Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 21:28, реферат
Физическая культура — часть образа жизни человека — система
специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие
его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о
физических и психических возможностям организма, на специальную
материально-техническую базу, способствующую их проявлению и
развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на
гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального
духа человека
физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и
требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного
образования программных требований, а учениками сдачи нормативов по
повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.
В разделы других школьных программ не входит
внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют
функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы.
Главная цель внеклассной
школьников, несущего оздоровительный эффект.
Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в
основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную
направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает
педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических
принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся,
направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач;
контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие
занятия характеризуются и определяются особенностями ,вытекающими в первую
очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а
также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей,
интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования
бюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегда
поддается унифицированной регламентации. Тем не менее и в такой ситуации
предпочтительными формами организации процесса физического воспитания
зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить
четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго
направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними
способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного,
представляют для этого
Занятия, организуемые в условиях добровольного
физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются
в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно
избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям
(спортивное совершенствование,
физкультурно–кондиционная тренировка, либо занятия, направленные на
реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных
обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные
возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.)
Это обусловливает своеобразие используемых форм урочных занятий. В
различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по
соотношению структурных элементов, способам организации активности
занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру
распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда есть
соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу
индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со
спортсменом высокого класса. Однако эта наиболее индивидуализированная
форма урочных занятий по понятным причинам не может быть основной в
массовой практике.
К внеклассной работе по
спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол,
гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика,
хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.),
спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.
Организация внеклассной работы
Внеклассную работу можно
несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп
ОФП, спортивных клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий.
Для достижения какого либо эффекта от процесса работы требуется, как нам
известно, 4-5 занятий в неделю плюс
возможность проверять
результат в товарищеских матчах и соревнованиях.
Во многих школах
много внимания уделяется
физкультуре. Проводятся недели Здоровья, праздники Здоровья, которые
включают школьные спортивные соревнования. Это "Веселые старты", школьные
"Зимние Олимпийские игры", праздник "Добро пожаловать, олимпиада", праздник
"Спорт пришел в сказку" и др.
"Веселые старты"
В этом спортивном
празднике участвуют все
придумывают названия своих команд, на празднике присутствуют приглашенные
гости, работает судейская коллегия из учителей школы, после соревнований
награждение победителей.
Дети участвуют в следующих состязаниях:
1. "Быстроногие" - по 7 человек
2. "Быстроногие с кеглей" - по 7 человек
3. "Возьми булаву" - по 3 человека
4. "Пятнашки с хвостиками" - 14 человек
5. "Светофор"
6. "Грибы и ягоды" - по 6 человек
7. Эстафета с обручем - по 10 человек
8. Загадки
9. Передача мяча - по 10 - 15 человек
10. Эстафета с шарами - по 4 человека
11. Подтягивание
Школьные "Зимние Олимпийские игры"
В этом спортивном
празднике участвуют все
возрастным группам: 1-4 классы, 5-6 классы, 7-9 классы.
Дети 1-4 классов участвуют в следующих состязаниях:
1. Гонки на санях
2. Игра "Не наступи на снежный ком"
3. "Самый меткий"
4. Круговая эстафета с загадками
5. Эстафета "зверей"
Дети 5-6 классов участвуют в следующих состязаниях:
1. Биатлон - круговая эстафета
2. Круговая эстафета на 1 лыжне
3. Финские гонки
4. Эстафета "Воротца"
5. "Накаты"
Дети 7-9 классов участвуют в следующих состязаниях:
1. Круговая эстафета на 1 лыжне
2. Биатлон - круговая эстафета
3. "Накаты"
4. Охота за флажками
Праздник "Добро пожаловать, Олимпиада"
Театрализованный спортивный праздник с героями Зевс и его свита,
знакомством учащихся с олимпийской символикой, с духом чесных состязаний
спортсменов в игровой форме.
Праздник "Спорт пришел в сказку"
В этом спортивном празднике участвуют учащиеся 3 -9 классов школы.
Проводятся соревнования с мячами, скакалками, обручами. Дети разгадывают
загадки на спортивную тему, заполняют кроссворды и узнают следующее
состязание, в котором будут участвовать. Это театрализованный праздник, в
котором участвует добрая фея из сказки.
Секция физкультуры и спорта
Вот что говорит
заслуженный учитель
создали:
"Ежегодно учащиеся
нашей секции занимают
по валейболу, баскетболу, легкой атлетике и четырехборью районного и
городского масштаба.
Задача секции: "Сохранить здоровье как учителей так и учащихся".
В межшкольном оздоровительном лагере дети посещают бассейн.
Каждый год в День здоровья старшеклассники ходят в туристические
походы.
Основная задача, которую учителя физической культуры Терехова Н.К.,
Медведева С.И. ставят перед собой – это воспитание сознательного отношения
учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие
индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков. Формированию
здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую
роль играют здесь играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к
занятиям в спортивных секциях и клубах. В МОУ СОШ 85 327 учащиеся
занимаются в различных
баскетбола) функционируют в школе – руководитель Терехова Н.К,,33
школьника, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе посещают занятия в центре здоровья.
В школе традиционно
проводятся спортивные
кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята
принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах осенью во время
традиционного экологического фестиваля. Ежегодно проводятся соревнования по
баскетболу и волейболу на первенство школы.
Стали традиционными спортивные состязания "Папа, мама и я –
спортивная семья". Подобные соревнования
укрепляют контакт между
младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение.
Соревнования проводились в два этапа, сначала по параллелям начальных
классов, затем финальные соревнования, в которых приняли участие 6 семей по
2 от каждой параллели.
Ежедневно по утрам проходит утренняя гимнастика для учащихся младших
классов, которую проводят инструкторы – старшеклассники. На динамической
перемене организуются подвижные игры для 1-3 классов.
Систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению
здоровья детей. В этом году на 6 % повысилось количество детей,
занимающихся в основной группе.
Руководство внеклассной работой в школе
Непосредственное
руководство секцией
решает все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:
• самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;
• несет ответственность за безопасность занимающихся;
• проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);
• назначает дату и время тренировок (при согласовании с дирекцией
школы);
• принимает решение об участии (или не участии) в каком-либо
соревновании;
• несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях
перед лицом дирекции.
В права и обязанности руководства школы входит:
• создание условий для беспрепятственной работы секции;
• несение ответственности за создание и функционирование секции
перед муниципальными органами;
• по необходимости прекратить работу секции.
Педагог дополнительного образования (в дальнейшем тренер), используя
необходимую методику обучения, проводит занятия по футболу 4-5 раз в неделю
по 1-2 часа. Главная цель секции – повышение общего уровня здоровья.
Стратегическими задачами являются:
повышение спортивного
подготовка профессиональных спортсменов.
Планирование внеклассной работы
Планирование внеклассной
предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания
школьников. Занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации
двигательных и морально- волевых качеств. Тренеру необходимо знать и
рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также
умело применять их на практике. «Не навреди!» - гласит первая заповедь
тренера – воспитателя.
Планирование – это первая
ступень в построении
занятий. То, как бы хотел видеть тренер рабочий процесс. В планировании,
как в шахматах: нужно продумывать сразу на несколько ходов вперед. План
составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на
большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут
конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем,
если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает
перспектива. В этом и заключается основная сложность. То что вычислено и
проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме
того, в процессе планирования важно
учитывать конкретно –
данные. Исходные данные о конкретном
состоянии контингента
их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и
личностные установки.
Для того, чтобы успешно решать задачи физического воспитания
необходимо, чтобы из занятия в занятие ученикам предлагалась достаточная
нагрузка, которая, с одной стороны, несла бы кумулятивный эффект и, с
другой стороны, не была бы чрезмерной.
Дозировка тренировочных
сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр.
Таким образом, кроме общих
педагогических принципов,
несут основополагающие требования к проведению занятий, крайне важную роль
играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к
решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет либо
к деградации физических качеств спортсмена, либо, что гораздо страшнее, к
ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям.
Перечислим специфические
характеристику:
1. принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать
изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к