Особенности скоростно-силовой подготовки дзюдоистов 14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Важность скоростно-силовой подготовки для юных дзюдоистов не вызывает сомнений, так как дальнейший рост уровня технико-тактического мастерства базируется на высоком потенциале его физической подготовленности. В исследованиях В.С.Дахновского ,А.Д.Егизаряна, Ю.М и др. указывается на то, что поднятие уровня общефизической и специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов происходит за счет средств самой борьбы, то есть применяя большое количество разнообразных тренировочных заданий в процессе технико-тактической подготовки

Файлы: 1 файл

OSOBENNOSTI_SKOROSTNO-SILOVOJ_PODGOTOVKI_DZYuDOI.docx

— 83.99 Кб (Скачать файл)

В связи с этим одним из основных средств воспитания «взрывной» силы дзюдоиста должны быть упражнения с различными отягощениями. При применении упражнений с отягощениями необходимо учитывать что, чем ближе вес отягощения к максимальному, тем меньше число повторений можно выполнять за один подход, и наоборот. Однако общим для всех должно являться требование, при котором на каждом тренировочном занятии борец должен выполнять только то число упражнений, при котором он способен с заданными отягощениями повторять упражнение, не снижая скорости. Поэтому число подходов, характер и длительность пауз между ними в течение одного тренировочного занятия является сугубо индивидуальными, и зависят от уровня развития у спортсмена силового и скоростного компонентов «взрывной» силы.

В этой связи при воспитании «взрывной» силы и совершенствовании внутримышечной и межмышечной координации целесообразно использовать смену отягощений. В тренировочном занятии можно рекомендовать следующие чередования отягощений:

1. величина отягощений вначале меньше, а затем больше соревновательной.

2. величина отягощений  вначале больше, а затем меньше  соревновательной.

3. величина отягощений  вначале больше, а затем равна  соревновательной.

4. величина отягощений  вначале меньше, а затем равна  соревновательной.

При подборе специальных упражнений для воспитания «взрывной» силы следует также учитывать, что эффективность многих технических действий зависит от способности борца переключаться с одного режима работы мышц на другой. Так, например, при выполнении броска прогибом с «подхода» дзюдоист проявляет взрывное усилие из динамического положения, а, выполняя этот же прием из обоюдного захвата, он проявляет эти усилия в статическом положении.

Кроме того, эффективному воспитанию «взрывной» силы способствует сочетание уступающей и преодолевающей работы. В, частности, эффективность выполнения бросков прогибов и бросков наклоном зависит от того, насколько быстро атакующий спортсмен переключается с уступающей работы, после выполнения подготовительной фазы броска (подхода), на преодолевающий режим работы в основной фазе (отрыв и бросок противника). В связи с этим встает необходимость применения специальных упражнений, воспитывающий способность к быстрым переключениям с одного режима работы мышц на другой.

Совершенствование этой способности может быть достигнуто с помощью различного рода целевых установок, при которых спортсмен, максимально сокращая время, должен поднять груз « с подхода» после предварительного приседания. Особое внимание необходимо уделять упражнениям типа выпрыгивания вверх после прыжка с высоты.

При выполнении этих упражнений нужно соблюдать принципы, изложенные ранее. Так, выполняя упражнения с набивным мячом, необходимо сохранять структуру того технического действия, в соответствии, с которым совершенствуются взрывные усилия. Важным фактором для успешного проявления «взрывной» силы является умение спортсмена своевременно расслаблять необходимые мышцы.

Учитывая, что физиологический эффект расслабления во многом зависит от режима выполнения применяемых упражнений, необходимо их подбирать таким образом, чтобы напряжение мышц сменялось активным расслаблением, и наоборот.

С этой целью помимо таких распространенных упражнений, как встряхивание отдельных частей тела с последующим их расслаблением, могут быть использованы упражнения с чередованием сильного и быстрого напряжения с полным расслаблением.

Выполняя эти упражнения, необходимо сохранять характерные для того или иного технического действия позы.

Исследуя методы совершенствования скоростно-силовых качеств, Ю.М.Закарьяев отмечает, что в упражнениях скоростного характера оптимальный режим работы по частоте сердечных сокращений должен быть в пределах 160 – 165 уд/мин., в упражнениях скоростно-силового характера – 150 – 155 уд/мин., а силового – 145 – 150 уд/мин. (21).

В ходе исследования уровня скоростно-силовой подготовленности борцов были определены топография основных групп мышц и их должные величины в связи с особенностями двигательной деятельности в борьбе (14, 16, 18, 35).

Таким образом, анализ литературных источников показал, что в спортивной педагогике в целом разработан богатый арсенал средств и методов скоростно-силовой подготовки, причем, как правило, методические рекомендации предлагают сосредоточиться на упражнениях, требующих усилий взрывного («ударного») характера. При этом, в подготовке дзюдоистов следует учитывать их половые особенности и в соответствии с этим планировать тренировочные средства и методы. Следует отметить, что в настоящее время этот вопрос достаточно хорошо изучен и с учетом этого разработаны рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса (1, 2, 35, 38, 48, 49, 50, 55).

1.3.Характеристика некоторых методических подходов планирования тренировочного процесса по скоростно-силовой подготовке спортсменов различного веса

В теории и методике физического воспитания, исследований посвященных проблемам совершенствования различных сторон спортивного мастерства достаточно много. Однако количество методических подходов по скоростно-силовой подготовке существенно ограничено. Большинство авторов отмечают, что морфофункциональные показатели, а также уровень развития физических качеств не одинаковы у спортсменов различных весовых категорий, что в свою очередь, требует дифференциального подхода к планированию и построению их тренировочного процесса.

Исследования проведенные в других видах спорта показали, что у спортсменов различных весовых категорий наблюдаются широкие различия как в морфофункциональных, так и функциональных показателях. Это позволило многим авторам выдвинуть гипотезу и экспериментально доказать необходимость индивидуально-группового подхода спортсменам различных весовых категорий с целью совершенствования их сильных, доминирующих способностей.

В спортивной борьбе в настоящее время имеется ряд экспериментальных исследований касающихся тренировки борцов различных весовых категорий. Так исследования Б.З.Сагияна (39) показали, что тренируемость спортсменов различных весовых категорий неодинакова. Применение одних и тех же средств и методов тренировки у спортсменов средней весовой группы дали прирост в двенадцати, у легковесов в пяти, а у тяжеловесов в шести показателях физической подготовленности. В связи с этим автор рекомендует в учебно-тренировочном процессе объединить спортсменов в группы, близкие по весоростовым данным и применять различные средства и методы тренировки. Помимо этого автор выявил также различия в уровне и структуре физической подготовленности борцов трех весовых групп. В частности он установил, что внутри каждой весовой группы выделяется разное число наиболее информативных тестов отражающих степень разносторонности физической подготовленности. Причем ни один из установленных показателей физической подготовленности не оказался общим для борцов трех весовых групп. Кроме того, Б.З.Сагияном (39) установлено, что с увеличением весовой категории борцов снижается уровень специальной выносливости, который определяется по количеству проводимых технико-тактических действий и их эффективности. Об этом свидетельствует и то, что с увеличением веса тела борцов уменьшаются показатели силовой выносливости в упражнениях с отягощениями в статическом и динамическом режимах работы мышц.

В экспериментальной работе Г.М.Грузных (21) было установлено, что методика развития выносливости также должна быть неодинаковой у спортсменов различных весовых категорий. Выявляя эффективность равномерной тренировки с частотой пульса 150 ударов в минуту, у борцов легкого и тяжелого веса автор установил, что наибольшие изменения в аэробной работоспособности произошли в группе тяжеловесов и наименьшие - у легковесов. В связи с этим указанный тренировочный режим является эффективным методом повышения аэробных возможностей спортсменов со значительным весом тела. Легковесам целесообразно использовать более высокий пульсовой режим нагрузки для повышения аэробной работоспособности.

Исследованиями Э.Г.Мартиросова и Г.С.Туманяна (46, 47, 48, 49, 50) установлены также различия в анаэробных возможностях борцов разного веса. Так по комплексу морфофункциональных показателей, в том числе и по максимальным аэробным и анаэробным возможностям спортсмены тяжелых весовых категорий существенно отстают от легковесов. Это расценивается как признак снижения их функциональной дееспособности к напряженной работе аэробного и анаэробного характера. Исследования авторов показали, что морфологические особенности спортсменов оказывают значительное влияние на проявление работоспособности в упражнениях как регионального, так и глобального характера. Так при выполнении упражнений глобального характера спортсмены со значительными весо-ростовыми данными обладают сравнительно меньшей работоспособностью. Это еще раз говорит о более низком уровне их аэробных и анаэробных способностей. Исследования Г.С.Туманяна (58, 59, 60, 61, 62) показали, что динамика восстановительных процессов после 6-минутной пробы субмаксимальной и большой мощности у спортсменов разного веса имеет свои особенности. Спортсменам тяжелых весовых категорий требуется больше времени для восстановления, чем борцам легкого веса. Авторы отмечают, что у спортсменов легких весовых категорий энергетические запасы невелики, а врабатываемость высокая. Поэтому им можно рекомендовать нагрузки несколько короче по времени, но интенсивнее, чем представителям средней и тяжелой весовой категории. В тоже время для тяжеловесов характерны высокие показатели жировой массы, более продолжительное время необходимо для увеличения общего суммарного объема нагрузок. Интенсивность и продолжительность их должна быть несколько ниже, чем у легковесов.

В ряде исследований, описывающих связь выносливости спортсменов с весо-ростовыми данными, авторы чаще всего используют функциональные показатели, характеризующие работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, определяющих проявление специальной выносливости.

Многочисленными исследованиями Б.М.Рыбалко (38), В.М.Зациорского, Г.С.Туманяна (58, 59, 60, 61, 62), В.С.Дахновского (23, 24) выявлено, что с увеличением веса тела спортсмена абсолютные силовые возможности возрастают. Показатели же относительной силы (отношение абсолютной силы к весу тела) уменьшаются. Установлено также, что силовая и скоростно-силовая подготовленность спортсмена имеет диаметрально противоположные зависимости от морфологических признаков. Если по мере увеличения размеров тела спортсменов собственно-силовые показатели возрастают, то скоростно-силовые снижаются. У спортсменов легких весовых категорий по сравнению с более тяжелыми уровень скоростно-силовых качеств более высок в движениях, связанных с перемещением значительных масс собственного тела. Спортсмены легких весовых категорий превосходят своих коллег среднего и тяжелого веса и по скорости нарастания силы от нуля до максимума при выборе одного и того же усилия. Имеются и другие исследования, в которых обращается внимание на важность учета тех или иных особенностей, которые присущи спортсменам различных весовых категорий. На основании приведенного обзора литературы можно сделать заключения о том, что вес тела спортсмена оказывает заметное влияние на проявления физических качеств, в особенности скоростно-силовых, морфофункциональное состояние различных систем организма и на другие показатели.

Таким образом, весо-ростовые показатели спортсменов являются одной из важнейших индивидуальных особенностей, которые по мнению большинства авторов должны приниматься во внимание при планировании и организации тренировочного процесса. Данная проблема особенно остро стоит в тех вида спорта, где должна быть дифференцированная программа скоростно-силовой подготовки.

О важности рассматриваемой проблемы говорит и тот факт, что до настоящего времени планирование и проведение тренировочного процесса в борьбе осуществляется по общей системе принятой для спортсменов всех весовых категорий.

В целом, анализ литературных источников позволил выяснить существующие взгляды на проблему совершенствования основных сторон физической подготовленности в зависимости от собственного веса.

Значительная часть исследований, проведенных в борьбе, посвящена проблеме совершенствования силы, выносливости, гибкости, а также другим отдельным сторонам физической подготовленности борцов различных весовых категорий. Однако есть незначительное количество работ, выявляющих особенности применения конкретных средств и методов спортивной тренировки, направленных на развитие скоростно-силовых качеств борцов в связи с имеющимися различиями в уровне физической подготовленности, весовых категорий и арсенала технических действий.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:

1.Методы теоретического анализа и синтеза;

2. Методы педагогического исследования:

3) Педагогическое наблюдение;

4) Педагогическое тестирование;

5) Педагогический эксперимент

6).Методы социологического опроса (анкетирование, беседа);

7.Методы математической статистики.

Метод теоретического анализа и синтеза

Метод теоретического анализа и синтеза включал в себя изучение научной и научно-методической литературы и осмысление результатов всего исследования. Они характеризуются теоретическим рассмотрением проблемы, цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, определения логики построения работы, изыскание необходимых методов сбора фактического материала и его интерпретации.

Методы педагогических исследований

Методы педагогических исследований – это определенные совокупности приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научных проблем учебно-воспитательного характера. Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования, функционированию системы «исследователь – учебный процесс», источникам накопления информации и другим основаниям. Мною применялись следующие методы педагогических исследований: педагогическое наблюдение, констатирующий педагогический эксперимент (педагогическое тестирование), педагогический эксперимент.

Методы социологического опроса (анкетирование, беседа)

К методам социологического опроса относятся: анкетирование, интервью и беседа. Они позволяют получить информацию о мнениях людей относительно вопросов, интересующих исследователя.

Для оценки состояния практики по интересующей нас проблеме было проведено персональное, очное анкетирование, которое является методом получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Методы математической статистики

С целью определения статистической достоверности сходства и различия между сопоставляемыми признаками и вариантами показателей, а также для обработки полученных в ходе экспериментальных исследований данных по оценке достоверности количественных характеристик экспериментального материала и сдвигов результатов тестирования, полученных в ходе педагогического эксперимента, использовались методы математической статистики, широко распространенные в педагогических исследованиях.

Вычислялись общепринятые характеристики статистического распределения по Стьюденту:

Информация о работе Особенности скоростно-силовой подготовки дзюдоистов 14 лет