Особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить особенности физических способностей детей дошкольного возраста.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Сущность изучения развития двигательным навыкам и физическая подготовленность детей дошкольного возраста…………………………… 6
§1.1. Двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста………………………. 6
§1.2. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания, детей дошкольного возраста…………………... 11
Глава 2.Характеристика и особенности физических способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………. 13
§2.1Сила……………………………………………………………………… 15
§2.2 Выносливость…………………………………………………………... 16
§2.3 Быстрота……………………………………………………………….... 17
§2.4 Гибкость………………………………………………………………… 19
§2.5 Ловкость………………………………………………………………… 21
Заключение…………………………………………………………………... 23
Список литературы………………………………………………………….. 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 49.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Характеристика  и особенности физических способностей детей дошкольного возраста

Первые  годы жизни ребенка характеризуются  быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются  морфологические показатели: рост и  масса тела, обхват грудной клетки.

С рождения до трехлетнего возраста заметно  возрастают возбудимость и лабильность  нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы  ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации  физического воспитания детей раннего  возраста следует помнить о физиологической  слабости их костной системы и  мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического  воспитания необходимо учить детей  правильному выполнению того или  иного упражнения, так как возникший  навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые  движения сделают невозможным в  будущем правильное формирование более  сложных двигательных навыков, а  это будет затруднять полное раскрытие  двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться  правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у  трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей  приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга  процессы иррадиации преобладают над  процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

B период  от 3 до 6 лет (дошкольный возраст)  все размеры тела увеличиваются  относительно равномерно. Годичный  прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около  2 кг. Но к концу этого периода  начинается ускорение роста: за  год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой  бурный рост связан с эндокринными  сдвигами, происходящими в организме  (второй период быстрого роста  проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое  созревание).

У детей  дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам  длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более  чем в 2,5 раза, а длина ног —  более чем в 3 раза.

Рост  мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются  мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается  мышечная сила. Однако из-за быстрой  утомляемости мышц и относительной  слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Ранний  и дошкольный возраст характеризуются  значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии.

С возрастом  количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность  двигательной активности — среднее  количество движений в минуту —  составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность  движений очень мала — в среднем  от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям  свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное  напряжение и отдых различных  групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует  обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия  для разных движений.

Бег, прыжки, метания, те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

§2.1Сила

Одним из компонентов физических способностей человека является мышечная сила. Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных. 

Сила  в иной мере зависит проявление всех других физических качеств. При различном характере работы опорно-двигательного аппарата сила мышц приобретает специфические особенности, что особенно ярко проявляется при повышении уровня физической подготовленности 

Развитие  силы мышц может быть достигнуто благодаря  увеличению веса предметов, применяемых  в упражнениях (набивной мяч, мешочки  с песком и др.); использованию  упражнений, включающих поднятие собственной  массы (прыжки), преодоление сопротивления  партнера (в парных упражнениях).

В детском  саду следует использовать разнообразные  упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая  анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.

 

 

 

 

 

 

§2.2 Выносливость

Выносливость  – способность человека выполнять  физические упражнения допустимой интенсивности  возможно более длительное время.С возрастом она изменяется неравномерно, но с постоянной направленностью в сторону увеличения.

Выносливость  специфична: она проявляется у  каждого человека при выполнении определенного вида деятельности, поэтому  различают общую и специальную  выносливость. Общей выносливостью называют способность в течение продолжительного времени выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечнососудистой и дыхательной системам.

Выносливость  по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. Существует столько  видов специальной выносливости, сколько имеется видов спортивной специализации (силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).

Проявление  выносливости всегда связано с понятием усталости. Усталость - это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы. Для развития выносливости важно формировать  у спортсменов положительное  отношение к появлению чувства  усталости и обучать психологическим  приемам его преодоления.

В зависимости  от типа и характера выполняемой  работы различают следующие разновидности  выносливости: 1) статическую и динамическую; 2) локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при  участии больших мышечных групп  — более 50% всей массы); 3) силовую; 4) анаэробную и аэробную (т.е. способность  длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).

Развитие  выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому  упражнению. Поэтому лучше всего  применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание  на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные  игры, которые вызывают положительные  эмоции и снижают ощущение усталости.

§2.3 Быстрота

Быстрота- это способность организма за короткий промежуток времени преодолеть определенное расстояние.

Она зависит  от мышечной силы. Чем сильнее мышцы, тем быстрее они преодолеют сопротивление  нагрузки, инерции покоя, массы тела и т.д. наиболее ценным качеством  для спортсмена является скоростная сила, так как от нее зависит  частота движений. Быстрота характеризуется  временем двигательной реакции, скоростью  одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь, так, высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Быстрота  определяется подвижностью нервных  процессов, координацией мышц со стороны  центральной нервной системы, особенностями  строения и сократительными свойствами мышц. Развитие быстроты - это в сущности развитие способности быстро осуществлять движения. Быстроту еще древние вырабатывали бегом, резкими прыжками. Эффективны стартовые ускорения, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью. Увеличение максимальной частоты движений в различные возрастные периоды неодинаково. Наибольший ежегодный прирост отмечается у детей от 4 до 6 лет и от 7 до 9 лет. В последующие возрастные периоды темпы прироста снижаются.

В настоящее  время принято различать два  типа мышечных волокон по структуре  и функциональным возможностям - быстрые (белые), способные развивать большую  силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость, и медленные (красные), работающие в медленном, но длительном режиме. В быстрых мышечных волокнах преобладают анаэробные процессы энергообеспечения, а в медленных - аэробные (поэтому в них значительно выше кровеносных капилляров, выше содержание миоглобина, большая активность окислительных ферментов). Состав мышечных волокон обусловлен генетически, но тренировки на выносливость в определенной степени увеличивают количество красных мышечных волокон. Но при выборе спортивной специализации наследственный фактор является доминирующим. Например, у бегунов на короткие дистанции, прыгунов, метателей соотношение быстрых волокон существенно выше, чем у марафонцев.

Признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней  среды. Генетическая информация может  реализоваться только в том случае, если она в каждом возрастном периода  будет оптимально взаимодействовать  с определенными условиями среды, соразмерными морфологическим и  функциональным особенностям развития организма в соответствующем  возрастном периоде.

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная  легкость образования и перестройки  условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

Быстрота  развивается в упражнениях, выполняемых  с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию  быстроты способствуют скоростно-силовые  упражнения: прыжки, метание (толчок при  прыжке в длину и в высоту с  разбега, бросок при метании совершается  с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при  этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.4 Гибкость

Гибкость- способность организма выполнять  упражнения с большой амплитудой. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц.

У детей  дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя  упражнениями на растягивание, которые  могут привести к необратимым  деформациям отдельных суставов (например, коленного).

Термин  «гибкость» более приемлем, если имеют  в виду суммарную подвижность  в суставах всего тела. А применительно  к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных  суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность  движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения  отдельных звеньев тела.

По форме  проявления различают гибкость активную и пассивную.При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

Информация о работе Особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста