Организация жизнедеятельности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Состояние здоровья студенческой молодежи постоянно ухудшается, поэтому оно стало не только медицинской, но и социальной проблемой. У большинства выявлены серьезные отклонения в здоровье, обнаружены другие негативные тенденции, связанные с тем, что не уделяется внимание организации здорового образа жизни и формированию санитарно - гигиенической культуры студенческой молодежи. Эти факторы и валеологическое воспитание в целом рассматриваются в качестве одного из важных ресурсов здоровья. Понятие здоровья в идеале необходимо рассматривать, как состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только, как отсутствие болезней и физических дефектов. Существуют десятки концепций, основанных на различных понятиях и определениях сущности здоровья.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….2
1. Понятие "здоровье" и факторы, его определяющие………………..3
2. Взаимосвязь культуры студента и его образа жизни………………8
3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни……………………………………………………………………………...9
4. Личное отношение к здоровью………………………………………12
5. Здоровый образ жизни и его составляющие………………………..15
6. Режим дня как закономерная согласованность в жизнедеятельности организма с ритмами природы……………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………....27
Библиографический список…………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

 

ГОУ ВПО “Сибирская государственная

автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)”

 

Кафедра физического  воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: Организация жизнедеятельности студента

 

 

 

 

Выполнил: студент 1курса

Заочной формы  обучения

 

 

 

Проверил:

Е.М. Кривенко

 

 

Омск

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………………………….2

1. Понятие "здоровье" и факторы, его определяющие………………..3

2. Взаимосвязь  культуры студента и его образа  жизни………………8

3. Структура  жизнедеятельности студентов и  ее отражение в образе жизни……………………………………………………………………………...9

4. Личное  отношение к здоровью………………………………………12

5. Здоровый  образ жизни и его составляющие………………………..15

6. Режим  дня как закономерная согласованность  в жизнедеятельности организма  с ритмами природы……………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………....27

Библиографический список…………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Состояние  здоровья студенческой молодежи  постоянно ухудшается, поэтому оно  стало не только медицинской,  но и социальной проблемой.  У большинства выявлены серьезные  отклонения в здоровье, обнаружены  другие негативные тенденции,  связанные с тем, что не уделяется  внимание организации здорового  образа жизни и формированию  санитарно - гигиенической культуры  студенческой молодежи. Эти факторы  и валеологическое воспитание  в целом рассматриваются в  качестве одного из важных  ресурсов здоровья. Понятие здоровья  в идеале необходимо рассматривать,  как состояние полного душевного,  физического и социального благополучия, а не только, как отсутствие  болезней и физических дефектов. Существуют десятки концепций,  основанных на различных понятиях  и определениях сущности здоровья. Появляются все новые концепции  и теории, но единой конструктивной  системы, их объединяющей, до сих  пор нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие "здоровье" и факторы, его определяющие

Студенты - это  социальный слой населения, который  можно отнести к группе повышенного  риска в отношении здоровья, так  как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим  и анатомическим изменениям, связанных  с процессами созревания, высокую  психоэмоциональную и умственную нагрузку, приспособление к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений  вне семьи), накладывается негативное влияние кризиса практически  всех основных сфер общества.

 Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно определяется важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь это – важное слагаемое человеческого фактора.

  Охрана здоровья студентов традиционно является одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности подростковой и студенческой молодежи.

Существуют  различные подходы к определению  понятия "здоровье", которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье — это отсутствие болезней; 2) "здоровье" и "норма" - понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

Наиболее  широкое распространение в настоящее  время получил функциональный подход. Его особенность заключается  в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и  социальные функции, в частности, выполнять  общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.

В связи  с функциональным подходом к здоровью возникло понятие "практически здоровый человек", поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому, качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.

Исследования, проведенные за рубежом и данные экспертов установили, что жизнедеятельность организма человека зависит от четырех основных факторов: организации здравоохранения, наследственности, окружающей внешней среды и образа жизни.

1. Организация здравоохранения - упорядоченная система государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение, лечение болезней и продление жизни человека.

2. Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуальное развитие в целом.

3. Окружающая внешняя среда - среда обитания и производственной деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

4. Образ жизни - понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией; охватывает труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической жизни, нормы и правила поведения людей.

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных  жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его "качественных" характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье  влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного  труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей: оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности — все это показатели общей культуры человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимосвязь культуры студента и его образа жизни

В последние  годы активизировалось внимание к здоровому  образу жизни студентов, это связано  с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых  высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной  формы жизнедеятельности вне  образа жизни в целом.

Здоровый  образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности  студентов. В условиях здорового  образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности  построить себя как личность в  соответствии с собственными представлениями  о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Здоровый  образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентации студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными  общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального  опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может  стать причиной формирования асоциальных  качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор  личностью общественных ценностей  здорового образа жизни и формировать  на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную  обеспечить саморегуляции личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

 

 

3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни

Охрана  и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом  жизни. Повышенное внимание к нему проявляется  на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Анализ  фактических материалов о жизнедеятельности  студентов свидетельствует о  ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. Б то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100 %, то на 2 курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на 3 — до 83,1, на - 4 курсе - до 75,8%.

Эти факты  позволяют сделать вывод, что  практические занятия по физическому  воспитанию в вузе не гарантируют  автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди  которых большое место принадлежит  регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным  факторам.

Влияние окружающей среды на здоровье.

В настоящее  время накоплен обширный научный  материал, доказывающий непосредственное воздействие целого ряда факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая  обстановка) на здоровье человека.

Этим  вопросом занимается биометрология (наука, занимающаяся изучением зависимости самочувствия от погоды). "Сезонно" работают и эндокринные железы: зимой основной обмен понижен из-за ослабления их деятельности; весной и осенью повышен, что сказывается на неустойчивости настроения.

На самочувствие оказывает влияние и изменение  электромагнитного поля. В магнитоактивные  дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные  расстройства, повышается раздражительность, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается сон.

Установлено, что всплески солнечной активности разогревают внешние слои атмосферы  Земли, меняют их плотность и химический состав, мощные потоки заряженных частиц и излучений вторгаются в атмосферу. От этого меняется и сама погода, и реакция на ее изменения у  человека.

Экологическая обстановка также влияет на здоровье человека.

Способность приспосабливаться к отрицательным  воздействиям различна у людей с  разным уровнем здоровья, физической подготовленностью.

У людей  с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма  значительно выше, чем у лиц  с низкой общей физической подготовленностью.

Наследственность  и ее влияние на здоровье.

Физическое  и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в  организме человека по мере развития. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений.

Работами  генетиков доказано, что при благоприятных  условиях поврежденный ген может  и не проявить своей агрессивности. Здоровый образ жизни, общий здоровый статус организма могут "усмирить" его агрессивность. Неблагоприятные условия внешней среды почти всегда усиливают агрессивность патологических генов и могут спровоцировать болезнь, которая бы при иных обстоятельствах не проявилась.

Информация о работе Организация жизнедеятельности студента