, Европы, мира, Олимпийских игр. – Серова Л.К. (стр73)

           Медицинский отбор  проводится с особой тщательностью. Очень трудно провести грань между патологическими изменениями организма и положительными приспособительными его реакциями на большие нагрузки. Поэтому квалификация медицинского персонала и уровень медицинского оборудования все время должны повышаться. (Л.К. Серова стр. 75)

           ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Этап спортивного  совершенствования.

            Основной принцип работы на данном  этапе – специализированная подготовка. В основе который лежит учет индивидуальных особенностей спортсменов. Основная задача этапа – максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное  протекание адаптационных процессов. Суммарные величины  объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, резко возрастает соревновательная практика и объем  специальной психологической , тактической и  интегральной подготовки. Увеличивается время на восстановительные мероприятия.

            На всех этапах многолетней подготовки спортсменов проводятся мероприятия по отбору. (Л.К. Серова стр.52)

            Определение предрасположенности к занятиям теннисом

 

 

Наиболее наследуемыми являются: частота движений, скорость двигательной реакции и суставная  подвижность. Уже сейчас по анализам ДНК специалисты могут рекомендовать родителям отдавать ребенка в определенные виды спорта, например, в бег на короткие дистанции или в тяжелую атлетику. Тренер, зная генетический потенциал ребенка, будет целенаправленно подбирать все параметры тренировок. В наше время спортивный отбор на  генетическом уровне реален уже при рождении ребенка.

Дерматоглифика  позволяет прогнозировать спортивные задатки. Так,  у  высококвалифицированных  спортсменов частота завитков больше (48%) и более высокий тотальный гребневый счет.

Казанские исследователи  выявили генетическую предрасположенность  к занятиям силовыми видами спорта. Данные исследования имеют большое  значение в медико-генетическом отборе в спорт, так как. Уже у новорожденного можно определить спортивные задатки, а также заранее выбрать именно тот вид спорта, который бы не имел отдаленных негативных последствий  на здоровье спортсмена. – Серова Л.К. стр 58-59

Какими способностями  должен обладать ребенок для успешности работы в теннисе? Для этого необходимо знать,  каким станет  теннис через 11-12 лет, необходимых для подготовки детей до уровня профессионализма.

За всю историю тенниса  не раз менялась ведущая технико-тактическая  модель игрока, но всегда важнейшими показателями были:

- значительный рост и небольшой вес (массо-ростовой индекс),

- двигательная одаренность,

- высокоразвитые «чувства»  теннисиста: времени , мяча, ракетки, площадки,

- психомоторная устойчивость  и учет природной ассиметрии,

- выносливость,

- мотивированность на  победу,

- игровой интеллект.

Современный теннис помолодел, стал более динамичным, обрел скоростно-силовую  направленность, более высокую точность и непредсказуемость.

В теннисе необходима быстрота передвижения, умение поддерживать высокий  темп игры и большую силу ударов, следовательно достаточно иметь развитый плечевой пояс. Теннисисты преимущественно торкального или мышечного типа телосложения.

В детском возрасте (5-6 лет) имеет место еще  недосформированность двигательной системы, а потому предсказать с достаточной степенью  вероятности психомоторную одаренность детей дошкольников весьма затруднительно. Очевидно, что для тенниса важнее всего будут скоростные параметры нервно-мышечные сокращения и быстродействие живой системы в целом. Известно, что эти показатели находятся под сильным генетическим контролем, т.е. в большой мере данные качества двигательного аппарата человека наследуются. Быстродействие обуславливается:

- скоростью развития возбуждения,

- смена возбуждение на  торможение и наоборот,

- наличием быстрых волокон в мышцах, т.е.  запасом анаэробного энергетического ресурса. –( Иванова Г.П. стр. 49-50)

Наиболее тренируемыми физическими  качествами являются координация (ловкость) и общая выносливость, затем сила, а наименее тренируемыми будут быстрота и гибкость, так как они генетически контролируются, их сильно отслеживает программа наследственности. –( стр. 51 продолжение Иванова Г.П.)

              Само качество быстроты не появится, если им не владели родители.

              Любящие родители не всегда  объективны, где-то в глубине души теплится надежда, что твои дети или внуки вырастут и станут способными к теннису. Но  факты- вещь упрямая! На 70% успех обусловлен генетикой и только 30% зависит от воздействия среды, т.е. тренера, родителей, питания и психологической линии. Теннис из интеллектуальной комбинационной игры стал скоростно-силовым и атлетическим видом спорта. В нем успеха достигают быстро думающие, быстро бегающие и сильно бьющие люди. – Иванова Г.П. стр.84

               Чем же должен обладать чемпион, чтобы за 10 лет тренировки обрести виртуозность.

1. особым развитием зрительного,  слухового, проприоцептивного, тактильного   анализаторов, быстрой глазодвигательной  реакцией;

2. коротким временем простой  и сложной реакции на сигнал;

3. высокой лабильностью  нервных процессов, т.е.  скоростью проведения импульса по нервным путям;

4.совершенной  нервной системой;

5. мгновенной  переработкой информации и точным  принятием решения.-(Иванова Г.П. стр.85-86)

 

          1.3.     Уровни и методики спортивного отбора

              После задачи привлечения детей  в спортивные клубы ставится  задача отобрать наиболее одаренных  к конкретному виду спорта. Для  этого проводятся мероприятия  по определению генетической , антропометрические показатели и проводятся тесты, определяющие уровень физического развития.

                В теннисе проводятся тесты  по общей физической подготовке  и специальной физической подготовке. В них входят:

 

 

Тесты у Татьяны Семеновны на смотрах -конкурсах

 

 

В практике Российской теннисной федерации есть прекрасная традиция проводить смотры-конкурсы юных теннисистов. Комплексная научная бригада, которую возглавляли специалисты РГУФКС и Т, разработала набор тестов и методических приемов, обеспечивающих надежную оценку теннисной перспективности детей. На основе тестирования  составлялась индивидуальная психологическая характеристика. Цель конкурса: подсказать на основе диагностики способностей слабые стороны детей-теннисистов  для их улучшения, а некоторым дать понять, что их старания тщетны, что они по большому счету – неперспективны для большого спорта. Чем раньше у ребенка появится объективная оценка своих способностей, тем легче будет ему и его «проводникам» адекватно спланировать дальнейший путь.

                       

                      Формирование Групп

Лучшее обучение в группах, но надо так преподавать, чтобы все были в процессе. Группа должна быть такая, чтобы все  примерно были равны. У кого-то теннис лучше, физика хуже, у кого-то физика лучше, теннис хуже, но общее мастерство приблизительно равно.

Если преподавать  строго - слабые скиснут и уйдут, если преподавать слабо -  сильные  зажиреют. Лидеры не прогрессируют, а  слабые разрушаются. Если в группе два  лидера и они «деруться в кровь» одного нужно убрать. Если в группе плачет – нужно перевести в слабую группу. Группа должна быть все время в ротации.

В группе не должно быть задания тяжелое и непонятное.

Нельзя в  группе держать бывалых и новичков. Бывалые зажиреют, новички скиснут. Группа должна быть одинаковая. Надо обучать постепенно и постоянно и на начальном этапе эмоционально.

Чем больше набор, тем вероятность результата возрастает.

Старший тренер должен следить  за  работой групп. Он проводит с тренерами тестирование, подводит итого и переформировывает  группы.

Информация о работе Начальный этап подготовки юных теннисистов 6-7 лет