П.Ф. Лесгафт - основоположник отечественной системы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

П.Ф. Лестгафт основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П.Ф.Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ начале ХХ в.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................
1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ...........................................................4
2. СОЗДАНИЕ В РОССИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ) ......................................................................6
3. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА
3.1. ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...........................................................................................................10
3.2. КУРСЫ П.Ф. ЛЕСГАФТА ..................................................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................22
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................24

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 45.07 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    




 

Кафедра физической культуры

 

Реферат

по дисциплине физическая культура» на тему

«П.Ф. Лесгафт - основоположник отечественной системы физического воспитания»

 

 

                                                   Выполнила:  студентка "НиНо", ОДО,                                                 

                                                    3 курса, 33 группы, Клочкова  Ю.Н. 

                                                    Проверила: Калимуллина В. Н.

 

 

 

Стерлитамак  2013

                                                   СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3                                                                            

1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА  ...........................................................4

2. СОЗДАНИЕ В РОССИИ  СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ) ......................................................................6

3. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА

3.1. ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...........................................................................................................10

3.2. КУРСЫ П.Ф. ЛЕСГАФТА ..................................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................22

ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................24 
 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ  
 
            П.Ф. Лестгафт основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П.Ф.Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ начале ХХ в.  
           Многое в трудах П.Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.  
         Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья «О физическом образовании в профессиональной школе» и другие сохранили свою научную значимость и могут быть весьма полезны современным педагогам, педагогической общественности и родителям. 

 

1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

8 (20) сентября 1837 г. в семье  ювелира, члена Цеха золотых  художеств, Петра Карловича Лесгафта  родился сын. Это и был будущий  Петр Петрович (Францевич) Лесгафт,  разносторонний ученый и «вдохновенный  учитель», как называл его академик  И.П.Павлов, изучая биографию, Петра  Францевича Лесгафта, любой исследователь  сталкивается с загадкой, которую  не удалось разгадать и по  сей день. Почему он вошел в  историю как «Францевич», а  не «Петрович»? И Петр Лесгафт  и его брат Франц, именуются  Францевичами. В официальных бумагах  разных лет нередко встречается  запись: «Петр Петрович, тоже Францевич»  Из скупых воспоминаний о детских  годах Петр Францевич Лесгафт  мы узнаем, что отец весьма  сурово относился к мальчику  и настойчиво приучал его к  труду: с малых лет заставлял  носить дрова, убирать тротуар.  Обстановка, окружающая маленького  Петра, наложила отпечаток на  всю его последующую жизнь.  Уважение к труду, нетерпимость  к лени ,неправде, принципиальность  и бескорыстие ,заложенные с  детства, стали в последствии  неотъемлемыми чертами характера  Петра Францевич Лесгафта.

В январе 1848 г., после получения  домашнего первоначального образования, Петр Францевич Лесгафт был определен  в «большую приму», как назывался  первый класс в Петрешуле Главном  народном училищу. Учился Л. неплохо. Ему  хорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда. Он старательно  выполнял задания и иногда засиживался  над книгами и учебниками .Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего  сына в ученики к знакомому  аптекарю.

Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка  с аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Заканчивал обучение Петр в мужском отделение  училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле». Для поступление в медико-хирургическую академию летом 1856 г. явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека. Среди них и Петр Францевич Лесгафт. Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении. По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Очень скоро Л. стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время. Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Л. существенное влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл несомненно профессор Венцеслав Леонидович Грубор.

 

 

2. СОЗДАНИЕ В РОССИИ  СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)

Создание отечественной  системы физического образования  неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837 - 1909).

Во второй половине XIX в. Министерство просвещения под явным давлением  военного ведомства сделало ряд  попыток введения в учебных заведениях гимнастики. Циркуляров, приказов и  рекомендаций было много, физического  воспитания же в школе фактически не было. Об этом свидетельствует доклад Н.С. Филитиса, сделанный им в 1899 г. в  Московском университете: "Цели были поставлены большие, но осуществление  их неудовлетворительное. Помещений  в большинстве учебных заведений  для гимнастики нет, и она проводится в пыльных коридорах. За отсутствием  подготовленного педагогического  состава преподают офицеры и  полуграмотные унтер-офицеры. На свежий воздух, о котором говорится в  инструкции 1889 г., не пускают, образовательные  экскурсии заменили военными походами". А несколько раньше ученица Лесгафта С.М. Познер так сказала по этому  поводу: "...Нельзя сказать, что вопрос о физическом образовании находится  в загоне: он просто не существовал...".

Безусловно, были отдельные  школы, где физическому воспитанию уделялось должное внимание, например в Яснополянской школе, где Л.Н. Толстой пропагандировал здоровый образ жизни. Но эти отдельные  примеры скорее были редкими исключениями в России.

На этом фоне прогрессивной  была деятельность передовой интеллигенции, отдельных представителей господствующего  класса буржуазии, офицеров и генералов, которые, будучи энтузиастами, а часто  и меценатами, во второй половине XIX в. начали создавать в России общественные физкультурно-спортивные организации. К 1914 г. в России их было около 360: Общество телесного воспитания "Богатырь", Общество содействия физическому развитию, Общество русских скаутов, Общество физического и нравственного воспитания "Маяк", Общество любителей бега на коньках, Всероссийский футбольный союз и многие другие. Создаются и общественные учебные заведения, которые существенно компенсировали слабые стороны государственной политики в подготовке специалистов в различных областях производства, в том числе и в физическом воспитании и спорте. К учебным заведениям подобного типа относились и Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, созданные П.Ф. Лесгафтом в 1896 г.

Лесгафт вошел в историю  как основоположник отечественной  научной системы физического  воспитания (образования). Он родился в семье обрусевшего немца, скромного петербургского ювелира. Окончив с серебряной медалью гимназию, в 1856 г. поступил в Медико-хирургическую академию. С конца третьего курса он увлекся анатомией, которая затем стала делом всей его жизни. В медицинских кругах его впоследствии стали называть "поэтом анатомии". Безусловно, к его увлечению анатомией в первую очередь причастен профессор В.Л. Грубер - "Пимен русской анатомической школы", как его называли.

В 1861 г. Лесгафт окончил  академию и остался там же работать преподавателем анатомии и врачом-патологоанатомом. В 1865 г. он блестяще защитил диссертацию  на степень доктора медицины, а  через три года - вторую диссертацию, на степень доктора медицины и  хирургии.

В период с 1868 по 1871 г. Лесгафт  работал в Казанском университете. Здесь к нему приходит слава прекрасного  лектора, активного поборника женского медицинского образования, борца за справедливость. Однако в 1871 г. Лесгафт  вынужден был навсегда покинуть Казань, так как был уволен из университета. Дело в том, что Лесгафт написал  статью в "Санкт-Петербургские ведомости" о нарушениях педагогической этики  рядом профессоров университета. В результате министр народного образования издал распоряжение о его увольнении и лишении права преподавания. В знак солидарности с Лесгафтом, с его справедливыми требованиями семь ведущих профессоров оставили университет.

Лесгафт вернулся в Петербург  и частным образом руководил  кружком по анатомии при Военно-медицинской  академии.

С 1874 г. он ведет занятия  по гимнастике во Второй петербургской  военной гимназии. Спустя несколько  месяцев директор гимназии, убедившись в высоком педагогическом мастерстве, увлеченности и энергичности Лесгафта, предложил ему перейти на постоянную службу в Главное управление военно-учебных заведений чиновником для особых поручений.

По заданию Военного министерства он в течение двух лет в каникулярное время изучает опыт физического  развития и подготовки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав  в 26 городах 13 стран. В 1876 г. Лесгафт  делает отчет "Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы". Работу в качестве врача-консультанта во Врачебно-гимнастическом заведении  доктора А.Г. Берглинда и изучение зарубежных систем физического воспитания можно считать основными обстоятельствами начала работы Петра Францевича над  теорией и практикой физического  образования.

В практическом плане ему  удалось добиться лишь организации  в 1877 г. двухгодичных учебно-гимнастических курсов для офицеров при Второй военной  гимназии. Программа курсов включала в себя антропологию, анатомию, физиологию, гигиену, теорию телесных движений, методику гимнастического искусства, математику, физику, химию, а также практические дисциплины: гимнастику, фехтование, плавание, игры и ремесла. При должной поддержке  курсы могли перерасти в институт, но этого не произошло, и дело свелось к подготовке лишь 14 человек. А новый военный министр - генерал П.С. Банковский - и вовсе закрыл курсы.

В 1878 г. Груберу, наконец, удалось  вернуть своего лучшего ученика  в академию, где он проработал 6 лет  в должности патологоанатома. Консервативная администрация и профессура недолюбливали  Лесгафта за острый язык, смелые взгляды, бескомпромиссность и втайне завидовали его необычайной популярности среди  молодежи и блестящим лекторским способностям, могучему аналитическому уму, логике и последовательности научных  поисков. Следствием всевозможных интриг стало то, что при избрании на преподавательскую должность Лесгафт  не набрал необходимого числа голосов  и лишь через 2 года получил место  приват-доцента в Петербургском  университете, в котором проработал 10 лет.

Кроме университетских лекций Лесгафт читал лекции по анатомии на Рождественских курсах, а также  у себя на дому. Он никогда не брал денег за свои врачебные консультации, жил на средства, которые получал  за преподавательскую работу, и гонорары за изданные книги и до самого последнего года жизни не брал извозчика, а по железной дороге всегда ездил в третьем  классе. Весь свой досуг, праздничное  и каникулярное время он отдавал  ученикам и больным. По праздникам совместно  с учениками он посещал заводы, фабрики, больницы.

 

 

3. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА

3.1. Физического образования  детей школьного возраста  
          Лесгафтом подробно разработана теория дошкольного воспитания. Им были определены главные основы воспитания детей в семье: чистота, движение, гуманность в образовании, последовательность слова и дела, отсутствие произвола, насилия и угнетения.  
          Особое внимание Лесгафт обращал на использование народных игр. Он видел в них большое воспитывающее значение. В играх дети повторяют то, что видят вокруг себя. Его советы предоставлять детям больше времени для свободных игр и упражнений на свежем воздухе актуально звучат и в наше время.  
         Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.  
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому например, такая игра, как «Волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.  
П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».  
           В двухтомном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 и 1901) П. Ф. Лесгафт научно обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе. В основу системы физического образования он положил дидактические принципы сознательности, наглядности, активности, доступности, постепенности и последовательности, которые следовало неукоснительно соблюдать при занятиях физическими упражнениями. Основываясь на данных физиологии, анатомии и антропологии, он разработал классификацию физических упражнений и игр, состоявшую из четырех основных отделов.  
           В первый вошли простые упражнения (движения головой, туловищем, конечностями) и сложные (ходьба, бег, метания). Следовало научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов 7 12 лет.  
         Второй отдел состоял из упражнений с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метание деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазанье и др.). Применялись упражнения с более высокой физической нагрузкой, т. е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся напряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 1215 лет.  
         В третьем были представлены упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыжки на определенное расстояние и т. п.). Этот этап физического образования Лесгафт называл периодом обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т. п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних условиях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста 1518 лет.  
        Четвертый отдел включал в себя систематические упражнения в виде сложных действий (игры простые и сложные, плавание, бег на коньках и на лыжах, фехтование, походы и экскурсии).  
          Для проверки приобретенных умений и их закрепления использовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях.  
            В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так:  
для младшего возраста (712 лет): 25% времени урока уделялось элементарным и сложным действиям, 25 % ходьбе, бегу  
и метаниям и 50% играм (главным образом одиночным);  
для среднего возраста (1215 лет): одна треть элементарным и сложным движениям с бегом, одна треть прыжкам, метаниям с постепенно увеличивающимся напряжением, борьбе,  
одна треть играм (главным образом со сложными двигательными заданиями);  
для старшего возраста (1518 лет): 50% времени урока отводилось упражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25% движениям с отягощениями, 25% играм.  
            Лесгафт, как и Г. Демени, считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических упражнений, игр, экскурсий. Он был противником снарядовой гимнастики.  
В методике проведения занятий по физическому образованию можно выделить следующие особенности. В основу физического образования должна быть положена связь физического и духовного: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь... Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».  
            В своих трудах Лесгафт уделил большое внимание методам обучения физическим упражнениям. Он впервые в России создал учение о методах «слова» и «показа» в процессе физического воспитания. Ученый требовал, чтобы каждое упражнение было предварительно четко и кратко объяснено.                 Ученики, в свою очередь, должны были выполнять упражнения осознанно, а не механически. Лесгафт не отрицал показа, но считал, что его надо применять после того, как упражнение осознано занимающимися.  
Лесгафт стремился через ощущения и их проверку создать правильное представление об окружающем мире. В практике заданий, например, учащимся давали предметы из различного материала, различного веса, формы и т. п. Дети должны были определить, не видя этих предметов, какие они: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба, цилиндра и т. п. Предпочтение отдавалось варианту, когда упражнение выполнялось после словесного объяснения, а не методом показа. Если же применялся показ, то преподаватель должен был его образцово продемонстрировать. Ученики, освобожденные от урока, должны были присутствовать на нем и зрительно усваивать упражнения. На уроке требовалась тишина, даже во время игр. Лесгафт осуждал шумные игры и требовал придерживаться правила: «...Кто шумит выходи вон из игры и жди, пока она закончится...», положительно относился к подвижным играм, которые подбирались в соответствии с целью занятия, отрицал применение гимнастических снарядов и массажа, так как они «...дают вредные добавочные раздражители».  
          П. Ф, Лесгафт писал: «Если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически он не сумеет применить данный метод к частному случаю».  
          Опытные воспитатели старших групп, используя, в процессе обучения приемы словесного задания, стремятся вызвать в представлении ребенка образ того движения, которое он должен выполнить. Например, воспитатель говорит: «Вы все будете поднимав флажки вперед-вверх. Выпрямитесь и посмотрите на них, а затем разведете руки в стороны и опустите их со словом «вниз». Изменяя интонацию, воспитатель подчеркивает опорные моменты упражнения (поднять вперед-вверх, посмотреть на них, развести в стороны). Это создает возможность предварительной ориентировки в условиях выполнения задания без наглядного показа. Таким образом, у детей создается представление о движении, что и в какой последовательности они должны выполнить. Этот момент является исходным и чрезвычайно важным. Он обеспечивает правильности выполнения детьми упражнения.

Информация о работе П.Ф. Лесгафт - основоположник отечественной системы физического воспитания