Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:09, контрольная работа
Планирование спортивной тренировки - это система предварительно разработанных (или осмысленных) на основе цели организационных, содержательных и методических сторон, связанных с проведением предстоящего учебно-тренировочного процесса.
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность:
1) методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи;
2) подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий;
3) составление конкретной тренировочной документации
2) план подготовки команды на
год и годичный план (индивидуальный)
подготовки на каждого
План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом и определяет:
1 -содержание работы на учебно-тренировочный год,
2 - наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки,
3 - количество часов на каждый раздел работы
4 - распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов:
1 - краткая характеристика группы занимающихся,
2 - основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени,
3 - примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха,
4 - контрольные нормативы,
5 -спортивно-технические показатели (спортивные результаты),
6 - педагогический и врачебный контроль.
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия недельного планов тренировки.
План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.
План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.
Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны включать в себя:
1) данные о тех, на кого
рассчитан план (персональные данные
о спортсмене или общая
2) целевые установки (главные
цели периода, на который
3) показатели, поддающиеся количественному
измерению и характеризующие
тренировочные и
4) тренировочные и воспитательно-
5) сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских обследований.
6) Периодически сравнивая
Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)
Микроцикл — это малый цикл тренировки, с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий от двух до нескольких занятий. Внешними признаками микроцикла является:- наличие двух фаз в его структуре - стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). - часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его; - регулярная повторяемость виды микроциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительной, подводящий, а также скорый и восстановительный. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренер работе. Базовые микроциклы (обще подготовительные характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной, псих подготовки. базовые микроциклы составляют основное содержание подготовит периода. Контрольно-подготовительный микроциклы делятся на специально подготовит и модельные. Специально подготовит микроциклы, характеризуются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня спец работоспособности в соревновательных, шлифовку технико-тактических навыков и умений, спец псих подготовленность. Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким чем в предстоящем соревновании). Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключит этапах подготовит и соревновательного периода. Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к сор-м, особенностей его подготовки к главным стартам на заключит этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстановительные микроциклы завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами м/у ними. В зависимости от этого сорные микроциклы могут ограничиваться стартами, играми.
Построение тренировки в
Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах) Мезоцикл - это средний тренеровательный цикл продолжительностью от 2 до б недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовит периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются; 2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, сор-ми или контрольными испытаниями. виды мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательных, восстановительных. Втягивающие мезоциклы. Их основная задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфичной тренировочной работы. Эти мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе. Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов. Контрольно-подготовит мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовит периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время. Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спорт формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная псих и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту. Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спорт календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5 — 10 месяцев. В течение этого времени может проходиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных. Восстановит мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. объем соревновательных и спец подготовит упражнений значительно снижается.
Построение тренировки в больших циклах макроциклы.
Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного, годичного, многолетнего. Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять 4летние циклы, связанные с подготовкой к главным сор-ям- Олимпийским играм, а для молодежи — к спартакиадам народе! России, проводящимся один раз в 4 года Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое) В каждом макроцикле выделяются 3 периода — подготовит, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макро цикла плавно переходит в подготовительный период последующего. Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на 2 крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) спец подготовительный этап. Общеподготовительныый этап. Основные задачи этапа - повышение уровня физической подготовки спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спорт достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6 — 9 недель. Специально подготовит этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2 — 3 мезоцикла. Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода является повышение достигнутого уровня спец подготовленности и достижение высоких спор результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовит упр. Организацию процесса спец подготовки. в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2 — 3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; Они сами являются важными звеньями подготовки к основным сор-ям. Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спорт формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту. Этап ранних стартов, или развития собственно спорт формы. На этом этапе длительностью в 4 — 6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, вы хода в состояние спорт формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование. Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи: — восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны; дальнейшее совершенствование физической подготовки и технико-тактических навыков; — моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности; Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6 — 8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спорт достижений, другой — на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях Переходный период. Основными задачами этого периода является обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательногo периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена. Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3 — 5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла. При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами