Планирование спортивной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Планирование спортивной тренировки - это система предварительно разработанных (или осмысленных) на основе цели организационных, содержательных и методических сторон, связанных с проведением предстоящего учебно-тренировочного процесса.
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность:
1) методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи;
2) подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий;
3) составление конкретной тренировочной документации

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

                  ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

 

Планирование  спортивной тренировки - это система  предварительно разработанных (или  осмысленных) на основе цели организационных, содержательных и методических сторон, связанных с проведением предстоящего учебно-тренировочного процесса.

Технология  планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность:

1) методологических  и организационно-методических установок,  определяющих на конкретный отрезок  времени конкретные задачи;

2) подбор, компоновку  и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий;

3) составление  конкретной тренировочной документации

В комплексе  это определяет стратегию, тактику  и технику организации процесса спортивной подготовки.

Цель планирования - развитие тренированности и подготовленности спортсмена, обеспечивающее достижение наивысших спортивных результатов.

Объект  планирования - состояние спортсмена - оперативное, текущее, этапное, являющееся следствием применения тренировочных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного  процесса являются

1) формы  планирования;

2) содержание  тренировочно-соревновательного процесса;

3) результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена.

При планировании тренировочно-соревновательного процесса придерживаются, следующего порядка:

1) определяют  цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса.

2) на основе  анализа динамики нагрузки за  предыдущий год (или годы) устанавливают  величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность;

3) определяют  средства, методы, контрольные нормативы  и другие показатели.

Основная  задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом  спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Научно-методические предпосылки  планирования подготовки спортсмена

Научно-методическими  предпосылками к планированию подготовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

1) для микроцикла - целесообразные формы сочетания  ближних тренировочных эффектов  нагрузок различной величины  и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления \ специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок);

2) для отдельного  этапа (мезоцикла) - принципиальные  тенденции в динамике состояния  спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содержания, объема, интенсивности и чередования;

3) для многолетних  и годичных макроциклов - индивидуальные  особенности развития спортивной  формы отдельного спортсмена, в  командных видах спорта - команды в целом;

 

4) специфические  особенности долговременной адаптации  организма к данному виду мышечной  деятельности.

Одним из ведущих методических положений  при планировании является вариативность  тренировочных нагрузок по всем компонентам:

1) число и темп повторений;

2) амплитуда и свобода движений;

3) длительность и интенсивность  выполнения упражнений;

4) величина отягощений и сопротивлений;

5) смена мест занятий (зал,  манеж, стадион, лесной или  водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.);

6) время (рано утром до завтрака, днем, вечером);

7) продолжительность и число  занятий;

8) музыкальное, световое, шумовое  и т.п. сопровождение занятий,  а также разнообразие в организации  их проведения для создания  эмоциональной насыщенности в подготовке, что особенно важно для достижения необходимой адаптации систем организма спортсмена.

Основные направления  плана и программы тренировки

Одной из существенных сторон программы  управления тренировочным процессом  является составление продуманного, научно обоснованного плана. Системный подход или системный принцип как организация тренировочного процесса состоит из частей, отдельные из которых имеют свои цели. Например, физическая, техническая, психологическая, тактическая подготовка хотя и являются составными частями спортивной тренировки, но при узком их рассмотрении преследуют разные цели.

Средства и методы формирования планов и программ учебно-тренировочного процесса

Сбор информации о состоянии  объекта управления и сравнение  его действительного состояния с должным называется контролем. Обратные связи в системе управления обеспечивают контроль и коррекцию управляемого объекта.

Тренер, осуществляющий педагогический контроль, должен знать о самочувствии, активности, настроении спортсмена, о его отношении к тренировочным заданиям (они должны быть выполнены, ошибки в технике исправлены).

Тренеру необходимо постоянно уточнять сведения о срочном тренировочном  эффекте (величина и характер тренировочных  сдвигов у спортсмена под влиянием однократной физической нагрузки -- в норме), о кумулятивном тренировочном эффекте (произошли ли изменения в его подготовленности), а также об отставленном тренировочном эффекте и о соревновательных нагрузках.

Комплексный контроль подготовленности спортсменов включает в себя информативные показатели о состоянии здоровья, телосложении, степени развития физических (двигательных) и волевых качеств, технико-тактическом мастерстве.

Здоровье спортсмена определяется:

1 - по результатам медицинских обследований и подверженности простудным заболеваниям;

2 - самочувствию;

3 - телосложению (длина и масса тела);

4 - времени реакции;

5 - достижению максимальных значений силы и скорости;

6 - двух-трех двигательные способностей;

7 - предельному времени работы заданной интенсивности.

Техническое мастерство спортсмена определяется по объему, разносторонности, рациональности, эффективности, стабильности и устойчивости техники.

 

Тактическое мастерство спортсмена - это рациональность тактических  действий, а волевые качества - это  оценка умения соревноваться в экстремальных условиях. Результаты комплексного контроля оцениваются по итоговой оценке.

Большинство упражнений предполагает сопряженное воздействие. Подобрать  упражнения, направленные на совершенствование  только тактики и при этом не влияющие на технику или физические качества, практически невозможно.

К числу таких Признаков  относятся:

Специализированность, т.е. мера сходства данного тренировочного средства с  соревновательным упражнением; направленность, которая проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или иного физического качества; координационная сложность, влияние которой сказывается на величине тренировочных эффектов; величина нагрузки как количественная мера воздействия упражнения на организм спортсмена.

Специализированностъ предполагает распределение тренировочных упражнений на группы в зависимости от степени  их сходства с соревновательными. По этому признаку тренировочные средства разделяются на специфические и  неспецифические группы, что важно  для практики. Упражнения первой группы обладают наибольшим тренировочным воздействием и используются как средства специальной подготовки. Их применение обеспечивает прямой и положительный перенос навыков и качеств и, как следствие, быстрый рост спортивно-технических результатов. Специфический тренирующий эффект упражнений второй группы незначителен, поэтому они используются как средства общей подготовки.

Направленность заключается в  выборе средств и методов контроля над эффективностью специализированных (специфических) тренировочных упражнений. Контроль основывается на сопоставлении их кинематических, динамических и энергетических характеристик с основными соревновательными действиями. Биомеханические, биодинамические и электромиографические исследования позволяют подобрать специфические упражнения, которые в наибольшей степени будут способствовать развитию и совершенствованию требуемых качеств и навыков.

Координационная сложность имеет  существенное значение для выбора средств  и методов контроля над эффективностью тренировочного процесса, особенно в таких видах спорта, как спортивные игры, единоборства, гимнастика, акробатика, фигурное катание на коньках. При этом учитываются объем и разнообразие тренировочных элементов, приемы и действия, в наибольшей степени способствующие повышению эффективности соревновательных упражнений.

Величина нагрузки - важная составляющая характеристики физического влияния  на организм. Под величиной нагрузки подразумевают количественную меру тренировочных воздействий. В зависимости  от способа контроля условно различают показатели, определяющие внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки.

Для контроля и коррекции величины нагрузки используются показатели ее объема и интенсивности.

Обобщенными показателями объема нагрузки являются:

1) время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность (количество часов, дней и недель);

2) количество тренированных занятий  (циклов, этапов и периодов).

Интенсивность достаточно велика, так  как предельные объемы нагрузки в  спорте пока не достигнуты. Если проанализировать спортивную тренировку за многолетний период, можно проследить взаимосвязь между объемом нагрузки и ростом спортивных результатов.

 

В различных видах спорта показатели объема, используемые для контроля и планирования нагрузки, имеют  свою специфику.

Интенсивность нагрузки определяется количеством работы, выполненной  в единицу времени. Контроль интенсивности  нагрузки достаточно специфичен в различных  видах спорта, поэтому он должен рассматриваться в процессе групповых  занятий по теории и практике каждого вида спорта.

Для составления и коррекции  планов и рабочих программ целесообразно  сопоставлять зарегистрированные в  процессе контроля параметры состояний  и тренировочных эффектов с количественными  и качественными характеристиками нагрузки. Сопоставимость результатов достигается при использовании постоянных программ и условий обследований. Комплексные обследования должны помочь тренеру установить, насколько четко спортсмен реализует свои потенциальные возможности.

Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и целостного занятия.

Текущий контроль предполагает регистрацию  нагрузок в микроциклах, длительность которых в разных видах спорта колеблется от 5-14дней.

Этапный контроль предполагает регистрацию нагрузки на этапах, длительность которых колеблется от двух-пяти микроциклов (25-30 дней) до одного года. Количество этапов в тренировочном году зависит от вида спорта, квалификации спортсменов, задач, решаемых в процессе тренировки.

Система комплексного контроля, применяемая при подготовке спортсменов высокого класса, включает в себя контроль соревновательной деятельности, измерение уровня подготовленности спортсменов, регистрацию нагрузок.

Сопоставляя динамику результатов  выполнения соревновательных упражнений и тестов с показателями нагрузки, можно оптимизировать управление и планирование тренировочным процессом, т.е. выбрать эффективные для данного момента нагрузки, создать тренировочные планы и рабочие программы, применение которых будет способствовать повышению спортивного мастерства.

5. Формы (виды) планирования на  этапах многолетней спортивной  подготовки

Планирование на разных этапах многолетней  спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

1) оперативное (отдельное тренировочное занятие, микроцикл).

2) текущее (мезо-, макроциклов, тренировочного  года);

3) четырехлетнее (олимпийский цикл),

4) перспективное (многолетней тренировки - 8-12 лет);

Оперативное планирование

Оперативное планирование предусматривает  достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных упражнений и их комплексов, в соревновательных стартах, поединках, схватках и т. п.

Данный вид планирования связан:

1 - с использованием показателей, составляющих арсенал средств оперативного контроля;

2 - сопоставлением полученных данных с заданными;

3 - выработкой на этой основе путей коррекции тренировочной и соревновательной деятельности.

С этой целью оцениваются самые  различные показатели, отражающие возможности организма спортсменов, их реакцию на нагрузки. Так, при развитии различных видов выносливости широко принято оперативное управление интенсивностью работы по показателям ЧСС и количества лактата в крови. При развитии различных видов силы величина отягощений определяется путем оперативного контроля за максимальными силовыми проявлениями при выполнении различных упражнений.

В спортивных играх и единоборствах, например, планирование осуществляется на основе оперативного анализа игровой деятельности путем выявления основных ошибок в технике, тактике, единоборстве, в защите и нападении и т. д.

Планирование  тренировочного занятия определяется его местом в микро- и мезоциклах, цели и задачи которых определяют и конкретизируют цели и задачи тренировки. Важно, чтобы тренировки были разнообразными, интересными, четко продуманными. Показателен и поучителен опыт ведущих тренеров, у которых не бывает ни одной тренировки, похожей на предыдущие.

Недельное планирование зависит от специфики  вида спорта.

Информация о работе Планирование спортивной тренировки