Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:00, курсовая работа
Основная цель круговой тренировки – это эффективное развитие двигательных качеств. Исследования, рассматривающие эффективность применения круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе, остаются актуальными и сегодня.
Задачи работы: Раскрыть общие теорикометодологические данные о круговой тренировке.
Определить особенности применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях (в младшем школьном возрасте).
Введение____________________________________2
Глава 1: Общая методическая концепция.
1.1 Характеристика метода круговой тренировки_________________________3
1.2 Схема модели взаимосвязи между преподавателем и учащимся при воспитании физических качеств методом круговой тренировки_________________________5
1.3 Схема "Программно-управляемая система в круговой тренировке"________________________________7
1.4 Разновидности круговой тренировки и особенности её применения__________________________________8
Методические правила круговой тренировки__10
Глава 2: Особенности применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях___________________________________12
2.1 Круговая тренировка в младшем школьном возрасте_14 Вывод_________________________________________17
Список использованной литературы_______________18
Во втором варианте работа на каждой станции не ограничена временем и каждое упражнение повторяется максимум 8-10 раз в среднем темпе, а пауза отдыха колеблется от 30 до 180с в зависимости от тренировочного эффекта нагрузки.
Повышение нагрузки идет так же, как и в первом варианте, за счет выполнения упражнения в более быстром темпе при постоянном интервале отдыха. Во время отдыха применяются упражнения на расслабление и растягивание для лучшего восстановления сил и подготовки организма к очередной нагрузке. Этот методический вариант может быть применен на уроках с юношами, будущая профессия которых связана с активным физическим трудом, а так же в смешанных группах, где девушки в это время выполняют другое задание.
1.3 Метод интервального упражнения с полными интервалами отдыха (по Матвееву по типу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха) (преимущественная направленность на силу, ловкость и специализированную выносливость)
При использовании на уроках физвоспитания 3 метод круговой тренировки занимающихся на станциях подбирается так, чтобы один-два учащихся выполняли упражнения, остальные отдыхали или выполняли упражнения на расслабление, не нарушая полный цикл работы и отдыха. При такой организации на одной станции может находиться сразу до четырех учащихся. Этот способ проведения занятия формирует у учащихся навыки взаимопомощи, учит вести взаимный контроль за качество выполнения станционных заданий.
2.1 Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно. Одно за другими, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60℅максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается (до 15-20с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30-40с) (способствует комплексному развитию двигательных качеств.)
2.2 Поточно-интервальный, который базируется на 20-40 секундном выполнении простых по технике упражнений (50℅ от максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его сокращение контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
2.3 Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75℅ от максимальной и достигает за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы (до 10-20с). Цель его – сокращения времени работы при её стандартном объёме и сохранении временных параметров отдыха (до 40-90с). Подобный режим развивает максимальную и “взрывную” силу. Интервалы отдыха 30-40с обеспечивает прирост результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости.
3.1 по методу
длительного непрерывного
3.2 по методу
экстенсивного интервального
3.3 по методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости.
3.4 по методу повторного упражнения. Его предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной выносливости.
В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеет не более 10-12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью – не более 6-8.
Методические правила круговой тренировки:
Для проведения круговой тренировки заранее по мнению Курамшина Ю.Ф.(2004):
1. составляется комплекс
2. Определяют места, на которых будут выполняться упражнения;
3. на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (мт) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения;
4. устанавливают систему
5. на последнем занятии
рекомендуется проверить
Под максимальным тестом по мнению Курамшина Ю.Ф.(2004) подразумевают максимальные двигательные возможности занимающихся в каком-либо упражнении (задании). Для всех занимающихся “максимальный тест” проводится в форме соревнований. Его показатели (максимальное количество повторений упражнения, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения упражнения) служат исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий.
Индивидуальная дозировка нагрузки определяется в зависимости от метода упражнения, применяемого в круговой тренировке.
Например: занятие проводится по методу экстенсивного интервального упражнения: на каждой ″станции″ упражнения продолжаются 30с, затем – перерыв 30с. В данном случае индивидуальная дозировка нагрузки в пределах стандартного времени может задаваться по следующей формуле: мт∕2*n.
Это означает, что в каждом тренировочном круге выполняют половину (50℅) нагрузки от максимального теста, а круг проходят n(1,2,3…n)раз. В дальнейшем повышение нагрузки возможно за счет прогрессивного увеличения объема от мт∕2 до мт+2∕2, мт+3∕2, т.е. увеличения, к примеру, количества повторений упражнений на ″станции″ на один, два, три раза и более. Для учета достижений при проведении круговой тренировки на каждого занимающегося должна быть заведена карточка достижений. В ней указываются упражнения комплекса, система повышения нагрузки в течение нескольких занятий и другие показатели: фамилия, класс, возраст, вес, пульс, самочувствие.
Особенности применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях
Круговая тренировка как метод развития физических качеств пришла в школьную практику из спортивной тренировки.
Однако между тренировкой и уроком физической культуры большая разница, по мнению Мустаева В.Л.(1996г.) это методический прием должен быть адаптирован к школьным условиям.
По форме круговую тренировку Дехтярев В.Я. (2005г.) разделяет на поточную и групповую.
Поточная форма тренировки предполагает непрерывное движение учеников в колонне по замкнутой линии (окружности, периметру прямоугольника и пр.), с преодолением по ходу движения или выполнением отдельных упражнений.
Специфическая особенность поточной круговой тренировки состоит в том, что она проводится довольно в быстром темпе, не предполагающем обучение школьников каким-либо умениям, а только с использованием уже имеющихся у них двигательного багажа. Поэтому подбор упражнений должен соответствовать возможностям учеников. Поточную тренировку в идеальной форме (непрерывное движение всех учеников от одной "точки " занятий к другой) невозможно организовать в малых залах. Как бы ни комбинировал учитель варианты расстановки мест занятий, возле них всегда будут находиться несколько ожидающих своей очереди учеников.
Вводить круговую тренировку на уроках лучше с группового варианта. Групповая форма тренировки предполагает разделение класса на небольшие по численности группы, каждая из которых автономно работает на отдельных "станциях" с быстрой или отодвинутой по времени сменой мест занятий.
Групповой вариант более простой по организации, не форсируя количество подходов к снарядам на станциях, а только указывая ученикам, какое количество упражнений на данном месте занятия желательно выполнить. Через несколько занятий в зависимости от подготовленности школьников минимальное количество повторений должно быть четко определенно.
В групповой тренировки по мнению Дехтярева В.Я.(2005) немаловажное значение имеет определенная последовательность упражнений в зависимости от их содержания. Вряд ли нужно ставить рядом две станции с упражнениями для одних и тех же мышц. Так, наклоны назад из положения седа на гимнастической скамейке желательно отделить от передачи набивного мяча партнеру двумя руками из наклона вперед за счет резкого выпрямлении спины. Между этими упражнениями целесообразно поставить станцию, на которой "загружаются" другие группы мышц или развиваются иные физические качества (например, координационные или прыгучесть).
Содержание упражнений определяется учителем в зависимости от количества человек (мальчиков и девочек) в классе, среднего уровня их подготовленности, размеров спортивного зала и наличие инвентаря. Выбирая упражнения для групповой тренировки, надо предусматривать возможные негативные последствия при их выполнении (Дехтярев В.Я.(2005)) .
Если в поточную тренировку, направленную на развитие физических качеств, включает упражнения, которые ученики умеют выполнять, то групповая тренировка позволяет формировать и закреплять необходимые умения. В этом случае занятия приобретает форму обычной работы по станциям в основной части урока.
По мнению Дехтярева В.Я.(2005г.) эффективность круговой тренировки зависит не только от правильного подбора упражнений, но и ее организации. При этом должны соблюдаться:
1.Продуманная расстановка мест занятий.
а) Места занятий должны располагаться так, чтобы ученика была ясна логика прохождения от одной станции к другой. Во избежании путаницы полезно на каждом месте занятий установить соответствующий номер (это может быть надпись на альбомном листе, прикрепленном, например, к стене). Переход от одной станции к другой идет по возрастающим номерам.
б) Маршруты переходов от станции к станции не должен пересекаться.
Если после окончания занятия на станции подается команда: «Закончить упражнение! Перейти к следующей станции», можно с уверенностью сказать, что переход будет сумбурным: одни ученики пойдут к очередному месту занятий, другие задержаться, желая еще раз выполнить упражнение, а кто-то остановиться, занятый разговором с товарищем. Чтобы этого не случилось. Переходы должны осуществляться четко, под счет учителя и только в колоннах.
Примерные варианты переходов:
а) команда: «Закончить упражнения! Группы встать! Напра-во! К смене занятий шагом марш!» Когда группы подойдут по установленному маршруту каждая к своему месту занятий (как правило, в обход зала против часовой стрелки), подается команда: «Группы, стой! Налево! Приступить к занятиям!» После остановки групп можно сделать необходимые замечания о качестве выполнения упражнений;
б) переход к очередному месту занятий под счет учителя (или под его ритмические хлопки) проводится легким бегом, который продолжается у мест занятий и заканчивается по команде;
в) после остановки у новых мест занятий все ученики под счет (или без счета) учителя выполняют заданное количество раз несложных упражнения (отжимания, приседания, наклоны, поднимание и разведение ног из положения седа упор сзади и т.д.).
Высокие нагрузки в процессе
круговых тренировок требуют
повышенного внимания к
Круговая тренировка в младшем школьном возрасте
По мнению Ким Т.К. (2004г.) следует что, изучив материалы специальных литературных источников, анкетирования интервьюирования учителей, методистов физической культуры, тренеров-преподавателей, непосредственных наблюдений дают основание утверждать что, несмотря на широкое признание в мировой литературе и практике так называемой круговой тренировки как одной из основных организационно-методических форм занятий физическими упражнениями, в отечественной практике физическое воспитание детей младшего школьного возраста она используется редко и эпизодически. Одна из причин тому бытующее мнение, что круговая тренировка предназначена для последующих возрастных периодов физического воспитания и спортивной тренировки. Наряду с этим имеется дефицит исследований, посвященных выяснений возникшего противоречия их неполнота и недостаточная разработанность проблематики варьирования методики физического воспитания в зависимости возрастных факторов.