Переход российского спорта к рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:46, лекция

Описание работы

Переход российского спорта к рыночной экономике, активизация процессов его коммерциализации и профессионализации, значительное расширение международного и сокращение внутреннего спортивного календаря в 80-е-90-е годы привели к трансформации существующих в России систем проведения спортивных соревнований и их целевой направленности.

Файлы: 1 файл

Переход российского спорта к рыночной экономике.docx

— 52.81 Кб (Скачать файл)

Переход российского спорта к рыночной экономике, активизация  процессов его коммерциализации и профессионализации, значительное расширение международного и сокращение внутреннего спортивного календаря  в 80-е-90-е годы привели к трансформации  существующих в России систем проведения спортивных соревнований и их целевой  направленности.

Обычно при анализе  системы соревнований исследователи  и специалисты рассматривают  следующие ее элементы: принципы проведения соревнований, допуск к ним, состав команды, зачет, определение победителей, судейство и т.д. Долгие годы вся  система большого спорта в России была направлена на исключительно на подготовку членов сборных команд, на их успешное выступление. Вряд ли кто-либо будет спорить, что вся система организации соревнований, и, прежде всего, по игровым видам спорта, была направлена не на зрителя, а на выполнение этой задачи. В угоду сборной команде страны календарь прерывался, игры переносились и, в большинстве своем, проходили при пустых или полупустых трибунах. Следует также подчеркнуть, что, выполняя эту задачу, тратились огромные средства.

В начале 90-х годов руководители российского спорта занялись внедрением спортивного менеджмента и маркетинга, особенно в области проведения спортивных соревнований, т.к. их количество стало  резко сокращаться, а расходы  на их проведение - расти.

В этот период времени появились  в России и первые научные труды  и публикации по управлению спортивными  мероприятиями (С.И. Гуськов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, И.И. Переверзин и др.). Но, к сожалению, эти работы практически мало затрагивали вопросы менеджмента и маркетинга спортивных соревнований, которые и создают зрелище (товар) для продажи потребителям - зрителям. В этой связи следует отметить, что уже в конце 80-х годов многие советские ученые пришли к выводу, что спорт, даже в условиях бывшего СССР, был товаром. И таким товаром являются прежде всего спортивные соревнования. Однако тема оставалась вне поля зрения российских исследователей. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.

Кроме того, актуальность исследования связана и с необходимостью осмысления тех серьезных и качественных изменений, которые произошли в  мире спорта в конце 80-х и в 90-е  годы. Именно в этот период под влиянием отдельных руководителей международного спорта, а также околоспортивных бизнесменов, многие российские руководители спорта восприняли систему управления соревнованиями как панацею от всех имеющихся проблем при их проведении. Проведение соревнований в спорте высших достижений в условиях рыночной экономики следует рассматривать как спортивно-развлекательную услугу с целью получения дополнительных внебюджетных средств за счет привлечения наибольшего количества зрителей, телевидения, радиослушателей, спонсоров, рекламодателей и т. д. Развитие отдельных видов профессионального спорта в России как сферы спортивно-развлекательного бизнеса предполагает необходимость маркетингового подхода к организации и проведению соревнований, ориентированного прежде всего на зрелищность и получение доходов.

Все это обусловливает  актуальность исследования управления соревнованиями с точки зрения менеджмента.

Объект исследования - спортивные соревнования всех уровней - международные, национальные, региональные и местные.

Предмет исследования - организационная (менеджмент) деятельность спортивных организаций в области проведения соревнований по отдельным видам  спорта.

Цель работы - выявить  эффективность управления спортивными  соревнованиями с точки зрения менеджмента.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

1) выделить основные принципы  управления спортивными соревнованиями  с точки зрения менеджмента;

2) проанализировать опыт  управления соревнованиями на  примере Челябинской области;

3) на основе данных, полученных  в ходе социологического исследования, выявить, какую роль играют  спортивные соревнования в Челябинской  области.

Цели и задачам нашего научного исследования подчинена структура  работы, которая включает в себя введение, три главы и заключение.

Для написания дипломной  работы нами использовались следующие  методы исследования:

1) изучение, обработка и  систематизация теоретического  и исторического материала;

2) эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.

Новизна работы заключается  в том, что в ней продолжено комплексное научное исследование деятельности спортивных организаций  всех уровней (международных, национальных, региональных и местных) в области  организации и проведения соревнований и сделана попытка определить предпосылки и пути их эффективного проведения. Впервые проведение соревнований рассматривается не как важный и  значительный этап подготовки спортсменов, а как составная часть спортивного  бизнеса. И в этом плане выявление  особенностей маркетинга российского  спорта и их влияние на проведение соревнований, а также определение  путей эффективного проведения соревнований и тенденций развития соревновательной деятельности в начале XXI века, имеют  также значительную научную ценность.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования, разработанные рекомендации в области  менеджмента и маркетинга проведения соревнований, могут быть использованы в практической работе спортивных менеджеров при организации и проведении различных спортивных соревнований. Кроме того, они могут быть использованы в учебно-педагогической работе, в  преподавании различных дисциплин, связанных с менеджментом, маркетингом  и правовыми аспектами деятельности спортивных организаций, в особенности  в области проведения спортивных соревнований.

Гипотеза исследования. Изменение  системы проведения соревнований и  внедрение менеджмента в эту  сферу позволит не только увеличить  бюджеты спортивных организаций  за счет внебюджетных источников проведения соревнований и уменьшить выделение  средств из госбюджета на эти цели, но и проводить их на более качественном уровне.

В качестве теоретической  основы изучения в работе применялись  труды и учебные пособия таких  исследователей, как В.В. Галкин «Экономика и управление физической культурой  и спортом», В.И. Жолдак «История Менеджмент спорта и туризма», В.Н. Зуев «Управление системой спортивного соревнования», И.И. Переверзин «Менеджмент спортивной организации», О.Н. Степанова «Маркетинг в сфере физической культуры и спорта» и др.

Следует также отметить ряд  диссертационных исследований. Это  работы А.М. Банникова, В.А. Васина, В.А. Шкляра и др. Эти исследования посвящены  различным аспектам управления спортивными  соревнованиями, в том числе в  отдельных регионах Российской Федерации.  

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ  

 

1.1. Спортивный  менеджмент как особый вид  управленческой деятельности 

 

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с  целью выяснения преимущества в  степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют  решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и  на занятиях физической культурой и  спортом в целом, т.е. совершенствование  физической, технической, тактической, психической и теоретической  подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный  для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения  тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – это также и яркое, эмоциональное  зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия  в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Каким бы ни было по масштабу спортивное соревнование - международным, всероссийским, региональным или проводимом на местном уровне, оно должно быть правильно организовано. От грамотного управления спортивного мероприятия  зависит, насколько успешно оно  пройдет.

Главным инструментом повышения  эффективности управления организацией и проведения спортивного соревнования является грамотное использование  основных функций менеджмента (управления).

Система управления (менеджмента) – это система, в которой реализуются  функции управления (менеджмента). Функции менеджмента представляет собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

В настоящее время специалисты  придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций  менеджмента. Рассмотрим те из них, которые  наиболее часто употребляются в  спортивных соревнованиях:

– организация (организовывание), т.е. деятельность по созданию новых и (или) качественному совершенствованию ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;

– планирование, т.е. деятельность по созданию условий для целенаправленного, динамического и пропорционального  развития объекта менеджмента (в  данном случае – спортивного соревнования) путем разработки разных планов;

– мотивация, т.е. деятельность по созданию системы стимулов, активизирующих и побуждающих сотрудников организации  к эффективному труду в соответствии с разработанными планами;

– контроль, т.е. деятельность, включающая наблюдение за течением процессов  в объекте (спортивном соревновании) менеджмента, сравнение величины контролируемого  параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера;

– координация, т.е. деятельность по обеспечению бесперебойности  и непрерывности процесса менеджмента, достижения согласованности в работе организаций, подразделений и отдельных  исполнителей с помощью установления рациональных связей между ними;

– маркетинг, т.е. система, объединяющая различные виды рекламы, торговые, спонсорские  и иные публичные отношения, которые  нацелены на достижение большей эффективности  маркетинговых программ с целью  укрепить средства инвесторов .

В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории  именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым  и европейским стандартам. Так  кто же такие спортивные менеджеры?

В теории менеджмента не существует одного определения термина  «менеджер». Все предлагаемые определения  базируются на понимании сущности менеджмента. Слово «менеджмент» в своем первоначальном смысле обозначало умение объезжать  лошадей и править ими. Основа - английский глагол «to manage» (управлять), который происходит от латинского «manus» (рука). Если следовать логике, то «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».

В современной науке под  «менеджментом» понимается процесс  руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, различными организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный  вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, которая действует  в условиях рынка путем рационального  использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными  словами, спортивный менеджмент - это  теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли  в рыночных условиях.

Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и  спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением  в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали  учебно-воспитательную работу с управлением  клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими  таких обязанностей.

Спортивный менеджмент как  особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли  возникает в результате разделения и кооперации их труда. Как мы уже  отмечали, причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.

Спортивные менеджеры, являясь  субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд  своеобразных функций. Среди них  выделяются три ключевые функции.

1. Функция принятия решения.  Именно менеджер определяет направление  деятельности организации, решает  вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки.  Право принятия управленческих  решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность  за последствия.

2. Информационная функция.  Менеджер аккумулирует информацию  о внутренней и внешней среде  спортивной организации, в которой  он работает, распространяет эту  информацию в виде нормативных  установок и разъясняет персоналу  ближайшие и перспективные цели  организации.

3. Функция руководителя. Менеджер выступает в качестве  руководителя спортивной организации,  формирующего отношения внутри  и вне организации, мотивирующего  членов спортивной организации  на достижение целей, координирующего  их усилия и, наконец, выступающего  в качестве представителя организации  во взаимодействии с другими  организациями.

Информация о работе Переход российского спорта к рыночной экономике