Назначение, виды и содержание внеклассных занятий по физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является – изучение основных аспектов внеклассной работы.
Задачи:
1. Определить особенности внеклассной работы
2. Выявить основы внеклассной работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.
1.1. Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию………………..4
1.2. Содержание внеклассной работы………………………………………….5
1.3. Организация внеклассной работы…………………………………………6
ГЛАВА 2.
2.1. Урочная форма внеклассной работы……………………………………..9
2.2. Неурочная форма внеклассной работы…………………………………17
Выводы………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota (2).docx

— 53.93 Кб (Скачать файл)

                                                                             2

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.

1.1. Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию………………..4

1.2. Содержание внеклассной работы………………………………………….5

1.3. Организация внеклассной работы…………………………………………6

ГЛАВА 2.

2.1. Урочная форма внеклассной работы……………………………………..9

2.2. Неурочная форма внеклассной работы…………………………………17

Выводы………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………30

 

 

 

Введение

Внедрение физической культуры и спорта в целях  укрепления здоровья и обеспечения  активного отдыха учащихся требует  широкого использования имеющихся  резервов для привлечения всех школьников к систематическим физкультурным  занятиям во внеучебное время.  
Тесно связанная с уроками физической культуры внеклассная работа открывает большой простор для повышения общефизической и спортивной подготовки школьников, развития у них устойчивого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В системе этой работы организуются физкультурные кружки и спортивные секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии и туристские походы, спортивные праздники. Широкое распространение получают дни здоровья и дни общей физической подготовки, в подготовке и проведении которых участвуют все учителя, классные руководители и школьники.

Проблемами  организации внеклассной работы занимались Качашкин В.М (Качашкин В.М., 1980), Виленский М.Я., Сафин Р.С.(Виленский М.Я., Сафин Р.С., 1989), и многие другие.

 

Целью данной работы является – изучение основных аспектов внеклассной

работы.

 

Задачи:

1. Определить  особенности  внеклассной работы

2. Выявить основы внеклассной работы

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

 

1.1. Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию

 

Одним из видов внеклассной работы в школе  является массовая физкультурная и  спортивная работа.

Задачи  внеклассной работы:

-содействовать  школе в выполнении стоящих  перед ней учебно-воспитательных  задач;

-содействовать  укреплению здоровья, закаливанию  организма, разностороннему физическому  развитию учащихся;

-углублять  и расширять знания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;

-воспитывать  и развивать организаторские  навыки у школьников;

-организовывать  здоровый отдых учащихся;

-прививать  учащимся любовь к систематическим  занятиям физической культурой и спортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Содержание внеклассной работы

 

Внеклассная работа проводится во внеурочное время  в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах.

Основным  содержанием внеклассных занятий  с детьми является материал учебной  программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования  умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений как в обычных  условиях, так и в усложнённых, в частности на местности.( Виленский М.Я., Сафин Р.С., 1989)

 Значительнее  место отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметам, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке, со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках. Разучиваются комбинации вольных упражнений и пирамиды для выступлений на пионерских сборах, утренниках, праздниках.

Самое большое  место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется  за счет дополнительных игр, близких  по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной  работой, используются самые различные  формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами  являются: походы, занятия в группах  общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.( Виленский М.Я., Сафин Р.С., 1989)

 

 

1.3 Организация внеклассной работы

 

Общее руководство  работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком  — на одного из учителей начальных  классов. В кружок и коллектив  физической культуры учащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления.

На общем  собрании членов коллектива (кружка) выбирается совет, который организует и проводит всю работу по плану, утвержденному  директором школы.

Во всех классах школы избираются физкультурные  организаторы. Они работают под руководством классных руководителей, организуя  учеников своего класса для участия  в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой.

Для проведения практической работы с учащимися  организуются секции. В первую очередь  создается секция общей физической подготовки, работающая весь учебный  год. Осенью — игры, легкая атлетика и гимнастика; зимой — лыжная подготовка и игры; весной — игры, гимнастика и легкая атлетика. Основой  занятий секции общей физической подготовки является учебная программа. На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением  новых элементов. Кроме программного материала, на занятиях секции разучиваются новые игры, комбинации вольных движений, пирамиды. Учебные группы секции выступают  на школьных праздниках.

В секцию общей физической подготовки следует  привлекать как можно больше учащихся, в том числе и тех, которые  несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников.( Качашкин В.М., 1980)

В учебных  группах секции 15—20 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям  создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий  в секции. Кроме того, с участниками  команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки).

Занятия учебных групп общеобразовательных  школ проводятся один-два раза в  неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, утвержденному директором школы. Продолжительность каждого  занятия не должна превышать 60 мин.

В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах — капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о  занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и  руководителям групп в их работе.

В школе  наряду с секцией общей физической подготовки могут быть организованы секции по видам спорта: для детей I класса по плаванию, теннису и настольному  теннису, фигурному катанию на коньках; для детей II класса, кроме тех, которые  предусмотрены для І класса,—  по спортивной гимнастике (девочки  с восьми, мальчики с девяти лет); начиная с III класса допускаются занятия в секциях плаванья и прыжков в воду. С десятилетнего возраста учащиеся допускаются к занятиям в секциях: бадминтона, художественной гимнастики, конькобежного спорта, легкой атлетики, парусного спорта, футбола.

Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное — квалифицированное  руководство. Руководители спортивных секций должны хорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенности занятий с детьми.

Разносторонняя  общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах  спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется гимнастике, играм, легкой атлетике.

Занятиями в группах и командах могут  руководить учителя или инструкторы-общественники, старшеклассники (в средней школе), а также спортсмены и тренеры  спортивных обществ.

Кроме организации  практических занятий, коллектив (кружок) физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе по устройству новой спортивной площадки; в тесном контакте с кружком «умелые руки»  организует изготовление простейшего  инвентаря; проводит спортивные соревнования, физкультурные праздники, выступления  на утренниках и других мероприятиях; помогает врачу и учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди  учащихся и родителей и т. д.

Членов  коллектива (кружка), проявивших интерес  к занятиям физической культурой  и спортом и добившихся некоторых  успехов, школа может направить  в детскую спортивную школу.

К учащимся, состоящим в коллективе (кружке) физкультуры, предъявляются определённые требования. Они должны успевать по воем предметам, соблюдать правила  личной гигиены, заниматься в одной  из групп или команд и участвовать  в проведении физкультурных мероприятий.

Члены коллектива, показывающие хорошие успехи в занятиях физкультурой и сочетающие это с  высокой успеваемость во всем предметам  и примерной дисциплиной, поощряются директором школы.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

 

2.1. Урочные формы внеклассной работы

 

Прогулки, экскурсии, походы

Прогулки, экскурсии и походы имеют большое  образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его  достопримечательностями.

Эти мероприятия  содействуют совершенствованию  навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способствуют приобретению навыков  самообслуживания, поведения и ориентировки на местности и т п. Неоценимую роль они играют в создании и укреплении детского коллектива, в воспитании чувства дружбы и товарищества.

Прогулки, экскурсии и походы чаще всего  проводятся пешком, зимой могут быть использованы лыжи.

Прогулки  обычно совершают без определенных образовательных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют  определенные образовательные цели и проводятся по заранее намеченной тематике.

В походах  в отличие от экскурсий сочетается выполнение образовательных задач  с условиями походной жизни (разбивка бивака, приготовление пищи, преодоление  трудностей, встречающихся в любом  исходе, и т. д.).

Тематика  экскурсий и походов должна соответствовать  общеобразовательной подготовке детей  и школьным учебным программам.

Прогулки  и экскурсия проводятся с учащимися  всех начальных классов школы, походы организуются для учащихся III классов. Обычно эти мероприятия проводятся для каждого класса отдельно.

Протяженность маршрутов не должна превышать 5—7 км в оба конца, для учащихся I—ІІ  классов, 8—10 км — для учащихся ІІІ  классов. При этом в середине пути необходим отдых в течение 1—2 ч.

Небольшие прогулки и экскурсии (при минимальном  расстоянии) могут проводиться в  любой учебный день; прогулки и  экскурсии на большое расстояние, а также походы только в выходные или каникулярные дни. Каждое из этих мероприятий тщательно подготавливается, подробно разрабатывается план проведения. В плане предусматриваются задачи мероприятия, маршрут, места непродолжительного и длительного отдыха, занятия  и игры в пути и на большом привале, инвентарь, личное к коллективное снаряжение участников.

О предстоящей  прогулке или экскурсии учащиеся предупреждаются заранее. Руководитель прогулки, экскурсии или похода обязан хорошо знать состав и состояние  здоровья учащихся, чтобы решить вопрос о допуске их к участию в  проводимом мероприятии. Необходимо также  хорошо знать и физическую подготовленность учеников. От этого зависит выбор  маршрута и скорость движения группы. Если группа разнородна но составу, руководитель при определении скорости движения ориентируется на более слабых участников.

Чаще  всего прогулками, экскурсиями и  походами руководят учителя.

При проведении тематических экскурсий в школах приглашают участников исторических событий, героев труда, передовиков производства, старожилов.

Одним из решающих условий для успешного  проведения любого мероприятия является дисциплина участников и соблюдение ими установленных правил и режима похода (прогулки), а также четкое выполнение поручений. Руководитель похода, экскурсии или прогулки заблаговременно  проводит с участниками разъяснительную  работу, а во время проведения требует  обязательного выполнения установленного порядка.

Информация о работе Назначение, виды и содержание внеклассных занятий по физической культуре