Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 12:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является освещение основных вопросов и проблем организации и проведения соревнований по баскетболу в системе физического воспитания в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. Определение места баскетбола в системе физического воспитания.
2. Выявление основных вопросов организации соревнований по баскетболу.
3. Изучение методики проведения соревнований по баскетболу.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...стр.3
1. МЕСТО СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ............5
1.1. Сущность и основные вопросы организации спортивных соревнований в РБ...............................................................................5
1.2. Баскетбол как метод физического воспитания в РБ……………....9
1.3. История развития баскетбола в Республике Беларусь, его
основные достижения…………………………………………………...13
1.4. Особенности проведения соревнований по баскетболу в общеобразовательных и высших учебных заведениях в РБ………….16
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………...21
2.1.Подготовка соревнований............................................................21
2.2. Способы проведения соревнований………….....…………………24
2.3. Права, обязанности и экипировка команд-участниц…………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….38
Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться даже в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей.
В условиях общеобразовательной
школы в младшем, среднем и
старшем звене баскетбол
Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе [12, с .54]
В соответствии с законом «Об образовании» любая образовательная деятельность по учебным предметам вообще и физической культуре в частности должна осуществляться на основе образовательных программ, которые либо рекомендованы соответствующими организациями (департамент образования, министерство образования), либо разработаны специалистами образовательного учреждения.
Секционная работа в образовательном учреждении по видам спорта является дополнительным физкультурным образованием и должна осуществляться на основе соответствующей образовательной программы.
Обеспечение содержания занятий через реализацию школьной программы затруднено, поскольку речь идет о дополнительном образовании, углубленном изучении раздела «баскетбол», да и контингент занимающихся разновозрастный. Обеспечить содержание занятий на основе программы ДЮСШ не представляется возможным, так как ее содержание строго дифференцировано по годам обучения и уровню мастерства.
Возникает необходимость создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях образовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовленности.
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Традиционно сложилось так, что учителя физической культуры, ведущие такие секции, не имеют каких-либо программ занятий [10, с.9]
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Цель внеклассных занятий – формирование физической культуры занимающихся.
Задачи работы секции:
Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями.
2. физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки.
3. техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу.
4. тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите [9, с.36].
1.3. История развития баскетбола в Республике Беларусь, его основные достижения
Свое настоящее призвание
и развитие баскетбол в Беларуси получил лишь после Великой
Октябрьской социалистической революции.
Большое влияние на развитие игры оказали
окружные управления Всеобуча.
В 1920 году баскетбол вводится как самостоятельный
предмет в физкультурных учебных заведениях.
В 1923 году на первом Всесоюзном празднике
физкультуры провели турнир баскетболистов,
который принято считать первым первенством
страны.
В 1923-28 годах начала
формироваться советская школа баскетбола.
В эти годы ведутся поиски наиболее эффективных
методов подготовки команд, новых технических
приемов и форм ведения игры и к 1941 году,
по сути дела, завершилось становление
отечественной школы баскетбола. Были
введены новые правила игры, которые во
многом совпали с международными, усилилась
учебно-методическая работа.
В 1947 году Всесоюзная секция
баскетбола вступила в члены Международной
федерации баскетбола и советские баскетболисты
получили право участвовать во всех международных
соревнованиях, организуемых ФИБА. В том
же году мужская команда СССР впервые
приняла участие в Чемпионате Европы и
завоевала звание чемпиона.
Результатом первенства Европы доказали,
что советские баскетболисты
достигли уже высокого уровня спортивного
мастерства.
Наступательный характер ведения игры,
опирающейся на коллективность действия,
рациональную технику и разностороннюю
физическую подготовку игроков, подтвердил
правильность избранного направления
советской школы баскетбола.
Женская сборная СССР в 1950 году впервые участвовала в чемпионате Европы и завоевала первое место.
Мужская сборная в 1952 году стартовала на XY Олимпийских играх в Хельсенки. Советские баскетболисты завоевали второе место.
В 1964 году на международную арену вышли юношеские команды. Ребята стали первыми чемпионами Европы среди юношей. А в 1965 году их успех повторили и девушки.
Сборная женская команда СССР в 1957 году первый раз участвовала в чемпионате мира и заняли 2-е место, а в 1959 году в Москве впервые стала чемпионом мира.
В 1976 году женский баскетбол был впервые представлен на Олимпийских играх [21, с.11]
Белорусская школа баскетбола до распада СССР в 1991 году развивалась в русле развития баскетбола во всем Советском Союзе. Существовало по одному сильному женскому и мужскому клубу, выступающему в высшей лиге чемпионата СССР. Это, женский клуб «Горизонт» (Минск), становившийся призером и мужской клуб РТИ.
Уроженцы и представители
Достаточно вспомнить такие имена, как Иван Едешко, Галина Савицкая, Ирина Сумникова, Елена Швайбович и т.д.
В суверенной Беларуси, баскетбол развивается не такими быстрыми темпами из-за недостаточного финансирования, особенно это касается студенческих команд. Так, прекратили существование легендарные РТИ и Горизонт. В настоящее время баскетбол культивируется лишь в немногих вузах страны – БНТУ, БГУ, БрГУ, БГАТУ, БелГУТ и некоторых других.
В высшей лиге чемпионата Беларуси по баскетболу в 2009-2010 году приняло участие 8 команд: БНТУ - Минская область (Минская область); Виталюр-РГУОР (Минская область) Гродно-93 (г.Гродно); Локомотив-КИС (г.Витебск); Минск-2006 (г.Минск); Осиповичи (г.Осиповичи ); Сож (г.Гомель); Темп-ОШВСМ (г.Могилев).
Последние годы ведущими командами являлись БК «Гродно-93» и Виталюр, но с 2009 года пальму первенства перехватил БК «Минск-2006». Этот же клуб можно поздравить с завоеванием золотых медалей в этом году, БК «Гродно-93» - серебряных медалей, БК «Осиповичи» - бронзовых.
Организована также и первая лига, в которую на данный момент входят следующие команды: БГУ (г.Минск); БГУИР-РЦОР (г.Минск); БК "Минск - 2006"-2 (фарм-клуб, г.Минск); , ГОЦОР-Сож (Гомельская область); Гродно-93-2 (г.Гродно); Локомотив-КиС (фарм-команда); Мара-2015 ( г.Барановичи); ОАО "Гродно-Азот" (г.Гродно).
Женский профессиональный баскетбол недифференцирован на лиги, то есть существует только одна высшая лига из 8 команд: Березина-РЦОР (г.Борисов); БрГУ ЦОР «Виктория» (г.Брест); Виктория (г.Брест); Минск-2006 (г.Минск); Олимпия (г.Гродно); РГУОР-БГАТУ (г.Минск); Сож-БелГУТ (г.Гомель); Темп-Могилевчанка (г.Могилев).Ведущими командами являются Березина-РЦОР, Олимпия и Минск-2006.
В составе этой команды на данном турнире играли 12 баскетболисток: Екатерина Снытина, Татьяна Троина, Анастасия Веремеенко, Елена Левченко, Марина Кресс, Наталия Ануфриенко, Александра Тарасова, Светлана Вольная, Юлия Дурейко, Наталья Трофимова, Наталья Марченко,
Ольга Подобед, Причем, ведущие игроки, Наталья Марченко и Анастасия Веремеенко, родом из г. Гомеля и Гомельской области (рисунок 1).
Рисунок 1. Женская сборная Беларуси по баскетболу 2008 года
1.4. Особенности проведения соревнований по баскетболу в общеобразовательных и высших учебных заведениях в РБ
Соревнования по баскетболу в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь проводятся в рамках республиканской школьной спартакиады.
На первом этапе проводятся массовые соревнования по баскетболу в общеобразовательных учреждениях, которые организуются и проводятся руководством этих учреждений в соответствии с утверждаемыми ими положениями и в сроки, предусмотренные их календарными планами проведения спортивных мероприятий. Как правило, эти соревнования, проводятся в 4 четверти учебного года и в них участвуют ученики 8-11 классов по круговой системе. Причем, мальчики и девочки соревнуются раздельно.
По итогам школьных соревнований формируются две сборные команды – девушек и юношей, которые защищают честь общеобразовательного учреждения на районных и городских соревнованиях.
Республиканская спартакиада школьников - 2010 является официальным комплексным спортивным соревнованием и проводится в соответствии с республиканским календарным планом проведения официальных спортивных соревнований, учебно-тренировочных сборов и участия национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта в международных мероприятиях на 2010 год, утвержденным приказом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31.12.2009 № 983.
Спартакиада проводится в целях:
1.определения победителей в номерах соревновательной программы по видам спорта;
2.организации физкультурно-спортивной работы с учащимися; обучающимися в общеобразовательных учреждениях и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования;
3.привлечения учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, укрепления здоровья, повышения уровня их спортивной подготовки;
4.выявления и подготовки спортивного резерва для комплектования национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;
5.повышения эффективности учебно-тренировочной работы в секциях, клубах по видам спорта, специализированных учебно-спортивных учреждениях;
6.пропаганды спорта как важного средства укрепления здоровья граждан, и приобщения учащихся к здоровому образу жизни, повышения эффективности их физического воспитания.
Участвующими
организациями, представляющими от своего
имени спортсменов (команды спортсменов)
в соревнованиях Спартакиады
по видам спорта, являются:
на II этапе - общеобразовательные учреждения и учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и среднего специального образования, специализированные учебно-спортивные учреждения;
на III этапе - городские управления и районные отделы (управления) образования, городские управления и районные отделы (управления) физической культуры, спорта и туризма исполнительных комитетов и местных администраций районов (городов);
на IV этапе - управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома, областные и Минский городской центры физического воспитания и спорта учащихся, управления физической культуры, спорта и туризма облисполкомов и Минского горисполкома.
Спартакиада проводится в четыре этапа по 26 видам спорта:
I этап - массовые соревнования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, специализированных учебно-спортивных учреждениях; организуются и проводятся руководством этих учреждений в соответствии с утверждаемыми ими положениями и в сроки, предусмотренные их календарными планами проведения спортивных мероприятий;
II этап -
районные и городские соревнования; организуются
и
проводятся городскими управлениями и
районными отделы
(управлениями) образования, городскими
управлениями и районными
отделами (управлениями) физической культуры,
спорта и туризма
исполнительных комитетов и местных администраций
районов (городов),
судейскими коллегиями по видам спорта,
формируемыми и
утверждаемыми отделами физической культуры,
спорта и туризма
исполнительных комитетов и местных администраций
районов (городов);
Информация о работе Организация и проведение соревнований по баскетболу в Республике Беларусь