О физкультурном воспитаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Физическая культура — часть образа жизни человека — система
специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие
его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о
физических и психических возможностям организма, на специальную
материально-техническую базу, способствующую их проявлению и
развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на
гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального
духа человека

Файлы: 1 файл

О физкультурном воспитаний.docx

— 54.26 Кб (Скачать файл)

 

О физкультурном  воспитаний

 

Введение

 

      Физическая культура  — часть образа жизни человека  — система

специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие

его физических и духовных сил. Она  опирается на   научные  данные  о

физических   и   психических возможностям организма,  на  специальную

материально-техническую  базу,  способствующую  их  проявлению  и

развитию.  Физическая   культура как часть общей культуры направлена на

гармоническое развитие всех  природных  сущностных  сил   и   морального

духа   человека В системе всестороннего совершенствования личности она

составляет  важную  основу  полноценной  жизнедеятельности:   активного

труда,   нормальной   семейной   жизни,   организованного   отдыха   и

полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической

культуры обеспечивается обязательными  программами физического развития

дошкольников в детском саду; комплексной программой физического  воспитания

учащихся всех классов общеобразовательной  и профессиональной  школы;

физической  подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях  здоровья;

программами   спортивных   школ,  секций,   кружков,   систематической

зарядкой дома  и на  производстве.  Широко используется  многообразие

национальных форм осуществления  физической культуры» Вместе с тем,

недостаточное использование в  целях поднятия уровня физической культуры

народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших

спортплощадок и спортзалов, в организации  спортивных, туристских и других

клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный человек

смолоду должен заботиться о своем  физическом совершенствовании, обладать

знаниями в области гигиены  и медицинской помощи, вести здоровый образ

жизни.

 

 

 

      Сущность и система  физического воспитания школьников

 

      Физическое воспитание  есть целенаправленная, четко организованная  и

планомерно осуществляемая система  физкультурной и спортивной деятельности

детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы  занятий

физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично

развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей  и

нравственностью. Цель физического  воспитания состоит в гармоничном  развитии

тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым,

эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной

программе физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной

школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление

здоровья, закаливание, повышение  работоспособности; воспитание высоких

нравственных качеств, потребности  в систематических физкультурных

упражнениях; понимание необходимости  физической культуры и заботы о

здоровье; стремление к физическому  совершенствованию; готовность к труду  и

защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины,

физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение

двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие

двигательных качеств. Задачей  физического воспитания является также

эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в

процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и

состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают

преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за

трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических

средств и курения табака.

Физическое   воспитание   способствует  преодолению   некоторых  жизненных

противоречий. Ребенок, будучи от природы  активнодеятельным существом,

удовлетворяющим естественные потребности организма за   счет движения,

попадает  в  современной   школе  и семье  в условия  ограниченной

физической  подвижности,  бездеятельности,   пассивной  созерцательности

и  психологических  перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные  явления

в организме, ожирение,  патологические  нервно-психические и сердечно-

сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению

этого  противоречия   являются   различные   заболевания, нервные   срывы,

 инфаркты,   физическая   слабость,   нравственная апатия, нежелание

трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и

семейной жизни.

      Еще одно субъективно  создаваемое и обостряемое противоречие  возникает

между нормальной целью физического  воспитания как Средства достижения

здоровья, удовлетворения потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с

одной стороны, и стремлением некоторых  педагогов-тренеров, родителей

использовать физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для

удовлетворения своих честолюбивых притязаний, — с другой. Они поощряют, а

порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка

вырастет выдающийся спортсмен, участник сборной страны и международных

соревнований. На почве внушенных  иллюзий возникает трагическая  ситуация не

свершившихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко

развивают в себе уродливое сознание своей исключительности и

вседозволенности, попадают в плен мещанства, вещизма, духовной

ограниченности.

      Противоречия и  их отрицательные последствия  преодолеваются за счет

включения детей в систему всеобщего  физического воспитания, использования

всех механизмов и стимулов физического  совершенствования. Основными

механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная

деятельность, система отношений  в процессе этой деятельности и возникающее

на ее основе духовное общение. Благодаря  физкультурно-спортивной

деятельности крепнут мышцы, укрепляются  костная, нервная, сосудистая

системы, растет сопротивляемость организма  заболеваниям,  оттачиваются

физические  способности,  повышается  уровень морально-психологической

устойчивости.    В   ней   проявляются закрепляются такие черты характера,

как выдержка,  упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и

трудолюбие. Система отношений, как  результата хорошо организованной

физкультурно-спортивной   деятельности,   воспитывает   нравственные

качества: коллективизм, иммунитет  против индивидуализма и эгоизма,

самоотверженность   и    взаимовыручку,    сдержанность скромность в

победе, достоинство в поражении.  Общение удовлетворяет духовную

потребность в другом человеке, в  освоении опыта товарищей, формирует

общественное мнение, объединяет детей  в полезном использовании свободного

времени.

      Деятельность, отношения   и общение в физкультурно-спортивной  работе с

детьми педагогически стимулируются. Главным стимулом   деятельности  для

ребенка   является   стремление   развить физические силы, сохранить

здоровье, быть полезным и активным членом демократического общества,

оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным

умениям и навыкам.  С этими  стимулами  сочетается естественное стремлен

детей  к  деятельности,  подвижности,   активности,   которое  лучше всего

реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта. В

стимулировании детей к занятиям физкультурой имеет значение и то, что их

результатом бывает ощущение прилива  сил и бодрости, переживание физического

удовольствия. Дети постепенно развивают  в себе эстетическое чувство,

способность наслаждаться красотой человеческого  тела и созидать красоту.

Переживание радости победы над  внешними препятствиями и собственными

слабостями рождает у школьников стремление  к труду и борьбе. Горечь

поражения побуждает к новым  и новым попыткам добиться   успеха   и

утвердиться   в  собственном   и  общественном мнении. Физкультурно-

спортивную деятельность ребят  стимулирует  и  здоровое   честолюбие,

желание  быть  популярным   в  кругу товарищей.

 

 

      Внеклассная работа  по физической культуре

 

        Во внеклассной  работе по физическому воспитанию  ставятся в основном

те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию

организма, разностороннему физическому  развитию учащихся, успешному

выполнению учебной программы  по физической культуре, а также  воспитание

определенных организационных  навыков у детей и привычки к систематическим

занятиям физической культурой  и спортом.

      Для организации  и проведения внеклассной работы  по физической

культуре и спорту в восьмилетних и средних школах создается коллектив

физической культуры, а в начальных  классах кружки физической культуры.

Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива

и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей

начальных классов. Кроме того, в  каждом классе избираются физкультурные

организаторы.

В общепедагогическом плане во внеклассной  работе по физическому воспитанию

можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя

расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и

формирование соответствующих  умений и навыков. Необходимо, чтобы  в плановом

порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили  с

учащимися беседы о значении правильного  режима дня, о гигиене тела, о

способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В

средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится

разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных   основах

интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в

себя также вопросы популяризации  физической культуры и спорта и, в

частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и

лекций о развитии массового  физкультурного движения, о важнейших  событиях

спортивной жизни, о влиянии  физкультуры и спорта на повышение

работоспособности человека, совершенствование  его нравственного и

эстетического развития.

      Важным направлением  внеклассной работы по физическому  воспитанию

является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и  воды)

для укрепления здоровья учащихся. С  этой целью в школах проводятся

экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для

младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они

сопровождаются сообщением детям  определенных знаний и правил поведения  в

походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму

(ориентирование на местности,  организация места отдыха, приготовление  пищи

и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут

пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

      В системе внеклассной  работы большое значение имеет  спортивное

совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах

физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации  работы

спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и  др.

Содержание занятий в секциях  и кружках в начальных классах  могут составлять

упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах  и коньках

и другие простейшие известные детям  упражнения.

      Существенным направлением  внеклассной работы является  организация и

проведение спортивно-массовых мероприятий  в школе. К ним относятся

спортивные праздники, организация  школьных спартакиад, соревнований,

вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших

школьников обычно проводят также  по знакомым детям подвижным играм  и по

другим упражнениям учебной  программы, не вызывающим у школьников чрезмерных

физических напряжений. Физкультурные  праздники в начальных классах  обычно

посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников,

как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника  с

подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные

соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном

закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

       Физкультурно-оздоровительные  мероприятия могут проводится в режиме

учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной  работы. К первым

относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика доучебных занятий,

физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные  игры на

большой перемене, продленка.

                     В комплексной программе физического  воспитания

учащихся  1-11 классов общеобразовательной  школы включены внеклассные формы

занятий физкультурой и спортом. В  ней определяется содержание занятий  в

школьных  секциях популярных видов  спорта, группах ОФП  и кружках  по

Информация о работе О физкультурном воспитаний