Основы здорового образа жизни студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление и строится на методологии общей социологии.
Физическая культура рассматривается как органическая часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...
3
Нормативные ссылки …………………………………….....……..
5
Программа дисциплины ………………………………………….
5
Задания на контрольные работы …………………………………
12
Содержание и оформление контрольных работ ………………...
24
Вопросы для подготовки к зачету ………………………………..
25
Список рекомендуемой литературы ……………………………..
27

Файлы: 1 файл

физкультура (Восстановлен) (Автосохраненный).docx

— 135.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный  технологический университет»

Кафедра физического воспитания и спорта

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  Физическая культура

на тему: Основы здорового образа жизни студентов

 

 

 

 

Выполнил: студент группы____             ___ _

        ____Бутузов Роман Витальевич__   ____

                                                          (Ф.И.О.)

Факультет____  __   __  _МИППС____   ____

Специальность____       __220400___        ___

 

Допущен к защите______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение …………………………………………………………...

3

  1. Нормативные ссылки  …………………………………….....……..

5

  1. Программа дисциплины ………………………………………….

5

  1. Задания на контрольные работы …………………………………

12

  1. Содержание и оформление контрольных работ ………………...

24

  1. Вопросы для подготовки к зачету ………………………………..

25

  1. Список рекомендуемой литературы ……………………………..

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление  и строится на методологии общей социологии.

         Физическая культура рассматривается как органическая часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней. 
          В современном понимании термин "физическая культура" - это совокупность достижений людей по созданию и рациональному использованию специальных средств, воздействующих на уровень физической подготовленности человека, с учетом смысла его жизни, конкретного содержания способностей (духовных, интеллектуальных, нравственных, эстетических и др.) 
           История физической культуры представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической культуре. 
История физической культуры и спорта как учебная дисциплина с конкретизацией содержания физкультурного образования стала складываться в России со второй половины XIX в. Это было обусловлено возросшим интересом ученых, педагогов и врачей к вопросам физического воспитания, необходимостью преподавания ее на курсах и в школах по подготовке учителей физического воспитания для гражданских учебных заведений и специальных кадров для армии, военных училищ и кадетских корпусов. 
            Цель данной дисциплины - рассмотрение физической культуры в культурологическом аспекте эволюции с древнейших времен по настоящее время. 
           Предметом исследования являются общие закономерности возникновения и развития физической культуры и спорта, а также историография и источниковедение физической культуры. 
Составной частью предмета истории физической культуры выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения которых определяют ее достижения как учебной и научной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и методики истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру с социологических, теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций. 
            Одна из основных задач курса - овладение историко-гуманисти-ческим потенциалом спорта, формирование мировоззрения, расширение кругозора, ориентирование на социально значимые ценности, тесно связанные с патриотическим воспитанием. 
В содержание предмета истории входит изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры. 
К методам научного исследования истории физической культуры и спорта относятся: 
- историко-теоретический анализ, обобщение и систематизация исторических материалов;

- проведение исторической аналогии, сопоставления и сравнения; 
- системный, структурный и статистический анализ; 
- письменный (анкетный) опрос, интервьюирование и беседы; 
- обобщение практики и изучение опыта развития физической куль¬туры и спорта. 
         Основными принципами изучения истории физической культуры и спорта являются принципы гуманизма, историзма и научности, позволяющие объяснить сущность и причины тех или иных явлений физкультурного движения с трех сторон: условия, места и времени, а также изучать различные проблемы педагогической деятельности, происхождение физического воспитания, физических упражнений, игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://ruclass.ru/node/1478

 

 

 

 

 

 

 

№ 3

  1. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
  2. Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду.
  3. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.
  4. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.
  5. Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков разных линий, для разных весовых категорий и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово 9.1. Диагностика и самодиагностика организма при

        регулярных занятиях физическими    упражнениями и спортом

 

диагностикам (греч: diagnosis — распознание) употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней, во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании. Нас будет интересовать второе значение.

Состояние организма и отдельных его  систем в зависимости от формы  движения, мощности, длительности, ритма, объема и интенсивности работы можно  оценить с помощью дозированных нагрузок и возмущающих воздействий  функциональных проб.

Для усвоения материала данного раздела мы будем использовать также термин «физическое развитие». Это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического развития — масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели; критериями физического развития выступают особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.

Антропометрический  показатель (anthropos — человек + metreo — измерять) — объективные данные о физическом развитии; степени выраженности антропометрических признаков:

1) соматометрические — длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.д.;

2) физиометрические (функциональные) — жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная.сила рук, становая сила;

3) соматоскопические — состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

Регулярные  занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную (табл. 9.1, рис. 9.1 и 9.2).

 

     Рис. .9.1. Работа сердца в покое (по В.Н. Добровольскому) 

Работа  легких (вентиляция легких)

     Рис. 9.2. Работа сердца при прохождении спортсмена-лыжника

                    дистанции 100 км (по Н.В. Добровольскому)

Таблица 9.1.

Различия  в резервных возможностях организма  у 

нетренированного  человека и спортсмена (по Н.В. Муравову)

 

Показатель

Нетренированный

человек

Соотно-шение

Спортсмен

Соотно-шение

 

   

 

 

 

в покое

А

после макси-мальной нагрузки Б

Б^А

в покое

А

после макси- мальной нагрузки В

Б^ А

Сердечно-сосудистая

 

 

 

 

 

 

система

 

 

 

 

 

 

1. Частота сердеч-

 

 

 

 

 

 

ных сокращений в

 

 

 

 

 

 

минуту

72

140

2,0

30

300

10

2. Систолический

 

 

 

 

 

 

объем крови

120

180

0,5

100

280

2,8

3. Минутный объем

 

 

 

 

 

 

крови (л)

6

16

2,6

4,5

40

9

Дыхательтя система

 

 

 

 

 

 

1. Частота дыханий

 

 

 

 

 

 

(в мин)

16-18

30

1,8

8

120

15

2. Дыхательный

 

 

 

 

 

 

объем, (мл)

600

1200

2,0

600

5000

8,5

3. Минутный объем

 

 

 

 

 

 

вентиляции (л)

10

45

4,5

6

200

33,3

4. Потребление кис-

 

 

 

 

 

 

лорода в 1 мин (мл)

250

2500

10

180

6000

33,3

Выделительная сис

 

 

 

 

 

 

тема

 

 

 

 

 

 

1. Потоотделение

 

 

 

 

 

 

через кожу (мл)

500

2500

5

200

8000

40

Энергозатраты

1480

3000

2

1100

1200

10-11


 

Итак, мы убедились, что при физических нагрузках  происходят изменения в органах  и системах организма. Чтобы занятия  физическими упражнениями и спортом  не вредили здоровью, необходимо проводить  регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников.

 

9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи

 

Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и  самоконтроль.

Цель  диагностики — способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Перед диагностикой стоят следующие задачи:

1. Регулярно проводить врачебный контроль за здоровьем всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.

3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий.

4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.

5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

6. Выявлять динамику развития спортивных результатов.

7. Отбирать талантливых спортсменов.

 

9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования

 

Самоконтроль— регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Задачи  самоконтроля:

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Самоконтроль  позволяет своевременно выявить  неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Цель  самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

 

9.8. Дневник самоконтроля

 

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся  показания самоконтроля и даты.

Дневник состоит из двух частей. В одной  из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной  работы (объем и интенсивность, пульсовой  режим при ее выполнении, продолжительность;

восстановления  после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т,д. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно oн важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.

В качестве формы ведения дневника предлагается следующая таблица.

Таблица 9.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная форма ведения дневника

 

Объективные и субъективные данные

Дата

20.09.... г.

21.09.... г.

22.09.... г.

1. Самочувствие

Хорошее

Хорошее

Небольшая усталость, вялость

2. Сон

8 ч, хороший

8 ч, хороший

7 ч, беспокойный

3. Аппетит

Хороший.

Хороший

Удовлетворительный

4. Пульс в минуту: лежа стоя разница до тренировки после тренировки

62 удар/мин

72 удар/мин

10 удар/мин

60 удар/мин

72 удар/мин

62 удар/мин

72 удар/мин

10 удар/мин

60 удар/мин

75 удар/мин

68 удар/мин

82 удар/мин

14 удар/мин

90 удар/мин

108 удар/мин

5. Масса тела

65 кг

64,5 кг

65,6 кг

6. Тренировочные нагрузки

Ускорения 8х30 м, бег 100 м, темповый бег 6х200 м

Нет

Ускорения 8х30 м, бег 100 м, равномерный бег 12 мин

7. Нарушения режима

Нет

Был на дне рождения, выпил

Нет

8. Болевые ощущения

Тоже

Нет

Тупая боль в области печени

9, Спортивные результаты

Бег 100 ы за 1-4,2 с

Тоже

Бег 100 м за 14,8 с

Информация о работе Основы здорового образа жизни студентов