Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:05, реферат
Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности. Понятия "физкультура" и "спорт" по смыслу отличаются друг от друга, хотя мы очень часто пользуемся словосочетанием "физкультура и спорт", ставя эти два слова рядом.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3-4
1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.
Формы и содержание самостоятельных занятий........................................... 4-9
2. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
у лиц разного возраста………………………………………………………..9-12
3. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем
Физической подготовленности……………………………………………..12-13
4. Гигиена самостоятельных занятий………………………………………………………………………..13-15
5. Самоконтроль, его цели, основные методы, показатели. Дневник самоконтроля…………………………………………………………………15-16
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы...…………………………………………………………....18
Альметьевский
филиал
Института Экономики, Управления и Права
реферат
по физкультуре:
На тему: «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями».
Преподователь: Исмагилов Ф.Ф.
Студент: Латипов Р.Р.
Альметьевск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных
занятий.
Формы и содержание самостоятельных занятий.......................
2. Границы интенсивности нагрузок в условиях
самостоятельных занятий
у лиц разного возраста……………………………………………………….
3. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок
и уровнем
Физической подготовленности……………………………………
4. Гигиена самостоятельных занятий……………………………………………………………
5. Самоконтроль, его цели, основные методы,
показатели. Дневник самоконтроля………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы...……………………………………………
Введение
Значение физической культуры и спорта
с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия
физической культурой и спортом готовят
человека к жизни, закаляют тело и укрепляют
здоровье, содействуют гармоничному физическому
развитию человека, способствуют воспитанию
необходимых черт личности, моральных
и физических качеств, необходимых будущим
специалистам в их профессиональной деятельности. Понятия "физкультура" и "спорт"
по смыслу отличаются друг от друга, хотя
мы очень часто пользуемся словосочетанием
"физкультура и спорт", ставя эти
два слова рядом.
Физическая культура -
это органическая составная часть общей
культуры общества и личности, вид социальной
деятельности людей, направленной на укрепление
здоровья и развитие их физических способностей,
на подготовку к жизненной практике. Общество
признает такую деятельность полезной
и необходимой для всех, создает условия
для ее развития. Показателями состояния
физической культуры в обществе и государстве
являются:
- совокупность материальных и духовных
ценностей, созданных для физического
совершенствования членов общества;
- уровень здоровья и физического развития
людей;
- степень использования физических
упражнений в сфере воспитания, образования,
в производстве и быту, для других целей
общественной практики.
Понятие "физическая культура" является
наиболее общим и наиболее широким. Оно
вбирает в себя и такое частное, более
узкое понятие, как "спорт".
Спорт - это составная
часть физической культуры, вид социальной
деятельности людей, заключающийся в организованном
сопоставлении их сил и физических способностей
в борьбе за первенство или высокий спортивный
результат.
1. Мотивация и целенаправленность
самостоятельных занятий. Формы и содержание
самостоятельных занятий.
1.1 Мотивация
и целенаправленность самостоятельных
занятий
Отношение студентов к физической культуре
и спорту – одна из актуальных социально-педагогических
проблем. Реализация этой задачи должна
рассматриваться с двуединой позиции
– как личностно значимая и общественно
необходимая. Снижение двигательной активности
в сочетании с нарушением режима питания
и неправильным образом жизни приводит
к появлению избыточной массы тела за
счет отложения жира в тканях.
1.2 Формы и
содержание самостоятельных занятий
После определения цели подбираются направление
использования средств физической культуры,
а также формы самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Конкретные направления
и организационные формы использования
самостоятельных занятий зависят от пола,
возраста, состояния здоровья, уровня
физической и спортивной подготовленности
занимающихся. Можно выделить гигиеническое,
оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное,
спортивное, профессионально-прикладное
и лечебное направления.
Формы.
Формы самостоятельных занятий
физическими упражнениями и спортом определяются
и целями и задачами. Существует три формы
самостоятельных занятий:
· утренняя гигиеническая гимнастика;
· упражнения в течение учебного дня;
· самостоятельные тренировочные занятия.
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние
часы после пробуждения ото сна. В комплексы
утренней гигиенической гимнастики следует
включать упражнения для всех групп мышц
на гибкость и дыхательные упражнения. Можно включать
упражнения со скакалкой, резиновым жгутом,
с мячом. При составлении комплексов и их выполнении
рекомендуется физическую нагрузку на
организм повышать постепенно, с максимумом
в середине и во второй половине комплекса.
К окончанию выполнения комплекса упражнений
нагрузка снижается, и организм приводится
в сравнительно спокойное состояние.
Увеличение и уменьшение нагрузки
должно быть волнообразным. Каждое упражнение
следует начинать в медленном темпе и
с небольшой амплитудой движений и постепенно
увеличивать ее до средних величин.
Между сериями из 2-3 упражнений
,выполняется упражнение на расслабление
или медленный бег.
Дозировка физических упражнений,
т.е. увеличение или уменьшение интенсивности
их объема, обеспечивается:
· изменением исходных положений;
· изменением амплитуды движений;
· ускорением или замедлением темпа;
· увеличением или уменьшением числа повторений
упражнений;
· включением в работу большего или меньшего
числа мышечных групп;
· увеличением или сокращением пауз для
отдыха.
Утренняя гигиеническая гимнастика должна
сочетаться с самомассажем и закаливанием
организма. Сразу же после выполнения
комплекса утренней гимнастики рекомендуется
сделать самомассаж основных мышечных
групп ног, туловища и рук (5-7 мин) и выполнить
водные процедуры с учетом правил и принципов
закаливания.
Упражнения в течение учебного
дня выполняются в перерывах между учебными
или самостоятельными занятиями. Выполнение
физических упражнений в течение 10-15 мин
каждые 1-1,5 ч работы оказывают вдвое больший
стимулирующий эффект, чем отдых в два
раза большей продолжительности. Физические
упражнения нужно проводить в хорошо проветренных
помещениях.
Самостоятельные тренировочные
занятия можно проводить индивидуально или в
группе из 3-5 человек и более. Групповая
тренировка более эффективна, чем индивидуальная.
Выезд или выход для тренировок за пределы
населенного пункта может проводиться
группой из 3-5 человек и более. При этом
должны быть предприняты все необходимые
меры предосторожности по профилактике
спортивных травм, обморожения и т.д.. Заниматься
рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1-1,5 ч.
Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно,
так как это не способствует повышению
общего уровня тренированности организма.
Лучшее время для тренировок – вторая
половина дня, через 2-3 ч после обеда. Можно
тренироваться и в другое время, но не
раньше чем через 2 ч до приема пищи или
отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться
утром сразу после сна натощак. Тренировочные
занятия должны носить комплексный характер,
а также укреплять здоровье и повышать
общую работоспособность организма.
Содержание
Наиболее распространенные средства самостоятельных
занятий в вузах – это ходьба и бег, кросс,
дорожки здоровья, плавание, ходьба и бег
на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая
гимнастика, атлетическая гимнастика,
спортивные и подвижные игры, туристские
походы, занятия на тренажерах.
Ходьба и бег. Наиболее доступными и полезными средствами
физической тренировки являются ходьба
и бег на открытом воздухе в условиях лесопарка.
Ходьба – естественный вид движений, в котором
участвует большинство мышц, связок, суставов.
Ходьба улучшает обмен веществ в организме
и активизирует деятельность сердечно-сосудистой,
дыхательной и других систем организма.
Увеличение дистанции и скорости ходьбы
должно нарастать постепенно.
Чередование ходьбы с бегом. При хорошем самочувствии и свободном
выполнении тренировочных нагрузок по
ходьбе можно переходить к чередованию
бега с ходьбой, что обеспечивает постепенное
нарастание нагрузки и дает возможность
контролировать ее в строгом соответствии
со своими индивидуальными возможностями.
Бег – наиболее эффективное средство укрепление
здоровья и повышения уровня физической
тренированности. Мудрая природа в ходе эволюции запрограммировала
для организма человека высокую надежность
и прочность, рассчитанную, по оценкам
специалистов, не менее чем на 12-150 лет
здоровой жизни. Однако реализовать эту
заманчивую программу не так-то просто.
Этому мешают чаще всего нежелательные
отклонения, происходящие в сердечно-сосудистой
системе. Существует немало средств укрепления
сердечно-сосудистой системы, и на ведущее
место среди них все увереннее выдвигается
оздоровительный бег. При систематической тренировке в дальнейшем
мужчины могут довести время непрерывного
бега до 50-70 мин (8-10 км) и более, женщины
– до 40-50 мин (5-6 км) и более.
Основной, если не единственный
метод тренировки в оздоровительном беге
– равномерный метод, развитие которого
связано с именем А. Лидьярда. Его суть
заключается в том, что вся дистанция проходится
в ровном темпе с постоянной скоростью.
Начинающие бегуны в качестве подготовительного
средства могут применять чередование
ходьбы и бега. Например, 50 м бега и 150 м
ходьбы, затем 100 м бега и 100 м ходьбы. Отрезки
бега должны увеличиваться непроизвольно,
естественным путем, до тех пор, пока бег
не станет непрерывным.
Из всего богатого арсенала тренировочных
средств бегунов на средние и блинные
дистанции для любителей оздоровительного
бега походят только три:
1. Легкий равномерный бег от 20 до 30 мин
при пульсе 120-130 ударов в мин. Для начинающих
бегунов это основное и единственное средство
тренировки.
2. Длительный равномерный бег по относительно
ровной трассе от 60 до 120 мин при пульсе
132-144 ударов в мин раз в неделю.
3. Кроссовый бег от 30 до 90 мин при пульсе
144-156 ударов в мин 1-2 раза в неделю. Применяется
для развития выносливости только хорошо
подготовленными бегунами.
Начиная бег, важно соблюдать самое
главное условие – темп бега должен быть
невысоким и равномерным, бег доставляет
удовольствие, «мышечную радость».Если
нагрузка слишком высока и быстро наступает
утомление, следует снижать темп или несколько
сокращать его продолжительность.
Кросс – это бег в естественных условиях по
пересеченной местности с преодолением
подъемов, спусков, канав, кустарника и
других препятствий.
«Дорожки здоровья». Оздоровительный и тренирующий эффект
на «дорожках (тропах) здоровья» обеспечивается
комплексным воздействием физических
упражнений и природных факторов. Дорожки
оборудуются в лесопарках или лесных массивах
в условиях пересеченной местности.
Плавание. Плаванием занимаются в летние каникулярные
периоды в открытых водоемах, а в остальное
время учебного года – в закрытых или
открытых бассейнах с подогревом воды.
Оздоровительное плавание проводится
равномерно с умеренной интенсивностью.
Ходьба и бег на лыжах. Индивидуальные самостоятельные занятия
можно проводить только на стадионах или
в парках в черте населенных пунктов; занятия
на местности, отдаленной от населенных
пунктов, или в лесу во избежание несчастных
случаев не допускаются.
Велосипед. Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является
эмоциональным видом физических упражнений,
благотворно влияющим на нервную систему.
Езда на велосипеде хорошо дозируется
по темпу и длине дистанции.
Ритмическая гимнастика (аэробные
танцы). Ритмическая гимнастика – это комплексы
несложных общеразвивающих упражнений,
которые выполняются, как правило, без
пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом
современной музыкой.
Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение.
Их отличает разнообразная двигательная
деятельность и положительные эмоции,
они эффективно снимают чувство усталости,
тонизируют нервную систему, улучшают
эмоциональное состояние, повышают умственную
и физическую работоспособность.
Спортивное ориентирование предъявляет к занимающимся требования
быть находчивыми, уметь правильно и быстро
ориентироваться в незнакомой обстановке
в лесу или лесопарке, уметь на ходу определять
и вычислять по компасу и приметам кратчайший
путь до контрольного пункта
Походы выходного дня. Организационным центром походов выходного
дня является туристская секция при спортивном
клубе. Ей подчиняются туристские секции
факультетов и других подразделений вуза.
Занятия на тренажерах. Тренажеры применяются как дополнение к традиционным занятиям физическими упражнениями и спортом, делают их более эмоциональными и разнообразными. Они используются как средство профилактики гипокинезии и гиподинамии, избирательно воздействуют на различные части тела, мышечные группы, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляют и способствуют их развитию, являются хорошим средством восстановления после утомления.
2. Границы интенсивности нагрузок
в условиях самостоятельных
занятий у лиц разного возраста.
К управлению процессом самостоятельных
занятий относится дозирование физической
нагрузки, ее интенсивности на занятиях
физическими упражнениями.
Физические упражнения не принесут
желаемого эффекта, если физическая нагрузка
недостаточна. Чрезмерная по интенсивности
нагрузка может вызвать в организме явления
перенапряжения. Возникает необходимость
установить оптимальные индивидуальные
дозы физической активности для каждого,
кто занимается самостоятельно какой-либо
системой физических упражнений или видом
спорта. Для этого необходимо определить
исходный уровень функционального состояния
организма перед началом занятия и затем
в процессе занятий контролировать изменение
его показателей.
Наиболее доступными способами
оценки состояния сердечно-сосудистой
и дыхательной систем являются одномоментная
функциональная проба с приседанием, проба
Штанге и проба Генчи.
Степень физической подготовленности
можно контролировать с помощью определения
величины максимального потребления кислорода
по методу К. Купера.
Практика показала, что нетренированный
человек с плохой подготовленностью может
ее увеличить в результате систематических занятий примерно на 30%.
При дозировании физической нагрузки,
регулировании интенсивности ее воздействия
на организм необходимо учитывать следующие
факторы:
* количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение,
тем больше нагрузка, и наоборот;
*амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на
организм возрастает;
*исходное положение, из которого выполняется упражнение,
существенно влияет на степень физической
нагрузки. К ней относятся: изменение формы
и величины опорной поверхности при выполнении
упражнений (стоя, сидя, лежа), применение
исходных положений, изолирующих работу
вспомогательных групп мышц;
* величина и количество участвующих
в упражнении мышечных групп. Чем больше мышц участвует в выполнении
упражнения, чем они крупнее по массе,
тем значительнее физическая нагрузка;
*темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым.
В циклических упражнениях, например,
большую нагрузку дает быстрый темп, в
силовых - медленный темп;
*степень сложности упражнения зависит от количества участвующих в
упражнении мышечных групп и от координации
их деятельности. Сложные упражнения требуют
усиленного внимания, что создает значительную
эмоциональную нагрузку и приводит к более
быстрому утомлению;
* степень и характер мышечного
напряжения. При максимальных напряжениях мышцы
недостаточно снабжаются кислородом и
питательными веществами, быстро нарастает
утомление. Трудно долго продолжать работу
и при быстром чередовании мышечных сокращений
и расслаблении, ибо это приводит к высокой
подвижности процессов возбуждения и
торможения в коре головного мозга и к
быстрому утомлению;
* мощность мышечной работы.
зависит от времени ее выполнения, развиваемой
скорости и силы при движении. Чем больше
мощность, тем выше физическая нагрузка;
*продолжительность и характер
пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует
более полному восстановлению организма;
Тренировочные нагрузки характеризуются
рядом физических и физиологических показателей.
К физическим показателям нагрузки относятся
количественные признаки выполняемой
работы. Физиологические параметры характеризуют
уровень мобилизации функциональных резервов
организма.
Самочувствие довольно точно отражает
изменения, происходящие в организме под
влиянием занятий физическими упражнениями.
Очень важно при самостоятельных занятиях
знать признаки чрезмерной нагрузки.
Если нагрузка в занятиях является чрезмерной,
превышает возможности организма, постепенно
накапливается утомление, появляется
бессонница или повышается сонливость,
головная боль, потеря аппетита, раздражительность,
боль в области сердца, одышка, тошнота.
В этом случае необходимо снизить нагрузку
или временно прекратить занятия.
3. Взаимосвязь между интенсивностью
нагрузок и уровнем физической подготовленности.
Студентам при планировании
и проведении самостоятельных занятий
надо учитывать, что в период подготовки
и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность
и объем самостоятельных занятий следует
несколько снижать, придавая им в отдельных
случаях форму активного отдыха. При многолетнем
перекотировании планировании самостоятельных
тренировочных занятий общая тренировочная
нагрузка, изменяясь волнообразно с учетом
умственного напряжения по учебным занятиям
в течение года, должна с каждым годом
иметь тенденцию к повышению. Только при
этом условии будет, происходить укрепление
здоровья, повышение уровня физической
подготовленности, а для занимающихся
спортом - повышение состояния тренированности
и уровня спортивных результатов.
Управление самостоятельными тренировочными
занятиями заключается в определении
состояния здоровья, уровня физической,
спортивной подготовленности занимающихся
на каждом отрезке времени занятий и в
соответствии с результатами этого определения
в корректировке различных сторон занятий
с целью достижения их наибольшей эффективности.
Для осуществления управления процессом
самостоятельной тренировки необходимо
проведение ряда мероприятий определения
цели занятий. Целью могут быть: укрепление
здоровья, закаливание организма и улучшение
общего самочувствия, повышение уровня
физической подготовленности и др..
Разработка и корректировка планов: перспективного
и годичного, а также на период, этап и
микроцикл тренировочных занятий с учетом
индивидуальных особенностей занимающихся
и динамики показателей состояния здоровья,
физической и спортивной подготовленность,
полученных в процессе занятий.
Цель предварительного учета - зафиксировать
данные исходного уровня подготовленности
и тренированности занимающихся. Эти данные
должен иметь каждый приступающий к занятиям
для составления плана тренировочных
занятий с учетом индивидуального уровня
физической подготовленности.
Текущий учет позволяет анализировать
показатели тренировочных занятий. В ходе
тренировочных занятий анализируется:
количество проведенных тренировок в
неделю, в месяц, год, выполненный объем
и интенсивность тренировочной работы,
результаты участия в соревнованиях. Анализ
показателей текущего учета позволяет
проверить правильность хода тренировочного
процесса и вносить необходимые поправки
в планы тренировочных занятий.
Итоговый учет осуществляется в конце
периода или в конце годичного цикла тренировочных
занятий. Этот учет предполагает составление
данных состояния здоровья и тренированности,
а также данных объема тренировочной работы,
выраженной во времени, затраченном на
выполнение упражнений, и в количестве
км. легкоатлетического бега, бега на лыжах
и плавания различной интенсивности с
результатами, показанными на спортивных
соревнованиях. На основании этого сопоставления
и анализа корректируются планы тренировочных
занятий на следующий годичный цикл.
Информация о работе Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями