Общие закономерности работоспособности студентов процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями своей работы, ее организацией и другими причинами.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….

Глава 1. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения…………………………………………………………………………..
Учебный день студента……………………………………………………
Учебная неделя………………………………………………………………
Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год……………………………………………………………………………..
Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период………………………………………………………………………….
Глава 2. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период………………………………………………………………….

Глава 3. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов…………………….

Заключение …………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………...

Файлы: 1 файл

физ ра.docx

— 53.59 Кб (Скачать файл)

Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали  импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное  число нервных импульсов, обогащающих  мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре.

При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Если после прекращения физической деятельности человек почти сразу  может отключиться от нее, то при  умственном труде интенсивная деятельность мозга продолжается значительное время  и после завершения ее. Так, напряженная  умственная работа непосредственно  перед отходом ко сну затрудняет засыпание, приводит к так называемым ситуационным сновидениям, когда человек  даже во сне продолжает решать нерешенную задачу, думать о прочитанном или написанном. В этих условиях нервная система не получает необходимого отдыха.

Связь движений с умственной деятельностью характеризуют следующие  закономерности. В период напряженного умственного труда у людей  обычно наблюдается сосредоточенное  выражение лица, сжатые губы, напряженная  шея, отмечено, что чем сложнее  задача, которую приходиться решать, тем выше напряжение мышц. Оказывается, импульсы, направленные от напряженной  мускулатуры в ЦНС, стимулируют  деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Таким  образом, нервная система стремиться сохранить работоспособность. Если процесс идет достаточно долго и  монотонно, то кора головного мозга  адаптируется к этим  раздражителям, что приводит к ее торможению и  работоспособность снижается.

Тонус и работоспособность  головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков  времени и оптимизируются в тех  случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением  и расслаблением. Такой режим  движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках, а также многих других физических упражнений, выполняемых с умеренной  интенсивностью. Не менее важно и  состояние мускулатуры человека, которая "помогает" нервной системе  справиться с интеллектуальными  нагрузками. Так, если человек после  работы спал меньше обычного, тоническое напряжение мускулов увеличивается. Переутомленный мозг как бы мобилизуется для борьбы с переутомлением. Поэтому для  успешной умственной работы необходим  не только тренированный мозг, но и  тренированное тело.

Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности, где  соответствующим образом организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями. В ходе их выполнения в коре больших полушарий возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры головного мозга, поднимает тонус всего организма. Надо добавить сюда и такой субъективный психологический фактор, как естественность и физиологичность физических упражнений, которые никогда не воспринимаются человеком как нечто навязанное ему, как вторжение в естественные механизмы тела.

Следует учитывать и эмоциональный  фактор. Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный  тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит наиболее благоприятным  фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством  против переутомления. И.П.Павлов называл  это "чувством мышечной радости".

Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий:

· его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антогонистов;

· эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении вызванном монотонной работой;

· положительный эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени;

· чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха.

Благоприятное воздействие  на утомленных учебным трудом студентов  оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп  вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные  процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнять умеренные  циклические упражнения.

Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния  в этот период (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет  к угнетению умственной работоспособности.

Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировочных занятиях в  период экзаменов позволили зафиксировать  повышенные трудности при овладении  техникой новых упражнений - в 1,5 - 2 раза больше времени приходилось затрачивать  на их освоение. При этом у студентов  отмечалось снижение концентрации внимания, сознательного контроля за выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов  должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь  поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в  период экзаменов, можно уменьшить  несколькими способами.

Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание - вначале при  расслабленных и слегка опущенных  плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдох последовательно поднимаются  грудная клетка, плечи, ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме  ходьбы: полный вдох на 4,6 или 8 шагов, затем  следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается на тоже число  шагов (4,6,8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости.

Психическая саморегуляция. Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

Определённый интерес  может представлять один из методов  психической регуляции – Ментальный Тренинг (МТ). В отличие от других методов, МТ нацелен не на психопрофилактику отклонений и коррекцию специфических состояний и недугов, а на развитие личности, повышение психического потенциала (ментальной силы) и обучение методам противостояния разрушительным влияниям стрессогенных воздействий современной действительности. Метод направлен на достижение успеха в избранном виде деятельности.

Тренировка ментальной силы не является методом, который создан для тех, кто имеет какие-либо нарушения психического здоровья. Базируясь на исследованиях по психической саморегуляции и ее актитвным применениям в области спорта, Ларс-Эрик Унесталь, профессор Скандинавского Международного университета и президент Скандинавской школы лидерства (г. Оребро, Швеция), предложил так называемый Внутренний Ментальный Тренинг (ВМТ). ВМТ- долговременный и развивающий тренинг, целью которого является определение и развитие внутренних ресурсов и умение контролировать поведение, эмоции, настроение, стратегию и процессы в организме.

ВМТ - высокотехнологичная  система, освоение которой возможно без участия специалиста по психотренингу, т.к. курсы ВМТ записаны на аудиокассеты и могут использоваться самостоятельно. Основой ВМТ является обучение спортсмена способам целенаправленного вхождения  в альтернативное состояние сознания (АСС), а затем обучение способам управления уверенностью, мотивацией, работоспособностью, оперирования целями.

Популярность метода привела  к тому, что он стал широко применяться  сначала на уроках физкультуры в  школах, затем в школах бизнеса, армии, полиции, университетах. Более 2 млн. шведов (это 25% населения) используют программы  ВМТ, которые можно купить в любой  аптеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов

Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие  на организм студента, изменяя его  функциональное состояние и влияя  на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому  воспитанию, которые также оказывают  влияние на изменение работоспособности  студентов.

По результатам исследований установлено, что для успешного  воспитания основных физических качеств студентов необходимо опираться на закономерную периодику работоспособности в учебном году. Согласно тому в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-180 удар/мин; во второй половине каждого семестра с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-150 удар/мин. Первая часть в семестре совпадает с более высоким функциональным состоянием организма, вторая - с его относительным снижением. Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году.

При планировании и организации  учебных занятий по физическому  воспитанию в сетке учебного расписания, следует учитывать их влияние  на умственную работоспособность. В таблице 3. представлены данные о том, как влияют различные варианты планирования занятий по физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.

Оценка различных вариантов  расписания занятий физическими  упражнениями

 

варианты

часы занятий

оценка

8.15-9.50

10.00-11.35

11.45-13.20

13.30-15.05

15.15-16.50

17.00-18.35

1

ф/в

уч.зан.

уч.зан.

     

1

2

 

ф/в

уч.зан.

уч.зан.

   

3

3

уч.зан.

уч.зан.

ф/в

     

2

4

 

уч.зан.

уч.зан.

ф/в

   

4

5

   

ф/в

уч.зан.

уч.зан.

 

3

6

     

ф/в

уч.зан.

уч.зан.

3

7

     

уч.зан.

уч.зан.

ф/в

4


(минимальный эффект оценивается  в 1балл, максимальный – 4 балла)

Как следует из таблицы, при всех вариантах планирования занятий  эффект от выполнения физических упражнений – положительный, хотя и различный  при разных вариантах. Минимальный  эффект при первом варианте планирования можно объяснить неподготовленностью  организма студентов к выполнению сразу после сна нагрузок, которые  в общем-то соответствуют их возможностям. При таком варианте планирования должна быть более продолжительной  подготовительная часть урока, нагрузка же в нем должна повышаться особенно постепенно. Необходимо также отметить, что после занятий физическими  упражнениями, независимо от места  занятий по физическому воспитанию в сетке учебного расписания, признаки снижения работоспособности студентов  к концу учебного дня выражены меньше, чем в те дни, когда этих занятий нет.

Проверка эффективности  разнообразного сочетания режимов  при двух занятиях в неделю на протяжении одного семестра позволила установить "зону" оптимального взаимодействия между умственной и физической работоспособностью студентов. Ей соответствует использование  занятий с режимом ЧСС 130-160 удар/мин. Превышение оптимума в использовании  средств физического воспитания повышает эффект в двигательной деятельности, но ведет к ограничению в интеллектуальной. Их пониженный уровень ведет к ограничению двигательных способностей. И мало значим для повышения эффективности учебно-трудовой деятельности. Поэтому ориентация на оптимум отвечает  требованиям социальной практики формирования общекультурного и профессионального развития личности студента в вузе.

Информация о работе Общие закономерности работоспособности студентов процессе обучения