Особенности содержание и структура спортивной подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души, и в связи с этим физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы.

Содержание работы

1. Введение – стр.3-6
2. Спортивная подготовка как многолетний процесс – стр.7-29
3. Вывод – стр.30
4. Список используемой литературы – стр.31-32

Файлы: 1 файл

контрольная по физкультуре.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Ведущая роль принципов сознательности, активности, всесторонности и специализации не снижает значения и других принципов, но они являются основополагающими в создании правильного представления о главных научных основах процесса подготовки спортсмена.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль.  
Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

      Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-меди-цинские и другие методы и тесты).  
      Комплексность контроля реализуется только тогда, когда ре-гистрируются три группы показателей:  
1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;  
2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;  
3)показатели состояния внешней среды.  
     Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.  
     Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).  
    Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.  
Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.  
Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.  
Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.  
    Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.  
    Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.  
    Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.  
    Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.  
    Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

 Особое внимание нужно  обращать на идентичность условий  при проведении поэтапных обследований  и на устранение возможного  влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования. 

Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.  
       Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины.  
Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности. Так, например, в таком простом упражнении как бег на 100 м можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля.  
    Контроль за тренировочными воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.  
    Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.  
Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.  
    В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.  
    Контроль за состоянием подготовленности спортсмена. Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:  
-  оценку специальной физической подготовленности;  
-  оценку технико-тактической подготовленности;  
-  оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.  
  Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специальных учебниках.  
   Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.  
    Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.  
   Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность. Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.  
Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.  
Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника - та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.  
    Спортивный результат - важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена. В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность - обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).  
      Оценка тактической подготовленности.  
Контроль за тактической подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования).  
Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.  
        Контроль за факторами внешней среды.  
     Для того чтобы принять правильное решение по итогам комплексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.  
     В практике часто случается, что уровень подготовленности спортсмена бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (команде) показать высокие результаты.  
      К таким факторам относятся:  
- климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление);  
- состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, условия скольжения на льду или снегу);  
- качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений;  
- поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);  
- социально-психологическая обстановка в местах размещения спортсменов;  
- объективность судейства;  
- продолжительность переездов, условий размещения, питания и отдыха спортсменов.  
    В процессе контроля оценивают:  
- эффективность соревновательной деятельности;  
- уровень развития двигательных качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;  
-возможности отдельных функциональных систем и механизмов, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность;  
- реакцию организма спортсмена на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления;  
- показатели нагрузки различных структурных образований тренировочного процесса - упражнений, отдельных занятий, микро-, мезо- и макроциклов и т.п.  
Выбор тех или иных показателей зависит от вида контроля и его конкретных задач. В зависимости от этого программа контроля может включать широкий комплекс параметров, позволяющих получить всестороннюю информацию о состоянии спортсмена, его функциональных возможностях или же базироваться на отдельных частных показателях, учет которых может улучшить планирование отдельных компонентов тренировочной нагрузки. 

Однако в определенных случаях отдельные соревнования выходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как являются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования - чемпионаты России, регионов и т.д.

Олимпийские игры – самое яркое спортивное событие в мире. Сотни спортсменов готовятся к этому старту всю жизнь. Те, кому удается взойти на олимпийский пьедестал, становятся примером для миллионов. Их достижения навсегда остаются в истории спорта и Олимпийского движения. Современные Олимпийские игры имеют тысячелетнюю историю и сейчас находятся на пике своего развития.

     6 февраля 2014г стартуют зимние Олимпийские игры в Сочи.

 Соревнования Олимпийских Игр в Сочи пройдут по 7 зимним видам спорта:

  • Биатлон
  • Бобслей: бобслей и скелетон
  • Керлинг
  • Хоккей на льду
  • Санный спорт
  • Конькобежный спорт: фигурное катание, шорт-трек и скоростной бег на коньках
  • Лыжный спорт: горные лыжи, лыжные гонки, лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина, фристайл и сноуборд

 В 2013г в России главной темой обсуждений Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспорт России) являлась программа подготовки наших спортсменов к Олимпиаде в Сочи. Эта программа составлялась по заявкам наших спортивных федераций. Она включает в себя много аспектов подготовки - закупка самого современного спортивного оборудования, медико-биологический аспект, привлечение самых лучших иностранных технических специалистов и тренеров там, где это необходимо. Эта программа также включает в себя использование своего поля.  Что под этим подразумевается - соревнования, скажем, биатлонистов и лыжников будут проходить на высоте почти полтора километра. Это среднегорье, которое требует особой подготовки.

В связи с этим у нас созданы специальные экспериментальные команды лыжников, биатлонистов, горнолыжников, сноубордистов, которые по специальным методикам отрабатывают вопросы подготовки именно в среднегорье. Также созданы экспериментальные команды, которые работают над подготовкой лыж в условиях сочинского снега и тем особенностям, которые есть на трассах. Эта специальная обработка лыж, которая позволяет использовать преимущество своего поля. Такие же экспериментальные команды созданы и по бобслею, и по санкам, в общем, практически всем видам спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Анализ состояния мирового спорта показывает, что высокий организационный и методический уровень спортивной работы с детьми, подростками, юношами и девушками в значительной степени определяет успех той или иной страны на международной спортивной арене. Поэтому вполне закономерно, что в Российской Федерации, как и в других сильнейших в спортивном отношении странах мира, большое внимание уделяется подготовке спортивных резервов. Дальнейшие успехи в развитии спорта во многом обусловлены результатами научных исследований актуальных проблем теории и методики юношеского спорта, внедрением в практику этих результатов.

С точки зрения современной ᴨедагогики многие элементы системы физического воспитания Древней Греции можно усᴨешно использовать сегодня. Во-ᴨервых, это возможность внедрения спортивных игровых занятий в дошкольных учреждениях. Во-вторых, сбалансирование преподавание научных и физических дисциплин в общеобразовательных школах. Устаревшую систему физических нормативов можно ᴨересмотреть и заменить оценки свободными тренировками и соревнованиями на уроках физкультуры. Состязательность лучшая мотивация для подростков. Она может способствовать зарождения нового культа физической выносливости и силы в сочетании с интеллектуальностью и духовным развитием молодежи.

 

 

 

 

 

Список источников литературы

1. Суриков И. Древняя Греция: история  и культура. - М.: Астрель, 2005. -192с.

2. А.-И. Марру. История воспитания  в античности (Греция). - М.: Греко-латинский  кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. - 425 с.

3. Семенов-Зусер С.А. Физическая культура и зрелища в древне-греческих колониях северного Причерноморья. - Харьков, 1940. - 44 с.

4. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 312 с.

5. Гик. Е., Гупало Е. Популярная история спорта. - Академия, 2007. - 448 с.

6. Атилов А.А. Бокс для начинающих. История бокса. - М.: Феникс, 2007. - 224 с.

7. Журавина М.,Л., Меньшикова Н.К. Гимнастика. - М.: академия, 2001.- 448с.

1213. Дубенюк Н., Бакал Н.С., Безверхий  С.П. Большая Олимпийская энциклоᴨȇдия. - М.: Эксмо, 2009. - 592 с.

8. Базунов А., Базунов Б. Кумиры стадионов Эллады. - М.: Советский спорт, 2004. - 372 с. 

9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». - М.: «Академия», 2002. - 480 с. 

 

 


 



Информация о работе Особенности содержание и структура спортивной подготовки