Особенности содержание и структура спортивной подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души, и в связи с этим физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы.

Содержание работы

1. Введение – стр.3-6
2. Спортивная подготовка как многолетний процесс – стр.7-29
3. Вывод – стр.30
4. Список используемой литературы – стр.31-32

Файлы: 1 файл

контрольная по физкультуре.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и информационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля - педагогов, врачей, биологов, физиологов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, математиков и др.

Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенствованием материально-технической базы, созданием новых моделей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочис-ленные специализированные фирмы ежегодно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов.

Финансирование спорта осуществляется из различных источников: государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать условия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных детей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций. В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, региональные, ведомственные спортивные организации, клубы, команды успешно переходят на самофинансирование и другие нетрадиционные формы финансового самообеспечения, что позволяет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.

Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономических, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спорта, в горных - горнолыжному спорту и т.д.

«На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой - значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внешней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям» (Железняк Ю.Д., 2004).

Управление и организационная структура. Система управления совершенствованием спортсмена - это совокупность управляемой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она носит комплексный характер и охватывает все уровни - управление непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональный, федеральный. На каждом уровне решаются специфические задачи, соподчиненность и скоординированность которых определяет системность управления. Комплексность проявляется также в том, что в системе управления присутствуют различные компоненты - биологические, социально-экономические, материально-технические, информационные и др.

1.2 Структура спортивной подготовки

Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки. В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность. Структура тренировки характеризуется:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);

2) необходимым соотношением параметров  тренировочной нагрузки (ее количественных  и качественных характеристик  объема и интенсивности);

3) определенной последовательностью  различных звеньев тренировочного  процесса (отдельных занятий и  их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии  данного процесса, во время которых  тренировочный процесс претерпевает  закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах котором протекает тренировочный процесс, различают (Неверкович С.Д и др., 2010):

а) микроструктуру - структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного);

б) мезоструктуру - структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);

в) макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных годичных и многолетних.

Многолетний процесс спортивной подготовки, от новичка до высот мастерства, может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов (таблица 2). (Семёнов А.Г., Баева Т.Е., Бекасова С.Н., 2011)

Таблица 2. Этапы процесса спортивной подготовки

 

Этапы

I

II

III

IV

V

VI

VII

 
 

Предварительной подготовки

Начальной

специализации

Углубленной специализации

Спортивного совершенствования

Высших

достижений

Сохранения достижений

Поддержание тренированности

 
                 
                 
                 

Годы занятий

1-2-3

4-5

6-7

8-9-10

От 4 до 12

-

-

 

Стадии

Базовой подготовки

Максимальной реализации индивидуальных возможностей

Спортивного долголетия

         
                 

В отдельных видах спорта нет чети границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как строгих временных рамок этих стадий и этапов.

«Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства».

         Реализация  подготовки определяется многими  принципами. Они отражают такие закономерности, как единство человека и внешней среды, функциональную взаимосвязь органов и систем в организме, соответствие тренировочных нагрузок функциональным и адаптационным возможностям организма, регулярность и непрерывность тренировки, ее вариативность и единообразность, органическая связь общей и специальной подготовки, соответствие используемых средств и методов задачам тренировки, гиперкомпенсация в восстановительных процессах и многое другое. Из всего разнообразия принципов следует выделить те, что в наибольшей степени определяют главные положения тренировки спортсмена, служат ее первоосновой. К таким принципам относятся: всесторонность,  специали-зированность, сознательность, постепенность, повторность, волнообразность, индивидуальность. Указанные принципы получили широкое освещение в современной методической литературе. Тренеры должны их знать и руководствоваться ими в практической деятельности.

Вместе с тем есть необходимость особо выделить принципы сознательности, активности и некоторые другие, определяющие важнейшую роль спортсменов в практической реализации задач.

Принцип сознательности прежде всего определяет сознательное отношение спортсменов к подготовке и предполагает такую деятельность тренера и учеников, которая дает каждому спортсмену возможность знать что, почему и зачем он делает. Понимание цели, задач тренировки, методов, средств и т.д. обеспечивает успешное обучение спортивной технике и тактике, эффективное развитие силы, выносливости, быстроты, воспитание моральных и волевых качеств, результативное участие в соревнованиях и многое другое. Сознательное овладение системой спортивной подготовки требует также углубленного изучения теории и методики спорта, а также смежных научных дисциплин, что дает спортсменам знания и опыт, позволяет им более эффективно совершенствовать свое мастерство.

Принцип сознательности немыслим без активности и самостоятельности тренирующихся, но, разумеется, их активное отношение к процессу тренировки должно контролироваться и направляться тренером. Он обязан так вести процесс тренировки, так воздействовать на спортсмена, чтобы побуждать его к активности, стремлению достичь цели, к творчеству, приобретению знаний. Это одна из важнейших сторон педагогической деятельности тренера.

Этот принцип дает важнейшую для прогресса в спорте возможность овладения огромными ресурсами нервно-психических сил, развития способности к сверх  рекордным проявлениям быстроты, выносливости, ловкости, воли к победе и т.д. Основа этого – воспитание и особенно самовоспитание способности концентрировать, усиливать и направлять мысли, нервно-психическую энергию и другие функции сознания на волевые и физические действие, на выполнение спортивных упражнений.

Принцип активности, неразрывно связанный с принципом сознательности, определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в практической реализации системы подготовки. Обучаясь, воспитываясь, тренируясь и соблюдая режим, спортсмен проявляет активность, энергию, упорство, трудолюбие, стремление к цели, столь необходимые для выполнения всех предписаний системы спортивной подготовки.

Можно сказать, что только сам спортсмен, обучаясь, тренируясь, выполняя задания, соблюдая режим, участвуя в соревнованиях и т.д., реализует систему спортивной подготовки.

Всякая специальная работа требует и специфического, физиологического, биохимического и других слагаемых обеспечения, но общим источником энергии для всех видов спортивных упражнений является нервно-психическая «энергия». Именно эта энергия определяет спортивную работоспособность, особенно при нарастающем утомлении, а снижение, особенно преждевременное, физиологических, биохимических и других показателей часто свидетельствует больше о недостаточной подготовленности органов и систем организма спортсмена, об их отставании от фактических возможностей центральной нервной системы и психической сферы.

Конкретным «руководителем» нервно-психической энергии является воля. Она вбирает многие проявления психической сферы: желание, мотивацию, стремление, самовнушение, мысленные посылы и т.п., конкретизируя их. Однако самое главное свойство воли – способность сконцентрировать соответствующие функции центральной нервной системы и психической сферы в единый «пучок» точно направленной психической энергии.

Все это связано и со специальной, спортивной тренировкой, в процессе которой спортсмен учится концентрировать и направлять нервно-психическую энергию, одновременно совершенствуя те функции центральной нервной системы (ЦНС) и психической сферы, что образуют её, повышают её уровень и мощность, создают «запас».

Любое упражнение, любое воздействие – физическое, волевое, техническое, тактическое, идеомоторное, аутогенное и т.д. – не может быть локальным, односторонним. Как бы специфично не направлялись воздействия преимущественно на какой-либо орган или систему, они будут в определенной мере отражаться и на других органах и системах, на всем организме в целом.

Важнейший принцип спортивной подготовки - принцип всесторонности. Он определяет необходимость всестороннего развития спортсмена.

Из понятия о целостности организма и принципа всесторонности следуют положения:

1.                  Всестороннее функционально гармоничное развитие спортсмена обеспечивает высокую жизнедеятельность организма, отличное состояние центральной нервной системы и головного мозга, лучшую восприимчивость, устойчивость против неблагоприятных влияний, отличное здоровье.

2.                  Всестороннее развитие, общая физическая, психологическая и моральная подготовленность – фундамент для специального развития соответственно требованиям избранного вида спорта. И чем выше должна быть специальная подготовленность, тем крепче должен быть этот фундамент.

3.                  Необходимо избегать односторонности и не допускать увлечения какой-либо одной стороной подготовки в ущерб другим частям.

О значении принципа специализации писал еще В.В. Гориневский: «нельзя быть спортивным универсалом, т.е. любить и отдаваться всем видам спорта без разбора. Такая универсальность – дилетантизм, не дающий проявиться индивидуальности во всей глубине».

Как отмечают некоторые авторы, принцип специализации указывает, что объективно необходимо условием для высших достижений является сосредоточение времени и сил на каком-либо избранном предмете спортивных занятий.

Сегодня спортивная специализация - главная в достижении успеха. Только с помощью специфически направленных упражнений и воздействий можно добиться специфических изменений в органах и системах организма спортсмена применительно к требованиям избранного вида спорта. Такая же специализированная направленность необходима при овладении техникой и тактикой, воспитании волевых качеств, укреплении здоровья, общем физическом развитии, при достижении любой другой цели в обучении, развитии и воспитании.

Однако не следует забывать, что спортивная специализация односторонняя только по цели, тогда как путь к этой цели – применение многих разнообразных упражнений и воздействий, реализация принципа всесторонности.

Только на основе всестороннего развития и укрепления организма, повышения его функциональных возможностей создаются условия для достижения наивысших уровней адаптационных сдвигов, обеспечивается органическая связь между общей и специальной подготовкой.

Информация о работе Особенности содержание и структура спортивной подготовки