Общая методика начального обучения и психологическая подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 07:57, контрольная работа

Описание работы

Плавание — один из труднейших видов олимпийской программы. Сегодня для достижения выдающегося результата требуется максимальное напряжение физических и духовных сил, высокое мастерство, самозабвенные тренировки на протяжении многих лет.
В задачи обучения плаванию в ДЮСШ входит: 1) начальное обучение плаванию; 2) обучение современной технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов; 3) совершенствование техники спортивных способов плавания и овладение ее вариантами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..2
Общая методика начального обучения и психологическая подготовка……………...2
Требования к техническому оснащению бассейна……………………………………..5
4. Проведение занятий………………………………………………………………….......6
5. Изучение способов и техники плавания…………………………………………….....11
5.1 Кроль на груди…………………………………………………………………………..11
5.2 Изучение стартов и поворотов. Простые старты и повороты………………………..16
5.3 Облегченный способ плавания баттерфляй (дельфин)……………………………….18
5.4 Изучение техники плавания брассом…………………………………………………..20
5.5 Кроль на спине…………………………………………………………………………..22
6. Воспитательная работа………………………………………………………………….24
7. Заключение………………………………………………………………………………27
8. Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

_к.р._плавание 1.docx

— 57.14 Кб (Скачать файл)

На первом уроке преподаватель разъясняет ученикам правила внутреннего распорядка в бассейне, знакомит с гигиеническими требованиями, объясняет команды и жесты, которыми он будет пользоваться во время урока.

Для обеспечения безопасности на занятиях в бассейне преподаватель обязан:

— не допускать к уроку детей, не прошедших медицинский осмотр;

— выводить новичков на борт бассейна и уводить их в душевые строем;

— на первом занятии научить детей правильному и безопасному входу в воду;

— не допускать прыжков в воду вниз головой на мелком месте;

— поддерживать строгую дисциплину на занятиях; вести непрерывное наблюдение за всеми занимающимися, особенно когда урок проводится в глубоком бассейне;

— при переводе группы для занятий в глубокий бассейн проверить умение каждого занимающегося плыть на глубоком месте, даже если он уверенно держался на воде в мелком бассейне. Каждый занимающийся должен проплыть вдоль бортика бассейна. Преподаватель сопровождает ребенка с шестом в руках;

— урок в воде начинать только после того, как предыдущая группа занимающихся полностью выйдет из воды.

Рекомендуется проводить занятия по следующей схеме:

Начальное обучение

Курс начального обучения в программе ДЮСШ плавания рассчитан на 36 занятий, каждое продолжительностью не менее 45 мин. В основу курса пополнено освоение подготовительных упражнений в воде и комплексное изучение способа плавания кроль на груди и облегченных способов плавания — на спине, брасс, дельфин.

Курс начального обучения условно разбивается на три этапа, каждый из которых имеет частные задачи, специфические средства и контрольные упражнения.

Задача первого этапа — освоение подготовительных упражнений в воде. На ее решение отводится 9 уроков. Контрольные упражнения:

1) погружение в воду  с открытыми глазами и продоляштельным выдохом под водой (10—15 погружений подряд);

2) скольжение на груди (руки вытянуты вперед) и на  спине, (руки у бедер) с помощью  толчка от стенки бассейна. Оценка  выставляется за технику и  дальность скольжения;

3) соскок в воду вниз  ногами с низкого бортика.

Задача второго этапа — изучение четырех способов плавания, простейших спадов и прыжков в воду. За основу принято параллельно-последовательное изучение способов плавания. Уроки с 10-го по 21-й включительно отводятся на изучение облегченного способа плавания кроль на спине и способа кроль на груди. Затем с 22-го по 30-й урок изучаются облегченные способы плавания брасс и дельфин. В это же время занимающиеся овладевают простейшими прыяжами и спадами в воду и простыми поворотами. Продолжается совершенствование таких подготовительных упражнений в воде, как скольжение и дыхание.

Контрольные упражнения и нормативы (оценивается техника движений):

1) проплыть 6—8 м облегченным  способом на спине (на 15-м уроке);

2) проплыть 6—8 м облегченным  способом кроль на груди (на 21-м  уроке);

3) проплыть 6—8 м облегченным  способом брасс (на 29-м уроке);

4) проплыть б—8 м облегченным  способом дельфин (на 30-м уроке);

5) соскок в воду ногами  вниз с высокого бортика или  метрового трамплина; спад в воду  головой вперед с низкого бортика (на 30-м уроке).

Задача третьего этапа — закрепление навыка одного-двух способов плавания, выбранных с учетом двигательной одаренности занимающегося. К началу третьего этапа преподаватель узнает, какие движения в воде даются отдельным ученикам легче, какие коордипацпи соответствуют их индивидуальным возможностям. С учетом этого выбирается один или два способа, совершенствование которых продолжается на уроках с 31-го по 36-й.

Применяются упражнения в плавании избранным способом с полной координацией движений. Чаще всего это кроль на груди или брасс. Занимающихся знакомят такяне с упрощенным стартом и простыми поворотами. На уроках с более подготовленными пловцами в качестве дополнительного материала могут быть использованы упражнения для изучения и совершенствования техники плавания спортивными способами.

 

Контрольные упражнения и нормативы:

1) проплыть 8—10 м каяэдым из четырех изученных способов плавания на технику (35-й урок);

2) проплыть 25 м одним из  способов по выбору (36-й урок);

3) выполнить прыжок в  воду головой вперед с низкого  бортика или тумбочки (35-й урок).

Начиная с 22-го урока отдельные занятия или заключительную часть занятия, а с 31-го урока все оставшиеся занятия полностью рекомендуется проводить в глубоком бассейне. Это необходимо для изучения простейших прыжков в воду, воспитания уверенности и умения ориентироваться на глубокой воде.

Рассмотренный вариант планирования рассчитан на детей 8—9 лет, учащихся 2—3-го классов общеобразовательной школы, не умеющих плавать. При обучении плаванию детей 1-го класса из программы исключается облегченный способ плавания дельфин. При слабой физической подготовленности школьников первый этап обучения — освоение подготовительных упражнений — можно продлить до 12 занятий. Если группа начального обучения укомплектована школьниками 3—4-го классов, умеющими держаться на воде, продолжительность первого этапа обучения сокращается до 6 уроков. Соответственно увеличивается последний этап. Возможным становится подготовка к выполнению норматива «преодоление дистанции 50 м способом кроль или брасс».

По-иному планируется курс начального обучения, если группа с самого начала занимается в глубоком бассейне.

Этап освоения подготовительных упражнений в этом случае увеличивается до 12—15 уроков, а занятия проводятся с использованием поддерживающих средств. К ним можно отнести поплавки из пенопласта. Общий вид поплавка и его размеры приведены на рис. 68. Объем около 4 литров. Рассчитан на детей 5—9 лет.

Поплавок надежно крепится на спине юного пловца при помощи капронового пояска с металлическим кольцом и карабином. Поясок проходит под мышками и плотно застегивается на груди. Его длину можно изменить от 60 до 85 см, в зависимости от окружности грудной клетки. Поплавок вполне можно изготовить силами предприятий местной промышленности и даже отдельных бассейнов.

Достоинства поплавка в сравнении с другими поддерживающими средствами заключается в том, что при погружении новичка в воду поплавок не только поддерживает его на воде, но и создает вращательный момент, заваливающий ребенка на грудь. Это на первых порах заставляет новичка непроизвольно выполнять гребковые движения руками вниз-назад, чтобы сохранить устойчивое положение.

На последующих занятиях поплавок помогает новичку вначале принять наклонное, а затем и горизонтальное положение на груди. По мере того как ребенок осваивает это положение, поплавок перестает оказывать поддержку и становится ненужным.

Основные упражнения на первом этапе обучения выполняются в следующей последовательности:

1. Погружение в воду, держась за бортик двумя руками; одной рукой; погружение лица в воду; выдох на воду; выдох в воду с открытыми глазами; гребок одной рукой, как в кроле без выноса рук из воды, другая — опирается о бортик; передвижение вдоль бортика с помощью гребковых движений одной руки и с опорой другой о бортик; ознакомление с движением ногами, как при плавании кролем на груди с опорой руками о бортик.

2. Освоение гребковых  движений обеими руками, как при  плавании кролем, дельфином и  брассом без выноса рук из  воды; передвижение в воде в  положении наклона (подбородок на  поверхности воды) с помощью гребковых  движений рук, ноги расслаблены.

3. Лежание и скольжение  на груди в горизонтальном  положении с различным исходным  положением рук и с лицом, опущенным  в воду, с задержкой дыхания;

4. Передвижение в воде  в горизонтальном положении с  помощью гребковых двгокений рук, ноги расслаблены и удерживаются у поверхности воды, подбородок на поверхности воды; то же, но лицо опущено в воду (для вдоха голова приподнимается лицом вперед, а на последующих занятиях — поворачивается в сторону).

5. Движения ногами как  при плавании кролем на груди.

6. Плавание кролем без  выноса рук из воды с задержкой  дыхания, а на последующих занятиях  — с дыханием при повороте  головы в сторону. В этом упражнении  поплавок практически уже не  оказывает ребенку никакой поддержки.

На этом заканчивается первый этап обучения. Следующие уроки посвящаются изучению способа плавания кроль на груди, облегченных способов плавания брасс и дельфин, закреплению навыка плавания избранным способом.

Если новичок к этому времени сможет проплыть без поплавка бассейн в ширину, то в дальнейшем его обучают без поддерживающих средств. Если ему это не удается, то поплавок применяют еще на нескольких занятиях. Несомненно, поплавок облегчает обучение новичка различным движениям в способах плавания на груди. И все же основное методическое правило предусматривает: научил новичка уверенно преодолевать глубокий бассейн от стенки до стенки — дальше обучай без поплавка.

Особой осторожности требует переход от упражнений с поплавком к упражнениям без него. Преподаватель обязан внимательно проверить подготовленность ученика на глубокой воде без поплавка.

При обучении в глубоком бассейне могут использоваться и другие поддерживающие средства, надежность и эффективность которых опробована в условиях данной спортивной школы. Такими средствами могут быть «плавающие шесты», ласты и др.

 

 

5. Изучение способов  и техники плавания

5.1. Кроль на  груди.

Подготовительные упражнения:

На суше:

1. Стоя в наклоне вперед  прогнувшись: имитация одной рукой  движений, как при плавании кролем  на груди. То же, но другой рукой. То же, но двумя руками. Обратить  внимание занимающихся на активное начало гребка ладонью и предплечьем («Захватывай воду ладонью — удерживай локоть высоко!»).

2. То же, но имитация  рукой движений, как при плавании  кролем, и дыхания, другая рука  вытянута вперед. Голова для вдоха  поворачивается в сторону руки, имитирующей движение «окончание  гребка». При этом необходимо  следить, чтобы голова не приподнималась. Она должна ухом касаться плеча  руки, противоположной стороне вдоха. Вместе с движением руки, под  которую делался вдох, в исходное  положение возвращается и голова, поворачиваясь лицом вниз, — выдох.

3. Стоя в наклоне вперед  прогнувшись, одна рука впереди, другая сзади, как при плавании  кролем на груди. Обращают внимание  на непрерывное согласование движений рук: в то время как одна рука имитирует «окончание гребка и выход руки из воды», другая выполняет «захват воды» кистью.

4. То же, но имитация  согласования движений обеих  рук и дыхания.

В воде: 1. Стоя на дне в наклоне вперед прогнувшись, подбородок на поверхности воды: имитация движений рук, как при плавании кролем, дыхание произвольное.

2. То же, но лицо опущено  в воду.

3. То же, но передвигаясь  по дну бассейна шагом (в основном  за счет гребков руками!).

4. Движения руками как  при плавании кролем на груди  с поддержкой партнера (только  для детей старшего возраста). Партнер поддерживает занимающегося  сбоку за бедра или сзади  за голени, помогая сохранять  горизонтальное пополнение тела  у поверхности воды. Упражнение  выполняется на месте и в  движении — партнер передвигается  шагом по дну бассейна. В случае  необходимости во время занятий  с детьми младшего возраста  поддержку отдельным занимающимся  может оказать преподаватель  или его помощник, находящийся  вместе с детьми в воде.

5. Плавание с помощью  движений рук кролем и с  поплавком между ногами. Упражнение  выполняется на задержке дыхания  и с произвольным дыханием.

6. То же, но без поплавка. Ноги пловца вытянуты у поверхности  воды и расслаблены. Для сохранения  равновесия допускаются легкие  движения ногами вверх и вниз. Упражнения 5 и 6 являются основными при разучивании движений руками в кроле на груди.

7. Стоя на дне в наклоне  вперед прогнувшись, лицо опущено  в воду, одна рука упирается  в бортик: движения другой рукой  как при плавании кролем на  груди в сочетании с дыханием. Вдох в сторону руки, заканчивающей  гребок, выдох — в воду.

8. Повторить упражнения 2—6, но в согласовании с дыханием.

Чтобы занимающиеся могли лучше концентрировать внимание на дыхании, в первых попытках один вдох и выдох выполняется на два или три полных цикла движений рук. Затем дыхание производится на каждый цикл движений.

Занимающийся должен стремиться сохранять устойчивое горизонтальное положение тела. При этом плавать следует с открытыми глазами, чтобы иметь возможность контролировать движения руками.

Упражнения для изучения движений ногами.

 

На суше:

1. Сидя на скамейке  с опорой руками сзади: имитация  движений ног, как при плавании  кролем.

2. Лежа на груди вдоль  скамейки, руки вытянуты вперед, голова между руками, носки ног  оттянуты: немного прогнув тело  и оторвав колени от скамейки, имитация движений ног, как при  плавании кролем, с небольшой  амплитудой.

Информация о работе Общая методика начального обучения и психологическая подготовка