Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:46, лекция
Переход российского спорта к рыночной экономике, активизация процессов его коммерциализации и профессионализации, значительное расширение международного и сокращение внутреннего спортивного календаря в 80-е-90-е годы привели к трансформации существующих в России систем проведения спортивных соревнований и их целевой направленности.
Рисунок 2 – Оформление таблицы
Рассмотрим подробнее содержание некоторых разделов подготовки спортивного соревнования.
1. Формирование судейской коллегии.
Для проведения соревнований оргкомитетом заблаговременно утверждается главная судейская коллегия и подбирается состав судей в соответствии с правилами и положением о данном соревновании.
Главная судейская коллегия приведенного выше соревнования состоит из главного судьи, его заместителя (в том числе по медицинскому и хозяйственному обеспечению), главного секретаря и его помощников, старшего судьи, судей на вышке, судей-наблюдателей и судьи-информатора. На турнирах по футболу, хоккею, баскетболу и другим спортивным играм, также присутствует судья-секундометрист. На турнирах по легкой атлетике присутствует судья на финише.
Чтобы иметь право состоять в судейской коллегии любого профессионального соревнования, необходимо пройти обучение на семинарах, проводимых Федерацией России по конкретному виду спорта, и сдать определенные нормативы по теоретической и практической подготовке.
2. Медицинское обеспечение и техника безопасности.
На всех спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, независимо от их масштаба, должен быть врачебный персонал для наблюдения за санитарным состоянием мест соревнований, обслуживания участников и оказания неотложной медицинской помощи в случае необходимости.
3. Реклама спортивного соревнования.
Рекламу спортивного соревнования
целесообразно проводить в виде
рекламной кампании, которая представляет
собой несколько рекламных
При организации рекламной кампании запланированного спортивного мероприятия необходимо соответствовать стратегии маркетинга, которая будет определять цели этой кампании, влиять на выбор средств и вида рекламных каналов.
Рекламная кампания при подготовке, в ходе и после окончания соревнований может включать:
– освещение хода подготовки к соревнованиям в печати; выпуск и распространение афиш, программ, пригласительных билетов, листовок; информацию по радио и телевидению; организацию фотостендов и т.п.;
– популяризацию соответствующих видов спорта путем торжественного открытия (парада) и закрытия соревнований, широкой радиоинформации по ходу соревнований; своевременное заполнение итоговых таблиц; выпуск фотомонтажей; трансляцию соревнований по телевидению и т.д.;
– размещение информации о предстоящем соревновании в Интернете;
– своевременное подведение
итогов и торжественное закрытие
соревнований; вручение победителям
призов, медалей, грамот и дипломов;
проведение показательных выступлений;
своевременную информацию в печати,
по радио и телевидению о
Независимо от места проведения соревнований (стадион, Дворец спорта, спортивный зал, плавательный бассейн и др.), спортивные сооружения в дни проведения соревнований должны быть ярко и красочно оформлены. Красочное оформление мест проведения спортивных соревнований является одним из эффективных средств рекламы не только данного спортивного мероприятия, но и физической культуры и спорта в целом, нравственного и патриотического воспитания спортсменов.
4. Финансово-хозяйственное обеспечение соревнования.
Спортивно-хозяйственное обеспечение соревнования предусматривает подготовку и аренду спортивных сооружений; подготовку, ремонт и приобретение недостающего спортивного инвентаря и оборудования; обеспечение транспорта для перевозки спортсменов; подготовку мест проживания или оплату гостиницы для иногородних участников; организацию питания спортсменов; изготовление афиш, программ, билетов участников, пригласительных билетов, протоколов, сводок, таблиц и т.п.; приобретение призов, кубков, наградных медалей, грамот, дипломов; оплату изготовления и приобретения оборудования для красочного оформления мест соревнований; приобретение канцелярских товаров; почтово-телеграфные расходы; оплату судейской коллегии, медицинского и обслуживающего персонала. В зависимости от масштаба и условий проведения соревнований указанные финансово-хозяйственные мероприятия могут быть сокращены или увеличены.
Все описанные пункты сведены в генеральной смете проведения спортивного соревнования, составление которой резюмирует функцию планирования.
5. Функция мотивации.
Важнейшее значение в управлении спортивного соревнования имеет функция мотивации сотрудников, она осуществляет стимулирование экономического состояния общества и эффективности организационной деятельности.
Было установлено, что наиболее эффективной стимуляцией сотрудников в спортивной деятельности является: материальное поощрение – 53%, самоутверждение – 31%, моральное поощрение – 12%, принуждение – 4% .
Одним из примеров данной функции могут служить взаимоотношения между главным судьей и членами судейских бригад. Во избежание конфликтных ситуаций они оговорены в регламенте проводимого соревнования по определенному виду спорта, но если такие ситуации все-таки возникают, то на первом этапе какие-либо замечания должны быть сделаны при индивидуальной беседе и предельно корректно. При невыполнении этого условия может возникнуть серьезный конфликт между разными уровнями иерархии управления соревнованием. Функция мотивации должна быть реализована не только с финансовой, но и с моральной стороны.
6. Функция контроля.
Данную функцию менеджмента спортивных соревнований можно подразделить на две подфункции:
– внешний контроль, к которому можно отнести проверки организации и проведения соревнования, организуемые федерациями по видам спорта разных уровней;
– внутренний контроль, к которому можно отнести проверки, организуемые руководством соревнований, направленные на выявление нечеткой работы каких-либо подразделений, также сюда можно отнести так называемый риск-менеджмент, т.е. контроль за безопасностью зрителей и участников во время проведения соревнования.
Теперь рассмотрим каждый из двух видов подробнее.
6.1. Внешний контроль.
Рассмотрим данный вид контроля на примере Чемпионата России по футболу, некоторые туры которого ежегодно проходят в Санкт-Петербурге. На каждый тур чемпионата России по футболу Федерацией футбола России назначается инспектор, рекомендованный Судейским комитетом России. Он обязан строго руководствоваться регламентом, правилами соревнований, методическими документами Судейского комитета, указаниями и рекомендациями Федерации футбола.
Получив назначение на тур, инспектор обязан в установленном порядке сообщить о своем участии и прибытии на соревнование. По прибытии к месту проведения тура (в данном случае какой-либо стадион Санкт-Петербурга) инспектор обязан:
– представиться руководителям местных организаций (Федерация футбола Санкт-Петербурга и д.), участвующих в подготовке к проведению тура;
– встретиться с представителями УВД, согласовав вопросы обеспечения безопасности участников соревнований и зрителей;
– принять участие в
совещании представителей команд в
целях решения возникающих
– совместно с представителями
Федерации футбола Санкт-
– провести инспектирование матча данного тура, оценить действия арбитров на основании Правил игры, действующих рекомендаций и личного анализа судейства.
Требования инспектора матча являются обязательными для выполнения командами. В случае подачи протеста инспектор обязан в течение одного часа после завершения матча, на который подан протест, представить свое заключение.
Информация инспектора обо всех имевших место в ходе игры, до ее начала и после окончания инцидентах должна быть зафиксирована в его рапорте и служит основанием для оперативного принятия мер, в том числе дисциплинарных и штрафных санкций к командам, игрокам и официальным лицам.
6.2. Внутренний контроль.
Внутренний контроль может включать в себя разного рода проверки, организуемые оргкомитетом соревнований для выявления готовности к проведению спортивного мероприятия. Еще одной, не менее важной разновидностью внутреннего контроля является риск-менеджмент, т.е. обеспечение безопасности при проведении спортивного соревнования.
В последние десятилетия существенно возрастает степень риска при проведении спортивных соревнований, предотвращения потерь и обеспечения безопасности. Эти вопросы постоянно поднимаются при проведении всех спортивных мероприятий. И для этого существует немало причин: в последние годы наблюдается рост числа посетителей спортивных соревнований, известно множество случаев массовых драк фанатов при проведении футбольных матчей, обрушения трибун для зрителей и т.п..
Задача риск-менеджмента состоит в том, чтобы предотвратить беспорядки на стадионе во время проведения спортивных мероприятий, снизить возможный риск получения травм болельщиками и участниками соревнований, предотвратить кражу инвентаря или личных вещей и защитить проводимое мероприятие от катастрофических потерь, вызванных форс-мажорными обстоятельствами.
В России в целом и в
Санкт-Петербурге, в частности, обеспечение
безопасности при проведении спортивных
мероприятий и спортивных соревнований
в настоящее время
– организации, по плану которых проводятся массовое спортивное мероприятие;
– администрация спортивных сооружений, на которых проводятся массовые спортивные мероприятия;
– органы внутренних дел .
Эти организации и органы
в пределах своей компетенции
несут ответственность за обеспечение
необходимых условий
Согласно названному положению, массовые спортивные мероприятия проводятся на спортивных сооружениях и в местах, официально принятых к эксплуатации государственными комиссиями и судейскими коллегиями, при строжайшем соблюдении всеми участвующими в их проведении организациями действующих норм и правил эксплуатации сооружений, инженерных систем, спортивно-технологического оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций, других нормативных актов. При этом учитываются также погодные условия и другие факторы, влияющие на ход проведения спортивных мероприятий.
Для каждого спортивного
сооружения общего пользования с
учетом местных условий и специфики
соответствующими спорткомитетами
и другими организациями, в ведомственном
подчинении которых находятся эти
сооружения, с участием органов внутренних
дел разрабатываются и
Невыполнение требований, предусмотренных положением № 786, послужившее причиной возникновения чрезвычайных обстоятельств при проведении массовых спортивных мероприятий, влечет за собой меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством.
Рассмотрим пример данной функции менеджмента на примере проводимого в Санкт-Петербурге международного турнира по теннису St. Petersburg Open. Система обеспечения безопасности при проведении этого соревнования включает в себя четыре сферы: пожары, медицинское обслуживание, охрану спортсменов и массовый контроль за толпой. Детализируя сказанное, следует отметить, что риск-менеджмент St. Petersburg Open включает:
– регулирование доступа на спортивное сооружение и поведение болельщиков;
– защиту спортсменов;
– предотвращение краж, включая автотранспорт зрителей на стоянках;
– хранение имущества, инвентаря и спортивного оборудования;
– перевозку товаров для обеспечения мероприятия (призов, инвентаря, продуктов и др.);
– страхование на случай отмены соревнования и компенсации призов.
Информация о работе Переход российского спорта к рыночной экономике