Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:21, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить требования ФГОС НОО нового поколения к предметной линии «Физическая культура».
2. Проанализировать методический материал по вопросу проведения общеразвивающих упражнений в школьном уроке физической культуры.
3. Разработать экспериментальную методику проведения комплексов ОРУ на уроках спортивных игр в начальной школе.
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретико- практические основы обучения двигательным навыкам в физическом воспитании. ……………………………………………
1.1. Методические основы физического воспитания младших школьников………………………………..
1.2. Классификация физических упражнений-основного средства физического воспитания………..
1.3. Правила записи физических упражнений
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава 2.
……………………………………………………………………….
2.1 Методика проведения урока легкой атлетики в начальной школе ……..
2.2. Требования ФГОС НОО по физической культуре ………………………....
2.3.Комплексы ОРУ на материале легкой атлетики в начальной школе
Выводы по второй главе………………………………………………………….
6. Классификация
физических упражнений по
В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.
Кроме того, упражнения делятся на естественные и абстрактные (отвлеченные, аналитические). Естественные (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьбой, бег на месте и др.).
С изучением физических упражнений уточняется и их классификация. Классификация физических упражнений, принятая в теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Так, в «Программе воспитания в детском саду» упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, обще развивающие упражнения (для отдельных групп мышц); подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис); спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание).
«Общеразвивающие упражнения
(ОРУ) – это система специальных
гимнастических упражнений, состоящих
из движения отдельными частями тела
или их сочетания, выполняемые с
различной скоростью и
Задачи решаемые ОРУ.
С помощью ОРУ можно решать следующие задачи (В.П.Шепота, 1988):
а) Образовательные - формирование умений выполнять двигательное действие с различными заданными параметрами (степень напряжения, направление, амплитуда, темп, ритм); овладение отдельными компонентами и простыми двигательными действиями; формирование жизненно важных умений и навыков; умение сочетать движения различными частями тела.
б) Воспитательные - обучение напряжению и расслаблению отдельных мышц и мышечных групп; развитие мышечных сокращений, гибкости тела и подвижности суставов; воспитание силы, выносливости, ловкости и координации движений, моральных и эстетических качеств.
в) Оздоровительные – функциональная подготовка организма к предстоящей основной деятельности (в учебно-тренировочном процессе), укрепление здоровья и повышение жизнедеятельности организма, совершенствование телосложения, формирование правильной осанки, обучение правильному дыханию.
ОРУ широко используются в
большинстве видов спорта, являются
универсальным средством
Общеразвивающие упражнения,
по сравнению с другими
Особенности применения ОРУ.
Широта использования ОРУ обусловлена их особенностями (М.В.Шилова, 2003, П.К. Петров 1995):
Преимуществом ОРУ является возможность решения широкого круга задач при работе с различным контингентом занимающихся.
Направленность ОРУ.
В зависимости от целей и задач урока ОРУ могут быть преимущественно направлены на :
Применение ОРУ в урочных формах физического воспитания.
Выполнение ОРУ в :
- подготовительной
части урока ОРУ используются
для повышения функциональной
активности организма
- основной части урока ОРУ
используются для воспитания
физических качеств,
- заключительной части урока ОРУ используются с целью активного отдыха, снижения функциональной активности организма занимающихся или переключения занимающихся на другой вид деятельности.
Особенности ОРУ обеспечивают избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре. Они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно.
В результате систематического
повторения ОРУ создается своеобразный
фонд двигательного опыта, развитие
двигательных качеств и способностей,
приобретается и
Большую роль ОРУ играют
в формировании осанки, при их выполнении
укрепляются мышцы, способствующие
правильному положению
Наряду с влиянием на формирование
опорно-двигательного аппарата, ОРУ
являются прекрасным средством для
развития органов дыхания, так как
в каждый комплекс входят упражнения,
укрепляющие диафрагму –
Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в ОРУ способствует укреплению сердечной мышцы, увеличивает ударный объем сердца, улучшает ритмичность сокращений.
Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы.
Быстрота реакций, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности и дисциплины.
В последние годы в методике
проведения ОРУ начинают получать
признание и такие
В результате выполнения ОРУ
улучшается физическое развитие, здоровье,
работоспособность и
ОРУ являются одним из основных средств развития и совершенствования гармоничной личности человека в современном обществе.
1.3 Правила записи физических
упражнений
При записи отдельного упражнения надо
указать его название (если оно имеется),
исходное положение (для туловища, ног,
рук), название движения, направление его
и конечное положение.
Исходное положение пишется сокращенно
― и. п., цифрами обозначается счет.
Например: «Растягивание резины».
И. п.: узкая стойка ноги врозь, руки перед
грудью.
1 ― руки в стороны;
2 ― и. п.
Для краткости принято не указывать некоторые
положения, движения и их детали. Опускаются
следующие слова: туловище ― при наклонах;
нога ― при выставлении ее на носок, ладони
внутрь ― в положении руки вниз, вперед,
назад, вверх; ладони вниз ― в положении
руки в стороны, влево (вправо); носки (носок)
оттянуть поднять, опустить выставить
― при движении ногами, руками; вперед,
спереди―при указании направления, если
выполняется кратчайшим, единственно
возможным путем; прогнувшись ― если техника
выполнения предопределяет это положение;
хват сверху ― как наиболее распространенный;
дугами вперед ― если руки поднимаются
или опускаются движением вперед. Путь
рук (ног) и туловища указывается лишь
в тех случаях, когда движение выполняется
не кратчайшим путем. Исходное положение
обозначается только в начале упражнения.
Не записываются положения ног, носков,
рук, ладоней, если исходное положение
ног ― основная стойка, а положение рук
иное, то указывается только положение
рук (например, руки на поясе). Если исходное
положение рук ― основная стойка, а ног
другое, то обозначается только положение
ног (например, «стойка ― ноги врозь»).
Правила записи должны выполняться независимо
от того, в какой возрастной группе воспитатель
составляет план-конспект физкультурного
занятия, утренней гимнастики.
Некоторые термины пишутся сокращенно:
основная стойка ― о. с; правая рука (нога)
― пр. рука (нога); левая рука (нога) левая
рука (нога).
При записи нескольких движений, выполняемых
одновременно, сначала указывают основное
движение (туловищем, ногами), затем остальные
(сгибая правую, наклон влево, руки вверх).
Несколько движений, выполняемых неодновременно
(хотя бы и на один счет), записываются
в той последовательности, в которой они
протекают. Если движение сочетается с
другим не на всем протяжении, но выполняется
слитно, надо записывать элементы один
за другим, соединяя союзом и (наклон прогнувшись,
руки в стороны и поворот головы вправо).
Если движения выполняются одновременно,
то следует применять предлог с (наклон
прогнувшись, руки в стороны с поворотом
головы вправо). Когда движение выполняется
не в обычном стиле (резко, стремительно,
расслабленно, мягко, плавно и т. д.), то
это должно быть отражено в записи (например,
руки плавно в стороны, кисти расслаблены).
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения. Например: И. п. – стойка ноги врозь, руки к плечам; 1 – сгибая правую ногу, наклон влево, руки вверх; 2 – И. п.; 3 – сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;
4 – И. п. Повторить 6 – 8 раз.
Несколько
движений, выполняемых неодновременно, за
Если движение сочетается с другим движением, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и». Например: И. п. – стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1 – наклон прогнувшись, руки в стороны и поворот влево (поворот следует выполнять в конце наклона, как бы акцентируя его). Если же наклон и поворот выполняются одновременно, то следует применять предлог «с».
Графическая запись представляет собой изображение в виде рисунков поз и промежуточных положений гимнаста, выполняющего описываемое упражнение.
Графическая запись подразделяется на три типа:
а) штриховая запись, как наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими (рис. 1,а, б, в);
б) полуконтурная запись предполагает несколько более детальное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук (рис. 2, а, б), и часто используется для иллюстрации печатных изданий — учебников, методических пособий, специальных журналов и т.п.;
в) контурная запись дает возможность зафиксировать все существенные особенности положения тела и его звеньев (рис. 3), такая запись требует навыков рисования.
ГЛАВА 2.
2.1 Методика проведения урока легкой атлетики в начальной школе
2.2.требования
ФГОС НОО по физической
Общие положения. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования (далее – Стандарт)
представляет собой совокупность требований,
обязательных при реализации основной
образовательной программы начального
общего образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной
образовательной программы