Организация жизнедеятельности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Состояние здоровья студенческой молодежи постоянно ухудшается, поэтому оно стало не только медицинской, но и социальной проблемой. У большинства выявлены серьезные отклонения в здоровье, обнаружены другие негативные тенденции, связанные с тем, что не уделяется внимание организации здорового образа жизни и формированию санитарно - гигиенической культуры студенческой молодежи. Эти факторы и валеологическое воспитание в целом рассматриваются в качестве одного из важных ресурсов здоровья. Понятие здоровья в идеале необходимо рассматривать, как состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только, как отсутствие болезней и физических дефектов. Существуют десятки концепций, основанных на различных понятиях и определениях сущности здоровья.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….2
1. Понятие "здоровье" и факторы, его определяющие………………..3
2. Взаимосвязь культуры студента и его образа жизни………………8
3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни……………………………………………………………………………...9
4. Личное отношение к здоровью………………………………………12
5. Здоровый образ жизни и его составляющие………………………..15
6. Режим дня как закономерная согласованность в жизнедеятельности организма с ритмами природы……………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………....27
Библиографический список…………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

Развитие  коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей.

Коммуникативная культура предполагает наличие таких  социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий  умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим.

Развитию  коммуникативной культуры, бесспорно, содействует разнообразная и  разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными  межличностными контактами гуманистического характера.

Психофизическая регуляция организма

Все субъективные восприятия разнообразных жизненных  ситуаций, явлений, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма  для экстренного преодоления  каких-либо трудностей. Под влиянием сильных эмоциональных воздействий  возникает состояние стресса (напряжения).

Предотвращение  срывов при стрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу и подавленность. Важно только, чтобы физические упражнения доставляли наслаждение, а не были горьким  лекарством.

При использовании  аутотренинга некоторые люди неоправданно отождествляют приемы психического самовоздействия — самовнушение и самоубеждение, тогда как приемы аутотренинга основаны лишь на самоубеждении, которое делает личность сильнее, активизирует ее.

Аутогенная  тренировка почти не имеет противопоказаний.

Разновидностью  аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых с психогигиеническими  целями отличается меньшим объемом. И имеет следующие особенности  — применяется как утром для  создания психофизиологической настройки  на предстоящий день, так и вечером, перед сном.

В системе  аутогенной тренировки важную роль выполняет  дыхательная гимнастика. Правильно  поставленное брюшное дыхание вовлекает  в дыхательный акт все части  легких, повышает насыщение крови  кислородом и увеличивает жизненную  емкость легких; за счет движений диафрагмы  массируются органы брюшной полости, в первую очередь печень, оживляется их кровоснабжение.

Используются  в системе психотренинга и  упражнения, тренирующие внимание и  развивающие самоконтроль, словесный  самоприказ, аутогенное погружение и  др. Необходимые методические сведения вы можете получить на практических занятиях и изучая специальную литературу.

Культура сексуального поведения

Сексуальное поведение — один из аспектов социального  поведения человека. Культура формирует  эротический ритуал ухаживания и  сексуальной техники. Регламентируя  наиболее важные аспекты сексуального поведения, культура оставляет место  для индивидуальных или ситуативных  вариаций, содержание которых может  существенно варьироваться.

Социокультурные сдвиги влияют на сексуальное поведение, ритм сексуальной активности, ее интенсивность  и социальные формы. Молодежь раньше начинает половую жизнь, добрачные  связи стали допустимы для  обоих полов при наличии и  отсутствии любви.

Исследования  показывают, что мотивация ухаживания, кульминацией которого является интимная близость, сегодня в значительной мере автономна и даже независима от матримониальных (брачных) планов. Так, 3 721 студенту из 18 вузов был задан  вопрос: "Как вы думаете, с какой целью юноша и девушка вступают сегодня в интимные отношения?" Основные мотивы (в процентах к общему числу респондентов) распределились так: взаимная любовь — 36,6%, приятное время препровождение — 15,4, стремление получить удовольствие — 14,2, желание эмоционального взаимодействия — 9,8, предполагаемое вступление в брак — 7, любопытство — 5,5%. Очевидно, что любовь занимает ведущее место. Между тем возникает вопрос: насколько серьезно и глубоко молодые люди взвешивают свои чувства и основанные на них решения?

Либерализация половой морали, частая смена партнеров, в сочетании с низкой сексуальной  культурой порождают ряд серьезных  последствий — аборты, распространение  венерических заболеваний, СПИД, растет число разводов. Жить только для  себя — это значит гнаться за все новыми удовольствиями. Секс становится развлечением, рассматривается как  сфера индивидуального самоутверждения. Девушка ищет поклонников ради социального  престижа. Юноша сближается с девушкой не потому, что ему этого хочется, а потому, что "так принято". Таким образом, увеличилась возможность личности самой выбирать наиболее подходящий ей стиль сексуального поведения. Но чем меньше внешних запретов, тем важнее индивидуальный самоконтроль и выше ответственность за свои решения, тем выше значение морального выбора.

17—25 лет  — это возраст максимальной  активности половых гормонов. "Бомбардировка" ими мозговых эмоциональных зон вызывает бурное проявление эмоций любви, которые требуют соответствующего волевого и этического поведения, заставляют молодых людей быть более активными и целеустремленными. Однако сексуальные эмоции управляемы, и с помощью волевых усилий их можно, если они чрезмерны, переключить на другой вид активности — интеллектуальную, физическую, эстетическую. Необходимой предпосылкой гармонизации сексуального стиля является здоровый образ жизни, с его двигательной активностью, регулярными физическими нагрузками и т.д.

Сексуальная жизнь всегда была тесно связана  с состоянием физического и психического здоровья, им во многом определяется продолжительность  и интенсивность сексуального возбуждения  и физиологических реакций. Сексуальные  возможности у лиц с ослабленным  здоровьем понижены. Во время сексуального контакта сжигается около 500 ккал, некоторые  колебания зависят от продолжительности  любовной игры и энтузиазма партнеров, но расход энергии соответствует  примерно получасовой пробежке или 40 мин непрерывных физических упражнений.

Физическая  привлекательность лежит в основе полового внимания (красивая фигура, осанка, стройные ноги, легкость походки и  др.), и поэтому необходимо уделять, особенно в молодые годы, внимание культуре физической и ее составной  части — телесной, формировать  и улучшать свое телосложение в необходимом  направлении. Отмечается прямая связь  между соответствием соматического  облика и здоровья. Женщины, например, регулярно занимающиеся физическими  упражнениями, спортом, приобретают  такие качества, как соревновательность, упорство, бескомпромиссность в борьбе и др., что делает богаче их поведенческий  репертуар, психическое благополучие, они лучше чувствуют себя в сексуальной сфере. В период гиперсексуальности использование правильно дозированных физических упражнений позволяет направить сексуальную энергию на другой вид деятельности.

Активная  сексуальная жизнь требует соблюдать  здоровый образ жизни. Так, у лиц, злоупотребляющих алкоголем, сексуальная  жизнь постепенно нарушается, ее расстройства встречаются в 41—43% случаев. Чрезмерное курение в 11% случаев ведет к  развитию импотенции; никотин оказывает  угнетающее воздействие на центры эрекции, вызывая ее ослабление, а у женщин явление фригидности.

Сексуальная удовлетворенность повышает самоуважение и самооценку. Высокая самооценка и уверенность в собственной  привлекательности чрезвычайно  важны для молодых людей. Сексуальная  удовлетворенность у молодых  людей положительно коррелирует  с удовлетворенностью другими (интеллектуальными, спортивными, эстетическими и др.) увлечениями, общительностью, жизнерадостностью, и этим способствует их общекультурному  развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Режим дня как закономерная согласованность в жизнедеятельности организма с ритмами природы

Понимание важности хорошо организованного  режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.

Человек, соблюдая устоявшийся и  наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению  важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей  адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питаний, сне и заниматься физическими  упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается  взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому  и быстрому переключению на новый  вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Режим дня -- нормативная основа жизнедеятельности  для всех студентов. В то же время  он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать  конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам  и склонностям студента. Важно  обеспечить постоянство того или  иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен  и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Каким образом можно разработать  научно обоснованный режим дня? Сначала  необходимо проанализировать затраты  учебного, вне-учебного и свободного времени в соответствии с приведенными гигиенически допустимыми нормами. В соответствии с ними суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 ч учебных занятий (6 ч  аудиторных и 4-6 ч самостоятельных) и 12 ч, отведенных на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). Воскресные дни содержат 12 ч резервных (вместо времени, затрачиваемого на учебную деятельность). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, установить постоянную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, общий распорядок дня в зависимости от сменности и учебного расписания.

Изучение заболеваемости привело  к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный  прием пищи в различное время  неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное  время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения  работы и отдыха снижает работоспособность.

Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое  его соблюдение воспитывает такие  качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально  использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно  расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому  человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.

Важно соблюдать следующий распорядок дня: вставать ежедневно в одно и  тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные  часы, чередовать умственный труд с  физическими упражнениями, соблюдать  правила личной гигиены, следить  за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время.

 

Заключение

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий — занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой — они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Ильинич   В.И. Физическая культура студента.–  М.: Гардарики, 2005.– 448с. 

2. Коц Я.М. Спортивная физиология.- М.: Физкультура и спорт, 2001.-125 с.

3. Олейник  Е.Г. Развитие физических качеств  и восстановление работоспособности  студентов после физических нагрузок. – Белгород: Издательство БГТУ  им. В.Г. Шухова, 2004.– 47с.

    4.  Целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2012 годы»

    5.  Краснов И.С. Пути формирования здорового образа жизни студентов / Вопросы физического воспитания студентов. XXVIII, 2003, Изд-во СПбГУ.


Информация о работе Организация жизнедеятельности студента