Организация жизнедеятельности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Состояние здоровья студенческой молодежи постоянно ухудшается, поэтому оно стало не только медицинской, но и социальной проблемой. У большинства выявлены серьезные отклонения в здоровье, обнаружены другие негативные тенденции, связанные с тем, что не уделяется внимание организации здорового образа жизни и формированию санитарно - гигиенической культуры студенческой молодежи. Эти факторы и валеологическое воспитание в целом рассматриваются в качестве одного из важных ресурсов здоровья. Понятие здоровья в идеале необходимо рассматривать, как состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только, как отсутствие болезней и физических дефектов. Существуют десятки концепций, основанных на различных понятиях и определениях сущности здоровья.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….2
1. Понятие "здоровье" и факторы, его определяющие………………..3
2. Взаимосвязь культуры студента и его образа жизни………………8
3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни……………………………………………………………………………...9
4. Личное отношение к здоровью………………………………………12
5. Здоровый образ жизни и его составляющие………………………..15
6. Режим дня как закономерная согласованность в жизнедеятельности организма с ритмами природы……………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………....27
Библиографический список…………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

Уровень здоровья индивида зависит от генетического  "фона", стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Личное отношение к здоровью

Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе  воспитанием и обучением. Оно  проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Каждый  человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко  ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как с собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем.

Имеет смысл  выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован, прежде всего, на усилия самого человека, или условно "на себя". Второй преимущественно "вовне", когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам, Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.

Изучение  ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет  выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного  значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа "преимущественных ценностей" (от 63 до 66%) — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование "противоречивых" за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5 до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа "частными", так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) -- знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Менее половины студентов имеет определенные представления  о тесной взаимосвязи общей и  физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% женщин и 20,8% мужчин). Это свидетельствует  о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов  в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и  волевые начала.

Забота  о своем физическом состоянии  отличается у женщин и мужчин. У  женщин это проявляется в поддержании  "внешних" форм состояния (пропорции телосложения — 27%, соотношение роста и массы тела — 54%, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры — 61,2%, пропорций телосложения — 50%, физических качеств — 32—47%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола.

Путь  к общекультурному развитию, а, следовательно, и к здоровью начинается с овладения  знаниями, но студентам не хватает  поисково-познавательной активности для  их пополнения и расширения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Здоровый образ жизни и его составляющие

К основным составляющим здорового образа жизни  относят:

  • режим труда и отдыха;
  • организацию сна;
  • режим питания;
  • организацию двигательной активности;
  • выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
  • профилактику вредных привычек;
  • культуру межличностного общения;
  • психофизическую регуляцию организма;
  • культуру сексуального поведения.

Режим труда и отдыха

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях  протекания биологических процессов  в организме.

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Организация сна

Сон —  обязательная и наиболее полноценная  форма ежедневного отдыха. Для  студента необходимо считать обычной  нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы, предназначенные для  сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Организация режима питания

Культура  питания играет значительную роль в  формировании здорового образа жизни  студентов. Каждый студент может  и должен знать принципы рационального  питания, регулировать нормальную массу  своего тела. Рациональное питание  — это физиологически полноценный  прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих  принципах: достижения энергетического  баланса; установления правильного  соотношения между основными  пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными  и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Важным  аспектом культуры питания является режим питания, и распределение  калорийности пищи в течение суток.

К режиму питания следует подходить строго индивидуально.

При занятиях физическими упражнениями, спортом  принимать пищу следует за 2—2,5 ч  до и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной  с интенсивным потоотделением, следует  увеличить суточную норму потребления  поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно  употреблять минеральную или  слегка подсоленную воду.

Организация двигательной активности

Один  из обязательных факторов здорового  образа жизни студентов — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию  здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой  сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином "двигательная активность".

У большого числа людей, занятых в сфере  интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще  и студентам. Поэтому возникает  важнейшая социально-педагогическая задача — определить оптимальные, а  также минимально и максимально  возможные режимы двигательной активности.

На рис. 1 представлена схема соотношения  границ различной двигательной активности, они относительны, подвижны и определяются многими факторами.

 

Рис. 1. Схема соотношения границ различной двигательной активности: МНВ — минимально необходимая величина; МДВ — максимально допустимая величина; I— патология; II — гипокинезия; III — гигиеническая норма; IV — гиперкинезия; V — патология

Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности — зимой она снижается  на 5—15% по отношению к лету.

Важный  фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов  физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном  труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и  т.д.). Необходимые условия самостоятельных  занятий — свободный выбор  средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный  эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.

Личная гигиена 

Знание  правил и требований личной гигиены  обязательно для каждого культурного  человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4—5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый Душ и менять нательное белье.

Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.

Дополнительные  гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает температурное и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ — эффективное средство восстановления работоспособности.

Профилактика вредных привычек.

Здоровый  образ жизни несовместим с  вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

Алкоголь  — это вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для  данной группы веществ особенностями.

Продолжительное и систематическое употребление алкоголя раздражающе действует  на проводящую систему сердца, а  также нарушает нормальный процесс  обмена веществ.

Страдают  также органы пищеварения. Раздражая  органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделения  ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных  опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев  завершается появлением ракового заболевания.

Стиль жизни, связанный с употреблением алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности, замыкание в кругу  своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни студента в целом, его главные жизненные  ориентиры искажаются и не совпадают  с общепринятыми; работа, требующая  волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает  конфликтный характер взаимоотношения  с обществом.

Курение — одна из самых вредных привычек.

Воздействие табачного дыма на органы дыхания  приводит к раздражению слизистых  оболочек дыхательных путей, вызывая  в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам, хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани  и развивается эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.

К числу  вредных привычек относится употребление наркотиков.

Систематическое употребление наркотиков приводит к  резкому истощению организма, изменению  обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких  бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает  в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении  алкоголем. Лечить от наркомании очень  сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.

Культура межличностного общения

Общение, эффективность которого определяется, развитостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид  взаимодействия людей между собой  и один из компонентов здорового  образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет  индивид, которые органично и  непринужденно реализуются им в  деловом и эмоциональном общении.

Информация о работе Организация жизнедеятельности студента