Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 07:57, контрольная работа
Плавание — один из труднейших видов олимпийской программы. Сегодня для достижения выдающегося результата требуется максимальное напряжение физических и духовных сил, высокое мастерство, самозабвенные тренировки на протяжении многих лет.
В задачи обучения плаванию в ДЮСШ входит: 1) начальное обучение плаванию; 2) обучение современной технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов; 3) совершенствование техники спортивных способов плавания и овладение ее вариантами.
Введение…………………………………………………………………………………..2
Общая методика начального обучения и психологическая подготовка……………...2
Требования к техническому оснащению бассейна……………………………………..5
4. Проведение занятий………………………………………………………………….......6
5. Изучение способов и техники плавания…………………………………………….....11
5.1 Кроль на груди…………………………………………………………………………..11
5.2 Изучение стартов и поворотов. Простые старты и повороты………………………..16
5.3 Облегченный способ плавания баттерфляй (дельфин)……………………………….18
5.4 Изучение техники плавания брассом…………………………………………………..20
5.5 Кроль на спине…………………………………………………………………………..22
6. Воспитательная работа………………………………………………………………….24
7. Заключение………………………………………………………………………………27
8. Список литературы………………………………
На первом уроке преподаватель разъясняет ученикам правила внутреннего распорядка в бассейне, знакомит с гигиеническими требованиями, объясняет команды и жесты, которыми он будет пользоваться во время урока.
Для обеспечения безопасности на занятиях в бассейне преподаватель обязан:
— не допускать к уроку детей, не прошедших медицинский осмотр;
— выводить новичков на борт бассейна и уводить их в душевые строем;
— на первом занятии научить детей правильному и безопасному входу в воду;
— не допускать прыжков в воду вниз головой на мелком месте;
— поддерживать строгую дисциплину на занятиях; вести непрерывное наблюдение за всеми занимающимися, особенно когда урок проводится в глубоком бассейне;
— при переводе группы для занятий в глубокий бассейн проверить умение каждого занимающегося плыть на глубоком месте, даже если он уверенно держался на воде в мелком бассейне. Каждый занимающийся должен проплыть вдоль бортика бассейна. Преподаватель сопровождает ребенка с шестом в руках;
— урок в воде начинать только после того, как предыдущая группа занимающихся полностью выйдет из воды.
Рекомендуется проводить занятия по следующей схеме:
Начальное обучение
Курс начального обучения в программе ДЮСШ плавания рассчитан на 36 занятий, каждое продолжительностью не менее 45 мин. В основу курса пополнено освоение подготовительных упражнений в воде и комплексное изучение способа плавания кроль на груди и облегченных способов плавания — на спине, брасс, дельфин.
Курс начального обучения условно разбивается на три этапа, каждый из которых имеет частные задачи, специфические средства и контрольные упражнения.
Задача первого этапа — освоение подготовительных упражнений в воде. На ее решение отводится 9 уроков. Контрольные упражнения:
1) погружение в воду
с открытыми глазами и
2) скольжение на груди (руки вытянуты вперед) и на спине, (руки у бедер) с помощью толчка от стенки бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
3) соскок в воду вниз ногами с низкого бортика.
Задача второго этапа — изучение четырех способов плавания, простейших спадов и прыжков в воду. За основу принято параллельно-последовательное изучение способов плавания. Уроки с 10-го по 21-й включительно отводятся на изучение облегченного способа плавания кроль на спине и способа кроль на груди. Затем с 22-го по 30-й урок изучаются облегченные способы плавания брасс и дельфин. В это же время занимающиеся овладевают простейшими прыяжами и спадами в воду и простыми поворотами. Продолжается совершенствование таких подготовительных упражнений в воде, как скольжение и дыхание.
Контрольные упражнения и нормативы (оценивается техника движений):
1) проплыть 6—8 м облегченным способом на спине (на 15-м уроке);
2) проплыть 6—8 м облегченным способом кроль на груди (на 21-м уроке);
3) проплыть 6—8 м облегченным способом брасс (на 29-м уроке);
4) проплыть б—8 м облегченным способом дельфин (на 30-м уроке);
5) соскок в воду ногами
вниз с высокого бортика или
метрового трамплина; спад в воду
головой вперед с низкого
Задача третьего этапа — закрепление навыка одного-двух способов плавания, выбранных с учетом двигательной одаренности занимающегося. К началу третьего этапа преподаватель узнает, какие движения в воде даются отдельным ученикам легче, какие коордипацпи соответствуют их индивидуальным возможностям. С учетом этого выбирается один или два способа, совершенствование которых продолжается на уроках с 31-го по 36-й.
Применяются упражнения в плавании избранным способом с полной координацией движений. Чаще всего это кроль на груди или брасс. Занимающихся знакомят такяне с упрощенным стартом и простыми поворотами. На уроках с более подготовленными пловцами в качестве дополнительного материала могут быть использованы упражнения для изучения и совершенствования техники плавания спортивными способами.
Контрольные упражнения и нормативы:
1) проплыть 8—10 м каяэдым из четырех изученных способов плавания на технику (35-й урок);
2) проплыть 25 м одним из способов по выбору (36-й урок);
3) выполнить прыжок в воду головой вперед с низкого бортика или тумбочки (35-й урок).
Начиная с 22-го урока отдельные занятия или заключительную часть занятия, а с 31-го урока все оставшиеся занятия полностью рекомендуется проводить в глубоком бассейне. Это необходимо для изучения простейших прыжков в воду, воспитания уверенности и умения ориентироваться на глубокой воде.
Рассмотренный вариант планирования рассчитан на детей 8—9 лет, учащихся 2—3-го классов общеобразовательной школы, не умеющих плавать. При обучении плаванию детей 1-го класса из программы исключается облегченный способ плавания дельфин. При слабой физической подготовленности школьников первый этап обучения — освоение подготовительных упражнений — можно продлить до 12 занятий. Если группа начального обучения укомплектована школьниками 3—4-го классов, умеющими держаться на воде, продолжительность первого этапа обучения сокращается до 6 уроков. Соответственно увеличивается последний этап. Возможным становится подготовка к выполнению норматива «преодоление дистанции 50 м способом кроль или брасс».
По-иному планируется курс начального обучения, если группа с самого начала занимается в глубоком бассейне.
Этап освоения подготовительных упражнений в этом случае увеличивается до 12—15 уроков, а занятия проводятся с использованием поддерживающих средств. К ним можно отнести поплавки из пенопласта. Общий вид поплавка и его размеры приведены на рис. 68. Объем около 4 литров. Рассчитан на детей 5—9 лет.
Поплавок надежно крепится на спине юного пловца при помощи капронового пояска с металлическим кольцом и карабином. Поясок проходит под мышками и плотно застегивается на груди. Его длину можно изменить от 60 до 85 см, в зависимости от окружности грудной клетки. Поплавок вполне можно изготовить силами предприятий местной промышленности и даже отдельных бассейнов.
Достоинства поплавка в сравнении с другими поддерживающими средствами заключается в том, что при погружении новичка в воду поплавок не только поддерживает его на воде, но и создает вращательный момент, заваливающий ребенка на грудь. Это на первых порах заставляет новичка непроизвольно выполнять гребковые движения руками вниз-назад, чтобы сохранить устойчивое положение.
На последующих занятиях поплавок помогает новичку вначале принять наклонное, а затем и горизонтальное положение на груди. По мере того как ребенок осваивает это положение, поплавок перестает оказывать поддержку и становится ненужным.
Основные упражнения на первом этапе обучения выполняются в следующей последовательности:
1. Погружение в воду, держась за бортик двумя руками; одной рукой; погружение лица в воду; выдох на воду; выдох в воду с открытыми глазами; гребок одной рукой, как в кроле без выноса рук из воды, другая — опирается о бортик; передвижение вдоль бортика с помощью гребковых движений одной руки и с опорой другой о бортик; ознакомление с движением ногами, как при плавании кролем на груди с опорой руками о бортик.
2. Освоение гребковых движений обеими руками, как при плавании кролем, дельфином и брассом без выноса рук из воды; передвижение в воде в положении наклона (подбородок на поверхности воды) с помощью гребковых движений рук, ноги расслаблены.
3. Лежание и скольжение
на груди в горизонтальном
положении с различным
4. Передвижение в воде в горизонтальном положении с помощью гребковых двгокений рук, ноги расслаблены и удерживаются у поверхности воды, подбородок на поверхности воды; то же, но лицо опущено в воду (для вдоха голова приподнимается лицом вперед, а на последующих занятиях — поворачивается в сторону).
5. Движения ногами как при плавании кролем на груди.
6. Плавание кролем без
выноса рук из воды с
На этом заканчивается первый этап обучения. Следующие уроки посвящаются изучению способа плавания кроль на груди, облегченных способов плавания брасс и дельфин, закреплению навыка плавания избранным способом.
Если новичок к этому времени сможет проплыть без поплавка бассейн в ширину, то в дальнейшем его обучают без поддерживающих средств. Если ему это не удается, то поплавок применяют еще на нескольких занятиях. Несомненно, поплавок облегчает обучение новичка различным движениям в способах плавания на груди. И все же основное методическое правило предусматривает: научил новичка уверенно преодолевать глубокий бассейн от стенки до стенки — дальше обучай без поплавка.
Особой осторожности требует переход от упражнений с поплавком к упражнениям без него. Преподаватель обязан внимательно проверить подготовленность ученика на глубокой воде без поплавка.
При обучении в глубоком бассейне могут использоваться и другие поддерживающие средства, надежность и эффективность которых опробована в условиях данной спортивной школы. Такими средствами могут быть «плавающие шесты», ласты и др.
5. Изучение способов и техники плавания
5.1. Кроль на груди.
Подготовительные упражнения:
На суше:
1. Стоя в наклоне вперед прогнувшись: имитация одной рукой движений, как при плавании кролем на груди. То же, но другой рукой. То же, но двумя руками. Обратить внимание занимающихся на активное начало гребка ладонью и предплечьем («Захватывай воду ладонью — удерживай локоть высоко!»).
2. То же, но имитация
рукой движений, как при плавании
кролем, и дыхания, другая рука
вытянута вперед. Голова для вдоха
поворачивается в сторону руки,
имитирующей движение «
3. Стоя в наклоне вперед прогнувшись, одна рука впереди, другая сзади, как при плавании кролем на груди. Обращают внимание на непрерывное согласование движений рук: в то время как одна рука имитирует «окончание гребка и выход руки из воды», другая выполняет «захват воды» кистью.
4. То же, но имитация согласования движений обеих рук и дыхания.
В воде: 1. Стоя на дне в наклоне вперед прогнувшись, подбородок на поверхности воды: имитация движений рук, как при плавании кролем, дыхание произвольное.
2. То же, но лицо опущено в воду.
3. То же, но передвигаясь по дну бассейна шагом (в основном за счет гребков руками!).
4. Движения руками как
при плавании кролем на груди
с поддержкой партнера (только
для детей старшего возраста).
Партнер поддерживает
5. Плавание с помощью
движений рук кролем и с
поплавком между ногами. Упражнение
выполняется на задержке
6. То же, но без поплавка.
Ноги пловца вытянуты у
7. Стоя на дне в наклоне вперед прогнувшись, лицо опущено в воду, одна рука упирается в бортик: движения другой рукой как при плавании кролем на груди в сочетании с дыханием. Вдох в сторону руки, заканчивающей гребок, выдох — в воду.
8. Повторить упражнения 2—6, но в согласовании с дыханием.
Чтобы занимающиеся могли лучше концентрировать внимание на дыхании, в первых попытках один вдох и выдох выполняется на два или три полных цикла движений рук. Затем дыхание производится на каждый цикл движений.
Занимающийся должен стремиться сохранять устойчивое горизонтальное положение тела. При этом плавать следует с открытыми глазами, чтобы иметь возможность контролировать движения руками.
Упражнения для изучения движений ногами.
На суше:
1. Сидя на скамейке с опорой руками сзади: имитация движений ног, как при плавании кролем.
2. Лежа на груди вдоль скамейки, руки вытянуты вперед, голова между руками, носки ног оттянуты: немного прогнув тело и оторвав колени от скамейки, имитация движений ног, как при плавании кролем, с небольшой амплитудой.
Информация о работе Общая методика начального обучения и психологическая подготовка