Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 21:28, реферат
Физическая культура — часть образа жизни человека — система
специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие
его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о
физических и психических возможностям организма, на специальную
материально-техническую базу, способствующую их проявлению и
развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на
гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального
духа человека
О физкультурном воспитаний
Введение
Физическая культура — часть образа жизни человека — система
специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие
его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о
физических и психических возможностям организма, на специальную
материально-техническую базу, способствующую их проявлению и
развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на
гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального
духа человека В системе всестороннего совершенствования личности она
составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного
труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и
полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической
культуры обеспечивается обязательными
программами физического
дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания
учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы;
физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья;
программами спортивных школ, секций, кружков, систематической
зарядкой дома и на производстве. Широко используется многообразие
национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем,
недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры
народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших
спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других
клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный человек
смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать
знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ
жизни.
Сущность и система
физического воспитания
Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и
планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности
детей. Она включает подрастающее
поколение в разнообразные
физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично
развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и
нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии
тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым,
эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной
программе физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной
школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление
здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких
нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных
упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о
здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и
защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины,
физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение
двигательным навыкам и
двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также
эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в
процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и
состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают
преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за
трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических
средств и курения табака.
Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных
противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом,
удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения,
попадает в современной школе и семье в условия ограниченной
физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности
и психологических перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления
в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-
сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению
этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы,
инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание
трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и
семейной жизни.
Еще одно субъективно
создаваемое и обостряемое
между нормальной целью физического воспитания как Средства достижения
здоровья, удовлетворения потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с
одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей
использовать физкультурно-
удовлетворения своих
порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка
вырастет выдающийся спортсмен, участник сборной страны и международных
соревнований. На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не
свершившихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко
развивают в себе уродливое сознание своей исключительности и
вседозволенности, попадают в плен мещанства, вещизма, духовной
ограниченности.
Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет
включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования
всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными
механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная
деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее
на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной
деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая
системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются
физические способности, повышается
уровень морально-
устойчивости. В ней проявляются закрепляются такие черты характера,
как выдержка, упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и
трудолюбие. Система отношений, как результата хорошо организованной
физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные
качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма,
самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность скромность в
победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную
потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует
общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного
времени.
Деятельность, отношения
и общение в физкультурно-
детьми педагогически
ребенка является стремление развить физические силы, сохранить
здоровье, быть полезным и активным членом демократического общества,
оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным
умениям и навыкам. С этими стимулами сочетается естественное стремлен
детей к деятельности, подвижности, активности, которое лучше всего
реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта. В
стимулировании детей к занятиям физкультурой имеет значение и то, что их
результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического
удовольствия. Дети постепенно развивают в себе эстетическое чувство,
способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту.
Переживание радости победы над внешними препятствиями и собственными
слабостями рождает у
поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и
утвердиться в собственном и общественном мнении. Физкультурно-
спортивную деятельность ребят стимулирует и здоровое честолюбие,
желание быть популярным в кругу товарищей.
Внеклассная работа по физической культуре
Во внеклассной
работе по физическому
те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию
организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному
выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание
определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим
занятиям физической культурой и спортом.
Для организации
и проведения внеклассной
культуре и спорту в восьмилетних и средних школах создается коллектив
физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры.
Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива
и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей
начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные
организаторы.
В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию
можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя
расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и
формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом
порядке учителя, классные руководители
и медицинские работники
учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о
способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В
средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится
разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах
интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в
себя также вопросы
частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и
лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях
спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение
работоспособности человека, совершенствование его нравственного и
эстетического развития.
Важным направлением
внеклассной работы по
является использование
для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся
экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для
младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они
сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в
походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму
(ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи
и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут
пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное
совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах
физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы
спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др.
Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять
упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках
и другие простейшие известные детям упражнения.
Существенным направлением внеклассной работы является организация и
проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся
спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований,
вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших
школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по
другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных
физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно
посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников,
как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с
подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные
соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном
закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводится в режиме
учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым
относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика доучебных занятий,
физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на
большой перемене, продленка.
В комплексной программе
учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы
занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в
школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по