Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:52, контрольная работа
Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление и строится на методологии общей социологии.
Физическая культура рассматривается как органическая часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней.
Введение …………………………………………………………...
3
Нормативные ссылки …………………………………….....……..
5
Программа дисциплины ………………………………………….
5
Задания на контрольные работы …………………………………
12
Содержание и оформление контрольных работ ………………...
24
Вопросы для подготовки к зачету ………………………………..
25
Список рекомендуемой литературы ……………………………..
27
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»
Кафедра физического воспитания и спорта
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Физическая культура
на тему: Основы здорового образа жизни студентов
Выполнил: студент группы____ ___ _
____Бутузов Роман Витальевич__ ____
Факультет____ __ __ _МИППС____ ____
Специальность____ __220400___ ___
Допущен к защите______________________
Содержание
|
3 |
|
5 |
|
5 |
|
12 |
|
24 |
|
25 |
|
27 |
Введение
Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление и строится на методологии общей социологии.
Физическая
культура рассматривается как органическая
часть всей человеческой культуры, воспитания
и образования людей, подготовки их к трудовой
деятельности. История прослеживает эволюцию
физической культуры и спорта с древнейших
времен до наших дней.
В современном
понимании термин "физическая культура"
- это совокупность достижений людей по
созданию и рациональному использованию
специальных средств, воздействующих
на уровень физической подготовленности
человека, с учетом смысла его жизни, конкретного
содержания способностей (духовных, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и др.)
История
физической культуры представляет собой
специфическую отрасль исторических и
педагогических знаний. Она является важным
разделом науки о физической культуре.
История физической культуры и спорта
как учебная дисциплина с конкретизацией
содержания физкультурного образования
стала складываться в России со второй
половины XIX в. Это было обусловлено возросшим
интересом ученых, педагогов и врачей
к вопросам физического воспитания, необходимостью
преподавания ее на курсах и в школах по
подготовке учителей физического воспитания
для гражданских учебных заведений и специальных
кадров для армии, военных училищ и кадетских
корпусов.
Цель
данной дисциплины - рассмотрение физической
культуры в культурологическом аспекте
эволюции с древнейших времен по настоящее
время.
Предметом
исследования являются общие закономерности
возникновения и развития физической
культуры и спорта, а также историография
и источниковедение физической культуры.
Составной частью предмета истории физической
культуры выступают историография и источниковедение,
степень и уровень изучения которых определяют
ее достижения как учебной и научной дисциплины.
В процессе своего формирования предмет
истории физической культуры впитал в
себя сведения из гражданской и военной
истории, этнографии и археологии, истории
педагогики и методики истории культуры.
Предмет истории тесно связан с научными
дисциплинами, изучающими физическую
культуру с социологических, теоретико-педагогических,
медико-биологических и спортивно-педагогических
позиций.
Одна
из основных задач курса - овладение историко-гуманисти-ческим
потенциалом спорта, формирование мировоззрения,
расширение кругозора, ориентирование
на социально значимые ценности, тесно
связанные с патриотическим воспитанием.
В содержание предмета истории входит
изучение средств, форм и методов, идей,
теорий и систем физической культуры.
К методам научного исследования истории
физической культуры и спорта относятся:
- историко-теоретический анализ, обобщение
и систематизация исторических материалов;
- проведение исторической
- системный, структурный и статистический
анализ;
- письменный (анкетный) опрос, интервьюирование
и беседы;
- обобщение практики и изучение опыта
развития физической куль¬туры и спорта.
Основными
принципами изучения истории физической
культуры и спорта являются принципы гуманизма,
историзма и научности, позволяющие объяснить
сущность и причины тех или иных явлений
физкультурного движения с трех сторон:
условия, места и времени, а также изучать
различные проблемы педагогической деятельности,
происхождение физического воспитания,
физических упражнений, игр.
http://ruclass.ru/node/1478
№ 3
Слово 9.1. Диагностика и самодиагностика организма при
регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
диагностикам (греч: diagnosis — распознание) употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней, во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании. Нас будет интересовать второе значение.
Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объема и интенсивности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и возмущающих воздействий функциональных проб.
Для усвоения материала данного раздела мы будем использовать также термин «физическое развитие». Это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического развития — масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели; критериями физического развития выступают особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.
Антропометрический показатель (anthropos — человек + metreo — измерять) — объективные данные о физическом развитии; степени выраженности антропометрических признаков:
1) соматометрические — длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.д.;
2) физиометрические (функциональные) — жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная.сила рук, становая сила;
3) соматоскопические — состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Регулярные
занятия физическими
Рис. .9.1. Работа сердца в покое (по В.Н. Добровольскому)
Работа легких (вентиляция легких)
Рис. 9.2. Работа сердца при прохождении спортсмена-лыжника
дистанции 100 км (по Н.В. Добровольскому)
Таблица 9.1.
Различия в резервных возможностях организма у
нетренированного человека и спортсмена (по Н.В. Муравову)
Показатель |
Нетренированный человек |
Соотно-шение |
Спортсмен |
Соотно-шение | ||
|
|
|||||
|
в покое А |
после макси-мальной нагрузки Б |
Б^А |
в покое А |
после макси- мальной нагрузки В |
Б^ А |
Сердечно-сосудистая |
|
|
|
|
|
|
система |
|
|
|
|
|
|
1. Частота сердеч- |
|
|
|
|
|
|
ных сокращений в |
|
|
|
|
|
|
минуту |
72 |
140 |
2,0 |
30 |
300 |
10 |
2. Систолический |
|
|
|
|
|
|
объем крови |
120 |
180 |
0,5 |
100 |
280 |
2,8 |
3. Минутный объем |
|
|
|
|
|
|
крови (л) |
6 |
16 |
2,6 |
4,5 |
40 |
9 |
Дыхательтя система |
|
|
|
|
|
|
1. Частота дыханий |
|
|
|
|
|
|
(в мин) |
16-18 |
30 |
1,8 |
8 |
120 |
15 |
2. Дыхательный |
|
|
|
|
|
|
объем, (мл) |
600 |
1200 |
2,0 |
600 |
5000 |
8,5 |
3. Минутный объем |
|
|
|
|
|
|
вентиляции (л) |
10 |
45 |
4,5 |
6 |
200 |
33,3 |
4. Потребление кис- |
|
|
|
|
|
|
лорода в 1 мин (мл) |
250 |
2500 |
10 |
180 |
6000 |
33,3 |
Выделительная сис |
|
|
|
|
|
|
тема |
|
|
|
|
|
|
1. Потоотделение |
|
|
|
|
|
|
через кожу (мл) |
500 |
2500 |
5 |
200 |
8000 |
40 |
Энергозатраты |
1480 |
3000 |
2 |
1100 |
1200 |
10-11 |
Итак, мы убедились, что при физических нагрузках происходят изменения в органах и системах организма. Чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников.
9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи
Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.
Цель диагностики — способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.
Перед диагностикой стоят следующие задачи:
1. Регулярно проводить врачебный контроль за здоровьем всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.
3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий.
4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.
5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.
6. Выявлять динамику развития спортивных результатов.
7. Отбирать талантливых спортсменов.
9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования
Самоконтроль— регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
1. Расширить знания о физическом развитии.
2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Самоконтроль
позволяет своевременно выявить
неблагоприятные воздействия
Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.
9.8. Дневник самоконтроля
Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты.
Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность;
восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т,д. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно oн важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.
В качестве формы ведения дневника предлагается следующая таблица.
Таблица 9.2.
Примерная форма ведения дневника
Объективные и субъективные данные |
Дата | ||
20.09.... г. |
21.09.... г. |
22.09.... г. | |
1. Самочувствие |
Хорошее |
Хорошее |
Небольшая усталость, вялость |
2. Сон |
8 ч, хороший |
8 ч, хороший |
7 ч, беспокойный |
3. Аппетит |
Хороший. |
Хороший |
Удовлетворительный |
4. Пульс в минуту: лежа стоя разница до тренировки после тренировки |
62 удар/мин 72 удар/мин 10 удар/мин 60 удар/мин 72 удар/мин |
62 удар/мин 72 удар/мин 10 удар/мин 60 удар/мин 75 удар/мин |
68 удар/мин 82 удар/мин 14 удар/мин 90 удар/мин 108 удар/мин |
5. Масса тела |
65 кг |
64,5 кг |
65,6 кг |
6. Тренировочные нагрузки |
Ускорения 8х30 м, бег 100 м, темповый бег 6х200 м |
Нет |
Ускорения 8х30 м, бег 100 м, равномерный бег 12 мин |
7. Нарушения режима |
Нет |
Был на дне рождения, выпил |
Нет |
8. Болевые ощущения |
Тоже |
Нет |
Тупая боль в области печени |
9, Спортивные результаты |
Бег 100 ы за 1-4,2 с |
Тоже |
Бег 100 м за 14,8 с |