Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:21, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить требования ФГОС НОО нового поколения к предметной линии «Физическая культура».
2. Проанализировать методический материал по вопросу проведения общеразвивающих упражнений в школьном уроке физической культуры.
3. Разработать экспериментальную методику проведения комплексов ОРУ на уроках спортивных игр в начальной школе.
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретико- практические основы обучения двигательным навыкам в физическом воспитании. ……………………………………………
1.1. Методические основы физического воспитания младших школьников………………………………..
1.2. Классификация физических упражнений-основного средства физического воспитания………..
1.3. Правила записи физических упражнений
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава 2.
……………………………………………………………………….
2.1 Методика проведения урока легкой атлетики в начальной школе ……..
2.2. Требования ФГОС НОО по физической культуре ………………………....
2.3.Комплексы ОРУ на материале легкой атлетики в начальной школе
Выводы по второй главе………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА
ПЦК теории и методики физического воспитания и спорта
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Выпускная квалификационная работа
Студента Бут Петра Григорьевича
Специальность: 050720 «Физическая культура»
Группа 4 «Б»
Руководитель: Максименко Ю.Д.
Работа к защите допущена _____________________
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретико- практические основы обучения двигательным навыкам в физическом воспитании. ……………………………………………
1.1. Методические основы физического воспитания младших школьников………………………………..
1.2. Классификация физических упражнений-основного
средства физического воспитания………..
1.3. Правила записи физических упражнений
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава 2.
……………………………………………………………………….
2.1 Методика проведения урока легкой атлетики в начальной школе ……..
2.2. Требования ФГОС НОО по физической культуре ………………………....
2.3.Комплексы ОРУ на материале легкой атлетики в начальной школе
Выводы по второй главе………………………………………………………….
Введение
Актуальность исследования.
Объект исследования-
Предмет исследования-
Цель исследования-
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
.
Методы исследования:
ГЛАВА 1.
Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Целью физического воспитания
в школе является содействие всестороннему
развитию личности школьника. Слагаемыми
физической культуры являются: крепкое
здоровье, хорошее физическое развитие,
оптимальный уровень
Младший школьный возраст, характеризуется
равномерными и достаточно интенсивными
темпами развития ребенка. Далее вспомним
основные изменения, происходящие в различных
системах детского организма (подробное
описание изменений вы найдете в курсе
возрастной физиологии) и , в этой связи,
рассмотрим особенности методики физического
воспитания для этого возраста.
Опорно-двигательный аппарат характеризуется несформированностью
изгибов позвоночника, нижних ребер грудной
клетки. В этом возрасте начинают срастаться
кости таза, укрепляются суставы. Не завершено
окостенение кисти и стопы. Из этого следует,
что не следует давать упражнений:
- с большими отягощениями, отрицательно
влияющими на состояние позвоночника;
- с большим количеством прыжков на твердой
опоре и особенно упражнений, связанных
с прыжками с большой высоты;
- с большими нагрузками на суставы.
Мышечная система: растет мышечная масса за счет
формирования крупных мышечных групп.
Мышцы отличаются большой эластичностью
и хорошей проводимостью нервных импульсов.
Наиболее проблемными зонами мышечной
системы являются несформированные мышцы
вокруг позвоночного столба (мышечный
корсет), мышцы свода стопы, мышцы, обеспечивающие
мелкую моторику рук, мышцы живота, косые
мышцы туловища, отводящие мышцы верхних
конечностей, приводящие мышцы нижних
конечностей, а у девочек и мышцы пояса
верхних конечностей. Естественным является
ограничение нагрузок с максимальными
и длительными напряжениями мышц брюшного
пресса и обязательное введение специальных
упражнений на развитие силовых способностей
,в том числе статической выносливости
мышц спины при условии отказа от использования
дополнительных отягощений, и брюшного
пресса, необходимо укреплять дыхательную
мускулатуру, а также использовать в занятиях
упражнения в метании, ловле и бросках
различных по масштабу и весу мячей и других
спортивных снарядов.
Вегетативная нервная
система: вегетативные функции отстают
в развитии от моторных: во-первых, сердечная
мышца не обладает достаточной сократительной
способностью, а основные регуляторные
механизмы кардиосистемы находятся в
стадии становления; во-вторых, несформированность
мышц, обеспечивающих дыхательный акт,
что приводит к быстрому образованию кислородного
долга в организме ребенка. Как следствие
из вышесказанного: ЧСС в покое у младшего
школьника 90 - 100 уд/мин ( у взрослого - ЧСС
60 - 70 уд/мин), при выполнении физической
работы кровоток увеличивается в основном
за счет той же частоты сердечных сокращений;
а частота дыхания - 20 -24 цикла в мин ( у
взрослых - 14-16 циклов в минуту), во время
выполнения физической нагрузки легочная
вентиляция у детей этого возраста растет
за счет частоты дыхания. Отсюда, достаточно
быстрая утомляемость детей про выполнении
длительных и монотонных нагрузок, но
благодаря активности обменных процессов
и процессов выведения из организма продуктов
обмена дети обладают способностью к быстрому
восстановлению. Все это необходимо учитывать
при планировании моторной плотности
урока и величины физической нагрузки,
которую получат дети на занятиях по физической
культуре.
Психологические
особенности поведения: дети младшего школьного возраста
эмоциональны, легко возбудимы; процессы
возбуждения преобладают над процессами
торможения. Они легко поддаются внушению
и легко “привязываются” к старшим. На
занятиях не могут длительное время концентрировать
внимание, поскольку объем внимания мал;
восприятие - целостное, так как не сформирована
способность абстрактного мышления.
Основная направленность физического
воспитания в младшем школьном возрасте
заключается в попутном стимулировании
процесса развития физических качеств,
проявляющихся в процессе формирования
двигательных умений и навыков.
К основным методам, обеспечивающим эффективность
процессов обучения двигательным действиям
и развития физических качеств, могут
быть отнесены следующие:
наглядные- метод натуральной демонстрации
(показ должен быть качественным, многократным,
непосредственным перед выполнением);
словесные - метод образного слова, рассказ,
оценка, команда ;
методы упражнения - целостный и стандартно-повторный
(для обучения); игровой, повторно-переменный
и стандартно-повторный (для развитии
физических качеств).
Особенности методики обучения технике
двигательных действий обусловлены интенсивным развитием
функций двигательного анализатора, естественное
возрастное формирование которого в основном
заканчивается к 14-15 годам и сводятся к
следующему:
1. Основная задача обучения - сформировать
“школу движений” и расширить двигательный
опыт ребенка;
2. Изучение нового материала должно проходить
не менее 3-4 уроков подряд с регулярными
повторениями пройденного;
3. Обязательной является правильная демонстрация
изучаемого элемента при своевременном,
срочном исправлении ошибок в технике;
4. Младшие школьники быстро устают, но
и быстро восстанавливают готовность
к движениям (особенно их утомляют однообразные
упражнения и удержание отдельных частей
тела в различных положениях);
5. К основным методическим приемам обучения
могут быть отнесены: варьирование упражнений,
условий их выполнения, исходного положения,
непосредственная помощь учителя, введение
“ограничителей “ параметров движения.
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».
Методические особенности
1) Игровой метод является в этом процессе
основным (поскольку создает эмоциональные
условия для выполнения относительно
больших физических нагрузок );
2) Должно быть строго продуманное использование
стандартно-повторного и повторно-переменного
методов (так как они оказывают значительное
влияние на организм детей);
3) При развитии координационных способностей
следует особое внимание уделить развитию
сенсо-моторных способностей (точности
восприятия и дифференцирования пространства,
чувству равновесия и согласованности
движений); упражнения на координацию
следует подбирать в течение года из различных
видов двигательной деятельности и давать
в подготовительной и начале основной
частей урока;
4) При развитии скоростных способностей
особое внимание следует уделять развитию
быстроты простой двигательной реакции
и частоты движений (основной метод - игровой);
при воспитании быстроты у детей предпочтение
отдают естественным формам движений
и нестереотипным способам их выполнения
(средства: сюжетные подвижные игры или
игры с элементами спортивных игр);
5) Наиболее предпочтительным является
развитие относительной силы (так как
мышцы больше растут в этом возрасте в
длину, а не в поперечнике). Для ее развития
лучшим является метод повторных усилий
(работа должна строиться в основном на
основе использования веса собственного
тела ребенка или незначительных дополнительных
отягощений);
6) Необходимо постепенно воспитывать
у детей способность к мышечным усилиям
(особенно крупных мышечных групп спины
и живота), в том числе и статическим, но
кратковременным, которые исключают длительную
задержку дыхания, “натуживание”;
7) Необходимым является внимание к развитию
общей выносливости организма с целью
совершенствования вегетативных функций
организма (методическую основу развития
должна составлять высокая моторная плотность
занятия) и к развитию гибкости ( акцент
- на развитие пассивной гибкости).
Существуют некоторые различия в методике
физического воспитания для мальчиков
и девочек:
- в младшем школьном возрасте при выборе
упражнений и дозировании физических
нагрузок мальчикам в большем объеме,
чем девочкам, рекомендуется давать упражнения
в поднимании и переноске груза, в преодолении
сопротивления, более продолжительные
беговые дистанции, а также увеличивать
расстояния до мишеней для метания;
- силовые упражнения для девочек по числу
повторений могут быть такими же, как и
для мальчиков, но по напряжению меньшими;
- девочкам больше, чем мальчикам, следует
выполнять плавные, ритмичные, танцевальные
движения;
- в упражнениях, направленных на развитие
силы и выносливости, физическая нагрузка
для девочек несколько меньше, но в упражнениях
на быстроту и координацию им можно дать
более трудные упражнения, чем мальчикам.
Безусловно основной формой физического
воспитания в младшем школьном возрасте
является урок физической культуры.
Типы и виды уроков: в младшем классе следует разнообразить
дидактические задачи и виды учебного
материала на всех уроках физической культуры,
так как детям этого возраста свойственна
частая смена видов деятельности. Наиболее
распространенными в использовании являются
смешанные и комбинированные уроки, комплексный
урок. На уроке временное соотношение
подготовительной, основной и заключительной
частей зависит от возраста и типа урока.
В младших классах распределение частей
более равномерное: если урок имеет длительность
45 минут, то подготовительная часть 13 мин.,
основная - 20 мин., заключительная 12 мин.
Объясняется это тем, что в младших классах
требуется большее время для организации
внимания и разворачивания процесса врабатывания;
объяснение и показ подготовительных
упражнений также требуют времени. В среднем
на каждый основной вид двигательной деятельности
у младших школьников отводится по 8-10
мин. Рекомендуемая максимальная моторная
плотность урока для младших школьников
- 60-70%, причем пик ее должен приходиться
на конец подготовительной части урока.
Дополнительными формами занятий (неурочными) для младших школьников должны
являться ежедневные физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня, кружки
общей физической подготовки, спортивные
секции, самостоятельные занятия дома
(выполнение домашних заданий), общешкольные
соревнования, физкультурные праздники
(“Веселые старты”), дни здоровья . Только
в этих условиях ребенок будет получать
необходимый объем двигательной активности,
который обеспечит ему здоровье.
Основным способом организации общего
порядка учебной деятельности является фронтальный способ
в различных его вариантах, поскольку
младшие школьники не умеют самостоятельно
выполнять отдельные задания учителя
и требуют к себе постоянного внимания
и оценки со стороны педагога их деятельности.
Оценка успеваемости в этом возрасте складывается
из качественных критериев (оценивается
индивидуальный прирост показателей каждого
ученика), а также систематичности посещений
занятий по физической культуре.
Вывод:
1.2 Классификация
физических упражнений- основного
средства физического
Классифицировать физические
упражнения— значит логически представлять
их как некоторую упорядоченную совокупность
с подразделением на группы и подгруппы
согласно определенным признакам.
В теории и методике физического
воспитания создан целый ряд классификаций физиче
1. Классификация
физических упражнений по
Каждая из этих групп физических
упражнений имеет свои существенные
признаки, но главным образом они
различаются педагогическими
В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:
во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;
во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;
в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни — от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.
2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
3. Классификация
физических упражнений по
скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);
упражнения циклического
характера на выносливость (
упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);
упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
4. Классификация
физических упражнений по
5. Классификация
физических упражнений по признаку физиологических
зон мощности. По этому признаку различают
упражнения максимальной, субмаксимальной,
большой и умеренной мощности.