Особенности физических упражнений урочного типа со студентами специальной медицинской группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Комплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы — другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения — третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) — четвертую.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 33.71 Кб (Скачать файл)

Физиологическая кривая урока должна представлять собой линию, поднимающуюся  в основной части урока (волнообразно) и заметно снижающуюся к концу  урока. Незначительный подъем, почти  горизонтальная линия в основной части урока свидетельствует  о недостаточной нагрузке и т.д.

Занятия проводятся по расписанию, согласно программе для вузовских специальных  медицинских групп, 2 раза в неделю по 90 мин. Однако с физиологической  точки зрения лучше проводить 3—5 занятий в неделю по 35—45 мин.

Занятия в специальной медицинской  группе желательно проводить на открытом воздухе — в парке, сквере, лесу, на берегу озера, когда одновременно действуют два фактора: тренирующий  и закаливающий. Очень важно, чтобы  одежда соответствовала погоде и  нагрузке с учетом характера заболевания, частоты обострений и пр.

Это особенно важно при проведении занятий на лыжах, коньках. Студентам  надо чаще напоминать о правильном (носовом) дыхании.

Преподаватель физкультуры должен иметь специальную подготовку, знание основ патологии и влияния  физических нагрузок на больной организм. Он обязан соблюдать указания врача, поставившего диагноз, и рекомендуемые  средства физической культуры, дозировку, частоту и продолжительность  занятий, а также учитывать противопоказания к применению тех или иных средств  физкультуры и закаливающих процедур. Обязанность преподавателя —  постоянно вести контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки утомления и др.) переносимости  нагрузок занимающимися. Сложности в дозировании нагрузок возникают, когда группы студентов неоднородны по характеру заболеваний. Поэтому следует проводить индивидуальные или малогрупповые занятия.

Определение двигательной (моторной) плотности урока физкультуры  осуществляется методом хронометража. По секундомеру регистрируют отрезки  времени, затраченного студентом непосредственно  на выполнение физических упражнений. Отношение суммы этих отрезков к  длительности всего урока, выраженное в процентах, характеризует моторную плотность занятия. Например, если за 45 мин занятий на выполнение физических упражнений затрачено 35 мин, то моторная плотность составит (35´100) : 45 = 77,7%. Остальное время было потрачено на показ упражнений, объяснения, отдых и т.д. Двигательная плотность занятия более 60% считается достаточной.

Проверка величины нагрузок и приспособляемости  организма к тем или иным упражнениям  осуществляется путем подсчета пульса в процессе занятий и построения физиологической кривой урока. Для этого подсчитывают пульс за 15 с до начала занятий, в начале занятия и в конце каждой его части (вводной, основной, заключительной). На основании полученных данных чертят физиологическую кривую урока. При этом по горизонтали отмечают продолжительность каждой части урока, по вертикали — реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

При проведении занятий со студентами важен постоянный врачебный контроль. Студенты должны вести дневник самоконтроля, а преподаватель по пульсу, частоте  дыхания и субъективным показателям  контролировать их самочувствие и переносимость физических нагрузок.Для оценки функционального состояния и переносимости физических нагрузок используют тесты с физической нагрузкой и с задержкой дыхания (Штанге, Генчи).

Средства физической культуры, применяемые  в специальных медицинских группах, отличаются лишь методикой: различное  время, темп выполнения упражнений и  их амплитуда, передвижения (ходьба, бег, лыжные, конькобежные, велосипедные занятия), длина дистанции и т.д. Основными средствами физического воспитания являются дозированные физические упражнения.

 Заболевания сердечно-сосудистой системы

 Для студентов с заболеваниями  сердечно-сосудистой системы показан групповой метод занятий, желательно на улице, в парке или в сквере, то есть физкультура в сочетании с закаливанием. Занятие строится так, чтобы преобладали циклические движения (различные виды ходьбы и бега, их сочетание, лыжные прогулки, катание на коньках, дыхательные упражнения). В зимнее время нужно следить, чтобы студенты дышали через нос. Показаны упражнения на расслабление. Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием и т.п.

В процессе занятий необходим контроль за пульсом, дыханием, цветом кожи и общим состоянием студента. Очень важны утренняя гимнастика и закаливание. В осенне-весенний период — витаминизация (особенно показан прием витаминов С и Е). Если есть возможность, то рекомендуется проводить УФО.

 Заболевания органов дыхания

 Занятия необходимо проводить  групповым методом на свежем  воздухе, в зимнее время (если  ветреная погода и холодно)  — занятия в помещении. Следует  проветрить зал, сделать влажную  уборку и, если есть возможность,  провести общее кварцевание помещения.

В занятие включают ходьбу, дозированный бег, различные эстафеты, упражнения с набивными мячами, гимнастическими  палками, в зимнее время (при безветрии  и слабом морозе) — лыжные прогулки, катание на коньках и др. В холодную, ветреную погоду не следует проводить  занятия на улице, особенно со страдающими  бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале акцент делается на правильное ритмичное дыхание, а также на дыхание с акцентом на выдохе (бронхиальная астма, обструктивный бронхит и др.).

 

 Функциональные нарушения осанки и сколиозы

 Функциональные нарушения осанки  — это мышечный дисбаланс.  Они связаны с функциональными  изменениями ОДА (слабостью мышц, связок и пр.) при гиподинамии  (ограничении движений), неправильной  рабочей позе и др. Нарушение  осанки проявляется в уменьшении  или увеличении физиологической  кривизны позвоночного столба.

Для предупреждения дефектов осанки и ее нормализации необходимы ежедневные занятия физкультурой (УГГ, упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической палкой, набивными мячами, с гантелями  в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении  лежа, полулежа, плавание, специальные  упражнения у гимнастической стенки и др.). Исключаются упражнения с  гантелями в исходном положении  стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В занятие включают подвижные  игры (или элементы спортивных игр), дыхательные и общеразвивающие  упражнения, ходьбу, ходьбу в приседе, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и др. Большое место должны занимать плавание и гидрокинезотерапия. При регулярных занятиях (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки.

Сколиоз — прогрессирующее заболевание  позвоночника, характеризуется его  искривлением. Деформация позвоночника ведет к многочисленным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важных задач физкультуры —  приостановление прогрессирования болезни.

В зависимости от степени сколиоза применяют тот или иной комплекс физических упражнений: ходьба, ходьба в приседе, общеразвивающие и  дыхательные упражнения. Упражнения с гантелями, набивными мячами выполняются  в положении лежа. Гидрокинезотерапия, плавание (способом брасс), упражнения с гимнастической палкой, упражнения на растяжение, на гимнастической стенке и другие успешно тренируют мышцы. В занятие включают также упражнения на координацию, равновесие и ряд общеразвивающих упражнений для мышц спины, живота, ягодиц и др. Регулярные занятия физкультурой дают возможность остановить прогрессирование болезни, ликвидировать мышечную асимметрию и т.п.

 

 Заболевания  органов пищеварения

 Наиболее часто встречаются  гиперацидный гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститы и дискинезии желчных путей, колиты (чаще у женщин). Кроме того, нередки опущения желудка. Характер влияния тренировок на пищеварение различен: слабые (небольшие, умеренные) нагрузки стимулируют, сильные (интенсивные, длительные) угнетают функцию желудочно-кишечного тракта (двигательную, секреторную и всасывательную). Кроме того, физические упражнения оказывают положительное воздействие на регенеративные процессы в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом улучшается микроциркуляция в тканях слизистой, в мышцах, увеличивается объем циркулирующей крови (ОЦК).

Восстановление условно-рефлекторной деятельности желудочно-кишечного  тракта начинается через час после  приема пищи и достигает максимума  лишь через 3—3,5 часа после еды. Чувство  сытости сопровождается снижением  возбудимости скелетной мускулатуры. Таким образом, выполнение физических упражнений вскоре после еды нарушает естественные процессы пищеварения. Несоблюдение этих правил ведет к ухудшению  функциональных и регенеративных процессов  в желудочно-кишечном тракте.

Занятия проводятся в период ремиссии. В занятие включают ходьбу, бег (их сочетание), дыхательные и общеразвивающие  упражнения, подвижные игры (или  элементы спортивных игр), плавание, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и  др. В первое время следует щадить брюшной пресс, избегать упражнений на тренажерах. Лучше включать общеразвивающие  упражнения в положении лежа, сидя, с выполнением дыхательных упражнений («дыхание животом»).

При повышенной раздражительности  и нарушении сна занятия целесообразно  проводить в сопровождении музыки (или цветомузыки). В домашних условиях после выполнения УГГ показан  душ или обтирание прохладной водой.

 

 Болезни  почек и мочевых путей

 Наиболее часто встречаются  следующие заболевания: гидронефроз,  гломерулонефрит, пиелит, пиелонефрит, почечнокаменная болезнь, цистит, опущение почки и др.

Занятия физкультурой проводятся в  период ремиссии. В занятие включают дозированную ходьбу, бег, подвижные  игры (или элементы спортивных игр), лыжные прогулки, общеразвивающие и  дыхательные упражнения, занятия  на тренажерах. В летнее время —  езда на велосипеде (при мочекаменной болезни — предварительно выпить 0,5—1,5 л жидкости), ходьба по пересеченной местности. При опущении почки исключают  прыжки, подскоки и подобные упражнения, выполняется специальный комплекс общеразвивающих упражнений и плавание.

Следует избегать переохлаждения (плавание в осенне-зимний период в бассейне, прием холодного душа или обливание  холодной водой), которое может спровоцировать обострение болезней.

 

 Эндокринные и обменные заболевания

 К наиболее распространенным  заболеваниям желез внутренней  секреции и обмена веществ  относятся сахарный диабет, ожирение, подагра и др. Заболевания связаны  с нарушением обмена веществ  (углеводного, жирового, белкового), неправильным питанием, интоксикацией  организма, гиподинамией. Мышечная  деятельность оказывает регулирующее  влияние на обменные процессы.

Лечебное действие физических упражнений при нарушении обмена веществ  обусловлено их мощным трофическим  влиянием. Систематические тренировки способствуют нормализации (восстановлению) моторно-висцеральных рефлексов, оказывающих  регулирующее влияние на обмен веществ  и железы внутренней секреции.

В зависимости от заболевания в  занятие включают ходьбу и бег (сочетание  бега, ходьбы и дыхательных упражнений), общеразвивающие, дыхательные упражнения, занятия на тренажеpax, подвижные игры и др. В летнее время включают езду на велосипеде, плавание, игры, зимой — лыжные прогулки, игру на снегу в футбол (для больных ожирением).

Выбор физических упражнений, их объем и интенсивность зависят от клинического течения заболевания, сопутствующих болезней и погоды, условий занятия и других факторов. При ожирении нагрузки зависят от степени ожирения (I—IV), возраста, пола и сопутствующих заболеваний (гипертоническая болезнь, диабет и др.). Для больных сахарным диабетом опасны переутомления, перегрузки. Больший эффект наблюдается при применении циклических видов (бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание, прогулки на лыжах, гребля и др.). В осенне-зимний период следует избегать плавания в бассейне из-за опасности переохлаждения и обострения заболевания, а при ожирении, наоборот, включают плавание, гидрокинезотерапию, сочетание ходьбы и бега, тренировки на тренажерах, сауну, диету и др.

 

 Болезни суставов

 По данным ВОЗ, каждый пятый  житель планеты имеет нарушение  функций суставов или предъявляет  жалобы на боли в них. Из  многочисленных заболеваний суставов  наиболее распространены воспалительные  заболевания (артриты) и дегенеративные (артрозы).

К первой группе заболеваний относятся  артриты инфекционные, артрит ревматоидный и др. Ко второй — деформирующий  остеоартроз, периартриты и др.

Артриты — системное заболевание  соединительной ткани, проявляющееся  главным образом хроническим  прогрессирующим воспалением суставов, ограничением движений в суставе (суставах), атрофией мышц и др. При прогрессировании заболевания ограничение движений нарастает, боли в суставе возникают  не только при нагрузке, но и в  покое.

Роль тренировок в период ремиссии особенно велика. Под влиянием физических упражнений активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, нормализуется обмен веществ, улучшается подвижность в суставе, увеличивается сила мышц, исчезает боль.

Активные движения следует выполнять  в облеченных условиях (в положении  лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др.). Выполнение упражнений не должно сопровождаться болевыми ощущениями.

При инфекционных артритах в занятие  включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и  дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями  и пр.) в положении лежа и сидя, подвижные игры (или элементы спортивных игр). Исключаются прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя, а также плавание в осенне-зимний период из-за опасности обострения заболевания.

При артрозах показаны занятия на тренажерах, гидрокинезотерапия, плавание. Кроме того, в занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде, греблю и др.

Информация о работе Особенности физических упражнений урочного типа со студентами специальной медицинской группы