Особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить особенности физических способностей детей дошкольного возраста.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Сущность изучения развития двигательным навыкам и физическая подготовленность детей дошкольного возраста…………………………… 6
§1.1. Двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста………………………. 6
§1.2. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания, детей дошкольного возраста…………………... 11
Глава 2.Характеристика и особенности физических способностей детей дошкольного возраста………………………………………………………. 13
§2.1Сила……………………………………………………………………… 15
§2.2 Выносливость…………………………………………………………... 16
§2.3 Быстрота……………………………………………………………….... 17
§2.4 Гибкость………………………………………………………………… 19
§2.5 Ловкость………………………………………………………………… 21
Заключение…………………………………………………………………... 23
Список литературы………………………………………………………….. 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 49.19 Кб (Скачать файл)

По способу  проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах.

Выделяют  также общую и специальную  гибкость. Общая гибкость характеризуется  высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике  конкретного двигательного действия.

Проявление  гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий  подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в  суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

Гибкость  обусловлена центрально-нервной  регуляцией тонуса мышц, а также  напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура  воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5...10 °С); 3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические  факторы ухудшают.

Результаты  немногих генетических исследований говорят  о высоком или среднем влиянии  генотипа на подвижность тазобедренных  и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.

 

 

 

 

 

 

 

§2.5 Ловкость

Ловкость  –это способность организма выполнять двигательную задачу в нестандартных условиях.

Наибольшее  значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени  проявления последних зависит срочность  образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок  и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности  быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся  к координации движений, их можно  в определенной мере разбить на три  группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и  регулировать пространственные, временные  и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление  координационных способностей зависит  от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному  анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности  двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются  точностью управления силовыми, пространственными  и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных  и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем  развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке  усилий — низкая.

К развитию ловкости приводит систематическое  разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной  системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Развитию  ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных  играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления  решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих  сверстников.

Ловкость  развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения  техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и  спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными  заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

 

 

 

Заключение

К числу  основных физических качеств относят  силу, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться  только при решении двигательных задач через двигательные действия.

Двигательные  действия, используемые для решения  двигательной задачи, каждым индивидом  могут выполняться различно. У  одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Под физическими  способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные  функциональные возможности органов  и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность  выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической  средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

 

Список литературы:

1. Белинович В.В. «Обучение в физическом воспитании» М., 1958

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

3. Дикуль В.И., Зиновьева А.А. «Как стать сильным» М., 1990

4. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. - Краснодар, 2001

5.Дюпперрон Г.А. «Теория физической культуры» М.-Л., 1930.

6. Зациорский В.М. «Вопросы методики воспитания физических качеств»     М., 1961

7. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.

8. Клипст И.И. «Сила мышц человека и факторы, ее определяющие» М.,     1951.

9. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки. - 116 с.

10. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.: ил.

11. Лаптев А. Управление физическим развитием. – Москва, 2003.- 180с.

12. Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. «Как стать сильным и выносливым» М., 1984

13. Фомин Н.А. Физиология человека. - М.: Просвещение; Владос, 1995.

14. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия",2000.-480с. 
 
15. Чусов Ю.Н. «Физиология человека» М., 1968

 


Информация о работе Особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста