Планирование спортивной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Планирование спортивной тренировки - это система предварительно разработанных (или осмысленных) на основе цели организационных, содержательных и методических сторон, связанных с проведением предстоящего учебно-тренировочного процесса.
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность:
1) методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи;
2) подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий;
3) составление конкретной тренировочной документации

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Планирование  каждого тренировочного дня предполагает двух-трехразовые занятия, направленность которых может быть следующей:

1 - совершенствование техники и ловкости движений;

2 - совершенствование технико-тактической и физической подготовленности;

3 - совершенствование общей и специальной выносливости.

Текущее планирование

Данный вид планирования связан с оптимизацией структуры тренировочного процесса в мезоциклах. Текущее планирование предусматривает разработку и реализацию таких сочетаний факторов тренировочного воздействия, соревновательных стартов, дней отдыха, средств направленного восстановления и стимуляции работоспособности и др., которые обеспечивали бы эффективные условия для полноценной адаптации организма спортсмена в нужном направлении, проявления имеющихся возможностей в соревнованиях.

В числе основных условий следует  выделить:

1- обеспечение оптимального соотношения в тренировочном процессе занятий с различными по величине нагрузками, которое, с одной стороны, позволяет в должной мере стимулировать адаптационные процессы, а с другой - создает условия для полноценного протекания этих процессов;

2 - рациональное соотношение в мезоциклах нагрузочных и восстановительных микроциклов как основы для эффективной адаптации;

3 - оптимальное соотношение в микроциклах и мезоциклах работы различной преимущественной подготовленности, тренировочных и соревновательных нагрузок;

4 - направленное управление работоспособностью, восстановительными и адаптационными процессами путем комплексного применения педагогических и дополнительных средств (физических, фармакологических, психологических, климатических, материально-технических).

В годичном планировании выделяются подготовительный, соревновательный и  переходный периоды, с учетом которых  составляются планы по основным видам спорта.

Количество соревнований постоянно  увеличивается, соответственно изменяется планирование учебно-тренировочной  работы. Подготовительный период сокращается  по времени, но задачи его остаются прежними.

Большие изменения произошли в  предсоревновательном планировании: внедряется так называемый метод маятника, суть которого состоит в том, что вводится чередование двух типов микроциклов, полярных по характеру (специализированных и контрастных).

Реализация возможностей текущего планирования осуществляется двумя путями. Первый путь связан с применением стандартных "блоков" из серий тренировочных занятий, типовых моделей тренировочных дней, микро- и мезоциклов, сочетаний тренировочных программ, восстановительных и стимулирующих средств и т.п.

 

Знание закономерностей построения этих элементов, их сочетания и особенностей воздействия на организм спортсмена позволяет тренеру достаточно эффективно управлять его состоянием, не прибегая к данным специального контроля.

Второй путь основывается на постоянном текущем контроле за работоспособностью спортсменов, развитием процессов утомления и восстановления, приспособления к факторам тренировочного воздействия, возможностями основных функциональных систем и их реакциями на предельные и стандартные нагрузки и др. Этот путь, хотя и требует дополнительных знаний, специальной аппаратуры, привлечения специалистов (физиологов, биохимиков и др.), позволяет точно оценивать текущее состояние спортсмена и в соответствии с этим планировать величину и направленность нагрузок занятий, режим работы и отдыха в микроциклах, выбор наиболее эффективных средств тренировочного воздействия.

Планирование тренировочно-соревновательного  процесса в годичном цикле

На основе перспективных планов составляются текущие (годовые) планы  тренировки спортсменов. В них более подробно перечисляются средства тренировки, конкретизируются объемы тренировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Планирование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.

Планирование годичной тренировки и определение ее количественных показателей может иметь два  варианта -- помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении  плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или 52 вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле.

Структура годичного плана (число  и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с системой индивидуального  календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл может состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными интервалами между ними, которые определяют набор и чередование периодов.

При планировании двух- и трехцикловой подготовки необходимо учитывать, что  введение дополнительного законченного макроцикла в пределах одного года часто приводит к улучшению спортивных результатов, особенно у молодых  квалифицированных спортсменов.

Использование же трех- и четырехциклового планирования сопровождается как ростом результатов на ближайшие 1-2 года, так  и сокращением "спортивной жизни" спортсменов. Поэтому такую структуру  можно рекомендовать при наличии  достаточных оснований для этого.

В годичный план подготовки вначале  вводят календарную сетку, состоящую  из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных  соревнований, а затем определение  границ макроциклов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм -- весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировочного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Далее также распределяются общие объемы тренировочных нагрузок, частные объемы наиболее специфических и интенсивных средств (до 5-9 показателей): сроки контрольного тестирования, динамика спортивных результатов, сроки тренировочных сборов, основные направления восстановительных мероприятий.

 

Разделы плана, отпечатанные на развернутом  листе, делают этот документ наглядным  и очень удобным в практической повседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет осуществлять его анализ на ЭВМ.

Организационно-методические положения при разработке годичных планов тренировки и средств подготовки

При разработке годичных планов необходимо учитывать следующие организационно-методические положения:

1 - рациональное соотношение нагрузок различной преимущественной направленности - от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплексным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;

2 - последовательное или комплексное совершенствование двигательных способностей, лежащее в основе проявления технико-тактического мастерства,

3 - уменьшения влияния лимитирующих факторов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха.

При планировании средств общей, специальной физической и технической подготовки рекомендуется  придерживаться следующей наиболее целесообразной последовательности:

1. в использовании  средств общей физической подготовки - от развития общей выносливости  в различных видах тренировочной  деятельности к специальной и  силовой выносливости через основные  средства подготовки в избранном  виде спорта;

2. от широкого использования средств, развивающих двигательные способности и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, - к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцентом на совершенствование определенных двигательных способностей, играющих решающую роль в достижении высоких спортивных результатов.

При планировании средств специальной физической подготовки следует:

1. переходить  от специальной выносливости  к повышению скорости передвижения,

2. быстроты  и темпа движений (быстрое напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к контролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа шагов для создания максимальной скорости);

3. от проработки ведущих мышечных  групп с большими амплитудами  движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и градиента силы при рабочих (в соответствии с параметрами соревновательной деятельности) амплитудах и траекториях движений;

4. в специальных и основных  упражнениях избранного вида  спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревновательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.

Перспективное планирование (многолетнее  и четырехлетнее) или Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

В многолетнем планировании выделяют следующие циклы: начальный, предрекордный (до результата мастера спорта), рекордный (до результата мастера спорта международного класса), завершающий, когда происходит постепенное прекращение занятий  большим спортом.

При четырехлетнем планировании (олимпийский  цикл) спортсмену по годам ставятся конкретные цели и задачи с учетом достижения им наивысшей спортивной формы в период олимпийских игр.

Исходными данными для составления  многолетних (перспективных) планов являются:

1 - оптимальный возраст для достижения наивысших результатов,

2 - продолжительность подготовки для их достижения,

3 - темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду,

4 - индивидуальные особенности спортсменов,

5 - условия проведения спортивных занятий и другие факторы.

На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются:

1- спортивно-технические показатели по этапам (годам),

2 - планируются основные средства тренировки,

3 - объем и интенсивность тренировочных нагрузок,

4 - количество соревнований.

5 - отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготовки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжительность соревнований зависят от структуры многолетней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы  подготовки составляются как для  группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких  результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам -- соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный  план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно  со спортсменом на основе анализа  предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом  разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Документы планирования

Документы перспективного планирования

К документам перспективного планирования относятся: учебный план, учебная  программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление  и продолжительность учебной  работы для того или иного контингента  занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится  на два основных раздела: теоретический  и практический.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. тренировочный план спортсмен документальный

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для  определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит  из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки  в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного  стажа.

Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы:

1) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды);

2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам;

3) структура многолетнего цикла  и сроки его макроциклов;

4) основная направленность тренировочного  процесса по годам многолетнего  цикла;

5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году;

6) контрольные спортивно-технические  показатели (нормативы) по годам;

7) общее число тренировочных  дней, занятий, дней соревнований  и отдыха по годам подготовки;

8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки;

9) система и сроки комплексного  контроля, в том числе и диспансеризации;

10) график учебно-тренировочных  сборов и места занятий.

Документы текущего планирования

К документам текущего планирования относятся

1) план-график годичного цикла спортивной тренировки,

Информация о работе Планирование спортивной тренировки