Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа
Цель – Изучить проблемы возникающие на физкультурных занятиях при ходьбе и беге.
Задачи:
- изучить особенности развития у дошкольников основных видов движений;
- охарактеризовать ходьбу и бег;
- проанализировать методики обучения ходьбы и бега в дошкольном возрасте на уроках физкультуры.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОДЬБЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
1.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ ………………………………………………………….5
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ХОДЬБЫ, ЗНАЧЕНИЕ, РАЗНОВИДНОСТИ ....12
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БЕГУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА БЕГА, ЗНАЧЕНИЕ, РАЗНОВИДНОСТИ ……..16
2.2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..18
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………35
Сила – степень напряжения мышц при их сокращении.
Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.
Учитывая
анатомно-физиологические
Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.
Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.
Развитие
выносливости требует большого количества
повторений одного и того же упражнения.
Однообразная нагрузка приводит к утомлению,
и дети теряют интерес к этому
упражнению. Поэтому лучше всего
применять разнообразные
Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются и это также способствует развитию выносливости.
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ХОДЬБЫ, ЗНАЧЕНИЕ,
РАЗНОВИДНОСТИ
Ходьба
– основной способ передвижения человека.
Она относится к циклическим движениям.
Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся
шагов правой и левой ногой. Последовательность
этих движений такова: перенос вперед
одной ноги, в то время как другая опирается
на почву, опора о почву обеими ногами.
Затем начинается новый цикл в той же последовательности.
При этом сокращение мышц чередуется с
относительно продолжительным их расслаблением.
Это позволяет ходить относительно длительное
время без утомления.
Центр тяжести при ходьбе перемещается в трех направлениях: в направлении движения всего тела ( поступательное движение); вверх-вниз (вертикальные колебания); вправо-влево (боковые раскачивания). Вертикальные колебания происходят при переносе одной ноги вперед во время опоры на другую. Чем длиннее шаг, тем более они заметны. Боковые раскачивания наблюдаются при передаче опоры с одной ноги на другую и особенно сильны при широкой расстановке стоп. Движение плечевого пояса и рук способствуют сокращению равновесия при ходьбе. Движения эти ритмичны и согласуются с движением ног: при выносе правой ноги вперед правая рука отводится назад и наоборот, при выносе левой ноги вперед левая рука отводится назад. Амплитуда движения рук зависит от от высоты подъема колена, ширины шага, темпа ходьбы.
Существует большое количество видов ходьбы.
По способу выполнения различаются: ходьба обычная, на носках, пятках, краях стоп, с высоким подниманием колен, широким шагом, приставным скрестным, гимнастическая, спортивная, строевым, походным шагом, в приседе, полуприсяде и др. Эти виды ходьбы отличаются друг от друга положением туловища, ног, рук. Ходьба может совершаться одним ребенком, маленькими группами и всей группой; в различных построениях (шеренгой, в колонку по одному, по два, по три, четыре и т.д.); в разных направлениях (вперед, назад- спиной вперед, по кругу, змейкой, зигзагом, боком- вправо, влево, врассыпную).
Ходить можно по прямой местности и по холмистой (спускаться с горки и подниматься в горку).
При ходьбе можно изменять положение рук (на пояс, в стороны, к плечам и т.д.) и выполнять дополнительные задания: ходить с предметом на голове, перешагивать через предметы и т.д.
Все виды ходьбы можно выполнять в разном темпе: медленном, среднем и быстром, а также с ускорением и на скорость.
Каждый из указанных видов ходьбы по-разному влияет на организм человека. Ходьба с высоким подниманием колена, широким шагом способствует развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, а также усиливает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Ходьба на носках, пятках, краях
стоп укрепляет мышцы, связки стопы
и предупреждает развитие плоскостопия.
Ходьба в различных построениях
(в колонну по одному, по два, четыре)
и в различных направлениях (змейкой,
по кругу) согласовывать свои движения
с движениями других детей, действовать
в коллективе. При выполнении ходьбы
в различных темпах у детей
развивается быстрота двигательных
реакций. Обычная ходьба не связана
с большой физиологической
Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать. Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.
В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности [1].
Ходьба представляет собой
циклическое движение умеренной
интенсивности, т. е. происходит повторение
одних и тех же циклов двигательных
действий (шаги правой и левой ногой).
Руки двигаются поочередно в направлении
вперед назад согласованно с движениями
ног. В процессе ходьбы происходит постоянное
чередование напряжения и расслабления
мышц, что обеспечивает длительную
работоспособность нервно-
Величина нагрузки при ходьбе зависит
от скорости движения и условий выполнения.
Так, при медленной ходьбе по относительно
ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой
дорожке) интенсивность нагрузки незначительна.
Но она заметно увеличивается, если повысить
темп движения, включить преодоление спусков
и подъемов или двигаться по дорожкам
с разным грунтом (песчаным, травянистым).
Предельная нагрузка на стопы человека равна его двойному весу. Это значит, например, что при массе ребенка 10 кг его стопы выдерживают нагрузку до 20 кг.
При кажущейся простоте движений
в ходьбе ребенок не может сразу
овладеть правильными навыками, особенно
на начальном этапе, когда малышу
трудно сохранять равновесие из-за
колебаний общего центра тяжести (он
раскачивается, туловище излишне наклоняет
вперед). Поэтому ребенок двигается
быстро, мелкими шагами: стопа ставится
на опору вся целиком, без переката
с пятки на носок, ребенок как
бы «шлепает». Шаги неуверенные, неравномерные.
Плохо согласованы движения рук
и ног, руки мало участвуют в движении.
Эти особенности ходьбы ребенка
вызваны слабостью мышц, участвующих
в движении, плохой согласованностью их
работы, более высоким, чем у взрослого,
расположением центра тяжести тела. Слабо
выраженный свод стопы, отсутствие умения
при движении напрягать или расслаблять
соответствующие мышцы не выполняет рессорной
функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми
[2].
Несмотря на все это, с первых моментов
овладения ходьбой дети с удовольствием
используют этот способ передвижения.
Педагоги заметили, что малыши как бы ищут
дополнительные трудности, намеренно
усложняют движения, например переступают
через камешки, ветки, пробираются через
кусты, поднимаются на горку, ступеньки,
т. е. дети сами пытаются найти способ для
совершенствования осваиваемых движений.
Существует множество определений понятия
ходьба:
Ходьба — основной способ передвижения
человека. Она относится к циклическим
движениям. Цикл движений при ходьбе состоит
из чередующихся шагов правой и левой
ногой. Последовательность этих движений
таков: перенос вперед одной ноги, в то
время как другая опирается на почву; опора
о почву обеими ногами; перенос вперед
другой ноги; опора о почву обеими ногами.
Затем начинается новый цикл в той же последовательности.
При этом сокращение мышц чередуется с
относительно продолжительным их расслаблением.
Это позволяет ходить относительно длительное
время без утомления [16].
Ходьба человека — наиболее
естественная локомоция человека.
Автоматизированный двигательный акт,
осуществляющийся в результате сложной
координированной деятельности скелетных
мышц туловища и конечностей [19].
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БЕГУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА БЕГА, ЗНАЧЕНИЕ, РАЗНОВИДНОСТИ
Бег — один из способов передвижения (локомоции) человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей. Для бега характерен, в целом, тот же цикл движений, что и при ходьбе, те же действующие силы и функциональные группы мышц. Отличием бега от ходьбы является отсутствие при беге фазы двойной опоры. Бег предоставляет хорошие условия в качестве аэробной тренировки, которая увеличивает порог выносливости, положительно влияет на сердечно-сосудистую систему, повышает обмен веществ в организме и, таким образом, помогает осуществлять контроль за весом тела. Бег позитивно влияет на иммунную систему и улучшает тонус кожи.
Бег позволяет наладить ритмическую работу эндокринной и нервной систем. Во время бега, когда человек постоянно преодолевает земную гравитацию, подскакивая и опускаясь в вертикальном положении, кровоток в сосудах входит в резонанс с бегом, при этом активизируются ранее незадействованные капилляры. Микроциркуляция крови активизирует деятельность органов внутренней секреции. Поток гормонов возрастает и способствует координированию деятельности других органов и систем организма. В основном в беге задействованы мышцы сердца, бедра и голени, причём в ногах не те же узлы тех же мышц, что многие атлеты пытаются нагрузить в спортзале, заменяя бег. В голени при беге участвует не только икроножная мышца, которая может развиваться при хождении на каблуках. Стопу толкает также сгибатель и разгибатель большого и среднего пальца, развивается камбаловидная и передняя большеберцовая мышца. От этого голень становится более ровной или полной, гармонично развитой.
Второстепенное развитие мускулатуры получает прямая мышца живота в основном в узлах у лобка. Но развитие дыхания развивает и рёберные узлы этой мышцы. Дыхание при беге строится исходя из потребности организма в кислороде. Кислородный голод вызывает повышенное сердцебиение, которое влияет на учащение дыхания. Дыхание, при котором бегуну легко разговаривать, называется аэробным, считается по пульсу в размере менее 60 % относительно максимально возможного. Дыхание, при котором тяжело разговаривать, называется дыханием с кислородным голодом. Искусственно созданный кислородный голод заставляет мускулатуру активнее работать, увеличивать количество микрокапилляров, развивает в лёгких увеличенное количество кровеносных сосудов, что из меньшего количества воздуха позволяет отбирать кислород качественнее. Занимаются бегом на голодный желудок, планируя питание таким образом, чтобы к началу тренировок желудок был пуст. Полный желудок напрягает поджелудочную железу, может способствовать появлению боли в боку.
Для бега, более продолжительного по времени (от 1, 2 часов), желательно принимать быстроусваиваимую пищу. Люди, активно занимающиеся бегом, применяют спортивное питание.
Первые олимпийские состязания до нашей эры проводились только по бегу. По преданию первые олимпийские игры были организованы Гераклом в 1210 до н. э. С 776 до н. э. велись записи о играх олимпиад которые проводились только по бегу на один стадий (192 м). В 724 до н. э. добавились состязания на два стадия. В 720 до н. э. добавлен бег на семь стадий и в пример победителю атлеты стали соревноваться обнажёнными, этому способствовала культура общества, которая превозносила загорелые атлетические тела. На игры не допускались женщины в детородном возрасте, в беге состязались только мужчины.
Бег и состязания в беге известны в истории человека «разумного» во все времена, на всех континентах, всех народов, начиная от человека «умелого». Это те физические упражнения которые необходимы были и для девушек древней Греции, для рождения здоровых детей. (об этом писал Аристотель, критикуя законодательство, не обязывающее родителей заниматься спортом с девушками)
2.2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В отличие от ходьбы бег
более быстрый способ передвижения.
Вместе с тем он и более эффективно
влияет на организм. Детей обучают разным
видам бега.
Обычный бег. В дошкольном возрасте нужно
научить детей:
У детей двух лет бег
характеризуется добавочными