Общие закономерности работоспособности студентов процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями своей работы, ее организацией и другими причинами.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….

Глава 1. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения…………………………………………………………………………..
Учебный день студента……………………………………………………
Учебная неделя………………………………………………………………
Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год……………………………………………………………………………..
Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период………………………………………………………………………….
Глава 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период………………………………………………………………….

Глава 3. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов…………………….

Заключение …………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………...

Файлы: 1 файл

физ ра.docx

— 53.59 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….

 

Глава 1. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения…………………………………………………………………………..

    1. Учебный день студента……………………………………………………
    2. Учебная неделя………………………………………………………………
    3. Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год……………………………………………………………………………..
    4. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период………………………………………………………………………….

Глава 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период………………………………………………………………….

 

Глава 3. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов…………………….

 

Заключение …………………………………………………………………………

 

Список использованной литературы……………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

1.1 Учебный день студента

 

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов  претерпевает изменения, которые отчетливо  наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия  и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений  определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями  своей работы, ее организацией и  другими причинами.

Учебный день студента, как  правило, не начинается с высокой  продуктивности труда. В начале занятия  не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в работу. Проходит 10-15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет  оптимального уровня. Этот период - врабатывание - характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет  соответствующая установка. Второй период - оптимальная (устойчивая) работоспособность - имеет продолжительность 1,5-3 ч.  Состояние студентов характеризуется  такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой  учебной деятельности. Третий период - полная компенсация - отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной  мотивацией. В четвертом периоде  наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются  колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. При  этом функциональные изменения отчетливо  проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в  структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе, устойчивости внимания, оперативной памяти и др.). В пятом периоде начинается прогрессивное  снижение работоспособности, которое  перед окончанием работы может смениться  кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). Дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (шестой период). В практической оценке динамики работоспособности часто третий и четвертый периоды характеризуют как периоды снижения работоспособности.

Между тем учебный день студентов  не ограничивается лишь аудиторными  занятиями, а включает также самоподготовку. В этом случае кривая работоспособности  будет иметь следующий вид (рис. 1).

 

Рис. 1 Изменение работоспособности студентов в течение дня

 

Наличие второго подъема  работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы. Необходимо иметь в виду, что изменение  отдельных функций организма  может не соответствовать кривой работоспособности, так как характеризует  избирательную загруженность тех, которые являются ведущими в том  или ином виде учебного труда.

Для уровня физической работоспособности  студентов изменения в течение  учебного дня в целом близки к  тем, которые типичны для умственной работоспособности.

 

1.2 Учебная неделя

 

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном  учебном цикле характеризуется  последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что  связано с вхождением в привычный  режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. В  некоторых случаях в субботу  наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением "конечного  порыва".

Однако типичная кривая работоспособности  может измениться, если вступает в  силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней. Так, если студентам в  начале недели в течение двух-трех дней подряд приходится испытывать повышенные учебные нагрузки (участвовать в  коллоквиуме, писать контрольную работу, сдавать зачет по специальности), то происходит снижение умственной работоспособности. В последующие дни недели обычные  нагрузки воспринимаются студентами как  легкие; они эффективно стимулируют  восстановление работоспособности  с появлением в субботу фазы суперкомпенсации. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятий, до 4-5 в день.

Изменение физической работоспособности  в течение недели также соответствует  динамике умственной работоспособности.

 

1.3 Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год

 

Работоспособность студентов  по семестрам и в целом за учебный  год. В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13ч в сочетании с эмоциональными переживаниями - работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.

Начало второго полугодия также  сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха (этот  отрезок времени взят для сравнения с зимними каникулами) отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления. На рис.2. представлено изменение умственной и физической работоспособности студентов в учебном году.

 

Рис. 2. Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов в течение учебного года

 

Рассмотренный материал свидетельствует  о том, что для учебного труда  студентов независимо от его временных  параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года) изменение умственной работоспособности характеризуется  последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности  и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет большое значение для планирования мероприятий по оптимизации условий  учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, применения средств физической культуры и спорта.

 

1.4 Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период

 

Экзамены для студентов - это критический момент в учебной  деятельности, когда подводятся итоги  учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении  личности и др. Экзаменационная ситуация - это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет  оценивать  ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизация всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.

Комплексное воздействие  всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных  эмоций, неуверенности в своих  силах, чрезмерному волнению, страху и т.д. Так, при обследовании 637 студентов  было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную  напряженность; 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при средней  продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день, интенсивность умственного  труда возрастает, по отношению к  периоду учебных занятий, на 85-100%.

Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что  частота сердцебиений у них устойчиво  повышается до 88-92 удар/мин, против 76-80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма  настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала  до 118-144 удар/мин. Артериальное давление повышалось до 135/85-155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс - 70,3 удар/мин, тремор - 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.

Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У  нетренированных, слабоуспевающих  студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким  уровнем тренированности, демонстрируют  более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень  физической подготовленности в большой  степени определяет устойчивость организма  к эмоционально напряженному учебному труду.

Во время  экзаменов  повышается "стоимость" учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют  факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6-3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

Представление о характере  изменений умственной и физической работоспособности за период экзаменов дает таблица 1.

 

 

 

 

Таблица 1

Изменения умственной и физической работоспособности в ходе экзаменов

 

Период измерения

Умственная работоспособность, усл. ед.

Физическая работоспособность

выносливость к статическ. усилию, кг

динамическая работа, усл. ед.

Фон

593-621

67-73

87-97

Перед 1-м экзам.

719-745

58 –63

68-78

После 1-го экзам.

630-654

49-55

51-69

После 2-го экзам.

608-630

45-49

53-59

После 3-го экзам.

557-577

38-42

48-52


Представление об изменении  градиента умственной работоспособности  в зависимости от курса обучения, зимней или весенней сессии, пола студентов дает таблица 1.

Таблица 2

Изменение градиента умственной работоспособности, %

Курс

Зимняя сессия

Весенняя сессия

мужчины

женщины

мужчины

женщины

I

9,8

19,2

11,5

19,8

II

7,3

17,6

9,2

18,3

III

2,9

7,7

5,8

8,6

IV

3,0

8,1

6,1

8,9


У первокурсников  наблюдается  наиболее высокий (по абсолютной величине) отрицательный градиент умственной работоспособности. На последующих  годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию отрицательный градиент работоспособности  нарастает (по абсолютной величине) по сравнению с зимней сессией. Это  является следствием кумулятивного  воздействия объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Наличие  высокого отрицательного градиента  у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную реакцию на ситуацию экзаменов.

Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку – 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5-6 мин против 1,5-2 мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физической деятельности возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период

Вуз предоставляет студентам три  вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между  занятиями, еженедельный день отдыха и  каникулярный отдых зимой и летом. Несмотря на количественные различия, все три вида отдыха должны быть построены по одному принципу: восстановить нарушенное предшествующей работой  оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного  мозга и увеличить связанную  с этим умственную работоспособность.

Информация о работе Общие закономерности работоспособности студентов процессе обучения