П.Ф. Лесгафт - основоположник отечественной системы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

П.Ф. Лестгафт основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П.Ф.Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ начале ХХ в.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................
1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ...........................................................4
2. СОЗДАНИЕ В РОССИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ) ......................................................................6
3. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА
3.1. ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...........................................................................................................10
3.2. КУРСЫ П.Ф. ЛЕСГАФТА ..................................................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................22
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................24

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 45.07 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Курсы П.Ф. Лесгафта 

В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физическому  развитию (ОСФР), ученым секретарем которого стал Лесгафт. Члены Общества занимались вопросами пропаганды физического  воспитания среди родителей, воспитателей и чисто практическими делами: организовывали экскурсии, занятия, игры, зимой заливали катки. Лесгафт, в  частности, ежегодно организовывал  и проводил водные экскурсии по Неве. К 1895 г. Общество насчитывало более 400 человек. Уже на одном из первых заседаний Лесгафт изложил свои взгляды, касающиеся понимания физического  образования: "Физическое развитие состоит в развитии сил и здоровья ребенка, а задача образования - приучить молодого человека относиться к своим  действиям сознательно, в полном соответствии с умственным развитием  и производить свою работу в наименьший промежуток времени и с возможно меньшей тратой материала и сил".

Функции преподавателей в  ОСФР сначала выполняли члены  Общества и ученицы Лесгафта, однако со временем их стало не хватать. В  марте 1895 г. на заседании ОСФР Лесгафт  выступил с предложением открыть  специальные курсы для подготовки лиц, способных проводить занятия  физическими упражнениями с детьми. Созданная для этой цели комиссия разработала устав и программу  будущих курсов. В январе 1896 г. заседание  ОСФР утвердило "Положение о временных  курсах для приготовления руководительниц  физических упражнений и игр" и  назначило Лесгафта заведующим этих курсов.

На курсах изучались следующие  дисциплины: физические упражнения, теория движений, фехтование, педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия, физиология, гигиена, органическая химия, физиологическая химия, ботаника, черчение, физика, математика, химия, зоология, механика, сопротивление материалов, рисование. Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы получали хорошее  общее и специальное образование. По дням недели дисциплины распределялись расписанием занятий.

Количество обучающихся  на курсах в течение 9 лет их существования  представлено в таблице на с. 102.

Система физическою образования  изложена П.Ф. Лесгафтом в фундаментальном  труде "Руководство по физическому  образованию детей школьного  возраста" (1888 - 1901). В книге изложен  принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования - педагогических, медико-биологических, психологических; разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, по сути дела, с высшим специальным образованием; обоснованность возрастного подхода  мри физическом образовании; представлена классификация физических упражнений; установлена взаимосвязь физического  образования с умственным и эстетическим воспитанием; показана образовательная  роль двигательных действий в трудовой, военной и повседневной жизни человека; сделан значительный вклад в практику физкультурного образования женщин.

Количество обучающихся  на курсах Лесгафта

Год

1-й курс

2-й курс

3-й курс

4-й курс

Всего занимающихся

1896

109

-

-

-

109

1897

190

39

-

-

229

1898

205

46

26

-

277

1899

294

99

50

16

459

1901

273

76

69

24

442

1902

371

81

56

29

537

1903

458

140

55

32

685

1904

623

192

81

44

940

1905

874

215

49

31

1169


 

Созданные П.Ф. Лесгафтом  в 1896 г. курсы стали по сути дела высшим учебным заведением, готовящим руководителей  и организаторов физического  образования. Однако по всей России они  продолжали называться Курсами Лесгафта. Учиться приезжали с Кавказа, Украины, Дальнего Востока, Урала, из Средней  Азии. Среди слушательниц были даже девушки из Финляндии, Болгарии и  Польши. Авторитет П.Ф. Лесгафта в  ученом мире и прогрессивных общественных кругах привлек к работе на курсах ряд крупных специалистов: В.И. Баумана, В.Л. Комарова, Н.А. Котляревского, Е.В. Тарле  и др. Практические занятия на курсах вели ученицы Лесгафта - А.А. Красусская, С.М. Познер, С.В. Теренина и др.

Чем же привлекали курсы, не дававшие никаких официальных прав? Что побуждало молодых женщин ехать за тысячи километров, испытывать материальные затруднения, переносить физические и умственные нагрузки? Ответ можно найти в письмах  бывших учениц Лесгафта: "...Отсутствие формализма на курсах, простота отношений, а главным образом то обаяние, которое исходило от Петра Францевича, его доброе, заботливое отношение  к слушательницам заставляло их привязываться  и к Петру Францевичу, и к  курсам всей душой, сохранять связь  с ними на долгие годы. Никогда не забывал он попробовать пищу, приготовленную для слушательниц, следя за тем, чтобы обед был вкусен и разнообразен. Охотно и радостно отдавал он нам все свои силы, не щадя и забывая себя. Когда одна из преподавательниц спросила его, как его здоровье, он ответил, по обыкновению, шутливо: "Да вот все умереть некогда, слушательницы не дают, только соберусь, а они теребят: Петр Францевич, да Петр Францевич"".

Это редкое сочетание таланта  с педантично строгим отношением к делу создавало тот дух курсов, который резко отличал их от всех других учебных заведений. Попадавшая сюда молодежь подвергалась тому воспитательному  воздействию среды, которому Лесгафт  придавал огромное значение.

Помимо того огромного  нравственного влияния, которое  оказывала личность Лесгафта на его  слушательниц, была еще одна сторона  дела, которая за короткое время  преображала девушек до неузнаваемости. Постановка физического образования  в этом учебном заведении была явлением совершенно небывалым. Последовательные, систематические ежедневные обязательные физические упражнения с 8 ч утра давали изумительные результаты. Хилые, бледные, вялые девицы превращались через  год в крепких, энергичных, стойких  и выносливых. Они укреплялись  физически, и вместе с тем крепла их воля, самостоятельнее и энергичнее начинала работать мысль. Сами слушательницы  настолько ясно и определенно  сознавали это перерождение, что  нередко можно было услышать такие  признания: "Здесь, на курсах, я точно  снова родилась, только здесь я  стала сознавать себя".

Курсы Лесгафта были одними из наиболее демократичных учебных  заведений России. Сюда принимались  люди любой национальности, общественного  положения, вероисповедания и имущественного ценза. Значительное число учащихся были людьми простого звания.

К 1905 г. революционные настроения, царившие в среде "лесгафтичек", их участие в политических сходках  и собраниях мало-помалу делали курсы в глазах "блюстителей порядка" очагом "революционной заразы". Сам Лесгафт никогда не принадлежал ни к какой партии, но он постоянно протестовал против всякого насилия и произвола.

Когда в 1897 г. Лесгафт вынужден был уйти из Петербургского университета, студенты преподнесли ему благодарственный адрес. В нем есть такие слова: "...Петр Францевич! В наше тяжелое  время бесправия насилие совершается  на каждом шагу, проникая даже в те учреждения, где оно по своему существу должно было бы встретить отпор, а протеста почти не слышно. Вся Ваша жизнь  и деятельность являются протестом  против насилия в какой бы то ни было форме. И чем реже такие люди, тем они дороже. Мы видим в Вас  не только нашего учителя, но и человека, всюду проводящего непосредственно  в жизнь свои лучшие идеалы бескорыстного  и благородного общественного деятеля...".

Когда Лесгафт однажды  получил из министерства предписание  об установлении внутреннего надзора  за курсистками, то ответил, что он никогда  не был и не будет шпионом. На курсах и в квартире Лесгафта не раз бывали обыски.

В 1901 г. группа профессоров  и литераторов написала протест  в Министерство внутренних дел по поводу призыва киевских и петербургских  студентов в армию за их участие  в революционных беспорядках. В  числе протестовавших был и Петр Францевич... Дело дошло до расправы: Лесгафт вместе с несколькими  профессорами был выслан из Петербурга в Териоки (Финляндия).

В 1905 г., воспользовавшись временной  свободой, Лесгафт представил министру народного просвещения проект учреждения при Биологической лаборатории  Вольного университета с биологическим, педагогическим и социологическим  отделениями. Новое, преобразованное  из курсов, которые к тому времени  насчитывали более тысячи слушательниц, учебное заведение, получившее название Вольной высшей школы (ВВШ), торжественно открылось 13 февраля 1906 г. К 1907 г. число учащихся ВВШ превысило 2 тыс. человек. А в России ВВШ по-прежнему называли завоевавшими огромную популярность Курсами Лесгафта.

Первый год работы ВВШ  был очень тяжелым для Лесгафта (ему к этому времени было уже 70 лет). По воспоминаниям М. Новорусского, работавшего тогда заведующим хозяйством лаборатории ВВШ, "весной 1907 г. уже  сгущались тучи над ВВШ, и Петру  Францевичу хорошо было известно это  из самых первых рук. Ему, как директору, было определенно указано, что его  школу закроют тотчас же, как только он допустит в ней какую-нибудь неразрешенную  сходку. Это с одной стороны, а  с другой - постановление одной  из сходок учащихся недвусмысленно гласило: "Использовать Вольную высшую школу  в целях политической агитации".

Приходилось напрягать все  усилия, чтобы сохранить ВВШ и  одновременно сдерживать учащуюся молодежь, которая не считалась с мнением  Петра Францевича и обвиняла его  чуть ли не в реакционности. Его сердцу мила была свобода мыслей студентов, но еще милее была судьба ВВШ, которую  сохранить ему хотелось несмотря на бурную эпоху того революционного времени...". Однако школа все же была закрыта.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей  стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры.

Критически оценивая и  анализируя в настоящее время  систему физического образования  П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней  немало и ошибочных положений. В  историческом обзоре развития физического  воспитания в своем основном сочинении "Руководство по физическому образованию  детей школьного возраста" он практически устранился от вопроса  происхождения физической культуры, от классовой сущности воспитания, от роли народных форм в ее развитии.

Лесгафт фактически не упоминает  о прогрессивных взглядах русских  ученых и просветителей Н.И. Новикова, И.И. Бецкого, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова  и др. по вопросам физического воспитания.

Его системе во многом было присуще формально-теоретическое  начало. Например, Лесгафт считал, что  детям можно разрешать катание  на коньках, так как оно происходит на малой площади и они могут  часто отдыхать, а на лыжах, по его  мнению, такой возможности они  не имеют и поэтому будут переутомляться.

Практика физического  воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике этого  не получалось и словесные методы обучения часто превращались в длинные  и утомительные для учеников (особенно младших школьников) монологи.

В последующие годы многие положения системы Лесгафта: классификация  физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных  возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т.д. - существенно уточнялись. И  все же система физического образования  П.Ф. Лесгафта для своего времени  была одной из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени. Она, к сожалению, не стала в России основой для национального физического воспитания, так как царское правительство не имело государственной программы в этой области образования, а страна не располагала ни квалифицированными педагогами, ни специальной материально-технической базой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Критически оценивая и  анализируя в настоящее время  систему физического образования  П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней  немало и ошибочных положений. В  историческом обзоре развития физического  воспитания в своем основном сочинении  «Руководство по физическому образованию  детей школьного возраста» он практически устранился от вопроса  происхождения физической культуры, от классовой сущности воспитания, от роли народных форм в ее развитии. Лесгафт фактически не упоминает  о прогрессивных взглядах русских  ученых и просветителей Н.И. Новикова, И.И. Бецкого, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова  и др. по вопросам физического воспитания. Его системе во многом было присуще  формально-теоретическое начало. Например, Лесгафт считал, что детям можно  разрешать катание на коньках, так  как оно происходит на малой площади, и они могут часто отдыхать, а на лыжах, по его мнению, такой  возможности они не имеют, и поэтому  будут переутомляться.

Практика физического  воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике этого  не получалось и словесные методы обучения часто превращались в длинные  и утомительные для учеников (особенно младших школьников) монологи. В  последующие годы многие положения  системы Лесгафта: классификация  физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных  возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т. д. — существенно уточнялись.

Информация о работе П.Ф. Лесгафт - основоположник отечественной системы физического воспитания