Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:05, курсовая работа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им
доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной
и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать
основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и
значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое
самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении
ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
1. Введение.
2. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
3. Функциональные резервы организма.
4. От чего зависит здоровье.
5. Составляющие здорового образа жизни студента.
6. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА..
7. Профилактика вредных привычек.
8. Режим питания.
9. Двигательная активность.
10. Закаливание.
11. Здоровье и окружающая среда.
12. Наследственность.
13. Психологическая саморегуляция.
14. Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам.
15. Физическое самовоспитание.
16. Заключение.
17. Список используемой литературы.
окружающая среда - 20%;
уровень медицинской помощи - 10%;
образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:
· человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое
здоровье - 15%);
· экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
· социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия
труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
· медицинский фактор - 10%.
Составляющие
здорового образа жизни студента.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный
двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
РЕЖИМ ТРУДА
И ОТДЫХА
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа
жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме
вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что
создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует
укреплению здоровья.
Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало
процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие
операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»
дополнительных импульсов.
Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в
течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2
часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за
правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и
ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно,
самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему
усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо
для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется
уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в
аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка,
производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к
преподавателю.
Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение
(например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких
разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате
общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон,
телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это
тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на
вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или
слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное
освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и
способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь
располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.
Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда
чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-
мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в
процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо
работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости
мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному
одряхлению.
Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в
университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после
работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом
утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер
отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип
построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во
время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут
(сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не
мешая работать другим).
Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например,
нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами
труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.
Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.
Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени
отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне
помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в
турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.
Профилактика
вредных привычек.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных
привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются
причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают
работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и
на здоровье их будущих детей.
Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения,
которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.
Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные
болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и
забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9
минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на
15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не
стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал,
что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик
вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины
достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях
курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в
семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения
опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное
курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей
кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика
(желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение
слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости,
сниженный тембр, хриплость).
Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность,
старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную
регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению
слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает
заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено,
что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В
результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к
нему:
- потеря чувства
меры и контроля над
- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы
(психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя
(возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.),
обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.
Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном
систематическом
злоупотреблении алкоголем
цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной
железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями,
затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда
сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим
больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое
заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных
последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в
той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К
последствиям
алкоголизма следует отнести
и ухудшение показателей
лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих
показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как
причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.
Режим питания.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание
. Когда о нем
идет речь, следует помнить о
двух основных законах,
которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм
получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше,
чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего
самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей,
имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к
атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету,
Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении