Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:57, контрольная работа
Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души, и в связи с этим физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы.
1. Введение – стр.3-6
2. Спортивная подготовка как многолетний процесс – стр.7-29
3. Вывод – стр.30
4. Список используемой литературы – стр.31-32
Ведущая роль принципов сознательности, активности, всесторонности и специализации не снижает значения и других принципов, но они являются основополагающими в создании правильного представления о главных научных основах процесса подготовки спортсмена.
Итак, одной из важнейших сторон
спортивной тренировки является контроль.
Наиболее информативным и полным
является комплексный контроль. На основе комплексного контроля
можно правильно оценить эффективность
спортивной тренировки, выявить сильные
и слабые стороны подготовленности спортсменов,
внести соответствующие коррективы в
программу их тренировки, оценить эффективность
избранной направленности тренировочного
процесса, того или иного принятого решения
тренера.
Комплексный контроль - это измерение и оценка различных
показателей в циклах тренировки с целью
определения уровня подготовленности
спортсмена (используются педагогические,
психологические, биологические, социометрические,
спортивно-меди-цинские и другие методы
и тесты).
Комплексность контроля реализуется
только тогда, когда ре-гистрируются три
группы показателей:
1) показатели тренировочных
и соревновательных воздействий;
2) показатели функционального
состояния и подготовленности спортсмена,
зарегистрированные в стандартных условиях;
3)показатели состояния внешней
среды.
Комплексный контроль в большинстве
случаев реализуется в ходе тестирования
или процедуры измерения результатов
в тестах. Выделяют три группы тестов.
Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое.
К ним относят показатели физического
развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых
складок, длина и обхват рук, ног, туловища
и т.д.).
Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования
личности, построенный на ее оценке по
результатам стандартизированного задания,
испытания, пробы с заранее определенной
надежностью и валидностью. В покое измеряют
функциональное состояние сердца, мышц,
нервной и сосудистой систем. В эту же
группу входят и психологические тесты.
Информация,
получаемая с помощью тестов первой группы,
является основой для оценки физического
состояния спортсмена.
Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда
всем спортсменам предлагается выполнить
одинаковое задание (например, бежать
на тредбане со скоростью 5 м/с в течение
5 мин или в течение 1 мин подтянуться на
перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая
особенность этих тестов заключается
в выполнении непредельной нагрузки, и
поэтому мотивация на достижение максимально
возможного результата здесь не нужна.
Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых
нужно показать максимально возможный
двигательный результат. Измеряются значения
биомеханических, физиологических, биохимических
и других показателей (силы, проявляемые
в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат
и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость
высокого психологического настроя, мотивации
на достижение предельных результатов.
Исходя из задач управления
подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный
контроль.
Оперативный контроль направлен преимущественно
на оптимизацию программ тренировочных
занятий, выбор таких упражнений и таких
комплексов, которые в наибольшей степени
будут способствовать решению поставленных
задач. Здесь могут использоваться самые
разнообразные тесты, позволяющие выявить
оптимальный для каждого спортсмена режим
работы и отдыха, интенсивность работы,
величину отягощений и т.п. Указанные виды
контроля служат основой для разработки
соответствующих планов подготовки: перспективного
- на очередной тренировочный макроцикл
или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл,
занятие; оперативного - на отдельное упражнение
или их комплекс.
Текущий контроль - здесь проводится оценка работы
различной преимущественной направленности,
определение формирования процессов утомления
спортсменов под влиянием нагрузок отдельных
занятий, учет протекания восстановительных
процессов в организме, особенностей взаимодействия
с разными по величине и направленности
нагрузками в течение дня или микроцикла.
Это позволяет оптимизировать процесс
спортивной тренировки в течение дня,
микро- и мезоцикла, создать наилучшие
условия для развития заданных адаптационных
перестроек.
Этапный контроль - основными задачами являются
определение изменения состояния спортсмена
под воздействием относительно длительного
периода тренировки и разработка стратегии
на последующий макроцикл или период тренировки.
Следовательно, в процессе поэтапного
контроля всесторонне оценивают уровень
развития различных сторон подготовленности,
выявляют недостатки подготовленности
и дальнейшие резервы совершенствования.
В результате - разрабатывают индивидуальные
планы построения тренировочного процесса
на отдельный тренировочный период или
весь макроцикл.
Частота обследований при этапном
контроле может быть различной и зависит
от особенностей годичного планирования,
специфики вида спорта, материально-технических
условий. Наиболее эффективной является
такая форма поэтапного контроля, когда
обследования проводятся трижды в макроцикле
- на первом и втором этапах подготовительного
и в соревновательном периоде. Если в течение
года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные
обследования проводят в соревновательном
периоде - один раз в макроцикле и на основе
этих данных строят тренировочный процесс
в последующем макроцикле.
Особое внимание нужно
обращать на идентичность
Контроль за
соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль
за результатами соревнований в циклах
подготовки и измерение и оценка эффективности
соревновательной деятельности.
Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности
выступления в соревнованиях в определенном
(чаще всего годичном) цикле подготовки.
Динамика показателей соревновательной
деятельности в цикле тренировки часто
используется как критерий, позволяющий
оценить состояние спортивной формы спортсмена.
Так, например, некоторые специалисты
считают, что спортсмен находится в состоянии
спортивной формы до тех пор, пока колебания
его результатов в соревнованиях лежат
в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят
от особенностей спортивной дисциплины.
Измерение и оценка эффективности
соревновательной деятельности. Современная измерительная
и вычислительная техника позволяет регистрировать
десятки различных показателей соревновательного
упражнения и соревновательной деятельности.
Так, например, в таком простом упражнении
как бег на 100 м можно измерить время реакции
спринтера, время достижения им максимальной
скорости, время ее удержания и падения,
длину и частоту шагов на различных участках
дистанции, время опоры и полета, горизонтальную
и вертикальную составляющие усилий, колебания
общего центра масс тела, углы в суставах
в различных фазах опорного и полетного
периодов и т.д. Зарегистрировать их все,
а потом проанализировать, сопоставляя
с критериями тренировочной деятельности
и показателями, характеризующими подготовленность
спортсменов, тренеру просто невозможно.
Поэтому необходимо выбрать из множества
показателей соревновательного упражнения
только информативные, которые и должны
измеряться в ходе контроля.
Контроль за
тренировочными воздействиями заключается в систематической
регистрации количественных значений
характеристик тренировочных упражнений,
выполняемых спортсменом. Одни и те же
показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.
Основными показателями объема
нагрузки являются количество тренировочных
дней; количество тренировочных занятий;
время, затраченное на тренировочную и
соревновательную деятельность; количество,
километраж специализированных упражнений.
Показателями интенсивности
нагрузки являются концентрация упражнений
во времени, скорость, мощность выполнения
упражнений.
В процессе контроля нагрузки
суммируют объем специализированных упражнений;
объем упражнений, выполняемых в отдельных
зонах интенсивности (мощности); объем
упражнений, направленных на совершенствование
общей и специальной физической, технической
и тактической подготовленности; объем
упражнений восстановительного характера,
выполненных в микроциклах, помесячно
и в годичном цикле. Сравнение этих показателей
с динамикой спортивных результатов позволяет
тренеру выявить рациональные соотношения
между отдельными типами тренировочных
нагрузок, сроки достижения высших результатов
после их пиковых значений, период запаздывающей
трансформации тренировочных нагрузок
в высокие спортивные результаты.
Контроль за
состоянием подготовленности спортсмена. Оценка состояния подготовленности
спортсмена проводится в ходе тестирования
или в процессе соревнований и предусматривает:
- оценку специальной физической
подготовленности;
- оценку технико-тактической
подготовленности;
- оценку психологического состояния
и поведения на соревнованиях.
Оценка состояния здоровья и
основных функциональных систем проводится,
как правило, медико-биологическими методами
специалистами в области физиологии, биохимии
и спортивной медицины. Методология этого
контроля приводится в специальных учебниках.
Оценка специальной физической
подготовленности складывается из отдельных оценок
уровня основных физических качеств: силы,
быстроты, выносливости и гибкости. При
этом основное внимание уделяется ведущим
для данной спортивной дисциплины физическим
качествам или отдельным способностям,
составляющим эти обобщенные понятия.
Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью
заключается в оценке количественной
и качественной сторон техники действий
спортсмена при выполнении соревновательных
и тренировочных упражнений.
Контроль техники осуществляют
визуально и инструментально. Критериями
технического мастерства спортсмена являются
объем техники, разносторонность техники
и эффективность. Объем техники определяется
общим числом действий, которые выполняет
спортсмен на тренировочных занятиях
и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая
эти действия.
Разносторонность техники определяется степенью разнообразия
двигательных действий, которыми владеет
спортсмен и использует их в соревновательной
деятельности. Контролируют число разнообразных
действий, соотношение приемов, выполненных
в правую и левую сторону (в играх), атакующих
и оборонительных действий и др.
Эффективность техники определяется по степени ее
близости к индивидуально оптимальному
варианту. Эффективная техника - та, которая
обеспечивает достижение максимально
возможного результата в рамках данного
движения.
Спортивный результат - важный, но не единственный
критерий эффективности техники. Методы
оценки эффективности техники основаны
на реализации двигательного потенциала
спортсмена. В циклических видах спорта
особенно важны показатели экономичности
техники, так как отмечается вполне четкая
закономерность - обратно пропорциональная
зависимость между уровнем технического
мастерства и величиной усилий, физических
затрат на единицу показателя спортивного
результата (метра пути).
Оценка тактической подготовленности.
Контроль за тактической подготовленностью
заключается в оценке целесообразности
действий спортсмена (команды), направленных
на достижение успеха в соревнованиях.
Он предусматривает контроль за тактическим
мышлением, за тактическими действиями
(объем тактических приемов, их разносторонность
и эффективность использования).
Обычно контроль тактической
подготовленности совпадает с контролем
соревновательной деятельности.
Контроль за факторами
внешней среды.
Для того чтобы принять правильное
решение по итогам комплексного контроля,
необходимо учитывать условия, в которых
проходила соревновательная деятельность,
а также выполнение контрольных нормативов
в тренировочной деятельности. Кроме того,
само выполнение тренировочных программ
часто зависит от состояния и условий
внешней среды.
В практике часто случается,
что уровень подготовленности спортсмена
бывает достаточно высок, а факторы внешней
среды не позволили ему (команде) показать
высокие результаты.
К таким факторам относятся:
- климат конкретной географической
местности и степень адаптации к этим
условиям (температура и влажность окружающей
среды, интенсивность солнечной радиации,
направление ветра, атмосферное давление);
- состояние спортивного сооружения
или соревновательных трасс (их покрытие,
освещенность, размеры, микроклимат, условия
скольжения на льду или снегу);
- качество спортивного инвентаря
и оборудования, защитных сооружений;
- поведение зрителей (фактор
своего и чужого поля);
- социально-психологическая
обстановка в местах размещения спортсменов;
- объективность судейства;
- продолжительность переездов,
условий размещения, питания и отдыха
спортсменов.
В процессе контроля
оценивают:
- эффективность соревновательной
деятельности;
- уровень развития двигательных
качеств, технико-тактического мастерства,
психической и интегральной подготовленности;
-возможности отдельных функциональных
систем и механизмов, обеспечивающих эффективную
соревновательную деятельность;
- реакцию организма спортсмена
на предлагаемые тренировочные нагрузки,
особенности протекания процессов утомления
и восстановления;
- показатели нагрузки различных
структурных образований тренировочного
процесса - упражнений, отдельных занятий,
микро-, мезо- и макроциклов и т.п.
Выбор тех или иных показателей
зависит от вида контроля и его конкретных
задач. В зависимости от этого программа
контроля может включать широкий комплекс
параметров, позволяющих получить всестороннюю
информацию о состоянии спортсмена, его
функциональных возможностях или же базироваться
на отдельных частных показателях, учет
которых может улучшить планирование
отдельных компонентов тренировочной
нагрузки.
Однако в определенных случаях отдельные соревнования выходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как являются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования - чемпионаты России, регионов и т.д.
Олимпийские игры – самое яркое спортивное событие в мире. Сотни спортсменов готовятся к этому старту всю жизнь. Те, кому удается взойти на олимпийский пьедестал, становятся примером для миллионов. Их достижения навсегда остаются в истории спорта и Олимпийского движения. Современные Олимпийские игры имеют тысячелетнюю историю и сейчас находятся на пике своего развития.
6 февраля 2014г стартуют зимние Олимпийские игры в Сочи.
Соревнования Олимпийских Игр в Сочи пройдут по 7 зимним видам спорта:
В 2013г в России главной темой обсуждений Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспорт России) являлась программа подготовки наших спортсменов к Олимпиаде в Сочи. Эта программа составлялась по заявкам наших спортивных федераций. Она включает в себя много аспектов подготовки - закупка самого современного спортивного оборудования, медико-биологический аспект, привлечение самых лучших иностранных технических специалистов и тренеров там, где это необходимо. Эта программа также включает в себя использование своего поля. Что под этим подразумевается - соревнования, скажем, биатлонистов и лыжников будут проходить на высоте почти полтора километра. Это среднегорье, которое требует особой подготовки.
В связи с этим у нас созданы специальные экспериментальные команды лыжников, биатлонистов, горнолыжников, сноубордистов, которые по специальным методикам отрабатывают вопросы подготовки именно в среднегорье. Также созданы экспериментальные команды, которые работают над подготовкой лыж в условиях сочинского снега и тем особенностям, которые есть на трассах. Эта специальная обработка лыж, которая позволяет использовать преимущество своего поля. Такие же экспериментальные команды созданы и по бобслею, и по санкам, в общем, практически всем видам спорта.
Вывод
Анализ состояния мирового спорта показывает, что высокий организационный и методический уровень спортивной работы с детьми, подростками, юношами и девушками в значительной степени определяет успех той или иной страны на международной спортивной арене. Поэтому вполне закономерно, что в Российской Федерации, как и в других сильнейших в спортивном отношении странах мира, большое внимание уделяется подготовке спортивных резервов. Дальнейшие успехи в развитии спорта во многом обусловлены результатами научных исследований актуальных проблем теории и методики юношеского спорта, внедрением в практику этих результатов.
С точки зрения современной ᴨедагогики многие элементы системы физического воспитания Древней Греции можно усᴨешно использовать сегодня. Во-ᴨервых, это возможность внедрения спортивных игровых занятий в дошкольных учреждениях. Во-вторых, сбалансирование преподавание научных и физических дисциплин в общеобразовательных школах. Устаревшую систему физических нормативов можно ᴨересмотреть и заменить оценки свободными тренировками и соревнованиями на уроках физкультуры. Состязательность лучшая мотивация для подростков. Она может способствовать зарождения нового культа физической выносливости и силы в сочетании с интеллектуальностью и духовным развитием молодежи.
Список источников литературы
1. Суриков И. Древняя Греция: история и культура. - М.: Астрель, 2005. -192с.
2. А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. - 425 с.
3. Семенов-Зусер С.А. Физическая культура и зрелища в древне-греческих колониях северного Причерноморья. - Харьков, 1940. - 44 с.
4. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 312 с.
5. Гик. Е., Гупало Е. Популярная история спорта. - Академия, 2007. - 448 с.
6. Атилов А.А. Бокс для начинающих. История бокса. - М.: Феникс, 2007. - 224 с.
7. Журавина М.,Л., Меньшикова Н.К. Гимнастика. - М.: академия, 2001.- 448с.
1213. Дубенюк Н., Бакал Н.С., Безверхий
С.П. Большая Олимпийская
8. Базунов А., Базунов Б. Кумиры стадионов Эллады. - М.: Советский спорт, 2004. - 372 с.
9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». - М.: «Академия», 2002. - 480 с.
Информация о работе Особенности содержание и структура спортивной подготовки