Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:03, реферат
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями своей работы, ее организацией и другими причинами.
Введение ………………………………………………………………………….
Глава 1. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения…………………………………………………………………………..
Учебный день студента……………………………………………………
Учебная неделя………………………………………………………………
Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год……………………………………………………………………………..
Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период………………………………………………………………………….
Глава 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период………………………………………………………………….
Глава 3. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов…………………….
Заключение …………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Общие закономерности
изменения работоспособности студентов
в процессе обучения…………………………………………………………
Глава 2. Средства физической
культуры в регулировании психоэмоционального
и функционального состояния студентов
в экзаменационный период………………………………………………………………
Глава 3. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов…………………….
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
1. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
1.1 Учебный день студента
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями своей работы, ее организацией и другими причинами.
Учебный день студента, как
правило, не начинается с высокой
продуктивности труда. В начале занятия
не сразу удается сосредоточиться,
активно включиться в работу. Проходит
10-15 мин, а иногда и больше, прежде
чем работоспособность
Между тем учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку. В этом случае кривая работоспособности будет иметь следующий вид (рис. 1).
Рис. 1 Изменение работоспособности студентов в течение дня
Наличие второго подъема
работоспособности при
Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.
1.2 Учебная неделя
Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением "конечного порыва".
Однако типичная кривая работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней. Так, если студентам в начале недели в течение двух-трех дней подряд приходится испытывать повышенные учебные нагрузки (участвовать в коллоквиуме, писать контрольную работу, сдавать зачет по специальности), то происходит снижение умственной работоспособности. В последующие дни недели обычные нагрузки воспринимаются студентами как легкие; они эффективно стимулируют восстановление работоспособности с появлением в субботу фазы суперкомпенсации. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятий, до 4-5 в день.
Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.
1.3 Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год
Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год. В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13ч в сочетании с эмоциональными переживаниями - работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.
Начало второго полугодия
Рис. 2. Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов в течение учебного года
Рассмотренный материал свидетельствует
о том, что для учебного труда
студентов независимо от его временных
параметров (учебный день, неделя, семестры
учебного года) изменение умственной
работоспособности
1.4 Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
Экзамены для студентов - это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация - это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизация всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.
Комплексное воздействие
всех этих факторов на студентов приводит
к возникновению отрицательных
эмоций, неуверенности в своих
силах, чрезмерному волнению, страху
и т.д. Так, при обследовании 637 студентов
было установлено, что 36,5% из них испытывали
перед экзаменом сильную
Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88-92 удар/мин, против 76-80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала до 118-144 удар/мин. Артериальное давление повышалось до 135/85-155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс - 70,3 удар/мин, тремор - 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.
Отмечено, что напряжение
на экзаменах у студентов со слабой
успеваемостью выше, чем у тех,
кто имел хорошую успеваемость. У
нетренированных, слабоуспевающих
студентов по мере нарастания напряженного
состояния вегетативные сдвиги усиливаются.
Вместе с тем при равной успеваемости
студенты, обладающие более высоким
уровнем тренированности, демонстрируют
более экономичные
Во время экзаменов повышается "стоимость" учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6-3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.
Представление о характере изменений умственной и физической работоспособности за период экзаменов дает таблица 1.
Изменения умственной и физической работоспособности в ходе экзаменов
Период измерения |
Умственная работоспособность, усл. ед. |
Физическая работоспособность | |
выносливость к статическ. усилию, кг |
динамическая работа, усл. ед. | ||
Фон |
593-621 |
67-73 |
87-97 |
Перед 1-м экзам. |
719-745 |
58 –63 |
68-78 |
После 1-го экзам. |
630-654 |
49-55 |
51-69 |
После 2-го экзам. |
608-630 |
45-49 |
53-59 |
После 3-го экзам. |
557-577 |
38-42 |
48-52 |
Представление об изменении градиента умственной работоспособности в зависимости от курса обучения, зимней или весенней сессии, пола студентов дает таблица 1.
Изменение градиента умственной работоспособности, %
Курс |
Зимняя сессия |
Весенняя сессия | ||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины | |
I |
9,8 |
19,2 |
11,5 |
19,8 |
II |
7,3 |
17,6 |
9,2 |
18,3 |
III |
2,9 |
7,7 |
5,8 |
8,6 |
IV |
3,0 |
8,1 |
6,1 |
8,9 |
У первокурсников наблюдается
наиболее высокий (по абсолютной величине)
отрицательный градиент умственной
работоспособности. На последующих
годах обучения его величина уменьшается,
что свидетельствует о лучшей
адаптации студентов к условиям
экзаменационного периода. В весеннюю
сессию отрицательный градиент работоспособности
нарастает (по абсолютной величине) по
сравнению с зимней сессией. Это
является следствием кумулятивного
воздействия объективных и
Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку – 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5-6 мин против 1,5-2 мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физической деятельности возрастает.
2 Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
Вуз предоставляет студентам три
вида отдыха, различных по длительности:
кратковременные перерывы между
занятиями, еженедельный день отдыха и
каникулярный отдых зимой и летом.
Несмотря на количественные различия,
все три вида отдыха должны быть
построены по одному принципу: восстановить
нарушенное предшествующей работой
оптимальное соотношение
Информация о работе Общие закономерности работоспособности студентов процессе обучения