Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:52, контрольная работа
Описание работы
Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление и строится на методологии общей социологии. Физическая культура рассматривается как органическая часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………... 3 Нормативные ссылки …………………………………….....…….. 5 Программа дисциплины …………………………………………. 5 Задания на контрольные работы ………………………………… 12 Содержание и оформление контрольных работ ………………... 24 Вопросы для подготовки к зачету ……………………………….. 25 Список рекомендуемой литературы …………………………….. 27
Современный труд требует значительного
напряжения умственных,, пси-хических
и физических сил, повышенной координации
движений работников в любой сфере труда.
Но каждая профессия диктует свой уровень
развития пси-хофизических качеств, свой
перечень профессионально-прикладных
умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь
к профессии геолога-поисковика, то вам
нужна профессионально-прикладная физическая
подготовка одного содержа-ния, а будущему
филологу — другая. Эти отличия и отражаются
цели и задачах ППФП. как самостоятельного
раздела учебной дисциплины «Физическая
куль-тура».
Итак, цель ППФП — психофизическая готовность
к успешной профес-сиональной деятельности.
Чтобы достичь эту цель, необходимо создать
у бу-дущих специалистов психофизические
предпосылки и готовность:
• к
ускорению профессионального обучения;
* к достижению
высокопроизводительного труда
в избранной профессии;
* к предупреждению
профессиональных заболеваний и
травматизма, обеспечению профессионального
долголетия;
• к
использованию средств физической
культуры и спорта для активного
отдыха и восстановления общей и
профессиональной работоспособности
в ра-бочее и свободное время;
* к выполнению
служебных и общественных функций
по внедрению фи-зической культуры
и спорта в профессиональном коллективе.
Конкретные
задачи ППФП студентов определяются
особенностями их будущей, профессиональной
деятельности и состоят в том,
чтобы:
Остановимся
несколько подробнее на смысловом
содержании перечис-ленных конкретных
задач.
Прикладные знания имеют непосредственную
связь с будущей профес-сиональной деятельностью,
их можно получить в процессе физического
воспи-тания, на лекциях по учебной дисциплине
«Физическая культура», во время кратких
методических бесед и установок на мето-дико-практических
и учебно-тренировочных занятиях, путем
самостоятельного изучения литературы.
Спе-цифические прикладные знания о необходимой
психофизической подготовлен-ности можно
получить также в учебном материале и
по другим дисциплинам («Техника безопасности»
и др.).
Следует отметить, что знания о закономерно-стях
повышения спортивной работоспособности
имеют единую психофизиоло-гическую основу
с знаниями о достижении и поддержании
высокой профес-сиональной работоспособности
человека в сфере труда.
Возьмите пример со спортсменами-альпинистами.
В ходе своей спортив-ной практики они
узнают многие сведения о влиянии горной
гипоксии (недос-таток кислорода) на организм
человека, о путях преодоления ее и т.п.
Эти же знания необходимы геодезистам,
геологам, гляциологам, работающим
в горах. Можно привести еще массу подобных
примеров о прикладных знаниях, кото-рые
приобретаются в спортивной практике
и могут быть использованы специа-листами
различного профиля в своей работе.
Прикладные умения и навыки обеспечивают
безопасность в быту и при выполнении
определенных профессиональных видов
работ, способствуют бы-строму и экономичному
передвижению при решении производственных
задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля,
управление автомототранспортом, езда
на лошади и др.). Естественно, что этими
умениями и навыками лучше владеет че-ловек,
занимающийся! прикладными видами спорта:
туризмом, автомотоспор-том, водными и!
различными видами конного спорта и т.д.
Прикладные психофизические качества
— это обширный перечень необ-ходимых
для каждой профессиональной группы прикладных
физических и психических качеств, которые
можно формировать при занятиях различными
видами спорта.
Прикладные физические качества — быстрота,
сила, выносливость, гиб-кость и ловкость
необходимы во многих видах профессиональной
деятельно-сти, где специалистам для качественного
выполнения работы требуется или по-вышенная
общая выносливость, или быстрота, или
сила отдельных групп мышц, или ловкость.
Заблаговременное акцентированное формирование
этих прикладных качеств в процессе физического
воспитания до профессионально требуемого
уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные психические качества и свойства
личности, необходимые будущему специалисту,
могут формироваться и на учебно-тренировочных
за-нятиях, я самостоятельно. Нельзя сделать
человека смелым, мужественным, коллективистом
с помощью одних разговоров, Его обязательно
надо ставить в условия, когда требуется
проявить эти качества. Именно на спортивных
трени-ровках, при регулярных самостоятельных
занятиях физической культурой мо-гут
быть созданы условия, при которых проявляются
такие волевые качества, как настойчивость,
решительность, смелость, выдержка, самообладание,
само-дисциплина.
Направленным подбором упражнений, выбором
видов спорта, спортив-ных игр можно акцентированно
воздействовать на человека, Способствуя
фор-мированию конкретных психических
качеств и свойств личности, определяю-щих
успешность профессиональной деятельности.
Например, все представляют, что инженеру-строителю
для выполнения контрольных и других профессиональных
обязанностей необходимо иногда подниматься
на строящееся высотное здание или сооружение.
Но ведь с непри-вычки далеко не все могут
по временно сооруженным переходам, щитам
и ле-сенкам без поручней подняться на
значительную высоту. Боязно.
Ну и где лучше привыкать к этой непривычной
высоте — на стройке под насмешливым взглядом
рабочих или заблаговременно в годы учебы
в учебном заведении?
О том, что эту, казалось бы, простейшую
жизненную задачу нужно ре-шить еще на
занятиях по ППФП, дает представление
очень наглядный и убеди-тельный пример,
который привел в одной из своих работ
профессор Н.Г. Озо-лин. Говоря о том, что
при формировании какого-либо умения или
навыка надо занимающегося постепенно
подводить при обучении к выполнению упражне-ния
в «рабочей» обстановке, он подчеркнул,
что можно без труда выработать у занимающихся
прочный навык хождения по бревну, лежащему
на земле, но мало кто из них сразу же пойдет
по бревну, поднятому на высоту нескольких
метров. Боязнь упасть, излишняя мышечная
напряженность не позволяют сразу проявить
выработанный навык. Нужна специальная
тренировка с постепенным усложнением
задачи — постепенным повышением высоты
установки бревна. А то, что гимнасты, прыгуны
в воду быстрее и лучше справятся с вышеприведен-ной
задачей, чем, например, штангисты, пловцы
или бегуны, вполне очевидно не только
для специалистов. Этот пример показывает
возможность .и необхо-димость в ряде случаев
воспитания прикладных психических качеств
посредст-вом именно специально подобранных
физических упражнений при подготовке
человека к избранной им профессиональной
деятельности.
Многие спортивные и особенно игровые
моменты могут моделировать возможные
жизненные ситуации в производственном
коллективе при выполне-нии профессиональных
видов работ. Воспитанная в спортивной
деятельности привычка соблюдать установленные
нормы и правила поведения (чувство кол-лективизма,
выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие,
самодисциплина) переносятся в повседневную
жизнь, в профессиональную деятельность.
Созна-тельное преодоление трудностей
в процессе регулярных занятий физической
культурой и спортом, борьба с нарастающим
утомлением, ощущениями боли и страха
воспитывают волю, самодисциплину, уверенность
в себе.
Прикладные специальные качества — это
способность организма проти-востоять
специфическим воздействиям внешней среды:
холода и жары, укачи-вания в автомобиле,
на море, в воздухе, недостаточного; парциального
давле-ния кислорода в горах и др. Такие
способности можно развивать путем закали-вания,
дозированной тепловой тренировки, специальными
упражнениями, воз-действующими на вестибулярный
аппарат (кувырки, вращения в различных
плоскостях), укреплением мышц брюшного
пресса, упражнениями на выносли-вость,
при которых возникает двигательная гипоксия
и т.д.
Формировать специальные качества можно
в процессе ППФП не только с помощью специально
подобранных упражнений, но и при регулярных
занятиях соответствующими в каждом случае
(прикладными) видами спорта. Следует иметь
в виду и особенности так называемой неспецифической
адаптации чело-века: Установлено, что
хорошо физически развитый и тренированный
человек быстрее акклиматизируется в
новой местности, легче переносит действие
низ-кой и высокой температуры, более устойчив
к инфекциям, проникающей;. ра-диации и
т.д.
10.1.4. МЕСТО ППФП В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
При решении конкретных задач профессионально-прикладной
физиче-ской подготовки будущих специалистов
следует всегда помнить, что такая под-готовка
осуществляется в тесной связи с общей
физической подготовкой, кото-рая является
основой практического раздела учебной
дисциплины «Физическая культура» в вузе.
Однако исследования показали, что только
общая физическая подготовка будущих
специалистов не может полностью решить
задачи специ-альной подготовки к определенной
профессии.
Профессионально-прикладная физическая
подготовка должна опираться на хорошую
общефизическую подготовленность студентов.
Соотношение об-щей физической и профессионально-прикладной
подготовки может изменяться в зависимости
от профессии. На рис. 10.1 представлена
теоретическая схема возможных вариантов
такого различия. Для представителей гуманитарных
профессий хорошей общей физической подготовки
почти достаточно) чтобы иметь психофизическую
готовность к будущей профессии (первый
вариант на схеме). Хотя в последних исследованиях
физиологов труда отмечается, что возможные
головокружения, раннее проявление остеохондроза
шейного отдела позвоночника у многих
представителей умственного труда возникают
от детре-ниро-ванности вестибулярного
аппарата, от длительного неподвижного
накло-на головы вперед. Все это требует
знаний и навыков самостоятельного приме-нения
специально подобранных физических упражнений
для профилактики или лечения этих неблагоприятных
явлений.
В других случаях (подготовка летного
состава гражданской авиации, специалистов-«полевиков»
и др.) общая физическая подготовка не
может обеспечить необходимого уровня
психофизической готовности к профессиональному
труду. Здесь обязательно требуется специальная'
и объемная профессионально-прикладная
физическая подготовка по всем пара-метрам,
которая нередко нуждается в самостоятельном
дополнительном курсе ППФП сверх отведенных
учебных часов на дисциплину «Физическая
культура». Подобные профессии всегда
тяготеют к третьему теоретическому варианту,
представленному на схеме.
Между первым и третьим вариантами в различных
объемах прикладных знаний, умений, физических
и специальных качеств располагаются
проекции ППФП будущих специалистов по
множеству профессий.
В ходе учебного процесса уровень подготовленности
студентов по разделу ППФП контролируется
специальными нормативами, что особо оговорено
в программе учебной дисциплины «физическая
культура». Обычно эти нормативы отличаются
у студентов разных факультетов и имеют
различия в зависимости от семестра и
курса обучения. Уровень подготовленности
по ППФП оценивается отдельно и входит
в комплексную оценку по учебной дисциплине
«Физическая культура» наряду с оценками
за теоретические знания и общую физическую
подготовленность.
10.1.5. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ
ППФП
Двигательную деятельность человека,
его трудовую активность опреде-ляют такие
компоненты, как мышечная сила» выносливость,
быстрота, коорди-нация движений, способность
к концентрированному и устойчивому внима-нию,
реакция выбора и другие психофизические
качества. Общепризнанно, что все эти составляющие
так же, как и профессиональные свойства
личности, в определенных условиях и пределах
тренируемы. Психофизиологическое поня-тие
«трудовая деятельность» по психофизическим
компонентам аналогично понятию «спорт».
Так же сходны и принципиальные требования
и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается
на психофизиологиче-ское тождество трудового
процесса и физической культуры и спорта.
Благодаря именно этому тождеству на занятиях
физической культурой и спортом можно
моделировать отдельные элементы трудовых
процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное
содержание ППФП:
• формы
(виды) труда специалистов данного
профиля;