Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им
доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной
и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать
основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и
значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое
самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении
ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
3. Функциональные резервы организма.
4. От чего зависит здоровье.
5. Составляющие здорового образа жизни студента.
6. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА..
7. Профилактика вредных привычек.
8. Режим питания.
9. Двигательная активность.
10. Закаливание.
11. Здоровье и окружающая среда.
12. Наследственность.
13. Психологическая саморегуляция.
14. Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам.
15. Физическое самовоспитание.
16. Заключение.
17. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Основы здорового образа жизни студента.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

 

окружающая среда - 20%;     

   

уровень медицинской      помощи - 10%;

 

образ жизни - 50%.

 

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

·   человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое

здоровье - 15%);

·   экологический  фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

·   социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия

труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

·   медицинский  фактор - 10%.

    

Составляющие  здорового образа жизни студента. 

Здоровый образ  жизни включает в себя следующие  основные элементы:

рациональный  режим труда и отдыха, искоренение  вредных привычек, оптимальный

двигательный  режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    

РЕЖИМ ТРУДА  И ОТДЫХА 

     Рациональный  режим труда и отдыха - необходимый  эле­мент здорового образа

жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом  режиме

вырабатывается  четкий и необходимый ритм функционирования организма, что

создает оптимальные  условия для работы и отдыха и  тем самым способствует

укреплению здоровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало

процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие

операции протекают  непрерывно, без срывов и без необходимости  «включения»

дополнительных  импульсов.

Залог успеха –  в планировании своего времени. Студент, который регулярно в

течение 10 минут  планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2

часа, а также  вернее и лучше справиться с важными  делами. Надо взять за

правило каждый день выигрывать один час времени. В  течение этого часа никто и

ничто не может  помешать. Таким образом,  студент  получает время – возможно,

самое важное для  человека – личное время. Его можно  потратить по своему

усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо

для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется

уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять  за правило приходить в

аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию  после звонка,

производит впечатление  несобранного, необязательного и  проявляет неуважение к

преподавателю.

Для вечерних занятий  надо выбирать спокойное место –  нешумное помещение

(например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы  там не было громких

разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате

общежития. В  период занятий не рекомендуется  включать радио, магнитофон,

телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с  самого сложного. Это

тренирует и  укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на

вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и  вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки  не должен слепить глаза: он должен падать сверху или

слева, чтобы  книга, тетрадь не закрывались тенью  от головы. Правильное

освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и

способствует  концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь

располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда

чрезвычайно благотворно  влияет на нервную систему, сердце и  сосуды, костно-

мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в

процессе труда  укрепляет наше тело. Долго живет  тот, кто много и хорошо

работает в  течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости

мускулатуры,  нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному

одряхлению.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в

университете  и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после

работы вовсе  не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом

утомлении может  идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер

отдыха был  противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип

построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во

время работы через  каждые 50 минут сосредоточенного труда  отдыхать 10 минут

(сделать легкую  гимнастику, проветрить комнату,  пройтись по коридору, не

мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например,

нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего  заниматься 2-3 видами

труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.

Такое чередование  физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.

Человек, много  времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени

отдыха проводить  на свежем воздухе. Городским жителям  желательно отдыхать вне

помещений - на прогулках  по городу и за городом, в парках, на стадионах, в

турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

    

Профилактика  вредных привычек. 

Следующим звеном здорового образа жизни является ис­коренение вредных

привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются

причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают

работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего  поколения и

на здоровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения,

которое считается  одной из самых опасных привычек современного человека.

Недаром медики считают, что с курением непосредственно  связаны самые серьезные

болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и

забирает силы в самом прямом смысле. Как установили спе­циалисты, через 5-9

минут после  выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на

15%, спортсмены  знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь  не

стимулирует курение  и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал,

что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик

вдыхает не все  вредные вещества, находящиеся в  табачном дыме, - около половины

достается  тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях

курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в

семьях, где никто  не курит. Курение является частой причиной возникновения

опухолей полости  рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное

курение приводит к преждевременному старению. Нарушение  питания тканей

кислородом, спазм  мелких сосудов делают характерной  внешность курильщика

(желтоватый  оттенок белков глаз, кожи, преждевременное  увядание), а изменение

слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его  голос (утрата звонкости,

сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды  жизни - юность,

старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную

регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как  приводит к рождению

слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает

заболеваемость  и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая  задача - преодоление пьянства и  алкоголизма. Установлено,

что алкоголизм действует разрушающе на все системы  и органы человека. В

результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к

нему:

- потеря чувства  меры и контроля над количеством  по­требляемого алкоголя;

- нарушение деятельности  центральной и периферической  нервной системы

(психозы, невриты  и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом  приеме алкоголя

(возбуждение,  утрата сдерживающих влияний,  подавленность и т.п.),

обуславливает частоту самоубийств, совершаемых  в состоянии опьянения.

Особенно вредное  влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном

систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного

цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания  поджелудочной

железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями,

затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда

сопровождается  и социальными последствиями, приносящими  вред как окружающим

больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое

заболевание, обуславливает  целый комплекс отрицательных социальных

последствий, которые  выходят далеко за рамки здравоохранения  и касаются, в

той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К

последствиям  алкоголизма следует отнести  и ухудшение показателей здоровья

лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих

показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные  с ним болезни как

причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболе­ваниям  и раку.

    

Режим питания. 

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание

. Когда о нем  идет речь, следует помнить о  двух основных законах, нарушение

которых опасно для здоровья.

     Первый  закон - равновесие получаемой  и расходуемой энергии. Если  организм

получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше,

чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего

самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей  страны, включая детей,

имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к

атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету,

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении