Общая методика начального обучения и психологическая подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 07:57, контрольная работа

Описание работы

Плавание — один из труднейших видов олимпийской программы. Сегодня для достижения выдающегося результата требуется максимальное напряжение физических и духовных сил, высокое мастерство, самозабвенные тренировки на протяжении многих лет.
В задачи обучения плаванию в ДЮСШ входит: 1) начальное обучение плаванию; 2) обучение современной технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов; 3) совершенствование техники спортивных способов плавания и овладение ее вариантами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..2
Общая методика начального обучения и психологическая подготовка……………...2
Требования к техническому оснащению бассейна……………………………………..5
4. Проведение занятий………………………………………………………………….......6
5. Изучение способов и техники плавания…………………………………………….....11
5.1 Кроль на груди…………………………………………………………………………..11
5.2 Изучение стартов и поворотов. Простые старты и повороты………………………..16
5.3 Облегченный способ плавания баттерфляй (дельфин)……………………………….18
5.4 Изучение техники плавания брассом…………………………………………………..20
5.5 Кроль на спине…………………………………………………………………………..22
6. Воспитательная работа………………………………………………………………….24
7. Заключение………………………………………………………………………………27
8. Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

_к.р._плавание 1.docx

— 57.14 Кб (Скачать файл)

3. То же, но одна рука  вытянута вперед, другая у бедра.

4. Лежа на боку вдоль  скамейки, нижняя рука вперед  и опирается ладонью о скамейку, верхняя — вдоль бедра: немного  приподняв ноги от скамейки  вверх за счет прогиба тела  в сторону, имитация движений  ног, как при плавании кролем. Упражнение выполняется с помощью  партнера, который стоит сбоку  занимающегося и помогает ему  сохранить исходное положение  тела на боку.

В воде:

1. Движения ногами как  при плавании кролем, лежа на  груди с опорой руками о  бортик бассейна. При этом кисть  одной руки захватывает сверху  край сливного корытца, кисть  другой — упирается ладонью (пальцы  вниз) в стенку бассейна на  глубине примерно 30 см; обе руки  прямые. Лицо пловца направлено  вперед, подбородок на поверхности  воды, дыхание произвольное. При  последующих повторениях упражнения  при вдохе лицо необходимо  приподнять и смотреть вперед  или повернуть голову в сторону; при выдохе лицо следует опустить  в воду.

На занятиях с детьми младшего возраста можно применить другое исходное положение — лежа на груди в воде с опорой руками о бортик бассейна: хват кистями сверху за край сливного корытца на ширине плеч, руки согнуты, локти упираются в стенку, подбородок между руками на поверхности воды, лицо направлено вперед.

Следить за вытянутым горизонтальным положением тела у поверхности воды, мягкими, с небольшой амплитудой движениями ногами. Упражнение является имитационным. Выполняется с небольшим числом повторений для создания у новичков общего представления о движениях ногами как при плавании кролем.

Толчком ног от бортика скользить на груди, а затем выполнять движения ногами, как при плавании кролем на груди, руки впереди.

3. То же, но с доской  в руках.

4. Движения ногами как  при плавании кролем на груди, руки у бедер.

5. То же, но одна рука  впереди, другая — у бедра.

6. То же, но в положении  на боку, нижняя рука впереди, верхняя — у бедра.

Упражнения выполняются сначала с задержкой дыхания, лицо опущено в воду; затем с дыханием путем приподнимания головы лицом вперед. После того как занимающийся сможет проплыть с помощью ног 8—10 м, вдох выполняется с помощью поворота головы в сторону. Дыхание осваивается в обе стороны, как при плавании кролем на груди.

 

Упражнения для изучения согласования движений рук, ног и дыхания

На суше: 1.

Стоя в наклоне вперед прогнувшись лицом к стене, одна рука сзади, другая — впереди и касается стены кончиками пальцев: имитация согласования движений рук и ног, как при плавании кролем, во время ходьбы на месте (носки от пола не отрывать). Занимающихся знакомят с двух- и шестиударной координацией движений.

В первом случае занимающиеся выполняют шаги в ритме счета «раз-два». Каждый счет приходится на касание одной рукой стены и опускание пятки разноименной ноги; другая рука в это время «завершает гребок».

Во втором случае занимающиеся на один полный цикл движения рук выполняют шесть шагов в ритме счета «раз-два-три, раз-два-три». На счет «три» рука касается пальцами стены.

2. Во время движения  шагом имитация согласования  движений ног и рук, как при  плавании двухударным кролем; на шаг вперед левой — «завершение гребка левой рукой и вход в воду правой руки»; на шаг вперед правой — «завершение гребка правой рукой и вход в воду левой руки». Упражнение выполняется в ритме растянутого счета: «и р-а-а-з, и д-в-а-а».

На счет «и» занимающийся плавно переносит тяжесть тела вперед с одной ноги на другую и рукой, вытянутой вперед, начинает «гребок», а рукой, вытянутой назад, — «выход руки из воды и движение над водой».

3. То же, что упражнения 1 и 2, но в сочетании с дыханием. В упражнении, выполняемом у стены, голова для вдоха поворачивается  сразу же после касания стены  рукой, противоположной стороне  вдоха. После вдоха голова должна  возвратиться в исходное положение  лицом вниз раньше, чем рука, под  которую выполняется вдох, коснется  стены.

В воде: 1. Стоя на дне в полунаклоне вперед прогнувшись, одна рука впереди, другая — сзади, лицо опущено в воду: повторить имитационные упражнения, что и на суше, для согласования движений ног, рук и дыхания, как при плавании кролем.

Проплывание с помощью движений рук кролем короткого отрезка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности воды — прочувствовать уравновешивающие движения ног вверх и вниз, а затем усилить их в ритме двухударной координации.

Если двухударная координация не получается, в качестве подводящего упражнения можно использовать следующее:

3. Лежа на груди, руки  вдоль туловища: плавание с помощью  попеременных захлестывающих движений  ладонями и предплечьями назад (локти от туловища не отрывать), координируя каждое движение  ладонью назад с небольшим  захлестывающим движением одноименной  стопой вниз.

4. Проплывание на груди короткого отрезка с помощью ритмичных движений ногами кролем, одна рука вытянута вперед, другая — у бедра и с последующим присоединением движений руками кролем в ритме шестиударной координации.

5. Проплывание коротких отрезков с помощью движений рук и ног с наиболее естественным (удобным) для занимающегося согласованием движений.

Первые повторения при плавании кролем на груди выполняются с задержкой дыхания. Осваивается ритм двух- или шестиударного кроля. Если занимающийся легко согласует движения в координации четырехударного кроля, не следует считать это за ошибку.

Затем переходят к освоению согласования движений рук и ног с дыханием.

6. Проплывание коротких отрезков кролем на груди, вдох в сторону на каяедые 2 или 3 полных цикла движений рук.

7. То же, но вдох выполняется  на каждый цикл движений рук.

Если у отдельных учеников появляются трудности в освоении дыхания при плавании кролем на груди, выполняются следующие упражнения.

8. Плавание на груди  с помощью движений ног и  одной руки кролем, другая рука  вытянута вперед и опирается  ладонью о резиновый круг или  плавательную доску; вдох выполняется  в первой половине движения  руки над водой после гребка.

9. То же, но без опоры  рукой о круг или доску.

Во время первых повторений упражнений 8 и 9 голова остается все время повернутой лицом в сторону гребущей руки, рот — над поверхностью воды. После того как занимающийся освоит момент вдоха, голова для выдоха поворачивается лицом в воду.

10. Плавание кролем на  груди с дыханием, длину отрезков  постепенно увеличивают.

 

 

5.2. Изучение стартов  и поворотов

Простые повороты и старты

Первые повороты в мелком учебном бассейне занимающиеся выполняют с остановкой. Коснувшись рукой стенки бассейна, они встают на дно, поворачиваются кругом, принимают исходное положение для сколыкения и, оттолкнувшись от стенки, плывут дальше.

Затем переходят к изучению открытого плоского поворота с касанием стенки одной или двумя руками. Второй вариант поворота применяется в дальнейшем при плавании брассом и дельфином.

Чтобы выполнить открытый плоский поворот, пловец должен: подплыть к стенке и коснуться ее рукой (руками); если есть возможность, захватить край бортика и подтянуться к нему; сгруппироваться и выполнить поворот, помогая себе руками, опирающимися о стенку и воду; упереться стопами в стенку; сделать вдох; погрузиться под воду, вытянув одновременно руки вперед; оттолкнуться от стенки ногами и скользить на груди.

 

Вместо плоского поворота с касанием стенки одной рукой занимающиеся могут освоить поворот «маятником». В момент касания стенки рукой занимающийся несколько поворачивается на бок в сторону этой руки. Голова и плечи показываются из воды, таз опускается вниз, ноги сгибаются и устанавливаются стопами на степку. Сделав вдох, занимающийся отталкивается рукой от стенки, поворачивается на другой бок, а затем на грудь и начинает погружаться под воду. Одновременно с этим он проносит руку по воздуху и кладет ее на воду. Вытянув под водой обе руки вперед, отталкивается ногами и скользит на груди.

 

Для изучения простого плоского поворота выполняют следующие упражнения:

 

На суше. Стоя у стены лицом к ней на расстоянии 1,5—2 м, имитация основных элементов поворота: подхода к поворотной стенке, касания ее рукой, вращения (стоя на одной йоге), постановки стоп на стенку, вдоха, отталкивания.

 

В воде:

1. Лежа на груди с  помощью партнера или преподавателя,согнуть ноги, подтянуть колени к животу, выполнить плоский поворот, помогая себе движениями головой, плечами и руками, опирающимися о воду.

2. То же, но без помощи  партнера в конце скольжения  на груди после отталкивания  от стенки или дна бассейна.

3. Стоя на дне бассейна  в полунаклоне вперед прогнувшись (глубина по грудь) лицом к поворотной стенке, одна рука вытянута вперед на поверхности воды, другая — назад: подойти к стенке по дну, коснуться ее и выполнить поворот с последующим отталкиванием и скольжением.

4. То же, что упражнения 1 и 2, но с касанием стенки рукой  и скольжением после поворота.

5. Выполнить поворот, наплывая  на стенку с помощью движений  ног, руки вытянуты вперед.

6. То же, но подплывать  к стенке следует целостным  способом.

По этой схеме осваивается и поворот на груди «маятником».

При изучении поворотов вначале добиваются качественного выполнения вращения, отталкивания и скольжения без движений: «кто лучше сделает вращение?», «кто дальше проскользит после поворота?» Затем повороты выполняются с гребковыми движениями после скольжения.

Для того чтобы выполнить поворот при плавании облегченным способом на спине, ученик должен: перед поворотом вытянуть одну руку вперед под водой или над водой и коснуться стенки бассейна, одновременно повернуться на бок в сторону вытянутой руки; выполнить поворот «маятником», как это делается при плавании на груди, и перевернуться на спину во время отталкивания. При плавании спортивным способом кроль на спине осваивается открытый плоский поворот на спине. Поворот несложен и быстро разучивается занимающимися.

Во время игр, эстафет и первых контрольных упраяшений занимающиеся выполняют старт из воды толчком ног от стенки или дна бассейна.

При плавании на спине начинающие пловцы легко усваивают старт из воды, взявшись руками за край пенного корытца или за специальные поручни стартовой тумбочки. Осваивается старт с плоским входом в воду и сколыкением в положении руки у бедер. Старт с махом руками через стороны и скольжением на спине с руками, вытянутыми вперед, представляет для учеников групп начального обучения значительную трудность. Поэтому с этим вариантом старта группу следует лишь познакомить, не требуя выполнения его от всех учеников.

 

При плавании на груди старт толчком от стенки бассейна осуществляется из положения вис сзади или вис боком на одной руке, ноги согнуты в коленях и упираются стопами в стенку. Можно использовать старт с низкого бортика соскоком в воду вниз ногами с последующим отталкиванием от дна и сколыкением на груди.

По мере освоения занимающимися спадов головой вперед  переходят к выполнению стартов с низкого бортика. Основными будут спады и прыжки головой вперед из положения стоя нагнувшись, руки вперед.

Внимание обращается на плоский вход в воду и хорошее скольжение, а в прыжках головой вперед — и на хорошо вытянутое положение тела в полете. Последний вид прыжка можно применять в качестве стартового на итоговых соревнованиях в группе начального обучения. Но лучше, если занимающиеся освоят старт пловца с тумбочки или низкого бортика.

На суше имитируют движения при прыжке вверх из исходного пололнения, занимаемого по команде «На старт!». В воде стартовый прыжок с махом руками выполняется вначале с низкого бортика, затем с высокого или тумбочки. Чтобы научить новичка хорошему отталкиванию и вылету, рекомендуется стартовый прыжок делать через шест или в гимнастический обруч, удерживаемые над поверхностью воды.

 

5.3 Облегченный способ плавания баттерфляй (дельфин)

В основу облегченного способа плавания дельфин положены движения ногами и туловищем, как при плавании дельфином, в согласовании с движениями рук и дыханием, как при плавании облегченным способом брасс. На этапе начального обучения к облегченному способу плавания дельфин приступают лишь после того, как освоены три других способа плавания. Поэтому занимающиеся с движениями руками брассом в согласовании с дыханием бывают уже знакомы.

Основное внимание уделяется изучению движений ногами и туловищем, как при плавании дельфином.

Упражнения для изучения движений ногами и туловищем

 

На суше:

1. Стоя руки вверх ладонями  вперед, голова между руками: упругие  движения тазом вперед и назад, как при плавании дельфином.

2. То же, но стоя на  носках. При двшкении таза вперед ноги немного сгибаются в коленных суставах, при движении назад — выпрямляются. Плечевой пояс и руки остаются неподвижными.

3. Стоя на одной ноге  боком к стенке, одна рука вверху, другая опирается о стенку: имитация  волнообразных движений туловищем  и свободной ногой, как при плавании дельфином.

4. То же, но руки у  бедер.

 

В воде:

1. Стоя на дне бассейна, повторить упражнения, выполнявшиеся  на суше.

Информация о работе Общая методика начального обучения и психологическая подготовка