Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:34, курсовая работа
Цель работы: Изучить особенности физических способностей детей дошкольного возраста.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Сущность изучения развития двигательным навыкам и физическая подготовленность детей дошкольного возраста…………………………… 6
§1.1. Двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста………………………. 6
§1.2. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания, детей дошкольного возраста…………………... 11
Глава 2.Характеристика и особенности физических способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………. 13
§2.1Сила……………………………………………………………………… 15
§2.2 Выносливость…………………………………………………………... 16
§2.3 Быстрота……………………………………………………………….... 17
§2.4 Гибкость………………………………………………………………… 19
§2.5 Ловкость………………………………………………………………… 21
Заключение…………………………………………………………………... 23
Список литературы………………………………………………………….. 24
17. Бальсевич, В. К. Онтокенизиология человека / В. К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. -- М., 1991.
Филин В.П. Разработка возрастных основ физической культуры и спорта // Физкультура и спорт, 1999, № 1/2, с. 61-63.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Сущность изучения развития двигательным навыкам и физическая подготовленность детей дошкольного возраста…………………………… 6
§1.1. Двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста………………………. 6
§1.2. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания, детей дошкольного возраста…………………... 11
Глава 2.Характеристика
и особенности физических способностей
детей дошкольного возраста……………………………………………………….
§2.1Сила…………………………………………………………
§2.2 Выносливость………………………………………………
§2.3 Быстрота…………………………………………………………
§2.4 Гибкость…………………………………………………………
§2.5 Ловкость…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Объектом изучения данной работы, являются особенности физических способностей детей дошкольного возраста.
Предметом изучения являются особенности физических способностей детей.
Цель работы: Изучить особенности физических способностей детей дошкольного возраста.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.
В данной
работе раскрывается проблема развития
и воспитания физических способностей
детей. Эта проблема является предметом
изучения многих ученых стран мира,
однако приоритет в разработке вопросов
теории и методики физического воспитания
подрастающего поколения
Актуальность. За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека .
Поиск новых путей, решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности.
Существенной
особенностью раннего детства является
взаимосвязь и
Следовательно,
комплексный анализ психического состояния
детей позволяет более
Представление о физических качествах окончательно неупорядочено. Часть авторов рассматривает их как свойства и способности человека, другие - как стороны двигательной деятельности. Первое научное определение физическим качествам дал П.Ф. Лесгафт, рассматривая их как причину движения или его видоизменения. Сила- это способность организма преодолеть силу земного притяжения и напряженность собственных мышц. Выносливость- это способность организма преодолевать утомление. Быстрота- это способность организма за короткий промежуток времени преодолевать определенное расстояние. Гибкость- это способность организма выполнять упражнения с большой амплитудой. Ловкость- способность организма выполнять двигательную задачу в нестандартных условиях.
Кожухова Н.Н выделяет, такие определения «Физические качества- сложный комплекс биологических и психических свойств организма , которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движений человека.» Она выделяет 6 физических качеств человека «Быстрота- способность человека совершать действия в минимальной для данных условий отрезок времени. Ловкость- способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Сила- способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Гибкость- способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Равновесие- способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Выносливость- способность к длительному выполнению, какой либо деятельности без снижения её интенсивности.»
Железняк Ю.Д считает, что «физические способности можно определить как индивидуальные качества, определяющие уровень двигательных возможностей человека, но не всяких, а лишь тех, которые связаны с успешностью осуществления той либо другой двигательной деятельности.» Он определяет силовые, скоростные и координационные способности , а также гибкость и выносливость.
В литературе встречается и такое определение: физические качества - это отдельные качественные стороны двигательной деятельности. Все вышеперечисленные определения верны, просто авторы акцентируют внимание в этих формулировках на своей позиции. Исследования в области биохимии спорта и теории функциональных систем приводят к заключению, что физические качества - это формы проявления физической активности, связанной с энергетическим обеспечением движений. Специфика проявления физических качеств определяется характером физической активности и составом ведущих функциональных систем ее обеспечения.
На мой взгляд, отражает сущность и легко запоминается следующее определение: физические качества - это функциональные свойства организма, обеспечивающие активную двигательную деятельность. Физические качества, двигательные качества - равнозначные термины. Если хотят обратить внимание на психические и физиологические механизмы, то еще называют психомоторные качества. Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости.
Глава 1
Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет
§1.1. Модально – специфические, базальные факторы в развитии организма
Безруких М.М выделил три основных этапа организации движений нервной системы ребенка. При рассмотрении закономерностей изменения организаций движений в индивидуальном развитии (онтогенезе) можно выделить три этапа.
Первый этап- первичные движения. Они образуются на первичных рефлексах и связаны с формированием функциональных систем ствола головного мозга и экстрапирамидной системы. Это непроизвольные формы хватания, сосания, плавания, ползания, лазания и др. у новорожденных и детей 1-2-летнего возраста. Как известно, началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная, тактильная, звуковая и др., поэтому сенсомоторное развитие реализуется во взаимодействии с факторами предметно-двигательной среды. В условиях гипокинезии беременной женщины и влияния экологического «пресса» на систему «дитя-мать» реализация первичных движений полноценно не осуществляется.
Второй этап- доминирование непроизвольной регуляции движений. Отработка основных традиционных форм движений-передвижений, манипуляций, простейших двигательных навыков (с 2-3 лет)- предусматривает освоение плавания, ползания, лазания, ходьбы, бега, игр с предметами. В организме имеется наследственная память в виде последовательных рефлекторных схем движений. Эти фрагментарные схемы при обучении- воздействии средовых факторов организуются в двигательные комплексы. В условиях урбанизации, деформированной двигательной среды этот «биологический необходимый» комплекс движений полностью не реализуется.
Третий этап- преобладание произвольной регуляции. Он обычно доминирует в школьном и дошкольном образовании (что не всегда правильно, так как индивидуальное развитие многих детей замедленное), более тесно, чем предыдущий, связан с социализацией, второй сигнальной системой, развитием высшей нервной деятельности. Включает в себя формирование тонкой моторики, речи высокоординированных движений. Освоение этого комплекса движений нередко базируется на неполноценно реализованных двух предыдущих этапах. Следует отметить, что в настоящих условиях НТР ребенок перегружен вербальной информацией и дезинформацией. Доминируют движения региона тонкой моторики и статитческие перегрузки, налицо недостаток развития средней и крупной моторики.
§1.2 От 0до 1года
Жизнь ребенка
начинается задолго до его появления
на свет. В зависимости от условий
внутриутробного развития организм
новорожденного характеризуется широко
варьированными физиологическими особенностями.
Физиологический принцип
Многие основы индивидуальности определяются особенностями нервной системы, врожденными и унаследованными , возрастными и приобретнными. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играют свойства нервной системы. Возрастная эволюция мозга ребенка- сложный и многосторонний процесс.
Понимание механизмов созревающей нервной системы дает возможность понять механизмы нервной деятельности. Согласно Л.О.Бадаляну , он заключается в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; в переработке их в нервные импульсы; передаче импульсов в центры головного мозга, где они анализируются; в выработке ответной реакции, которая осуществляется при помощи рабочих органов.
В этом состоит принцип рефлекса как основной формы нервной деятельности. Рефлексы варьируются от простого сокращения мышцы до появления комплекса общего оживления у грудного ребенка при виде лица матери.
Особенности нервной системы отражаются на процессе развития. Совокупность индивидуальных особенностей ребенок составляет «биологический каркас личности», который не только обрастает в процессе воспитания социальными навыками, но и подвергается изменениям.
На развитие
ребенка и его нервных
В первые полгода
жизни развитие движений ребенка
характеризуются выраженностью
безусловных рефлексов, на базе которых
затем формируются условно-
Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов.У физиологически зрелых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи.прежде всего это хватательный рефлекс. Подошвенный рефлекс, который вызывается штриховым раздражением поверхности кожи внутреннено края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс, известный как рефлекс И.А.Аршавского, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной активности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлексы. Они постепенно свертываются и вновь формируются под действием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного.
С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слуховой и т.п.).
Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию целостной системы ответных реакций- динамическому стереотипу.
При правильном
воспитании у ребенка можно выработать
множество стереотипов. Это в
значительной мере облегчает реагирование
на окружающие внешние условия, повышает
работоспособность нервных
По мере развития нервной системы у ребенка появляются статические и динамические функции равновесия. Возникновение и упрочнение этих функций зависит и определяется как внешними, так и внутренними факторами. По утверждению И.М.Сеченова «все произвольные движения у ребнка формируются под влиянием социальных условий. Как дитя природы ребенок не нуждается даже в прямохождении. Лишь как социальное существо он начинает выполнять жизненно важные движения, которые совершенствуются в процессе воспитания и обучения.
Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между кинетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка. В этом же возрасте возможно образование связи между кинестетическим анализатором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, направлении рук ко рту. Позже устанавливаются связи между двигательным анализатором, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и её рассматривании. В возрасте 3,5-5 месяцев у малыша появляются более сложные зрительно-кинестетические связи: он направляет руки к подвешенному предмету и захватывает её.
Информация о работе Особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста