Общеразвивающие упражнения на уроках физической культуры в начальной школе на материале легкой атлетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить требования ФГОС НОО нового поколения к предметной линии «Физическая культура».
2. Проанализировать методический материал по вопросу проведения общеразвивающих упражнений в школьном уроке физической культуры.
3. Разработать экспериментальную методику проведения комплексов ОРУ на уроках спортивных игр в начальной школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретико- практические основы обучения двигательным навыкам в физическом воспитании. ……………………………………………
1.1.  Методические основы физического воспитания младших школьников………………………………..
1.2. Классификация физических упражнений-основного средства физического воспитания………..
1.3. Правила записи физических упражнений
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава 2.
……………………………………………………………………….
2.1 Методика проведения урока легкой атлетики в начальной школе  ……..
2.2. Требования ФГОС НОО по физической культуре ………………………....
2.3.Комплексы ОРУ на материале легкой атлетики в начальной школе
Выводы по второй главе………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

DIplom.docx

— 62.43 Кб (Скачать файл)

6. Классификация  физических упражнений по признаку  спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

В любой классификации  упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными  признаками, в том числе по эффекту  воздействия на выполняющего упражнение.

Кроме того, упражнения делятся на естественные и абстрактные (отвлеченные, аналитические). Естественные (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьбой, бег на месте и др.).

С изучением физических упражнений уточняется и их классификация. Классификация  физических упражнений, принятая в  теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей  дошкольного возраста. Так, в «Программе воспитания в детском саду» упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, обще развивающие  упражнения (для отдельных групп  мышц); подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис); спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание).

 

 

    1. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – одно из основных средств физического воспитания школьников.

«Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это система специальных  гимнастических упражнений, состоящих  из движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с  различной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением, основным назначением которых является всестороннее оздоровительное воздействие на организм человека, цель которых заключается в общем физическом развитие и подготовки занимающихся к более сложным двигательным действиям. (М.Л. Укран, А.М Шлемин, 1977)»

Задачи решаемые ОРУ.

С помощью ОРУ можно  решать следующие задачи (В.П.Шепота, 1988):

а) Образовательные - формирование умений выполнять двигательное действие с различными заданными параметрами (степень напряжения, направление, амплитуда, темп, ритм); овладение отдельными компонентами и простыми двигательными действиями; формирование жизненно важных умений и навыков; умение сочетать движения различными частями тела.

б) Воспитательные - обучение напряжению и расслаблению отдельных  мышц и мышечных групп; развитие мышечных сокращений, гибкости тела и подвижности  суставов; воспитание силы, выносливости, ловкости и координации движений, моральных и эстетических качеств.

в) Оздоровительные – функциональная подготовка организма к предстоящей основной деятельности (в учебно-тренировочном процессе), укрепление здоровья и повышение жизнедеятельности организма, совершенствование телосложения, формирование правильной осанки, обучение правильному дыханию.

ОРУ широко используются в  большинстве видов спорта,  являются универсальным средством физического  воспитания в школе, так как используются не только на уроках физической культуры, но и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, физкультурных праздников. В занятиях гимнастикой общеразвивающие упражнения выполняются сериями и в виде специально составленных комплексов. Отдельные упражнения или их серии выполняются для развития определенных физических качеств. С помощью комплексов решаются различные задачи физического воспитания. В занятиях гигиенической гимнастикой они используются с оздоровительной целью, в производственной гимнастике комплексы служат средством активного отдыха, в урочных формах физического воспитания используются как средство основной гимнастики, с целью выполнения задач физического воспитания.

Общеразвивающие упражнения, по сравнению с другими средствами, наиболее часто используются в физическом воспитании.

Особенности применения ОРУ.

Широта использования  ОРУ обусловлена их особенностями (М.В.Шилова, 2003, П.К. Петров 1995):

  1. Простота и доступность. Упражнения просты по своей структуре, поэтому обучать этим упражнениям довольно просто, достаточно повторить то или другое упражнение несколько раз.
  2. Служат основой для общей разминки. Подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений в основной части урока.
  3. Повышают функциональную активность организма занимающихся.
  4. Способствуют развитию и укреплению двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной, нервной систем, а следовательно, всего организма человека. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений устраняет застойные явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах, способствует увеличению эластичности мышц и суставных элементов, облегчает приток крови к сердцу, умеренно повышает температуру тела, работу сердца, дыхания, желез внутренней секреции.
  5. Возможность избирательно воздействовать на отдельные части тела, отдельные группы мышц, звенья опорно-двигательного аппарата. Эта особенность оказывает влияние на гармоничное развитие двигательного аппарата и всего организма.
  6. Возможность строго дозировать нагрузку, определяя содержание и количество упражнений, количество повторений каждого из них, интервалы отдыха, темп, скорость, характер выполнения упражнений, их направление, амплитуду, исходное положение, вес отягощения.
  7. Большое разнообразие элементарных движений в отдельных суставах, выполняемых определенными группами мышц из различных исходных положений, что позволяет создавать неограниченное количество ОРУ и их комплексов.
  8. Могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях.
  9. Повышают эмоциональный фон занятий.

Преимуществом ОРУ является возможность решения широкого круга  задач при работе с различным  контингентом занимающихся.

Направленность  ОРУ.

В зависимости от целей  и задач урока ОРУ могут  быть преимущественно направлены на :

  1. Подготовку организма учащихся к предстоящей работе.
  2. Формирование правильной осанки.
  3. Овладение новыми движениями.
  4. Воспитание физических качеств. 
  5. Оздоровление различных функций и систем организма.

Применение ОРУ  в урочных формах физического  воспитания.

Выполнение ОРУ в :

  -  подготовительной  части урока ОРУ используются  для повышения функциональной  активности организма занимающихся, обеспечивают оптимальное возбуждение  коры больших полушарий, при  этом происходит общая активизация  деятельности внутренних органов.  Это обеспечивает готовность  организма к выполнению более  сложных упражнений, которые осваиваются  в основной части урока.

         -  основной части урока ОРУ  используются для воспитания  физических качеств, формирование  правильной осанки. При систематическом  выполнении комплексов ОРУ практически  развиваются и совершенствуются  все физические качества (сила, силовая выносливость, гибкость тела, быстрота мышечных сокращений и координация движений).

   - заключительной части урока ОРУ используются с целью активного отдыха, снижения функциональной активности организма занимающихся или переключения занимающихся на другой вид деятельности.

Особенности ОРУ обеспечивают избирательный характер воздействия  на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство  упражнений просты по своей структуре. Они состоят из элементов, которые  могут быть выполнены отдельно.

В результате систематического повторения ОРУ создается своеобразный фонд двигательного опыта, развитие двигательных качеств и способностей, приобретается и совершенствуется умение рационального управления движениями всего тела и отдельных его  частей, необходимых как в жизненной  практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

Большую роль ОРУ играют в формировании осанки, при их выполнении укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического  развития детей, так как  именно в  дошкольном и школьном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника, окончательно завершающееся в 11-13 лет.

Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата, ОРУ  являются прекрасным средством для  развития органов дыхания, так как  в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные  мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие  более глубокому дыханию. Ритмичность  движений позволяет формировать  навыки рационального дыхания, заключающегося в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в ОРУ способствует укреплению сердечной мышцы, увеличивает ударный  объем сердца, улучшает ритмичность  сокращений.

Упражнения оказывают  большое влияние на развитие нервной  системы.

Быстрота реакций, координация, осознанное овладение движениями имеют  значение и для умственного развития детей. Как правило, ОРУ выполняются  в коллективе, что способствует развитию у детей организованности и дисциплины.

В последние годы в методике проведения  ОРУ начинают получать признание и такие нетрадиционные виды упражнений, как ритмическая  и атлетическая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, элементы хатха-йоги, ушу и др.

В результате выполнения ОРУ  улучшается физическое развитие, здоровье, работоспособность и жизнедеятельность  организма занимающихся, что положительно сказывается на овладении более  сложных двигательных навыков в  быту, на производстве и в спорте (Богданов О.А. 1993).

ОРУ являются одним из основных средств развития и совершенствования  гармоничной личности человека в  современном обществе.

 

 

 

1.3 Правила записи физических упражнений 
При записи отдельного упражнения надо указать его название (если оно имеется), исходное положение (для туловища, ног, рук), название движения, направление его и конечное положение. 
 
Исходное положение пишется сокращенно ― и. п., цифрами обозначается счет. 
 
Например: «Растягивание резины». 
И. п.: узкая стойка ноги врозь, руки перед грудью. 
1 ― руки в стороны; 
2 ― и. п. 
 
Для краткости принято не указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: туловище ― при наклонах; нога ― при выставлении ее на носок, ладони внутрь ― в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; ладони вниз ― в положении руки в стороны, влево (вправо); носки (носок) оттянуть поднять, опустить выставить ― при движении ногами, руками; вперед, спереди―при указании направления, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем; прогнувшись ― если техника выполнения предопределяет это положение; хват сверху ― как наиболее распространенный; дугами вперед ― если руки поднимаются или опускаются движением вперед. Путь рук (ног) и туловища указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное положение обозначается только в начале упражнения. Не записываются положения ног, носков, рук, ладоней, если исходное положение ног ― основная стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук ― основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение ног (например, «стойка ― ноги врозь»). 
 
Правила записи должны выполняться независимо от того, в какой возрастной группе воспитатель составляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гимнастики. 
 
Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка ― о. с; правая рука (нога) ― пр. рука (нога); левая рука (нога) левая рука (нога). 
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала указывают основное движение (туловищем, ногами), затем остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они протекают. Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но выполняется слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя союзом и (наклон прогнувшись, руки в стороны и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновременно, то следует применять предлог с (наклон прогнувшись, руки в стороны с поворотом головы вправо). Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стремительно, расслабленно, мягко, плавно и т. д.), то это должно быть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти расслаблены).

 При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения. Например: И. п. – стойка ноги врозь, руки к плечам; 1 – сгибая правую ногу, наклон влево, руки вверх; 2 – И. п.; 3 – сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;

4 – И. п. Повторить  6 – 8 раз.

Несколько движений, выполняемых неодновременно, записываются в той последовательности, в которой они должны выполняться. Например: И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; 1 – дугой книзу правой рукой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперёд; 2 – встать на правое колено, руки вверх, наклонить голову назад.

Если  движение сочетается с другим движением, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и». Например: И. п. – стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1 – наклон прогнувшись, руки в стороны и поворот влево (поворот следует выполнять в конце наклона, как бы акцентируя его). Если же наклон и поворот выполняются одновременно, то следует применять предлог «с».

 

Графическая запись представляет собой изображение в виде рисунков поз и промежуточных положений гимнаста, выполняющего описываемое упражнение.

Графическая запись подразделяется на три типа:

а) штриховая запись, как  наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими (рис. 1,а, б, в);

б) полуконтурная запись предполагает несколько более детальное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук (рис. 2, а, б), и часто используется для иллюстрации печатных изданий — учебников, методических пособий, специальных журналов и т.п.;

в) контурная запись дает возможность зафиксировать все  существенные особенности положения тела и его звеньев (рис. 3), такая запись требует навыков рисования.

 

 

 

ГЛАВА 2.

2.1 Методика проведения урока легкой атлетики в начальной школе

 

2.2.требования  ФГОС НОО по физической культуре 
Общие положения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Информация о работе Общеразвивающие упражнения на уроках физической культуры в начальной школе на материале легкой атлетики