Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:19, лекция
На физиологическом уровне основу здоровья составляет способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И, наоборот, оно ухудшается (возникает болезнь), если нарушение гомеостаза носит устойчивы» характер. (Г.К. Зайцев, 1997).
1. Введение.
2. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
3. Валеология - наука о здоровье и здоровом образе жизни.
4. Педагогика здоровья.
5. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья.
6. Основные требования, предъявляемые к здоровому образу жизни студенческой молодежи.
7. Правильный режим дня.
8. Рационализация умственного и физического труда.
9. Жизненная сущность, важнейшие средства и методы закаливания организма.
10. Рациональное питание в здоровом образе жизни.
11. Пагубные воздействия вредных привычек: курения, приема алкоголя и наркотиков.
Вместе с тем требования к физической и психической подготовленности инженеров авиационного профиля существенно отличаются от подобных требований, предъявляемых к врачу, педагогу, полеводу или работнику другой профессии.
Качественные различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов разных профессий вызывают злободневную необходимость профессионально- прикладной физической подготовки (ППФП).
Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимается специальное направление физического воспитания, которое наилучшим образом обеспечивает формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.
Цель и задачи ППФП обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми профессией.
Специальные задачи ППФП - развитие физических способностей, отвечающих требованиям избранной профессиональной деятельности;
формирование
и совершенствование
организма
к неблагоприятному воздействию
специфических условий
С позиции
социально-экономической
Применение ППФП в технических вузах позволяет значительно поднять прикладную действенность физического воспитания и в конечб.ном итоге повысить качество подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства реализации профессионально-прикладной физической подготовки. Средствами ППФП являются традиционные средства физического воспитания, подобранные и организованные в полном соответствии с ее конкретными задачами. В зависимости от направленности и форм использования средства ППФП можно разделить на следующие группы:
Прикладные
физические упражнения. Прикладные виды
спорта. Оздоровительное влияние
природной среды и
Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Особенности ППФП студентов технических вузов, к которым относится наш МАИ, выражаются преимущественно в ее направленности и подборе применяемых средств.
ППФП специалистов современного промышленного производства подразделяется на два э^апа: ППФП во время учебы в вузе и в период производственной деятельности по окончании вуза. Оба этих этапа тесно связаны между собой.
ПРИ планировании профессионально-прикладной физической подготовки в вузе учитываются ее организационные уровни: ППФП студентов института, факультета, отдельного студента, будущего бакалавра или магистра. В период производственной деятельности после окончания вуза эта подготовка делится на ППФП работников отрасли, предприятия, цеха, представителей конкретной профессии, отдельных работников.
К основным Факторам, определяющим содержание ППФП студента на избранном факультете, и будущего бакалавра, магистра либо специалиста данного профиля, относятся: формы и виды учебной деятельности на данном факультете; формы и виды труда будущего бакалавра, магистра или специалиста данного профиля; условия учебной и будущей трудовои деятельности; особенности динамики утомления и работоспособности Е процессе учебных занятий или профессиональной деятельности.
К дополнительным факторам, оказывающим влияние на содержанш ППФП относятся: индивидуальные особенности личности, пол, возраст состояние здоровья, типичные профессиональные заболевания, географо климатические условия.
Большое значение для конкретизации ППФП работнике промышленного производства имеют такие типовые показатели работы, ка вид труда, важнейшие производственные операции, преобладающие тиш деятельности, орудия труда, формы организации труда. Каждый из эти показателей требует определенных физических и психических качеств, также соответствующих двигательных навыков.
Так, например, работа, связанная с управлением автоматами технических системах (операторская, диспетчерская деятельность) требу высокого уровня развития различных видов двигательной реакци наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоциональш устойчивости. Инженерная деятельность типа "наблюдение", "контрол
(чтение
показателей рабочих приборов, слежение
и т.п.) предъявляет высокие
При широком
использовании в рабочем
Исключительно важным фактором, определяющим содержание ППФП, являются условия труда, в которых протекает производственная или учебная деятельность (где проводится работа - в помещении, на открытом воздухе, на высоте, под водой; в каком микроклимате, режиме труда и отдыха; каковы характер рабочих поз, границы зон рабочего места, основные виды профессиональных вредностей). .
Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих физических и психических качеств. Например, работа на открытом воздухе при низкой и высокой температуре, резких ее колебаниях требует выносливости и устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечно-сосудистой системы, системы терморегуляции.
При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченной зоне, в вынужденной позе (например, сидя) требует оаипсской выносливости мышц спины, туловища; устойчивости к пшодинамии. При большой протяженности рабочей зоны необходимы общая выносливость, навыки рациональной ходьбы, хорошее состояние сердечно¬сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
Важно также знать профессиональные перспективы развития специальности, по которой готовится студент в высшем учебном заведении.
На основе объективного анализа и учета совокупности указанных факторов формируются задачи профессионально-прикладной физической подготовки, отбираются необходимые средства, методы и формы их реализации.
Рациональные средства ППФП. их отбор и применение.
Для профессионально-прикладной физической подготовки студентов технического вуза подбираются такие средства, которые в наибольшей степени соответствуют задачам подготовки будущих инженеров.
Основным средством ППФП являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений актуальных для этой цели видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физкультуры и используемой трудовой деятельности.
Физические упражнения, применяемые в ППФП. классифицируются по группам. В зависимости от преимущественной направленности упражнений, их влияния на функционирование и надежность отдельных органов и систем, выделяют упражнения, развивающие и совершенствующие сердечно¬сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. Они чаще всего берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физкультуры.
Физические упражнения ППФП разделяют на упражнения для развития нужных психофизических качеств: силы, быстроты движений, общей и статической выносливости, гибкости, ловкости, внимания, эмоциональной устойчивости и т.д. Такие упражнения широко используются в общей физической и спортивной подготовке студентов. Выделяют упражнения для формирования навыков прикладного характера в лазании, работе на высоте, переноске рабочих грузов, рицион.члыюп \'о.ц1,б|.( и ,цр. Они пргимущсгтпши заимствуются из основных и специальных упражнений подходящих видов спорта (альпинизм, скалолазание, гимнастика, тяжелая атлетика, туризм, легкая атлетика).
Наряду с физическими упражнениями для решения задач ППФП активно используются природные факторы - солнце. ВОЗДУХ и вода. Правильное их применение усиливает эффект использования физических упражнений и
вместе
с тем может служить
К гигиеническим факторам, способствующим рациональному решению задач профессионально-прикладной физической подготовки, относятся:
санитарно-гигиеническая обстановка мест учебных или трудовых занятий и оборудования (чистота используемого помещения, воздуха, температура, влажность, освещение); режим дня, сна; режим и рацион питания; отказ от вредных привычек; гигиена кожи; вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности организма (массаж, душ, парная баня, портативная тепловая камера).
В качестве адекватных средств ППФП могут быть использованы также отдельные актуальные элементы профессиональной деятельности, например, лазание и взбегание по крутой лестнице, вождение автомобиля, пилотирование самолета или планера и т.п.
При отборе рациональных средств ППФП руководствуются следующими принципами:
1 - принципом
максимальной реализации
2 - принципом
адекватности и наибольшего
3 - принципом
обеспечения комплексности
Первый принцип предполагает, что выбранное средство в максимальной мере обеспечивает решение запланированных задач ППФП.
Второй
принцип предусматривает
Третий принцип предполагает, что применяемые приемы для ' формирования конкретного качества должны попутно улучшать и мн. др.
жизненно и профессионально важные способности, содействовать решению основных задач физического воспитания студентов, не вести к побочным отрицательным последствиям,
Эти принципы используются студентами и при планировании своей индивидуальной ППФП. Немаловажная задача в этом случае скорректировать ее с учетом местных условий, своего физического состояния и других индивидуальных факторов.
Формы организации ППФП в вузе
Практическая реализация ППФП может осуществляться в рамках всех общепринятых в вузах форм физического воспитания.
Наиболее действенно и разносторонне задачи ППФП будущих бакалавров и специалистов решаются на учебных занятиях по физическому воспитанию, которые согласно вузовской программе проводятся в трех отделениях: основном, специальном и спортивном.
В программы этих отделений взаимосвязано включены теоретический раздел, дающий необходимые знания, и практический раздел, определяющий непосредственные занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, плаванием, лыжным спортом, туризмом и т.д. Профилирование этих разделов позволяет эффективно формировать основные профессионально важные психофизические качества будущих выпускников вуза.
В этих целях в процессе учебных занятий студентов используют упражнения с профессионально-прикладной направленностью, применяют прикладные виды спорта, а также специальные технические средства обучения и тренажеры,
Прикладные, виды спорта и их элементы на службе ППФП
Гимнастика. Занятия по гимнастике используются главным образом для развития таких актуальных для инженеров авиационного профиля качеств, как координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц брюшного пресса, спины, туловища, концентрированное внимание, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность.
Ловкость и координация рук развиваются с помощью вольных упражнений, упражнений с предметами, средними и малыми мячами.
Статическая выносливость развивается с помощью силовых динамических и статических упражнений на снарядах и без снарядов, при выполнении которых действуют преимущественно те же мышцы, что и в статических рабочих позах инженера данного профиля. Весьма эффективными для этой цели являются упражнения на специальных силовых тренажерах.
Для формирования эмоциональной устойчивости, решительности, смелости используются различные сложные опорные прыжки через коня, прыжки в глубину, вверх, соскоки с брусьев, колец, перекладины (для мужчин), прыжки на батуте.