Особенности физических упражнений урочного типа со студентами специальной медицинской группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Комплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы — другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения — третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) — четвертую.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 33.71 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Процесс физического воспитания должен быть непрерывным. Его по понятным причинам нельзя организовать иначе, чем в  форме структурно обособленных занятий, отделенных друг от друга более или  менее значительными интервалами  времени, протяженность которых  зависит от общего режима жизни занимающихся, характера их основной и иной деятельности, динамики восстановительных процессов  и других факторов. Общие принципы построения физического воспитания как непрерывного, системно организованного  процесса не исключают, а предполагают сочетание в качестве его отдельных  звеньев разнообразных форм занятий, видоизменяющихся применительно к  особенностям их содержания и конкретным условиям построения: уровню подготовленности и составу занимающихся, месту  занятий в режиме жизни, средовым условиям, технической оснащенности и т. д.

В практике физического воспитания и самодеятельном физкультурном  движении сложились разнообразные  формы занятий: урочные формы, характерные, например, для занятий по физической культуре в учебных заведениях, соревновательные формы организации физкультурно-спортивной деятельности, различные формы самодеятельных физкультурных занятий, так называемые малые формы занятий физическими  упражнениями (в частности, такие  своеобразные, как физкультпаузы и физкультминуты) и ряд других. Разумеется, по роли и месту в общей системе физического воспитания они далеко не равнозначны и не однопорядковы.

Студенты колледжей, вузов, университетов  в зависимости от физического  развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии  здоровья, как правило — хронические  заболевания или повреждения  опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Комплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения  в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень  физической подготовленности, очаги  хронической инфекции. Группы формируются  по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы — другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения — третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) — четвертую.

Студенты в таких группах  обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены  от уроков физкультуры в школе. Студенты плохо организованы, не могут выполнить  многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и  пр. А если в школах, где они  учились, не было занятий в специальной  медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.

Перед руководителями специальных  медицинских групп студентов  стоят следующие задачи: улучшение  функционального состояния и  предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к  внешним факторам; снятие утомления  и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

Уроки физкультуры в специальных  медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни  органов кровообращения; болезни  суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни  почек и мочевых путей; эндокринные  и обменные заболевания; женские  болезни; нервные и психические  болезни; хирургические болезни; травматология  и ортопедия; глазные болезни  и ЛОР-органов; кожные болезни.

Система реабилитации включает уроки  физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.

Подготовка должна быть по возможности  разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др., а при  заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем — упражнения в ходьбе, беге (в сочетании ходьбы с бегом), лыжные прогулки, катание на коньках и др.

При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного  аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать  чрезмерных нагрузок (особенно в положении  стоя, подъеме тяжестей, выполнении упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем  для позвоночника режиме, лежа и  с включением в конце занятий  упражнений на растягивание и на релаксацию.

Занятия в специальных медицинских  группах проводятся по программе  физического воспитания для высших учебных заведений. В ней имеется  раздел «Учебный материал для специального отделения», в котором указаны  задачи физического воспитания студентов  специальных медицинских групп, средства физического воспитания и  примерные зачетные требования.

Программа специальных медицинских  групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработку правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.

Неотъемлемой частью физического  воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением о врачебном  контроле за физическим воспитанием населения» (утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.

 

Существует много форм физической культуры, которые используются для  нормализации функционального состояния  и осанки студентов, а также для  профилактики заболеваний.

Утренняя гигиеническая  гимнастика (УГГ) — одно из средств физической культуры. Она развивает силу, гибкость, координацию движений, улучшает деятельность внутренних органов, вызывает подъем эмоций, особенно если упражнения выполняются под музыку. УГГ лучше выполнять утром в сочетании с закаливанием, но не очень рано, особенно больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Подвижные и спортивные игры являются хорошим средством физического развития, нормализации психоэмоционального состояния, совершенствования координации движений. Включая игры в урок физкультуры, можно значительно повысить нагрузки за счет эмоционального фактора, а если их проводить на берегу реки, озера, моря, то эффективность возрастает еще и за счет закаливающего и эмоционального факторов.

Ходьба и бег имеют огромное значение в нормализации обменных процессов, функционального состояния кардиореспираторной системы.

Ходьба как физическое упражнение — ценное средство для улучшения  деятельности ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Если ее регулярно совершать по пересеченной местности (вдоль берега моря, реки, озера, в парке и пр.), то имеет место тренирующий эффект и профилактика (превентивный эффект) заболеваний. Положительные эмоции при этом благоприятно влияют на ЦНС больного. Во время ходьбы дыхание должно быть ритмичным, глубоким, не следует задерживать дыхание и разговаривать во время ходьбы. Дышать надо через нос, особенно зимой. Ходьба должна быть продолжительной (до появления испарины на лбу), но не утомительной.

Бег — физическое упражнение с  большой нагрузкой. Он развивает  выносливость, особенно полезен для  профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, ожирения и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить днем или вечером, а во время урока — в основной и заключительной частях.

Применение ходьбы, бега и их чередование  дадут эффект только в том случае, если занятия будут проводиться 3—4 раза в неделю (по 35-45 мин) и при  ежедневных самостоятельных занятиях (УГГ, прогулки, дозированная ходьба, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, катание  на коньках и др.). Процентное соотношение  ходьбы и бега в первые 2—3 недели занятий — 3 : 1. Постепенно, по мере адаптации к физическим нагрузкам, время ходьбы в тренировочном цикле сокращается и увеличивается время бега. Потом включаются ходьба и дыхательные упражнения. И только затем постепенно увеличивается темп и ритм бега при частоте сердечных сокращений не больше 130—145 уд/мин. Сочетание ходьбы и бега дает тренирующий и профилактический эффект для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями легких, эндокринной системы.Велосипедный спорт способствует усилению обмена веществ, тренировке кардиореспираторной системы и др. Велопрогулки показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нарушении обмена веществ, а также при последствиях травм суставов ног (для разработки тугоподвижности и тренировки мышц). Зимой велопрогулки заменяются упражнениями на велотренажерах.

Катание на коньках рекомендуется при многих заболеваниях сердечно-сосудистой системы, легких, обмена веществ, неврозах и др., для нормализации обменных процессов, улучшения функционального состояния и тренировки сердечно-сосудистой системы. Кроме того, катание на открытом воздухе обладает еще и закаливающим эффектом. Дышать следует через нос, одежда должна соответствовать погоде, не стеснять движений.

Плавание — отличное тренирующее и закаливающее средство. Если плавание сочетать с прогулками (воздушные, солнечные ванны), играми, то оздоровливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает деятельность кардиореспираторной системы и обмен веществ, а при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к уменьшению (исчезновению) болей и улучшению подвижности в суставах. Осторожность следует проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР-органов, особенно в осенне-зимний период из-за опасности переохлаждения и обострения или возникновения простуды.

Особенно важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для студентов, имеющих отклонения в состоянии  здоровья, так как такие занятия  повышают общую тренированность  организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального  состояния, а также ведут к  усилению закаливания и предупреждают  простудные заболевания.

Пагубно сказывается на студентах  специальных медицинских групп  гиподинамия (малоподвижность). Она  замедляет процесс выздоровления, снижает адаптационные возможности, ухудшает процессы метаболизма. Только систематические (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) занятия физкультурой могут служить фактором профилактическим, нормализовать функциональное состояние пациента, способствовать его выздоровлению или вызывать длительную ремиссию.

Во время мышечной работы увеличивается  циркуляция крови и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что  в состоянии покоя от 25% до 40% крови  находится в так называемом депо (печень, селезенка, кожа и др.), около 50% капилляров не функционирует, снижена  вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови  из депо поступает в общий поток  и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 44% массы тела составляет мышечная ткань, то можно  оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ.

Реакция организма на физические нагрузки различна. Имеет значение состояние  здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др., но во всех случаях разумного  применения физическая культура оказывает  положительное влияние на организм.

Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального  состояния, сна, обменных процессов  и пр.

Способность к восприятию физических нагрузок у студентов специальных  медицинских групп различна.

Преподавателю физкультуры следует  помнить, что у больных способности  к приспособлению (адаптации) и выполнению физических нагрузок снижены. И если физические нагрузки не будут адекватны  возможностям человека, то могут возникнуть серьезные осложнения, физкультура  вместо пользы принесет вред. Не следует  включать в занятия сложные движения на координацию, упражнения с натуживанием, подъемом тяжестей и другие, которые студенту трудно освоить и выполнить из-за сниженной физической работоспособности и состояния здоровья.

Регулярные (систематические) физические нагрузки способствуют нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при  заболеваниях кардиореспираторной, эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные (сниженные) функции организма.

В зависимости от функционального  состояния, тренированности и течения  заболевания нагрузки вначале должны быть малой интенсивности, затем  — средней. Контроль за реакцией сердечно-сосудистой системы осуществляют по пульсу, частоте дыхания, самочувствию, цвету кожных покровов, потливости и др.

Основой тренировочного процесса при  заболеваниях кардиореспираторной системы являются циклические упражнения, при травмах и заболеваниях ОДА — плавание, занятия на тренажерах, упражнения с гимнастической палкой, мячами, у гимнастической стенки, гидрокинезотерапия и др.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Их содержание и продолжительность зависят  от характера заболевания, его течения  и частоты обострений, а также  функционального состояния. Во вводной части — общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, дыхательные упражнения; в основной — упражнения, специфические для данной патологии, подвижные игры, элементы спортивных игр; заключительная часть — дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на релаксацию, выработка правильной осанки и пр.

Информация о работе Особенности физических упражнений урочного типа со студентами специальной медицинской группы