Общая характеристика ходьбы и бега, методика обучения в разных возрастных группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель – Изучить проблемы возникающие на физкультурных занятиях при ходьбе и беге.
Задачи:
- изучить особенности развития у дошкольников основных видов движений;
- охарактеризовать ходьбу и бег;
- проанализировать методики обучения ходьбы и бега в дошкольном возрасте на уроках физкультуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОДЬБЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
1.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ ………………………………………………………….5
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ХОДЬБЫ, ЗНАЧЕНИЕ, РАЗНОВИДНОСТИ ....12
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БЕГУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА БЕГА, ЗНАЧЕНИЕ, РАЗНОВИДНОСТИ ……..16
2.2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..18
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………35

Файлы: 1 файл

бег.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

В три года улучшается согласованность  движения рук и ног; увеличивается  полетность. Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря более энергичному отталкиванию от земли.

С возрастом у детей  увеличивается длина шага (до 8590 см), бега становится менее частым (в  среднем 168178 шагов и минуту). Скорость бега постепенно возрастает.

При обучении бегу большое внимание уделяется выносу голени маховой ноги вперед, энергичному отталкиванию от почвы, подъему бедра вверх. Для этого дается задание пробегать, с перешагиванием через препятствия высотой 1015 см (кубики, рейки и Др.). Предметы кладут на длину уменьшенного шага по прямой или кругу. При этом надо уметь отталкиваться подальше препятствия и не набегать на него. После перешагивания нога опускается на грунт передней частью стопы. Дается и такое падание при беге: забрасывать голень маховой ноги назад перед выносом ее вперед, т. е. бежать сгибая ноги в коленях так сильно назад, чтобы пятками касаться ягодиц.

Важно также научить правильному  движению руками вперед-вверх в направлении к плечу. Пальцы кисти при этом согнуты в кулак. После взмаха вперед руки отводятся назад, локтями в стороны. Руки слегка разгибаются в локтях. Амплитуду и направление движения рук можно уточнять стоя на месте (в шеренге), а также в коротких перебежках с одной стороны зала (площадки) до другой. Следует помнить, что амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена и скорости передвижения. В подготовительной к школе группе задания по обучению технике бега усложняются: детям предлагают бегать, сильно сгибая ноги назад; высоко поднимая колени, стараясь коснуться ладоней согнутых в локтях рук; выбрасывать прямые ноги вперед.

Бег на носках используется с третьего года жизни. Дети бегают как на площадке, так и в помещении. Надо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширокий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Наряду с показом и объяснением  воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки).

Бег с высоким подниманием  колен (бедра) используется на четвертом  году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При  беге на месте дети высоко поднимают  колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, воспитатель  наряду с показом и объяснениями применяет имитацию (бегать, как  лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т. д.)

Бег широким шагом используется с пятого года жизни, При этом беге нога ставится с пятки перекатом  на носок, амплитуда движения рук  большая. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, на обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается. Это задание приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов.

Бег сочетается с выполнением  заданий. На третьем году жизни дети бегают с погремушками, ленточками, платочками, кубиками, мячом и др.

В старшей группе задания  усложняются: обегать предметы, перепрыгивать  шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур.

В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей. Дети пробегают  под длинной скакалкой; бегут, перебрасывая мяч друг другу; с различным положением рук (руки на пояс, руки в стороны); чередуют бег с прыжками.

Бег по холм истой местности  сочетается с выполнением заданий: вбегание на горку, сбегание с нее, бег по бревну и спрыгивание с него, залезание на пенек и слезание с него. 
Сначала дети бегают по одному (индивидуально) в прямом направлении, одновременно выполняя задания: принести предмет (кубик, погремушку), перенести его с одного места на другое, бросить мяч и бежать за ним.

В дальнейшем дети бегают небольшой  группой или всей группой («стайкой») за воспитателем в прямом направлении (с одного края зала (площадки) до другого), убегают от воспитателя. Затем во время бега они делают поворот и бегут в другом направлении.В дальнейшем дети бегают самостоятельно по заданию воспитателя. В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Сначала роль направляющего выполняет воспитатель, потом дети.

Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т. е. соблюдать дистанцию, держась  ближе к краям зала (площадки) Приучают всех детей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после  ходьбы и бега врассыпную. В дальнейшем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (налево), кругом, перестраиваются  в колонну по два, по четыре (см. главу «Строевые упражнения»). После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их учат бегать в колонне по два (парами) (соблюдая дистанцию, интервал), а также шеренгой с одной стороны площадки до другой (в играх).

Бег врассыпную дается на третьем  году жизни. При лом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала.

Постепенно детей готовят  к пониманию и выполнению команд бега, принятых в гимнастике. Для выполнения бега на месте подается команда «На месте, бегом марш!». По предварительной команде «На месте, бегом» надо приготовиться к бегу руки полусогнуть, отведя локти несколько назад, а по исполнительной команде «Марш!» начать бег. Ногу надо ставить на переднюю часть ступни.

Для перехода с бега на месте  на бег с продвижением вперед подается команда «Прямо!». Бег вперед выполняется полным шагом. У ближайшего угла подается команда «Налево (направо) is обход марш!». Поворот делается без дополнительной команды. Как только направляющий сделал поворот у угла, подается соответствующая команда («Прямо!» и т. д.). Для перехода с бега на месте к бегу вперед может быть подана и другая команда (если предусмотрен бег в обход зала) -Налево (направо) в обход марш!». (При подаче команды в движении слово «бегом» опускается.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СЮЖЕТНО – ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

Физкультурные занятия являются одной  из основных форм организации двигательной деятельности ребенка в детском  саду. Физкультурное занятие в  зависимости от конкретных задач  можно провести в следующих формах:

- традиционное (классическое) занятие, состоящее из вводно-подготовительной, основной и заключительной части;

- круговая тренировка;

- занятие тренировочного типа для отработки определенных движений или упражнений;

- комплексное занятие, объединенное одним игровым сюжетом и включающее задания по развитию речи и музыкальные номера;

- обучающее занятие, на котором разучиваются новые упражнения;

- занятия-соревнования, построенное на командных играх и играх-эстафетах;

- двигательные рассказы;

- сюжетно-игровые занятия;

- занятия ритмической гимнастикой;

- самостоятельное занятие по интересам;

- занятие с использованием тренажеров;

- контрольное занятие, направленное на выявление отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения.

Алгоритм классического занятия  по физической культуре в детском  саду:

I. Вводная часть:

а) корригирующая ходьба;

б) различные виды ходьбы;

в) построения и перестроения;

г) повороты;

д) различные виды бега;

е) упражнения в равновесии.

II. Основная часть:

1. Общеразвивающие упражнения с предметами или без них:

а) ритмические упражнения;

б) упражнения-имитации;

в) элементы йоги.

2. Основные виды движений:

а) метание;

б) лазание;

в) прыжки;

г) равновесие;

д) подвижная игра.

III. Заключительная часть:

а) различные виды ходьбы;

б) упражнения на восстановление дыхания;

в) малоподвижные развивающие игры;

г) игры на развитие творческого воображения;

д) телесно-тренировочные упражнения;

е) дыхательные упражнения с элементами йоги;

ж) хоровод.

Предлагаю конспекты сюжетно-игровых  занятий для младшего и среднего дошкольного возраста.

План-конспект

сюжетно-игрового занятия по физкультуре

«В гостях у бабушки»

во второй младшей группе

Программное содержание: Продолжать учить ходить по ограниченной площади  опоры, сохраняя устойчивое равновесие; упражнять в прокатывании мяча друг другу, энергично его отталкивая; в подпрыгивании на месте, приземляясь на полусогнутые ноги. Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног. Формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие. Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве зала. Закреплять знания детей о домашних животных и птицах, живущих в деревне. Воспитывать желание заниматься физкультурой, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование: круговая веревка, мячи и обручи на ½ группы детей, маска-шапочка  наседки.

I. Построение в шеренгу –  «Сегодня мы поедем в гости к бабушке в деревню».

Перестроение в колонну по одному поворотом направо.

Ходьба в колонне по одному.

Ходьба на носках, руки на пояс

Ходьба, бег в колонне по одному – «Поедем в гости к бабушке».

Ходьба с высоким подниманием  колен – «Поехали на лошадке».

Ходьба по кругу.

Построение в круг.

II. ОРУ «Кто живет у бабушки?»

1. Курочки машут крыльями. И.п.: ноги на ширине ступни, руки опущены. 1 – поднять руки вверх, 2 – и.п., 3-4 то же. 4-5 раз.

2. Гуси шипят: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклон  вперед, локти отвести назад, 2 – и.п., 3-4 то же. 4-5 раз

3. Котятки потягиваются. И.п.: стоя на четвереньках. 1 – округлить спинку, 2 – прогнуть спинку, и.п., 3-4 то же. 4-5 раз.

4. Щенки играют. И.п.: лежа на спине. 1,2,3,4 – быстро двигать руками и ногами.

5. Воробушки прыгают. Прыжки в чередовании с ходьбой на месте.

Перестроение в колонну по одному.

Основные виды движений: «Поможем бабушке в огороде»

1. «Идем по огороду» – ходьба по извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 3 м).

2. «Собираем арбузы» –  прокатывание мяча двумя руками друг другу (расстояние 1,5 м).

3. «Собираем груши» - прыжки на всей ступне с подниманием на носки.

Подвижная игра «Наседка и цыплята».

III. Игровое упражнение «Шалтай-Болтай».

Подведение итогов занятия

План-конспект

сюжетно-игрового занятия по физкультуре

«Зверюшки, навострите ушки!»

в средней группе

Программное содержание: Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Учить сохранять  устойчивое равновесие и правильную осанку при ходьбе по ограниченной площади опоры, закреплять умение ползать  по скамейке, опираясь на ладони и колени, повторить прыжки с продвижением вперед. Упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног, учить ходить и бегать ритмично. Формировать правильную осанку, предупреждать  плоскостопие. Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве зала. Воспитывать самостоятельность, творчество, интерес к занятиям физкультурой,  дружеские взаимоотношения, любовь к животному миру. Закреплять знания детей о живой природе, учить в движениях подражать повадкам животных.

Оборудование: 4-5 конусов, 2 скамейки, 4-5 обручей,  кубик высотой 10 см, маска-шапочка волка.

I. Построение в шеренгу.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем веселыми зверушками. А каких зверей вы знаете? (Ответы детей). Молодцы. Будем подражать их повадкам.

Итак, зверюшки, навострите ушки, слушайте внимательно. Сделаем все движения просто замечательно.

Перестроение в колонну по одному поворотом направо.

Ходьба в колонне по одному.

Ходьба на носках, руки на пояс –  «лисичка крадется», ходьба на внешней  стороне стопы – «медведи идут вперевалочку» в чередовании  с обычной ходьбой.

Прыжки с продвижением вперед –  «зайки прыгают».

Ходьба, бег в колонне по одному – «волк бежит рысцой».

Ходьба, ходьба  и бег змейкой между конусами – «змея ползет».

Информация о работе Общая характеристика ходьбы и бега, методика обучения в разных возрастных группах