Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа
Цель – Изучить проблемы возникающие на физкультурных занятиях при ходьбе и беге.
Задачи:
- изучить особенности развития у дошкольников основных видов движений;
- охарактеризовать ходьбу и бег;
- проанализировать методики обучения ходьбы и бега в дошкольном возрасте на уроках физкультуры.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОДЬБЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
1.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ ………………………………………………………….5
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ХОДЬБЫ, ЗНАЧЕНИЕ, РАЗНОВИДНОСТИ ....12
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БЕГУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА БЕГА, ЗНАЧЕНИЕ, РАЗНОВИДНОСТИ ……..16
2.2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..18
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………35
В три года улучшается согласованность движения рук и ног; увеличивается полетность. Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря более энергичному отталкиванию от земли.
С возрастом у детей увеличивается длина шага (до 8590 см), бега становится менее частым (в среднем 168178 шагов и минуту). Скорость бега постепенно возрастает.
При обучении бегу большое внимание уделяется выносу голени маховой ноги вперед, энергичному отталкиванию от почвы, подъему бедра вверх. Для этого дается задание пробегать, с перешагиванием через препятствия высотой 1015 см (кубики, рейки и Др.). Предметы кладут на длину уменьшенного шага по прямой или кругу. При этом надо уметь отталкиваться подальше препятствия и не набегать на него. После перешагивания нога опускается на грунт передней частью стопы. Дается и такое падание при беге: забрасывать голень маховой ноги назад перед выносом ее вперед, т. е. бежать сгибая ноги в коленях так сильно назад, чтобы пятками касаться ягодиц.
Важно также научить правильному движению руками вперед-вверх в направлении к плечу. Пальцы кисти при этом согнуты в кулак. После взмаха вперед руки отводятся назад, локтями в стороны. Руки слегка разгибаются в локтях. Амплитуду и направление движения рук можно уточнять стоя на месте (в шеренге), а также в коротких перебежках с одной стороны зала (площадки) до другой. Следует помнить, что амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена и скорости передвижения. В подготовительной к школе группе задания по обучению технике бега усложняются: детям предлагают бегать, сильно сгибая ноги назад; высоко поднимая колени, стараясь коснуться ладоней согнутых в локтях рук; выбрасывать прямые ноги вперед.
Бег на носках используется с третьего года жизни. Дети бегают как на площадке, так и в помещении. Надо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширокий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки).
Бег с высоким подниманием колен (бедра) используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т. д.)
Бег широким шагом используется с пятого года жизни, При этом беге нога ставится с пятки перекатом на носок, амплитуда движения рук большая. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, на обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается. Это задание приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов.
Бег сочетается с выполнением заданий. На третьем году жизни дети бегают с погремушками, ленточками, платочками, кубиками, мячом и др.
В старшей группе задания усложняются: обегать предметы, перепрыгивать шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур.
В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей. Дети пробегают под длинной скакалкой; бегут, перебрасывая мяч друг другу; с различным положением рук (руки на пояс, руки в стороны); чередуют бег с прыжками.
Бег по холм истой местности
сочетается с выполнением заданий:
вбегание на горку, сбегание с нее, бег
по бревну и спрыгивание с него, залезание
на пенек и слезание с него.
Сначала дети бегают по одному (индивидуально)
в прямом направлении, одновременно выполняя
задания: принести предмет (кубик, погремушку),
перенести его с одного места на другое,
бросить мяч и бежать за ним.
В дальнейшем дети бегают небольшой группой или всей группой («стайкой») за воспитателем в прямом направлении (с одного края зала (площадки) до другого), убегают от воспитателя. Затем во время бега они делают поворот и бегут в другом направлении.В дальнейшем дети бегают самостоятельно по заданию воспитателя. В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Сначала роль направляющего выполняет воспитатель, потом дети.
Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т. е. соблюдать дистанцию, держась ближе к краям зала (площадки) Приучают всех детей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после ходьбы и бега врассыпную. В дальнейшем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (налево), кругом, перестраиваются в колонну по два, по четыре (см. главу «Строевые упражнения»). После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их учат бегать в колонне по два (парами) (соблюдая дистанцию, интервал), а также шеренгой с одной стороны площадки до другой (в играх).
Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При лом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала.
Постепенно детей готовят к пониманию и выполнению команд бега, принятых в гимнастике. Для выполнения бега на месте подается команда «На месте, бегом марш!». По предварительной команде «На месте, бегом» надо приготовиться к бегу руки полусогнуть, отведя локти несколько назад, а по исполнительной команде «Марш!» начать бег. Ногу надо ставить на переднюю часть ступни.
Для перехода с бега на месте на бег с продвижением вперед подается команда «Прямо!». Бег вперед выполняется полным шагом. У ближайшего угла подается команда «Налево (направо) is обход марш!». Поворот делается без дополнительной команды. Как только направляющий сделал поворот у угла, подается соответствующая команда («Прямо!» и т. д.). Для перехода с бега на месте к бегу вперед может быть подана и другая команда (если предусмотрен бег в обход зала) -Налево (направо) в обход марш!». (При подаче команды в движении слово «бегом» опускается.)
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СЮЖЕТНО – ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ
Физкультурные занятия являются одной из основных форм организации двигательной деятельности ребенка в детском саду. Физкультурное занятие в зависимости от конкретных задач можно провести в следующих формах:
- традиционное (классическое) занятие, состоящее из вводно-подготовительной, основной и заключительной части;
- круговая тренировка;
- занятие тренировочного типа для отработки определенных движений или упражнений;
- комплексное занятие, объединенное одним игровым сюжетом и включающее задания по развитию речи и музыкальные номера;
- обучающее занятие, на котором разучиваются новые упражнения;
- занятия-соревнования, построенное на командных играх и играх-эстафетах;
- двигательные рассказы;
- сюжетно-игровые занятия;
- занятия ритмической гимнастикой;
- самостоятельное занятие по интересам;
- занятие с использованием тренажеров;
- контрольное занятие, направленное на выявление отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения.
Алгоритм классического
I. Вводная часть:
а) корригирующая ходьба;
б) различные виды ходьбы;
в) построения и перестроения;
г) повороты;
д) различные виды бега;
е) упражнения в равновесии.
II. Основная часть:
1. Общеразвивающие упражнения с предметами или без них:
а) ритмические упражнения;
б) упражнения-имитации;
в) элементы йоги.
2. Основные виды движений:
а) метание;
б) лазание;
в) прыжки;
г) равновесие;
д) подвижная игра.
III. Заключительная часть:
а) различные виды ходьбы;
б) упражнения на восстановление дыхания;
в) малоподвижные развивающие
г) игры на развитие творческого воображения;
д) телесно-тренировочные упражнения;
е) дыхательные упражнения с элементами йоги;
ж) хоровод.
Предлагаю конспекты сюжетно-игровых занятий для младшего и среднего дошкольного возраста.
План-конспект
сюжетно-игрового занятия по физкультуре
«В гостях у бабушки»
во второй младшей группе
Программное содержание: Продолжать учить ходить по ограниченной площади опоры, сохраняя устойчивое равновесие; упражнять в прокатывании мяча друг другу, энергично его отталкивая; в подпрыгивании на месте, приземляясь на полусогнутые ноги. Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног. Формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие. Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве зала. Закреплять знания детей о домашних животных и птицах, живущих в деревне. Воспитывать желание заниматься физкультурой, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: круговая веревка, мячи и обручи на ½ группы детей, маска-шапочка наседки.
I. Построение в шеренгу – «Сегодня мы поедем в гости к бабушке в деревню».
Перестроение в колонну по одному поворотом направо.
Ходьба в колонне по одному.
Ходьба на носках, руки на пояс
Ходьба, бег в колонне по одному – «Поедем в гости к бабушке».
Ходьба с высоким подниманием колен – «Поехали на лошадке».
Ходьба по кругу.
Построение в круг.
II. ОРУ «Кто живет у бабушки?»
1. Курочки машут крыльями. И.п.: ноги на ширине ступни, руки опущены. 1 – поднять руки вверх, 2 – и.п., 3-4 то же. 4-5 раз.
2. Гуси шипят: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклон вперед, локти отвести назад, 2 – и.п., 3-4 то же. 4-5 раз
3. Котятки потягиваются. И.п.: стоя на четвереньках. 1 – округлить спинку, 2 – прогнуть спинку, и.п., 3-4 то же. 4-5 раз.
4. Щенки играют. И.п.: лежа на спине. 1,2,3,4 – быстро двигать руками и ногами.
5. Воробушки прыгают. Прыжки в чередовании с ходьбой на месте.
Перестроение в колонну по одному.
Основные виды движений: «Поможем бабушке в огороде»
1. «Идем по огороду» – ходьба по извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 3 м).
2. «Собираем арбузы» – прокатывание мяча двумя руками друг другу (расстояние 1,5 м).
3. «Собираем груши» - прыжки на всей ступне с подниманием на носки.
Подвижная игра «Наседка и цыплята».
III. Игровое упражнение «Шалтай-
Подведение итогов занятия
План-конспект
сюжетно-игрового занятия по физкультуре
«Зверюшки, навострите ушки!»
в средней группе
Программное содержание: Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Учить сохранять устойчивое равновесие и правильную осанку при ходьбе по ограниченной площади опоры, закреплять умение ползать по скамейке, опираясь на ладони и колени, повторить прыжки с продвижением вперед. Упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног, учить ходить и бегать ритмично. Формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие. Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве зала. Воспитывать самостоятельность, творчество, интерес к занятиям физкультурой, дружеские взаимоотношения, любовь к животному миру. Закреплять знания детей о живой природе, учить в движениях подражать повадкам животных.
Оборудование: 4-5 конусов, 2 скамейки, 4-5 обручей, кубик высотой 10 см, маска-шапочка волка.
I. Построение в шеренгу.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем веселыми зверушками. А каких зверей вы знаете? (Ответы детей). Молодцы. Будем подражать их повадкам.
Итак, зверюшки, навострите ушки, слушайте внимательно. Сделаем все движения просто замечательно.
Перестроение в колонну по одному поворотом направо.
Ходьба в колонне по одному.
Ходьба на носках, руки на пояс – «лисичка крадется», ходьба на внешней стороне стопы – «медведи идут вперевалочку» в чередовании с обычной ходьбой.
Прыжки с продвижением вперед – «зайки прыгают».
Ходьба, бег в колонне по одному – «волк бежит рысцой».
Ходьба, ходьба и бег змейкой между конусами – «змея ползет».