Основы здорового образа жизни студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление и строится на методологии общей социологии.
Физическая культура рассматривается как органическая часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой деятельности. История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...
3
Нормативные ссылки …………………………………….....……..
5
Программа дисциплины ………………………………………….
5
Задания на контрольные работы …………………………………
12
Содержание и оформление контрольных работ ………………...
24
Вопросы для подготовки к зачету ………………………………..
25
Список рекомендуемой литературы ……………………………..
27

Файлы: 1 файл

физкультура (Восстановлен) (Автосохраненный).docx

— 135.75 Кб (Скачать файл)

 

Самочувствие  оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется  характер необычных ощущений. Сон  оценивается по продолжительности  и глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный  сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как  хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются  по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие, и т.п.) и силе проявления.

Масса тела определяется периодически (1—2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить  различные отклонения в состоянии  организма.

Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдение чередования  труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных  напитков, курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы, резко увеличивает j ЧСС и приводит к снижению спортивных результатов.

Спортивные  результаты показывают, правильно или  неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного  мастерства.

Оценка  физического развития с помощью  антропометрических измерений дает возможность определять уровень  и особенности физического развития, степень его соответствия полу и  возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.

Антропометрические  измерения следует проводить  периодически в одно и то же время  суток, по общепринятой методике, с  использованием специальных стандартных, проверенных инструментов. При массовых обследованиях измеряются рост стоя и сидя, масса тела, окружность грудной  клетки, жизненная емкость Легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и другие показатели.

 

9.9. Субъективные и объективные показатели самоконтроля

 

Результаты  самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными) функционального состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое  и в процессе занятий физическими  упражнениями), можно объективно судить о влиянии тренировочного процесса на состояние сердечно-сосудистой системы  и организма в целом. Таким  же объективным показателем может  служить и изменение частоты  дыхания: при росте тренированности  частота дыхания в состоянии  покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

Какие показатели, доступные для самоконтроля, будут  отражать. состояние сердечно-сосудистой системы при этих нагрузках? Прежде всего, частота сердечных сокращений (ЧСС) — пульс. Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них — пальпаторный — это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца — в районе пятого межреберья.

В состоянии  покоя пульс можно подсчитывать не только за минуту, но и с 10-, 15-, 30-секундными интервалами. Сразу после физической нагрузки пульс, как правило, подсчитывают в 10-секундном интервале. Это позволяет точнее установить момент восстановления пульса. В норме у взрослого нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах 60—89 удар/мин. У женщин пульс на 7—10 удар/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца либо следствием какой-либо патологии.

Если  во время физической нагрузки частота  пульса 100— 130 удар/мин, это свидетельство небольшой ее интенсивности, 130— 150 удар/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, 150— 170 удар/мин по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170—100 удар/мин свойственно для предельной нагрузки. Так, по некоторым данным, частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста может быть: в 25 лет — 200; в 30 — 194, в 35 - 188, в 40 - 183, в 45 - 176, в 50 - 171, в 55 - 165, в 60 -159, в 65 — 153 удар/мин. Эти показатели могут служить ориентиром при самоконтроле.

Исследования  показывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120—130 удар/мин, вызывает существенное увеличение систологического выброса крови (т.е. объема крови, изгоняемого из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90,5%

максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности  мышечной работы и прироста частоты, сердечных сокращений до 180 удар/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 удар/мин.

           Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудиетой системы является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление (систолическое) в зависимости от возраста равняется 100—125 мм рт. ст., минимальное (диастолическое) — 65—85 мм рт. ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200—250 мм рт. ст. и более, а минимальное снижаться, до 50 мм рт.ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

            10.1.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О НАПРАВЛЕННОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТРУДУ

          Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки чело-века к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязани-ях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широ-кой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры и спорта.

          Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко про-сматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некото-рое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки че-ловека к труду.

          В 20—30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств фи-зической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профес-сиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формиро-вании самостоятельного направления — специальной психофизической подго-товки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила на-звание профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

           10.1.2.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

                    Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятель-ность человека. Чем дальше развивается научно-техническая мысль, тем больше человека окружает искусственная техническая среда. Медики и биологи обращают особое внимание на ряд явлений, отрицательно сказывающихся не только на здоровье человека, но и его профессиональной работоспособности, а именно: детренированность организма из-за недостатка двигательной активно-сти, напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его' повсе-дневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Эти факторы по-разному воздействуют на людей, но общее для всех то, что естественная фи-зиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и измене-нием условий современной жизни.. Отсюда постоянное эмоциональное возбу-ждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение рабо-тоспособности и возможное возникновение заболеваний.

          Профилактикой негативных воздействий на организм человека техниза-ции труда и быта занимаются специалисты различного профиля, в том числе специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возмож-ности здорового человека и резервы повышения его работоспособности 6 раз-личных условиях, чтобы использовать адаптационные возможности организма в специализированной подготовке. Примерами подобной адаптации служат вы-сокий уровень специальной психофизической подготовленности космонавтов к работе в космосе и выдающиеся достижения спортсменов в различных видах спорта, зачастую превышающие сложившиеся представления о возможностях организма человека. Поэтому при подготовке молодежи к современным видам труда важно использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры и спорта для повышения функциональных спо-собностей, необходимых в профессиональной деятельности. «В обществе нет другого средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно бы-ло бы физически готовить людей к новому производству» (Н.И. Пономарев).

          Изменение структуры трудовых усилий и функциональной роли человека повысило требования к чувствительно-двигательной деятельности работника современного производства, особенно в отношении устойчивости внимания, быстроты и точности его реакции.

          Все это предъявляет дополнительные требования к активному формиро-ванию психофизических способностей посредством направленного использо-вания физических упражнений. Спорт и особенно спортивные игры, виды еди-ноборств моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимоотношений людей на фоне экстремальных психофизических нагрузок. Многочисленные примеры показывают, что в процессе регулярных занятий спортом воспитыва-ются не только необходимые физические качества, но и психологические свой-ства личности, которые способствуют адаптации молодых людей в коллективе, выполнению в нем роли лидера, руководителя.

          Известно, что значительный экономический эффект может быть достиг-нут при узкой специализации труда. Однако чрезмерное разделение и излишне узкая специализация; как правило, делают труд монотонным и утомительным и увеличивают число профессиональных заболеваний и травм.

          В тех случаях, когда требования узкой специализации диктуются произ-водственной необходимостью, можно применить комплекс активных меро-приятий, в том числе средства физической культуры и спорта.

          Обеспечить высокий уровень интенсивности и индивидуальной про-изводительности труда будущих специалистов — одна из прямых задач профессионально направленной психофизической подготовки.

          Производительность труда и его интенсивность — две стороны единого процесса, направленного на увеличение массы продуктов труда. Между тем общественно необходимый уровень интенсивности труда, который имеет свои физиологические и социальные границы, не дол-жен превышать пределов, определяемых требованиями нормального, воспроизводства рабочей силы к следующему рабочему дню или циклу работы, так как переступание физиоло-гической границы влечет за собой ускоренный износ человека как рабочей си-лы. Именно поэтому интенсивность труда каждого работника всегда ограничи-вается! его физическими возможностями.

         Но эти возможности, т.е. физиологические границы интенсивности труда человека, весьма эластичны и могут быть изменены при направленном приме-нении средств физической культуры и спорта. Методически правильные заня-тия оказывают благотворное влияние на интенсивность и производительность труда. Это связано с тем, что у занимающихся физической культурой и спортом уровень функциональных возможностей, физическая и эмоциональная устой-чивость, координация движений значительно выше средних величин. Кроме то-го, они обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному со-хранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий.

      10.1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ППФП, ЕЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

          В существующей специальной литературе имеются различные формули-ровки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая под-готовка». В данном разделе используется упрощенная формулировка, не иска-жающая само понятие.

Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специ-ально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессио-нальной деятельности.

Информация о работе Основы здорового образа жизни студентов