Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:12, реферат
Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека. Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия? Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом. Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Введение
Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные требования к организации здорового образа жизни
Заключение
Список литературы
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Факультет Ветеринарной Медицины
Кафедра физического воспитания
Реферат на тему:
«Основы здорового образа жизни студента»
Выполнил:
студент группы
Н. Н.
Проверила:
Голубева Н.А.
Новосибирск - 2011
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека. Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия? Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом. Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Здоровье человека как ценность и факторы его
определяющие
Здоровье - это первая и важнейшая потребность
человека, определяющая способность его
к труду и обеспечивающая гармоническое
развитие личности. Оно является важнейшей
предпосылкой к познанию окружающего
мира, к самоутверждению и счастью человека.
Активная долгая жизнь - это важное слагаемое
человеческого фактора.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная
обязанность каждого, он не вправе перекладывать
ее на окружающих. Ведь нередко бывает
и так, что человек неправильным образом
жизни, вредными привычками, гиподинамией,
перееданием уже к 20-30 годам доводит себя
до катастрофического состояния и лишь
тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина,
она не может избавить каждого от всех
болезней. Человек - сам творец своего
здоровья, за которое надо бороться. С
раннего возраста необходимо вести активный
образ жизни, закаливаться, заниматься
физкультурой и спортом, соблюдать правила
личной гигиены, - словом, добиваться разумными
путями подлинной гармонии здоровья.
• Физическое здоровье - это естественное
состояние организма, обусловленное нормальным
функционированием всех его органов и
систем. Если хорошо работают все органы
и системы, то и весь организм человека
(система саморегулирующаяся) правильно
функционирует и развивается.
• Психическое здоровье зависит от состояния
головного мозга, оно характеризуется
уровнем и качеством мышления, развитием
внимания и памяти, степенью эмоциональной
устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное здоровье определяется
теми моральными принципами, которые являются
основой социальной жизни человека, т.е.
жизни в определенном человеческом обществе.
Отличительными признаками нравственного
здоровья человека являются, прежде всего,
сознательное отношение к труду, овладение
сокровищами культуры, активное неприятие
нравов и привычек, противоречащих нормальному
образу жизни. Физически и психически
здоровый человек может быть нравственным
«уродом», если он пренебрегает нормами
морали. Поэтому социальное здоровье считается
высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив
- он отлично себя чувствует, получает
удовлетворение от своей работы, стремится
к самосовершенствованию, достигает, тем
самым, неувядающей молодости духа и внутренней
красоты.
От чего зависит здоровье. Здоровье человека
- результат сложного взаимодействия социальных,
средовых и биологических факторов. Считается,
что вклад различных влияний в состояние
здоровья следующий:
наследственность - 20%;
окружающая среда - 20%;
уровень медицинской помощи - 10%;
образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению
российских ученых, выглядят так:
человеческий фактор - 25% (физическое здоровье
- 10%, психическое здоровье - 15%);
экологический фактор - 25% (экзоэкология
- 10%, эндоэкология - 15%);
социально-педагогический фактор - 40% (образ
жизни: материальные условия труда и быта
- 15%, поведение, режим жизни, привычки -
25%);
медицинский фактор - 10%.
Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.
Образ жизни студента есть не что иное; как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше использует свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Выражением саморегуляции
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.
Практические занятия
по физическому воспитанию в вузе
не гарантируют автоматически
Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. ЗОЖ - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Образ жизни относят
к социально-биологическим
Здоровый стиль жизни - определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Основные требования к организации здорового образа жизни
1.ПОСТЕПЕННОСТЬ:
Это первый общий закон,
относящийся к любым
2.СИСТЕМАТИЧНОСТЬ:
В старину у силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался, постепенно день за днем увеличивалась и нагрузка атлета.
Древний мудрец говорил: «познай самого себя». Для третьего закона можно повторить: Познай особенности своего организма, его сильные и слабые стороны, постарайся укрепить своё тело, свою волю. Человек в состоянии сделать сам для себя очень многое, резервы нашего организма удивительны.
Конечно, жизнь людей складывается по-разному, каждый человек – его организм – имеет свои особенности, но много есть и общих закономерностей, знать которые необходимо.
К таким закономерностям относятся РИТМИЧНОСТЬ.
Ещё в начале XVIII века стало известно, что для всех живых организмов важнейшей особенностью их деятельности является ритмичность. Ученые установили, что у человека более сорока разных процессов подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать.
Для переваривания пищи требуется примерно три часа, поэтому рекомендуют есть через три-четыре часа, лучше всего четыре раза в день. Заниматься тоже следует ритмично: 45 минут работа, 10-15 минут отдых.
И всю свою жизнь, весь свой режим подчинять определенному ритму, ибо ритмичность есть общебиологическая закономерность, и если мы ей будем следовать, то нашему организму легче станет работать, значит, мы лучше и больше будем успевать.
А теперь подошёл черед и последнего закона. Заключается он в том, что, добиваясь поставленной перед собой цели, нужно одновременно соблюдать постепенность и систематичность, учитывая и свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности.
Заключение
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной
ни была медицина, она не может избавить
каждого от всех болезней. Человек -
сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего
возраста необходимо вести активный образ
жизни, закаливаться, заниматься физкультурой
и спортом, соблюдать правила личной гигиены,
- словом, добиваться разумными путями
подлинной гармонии здоровья.
Целостность человеческой личности проявляется,
прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии
психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма
повышает резервы здоровья, создает условия
для творческого самовыражения в различных
областях нашей жизни. Активный и здоровый
человек надолго сохраняет молодость,
продолжая созидательную деятельность.
Здоровый образ жизни включает в себя
следующие основные элементы: плодотворный
труд, рациональный режим труда и отдыха,
искоренение вредных привычек, оптимальный
двигательный режим, личную гигиену, закаливание,
рациональное питание и т.п.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность
человека, определяющая способность его
к труду и обеспечивающая гармоническое
развитие личности. Поэтому значение двигательной
активности в жизнедеятельности людей
играет значимую роль.
Список использованной литературы
1. Агаджанян Н.А. (ред.). Здоровье студентов. - М.: Россия, 1997. - 300 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с
3. Гриненко М.Ф., Ефимова
Т.Я. Сколько же надо