Подвижные игры в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 01:40, контрольная работа

Описание работы

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Содержание работы

1. Место подвижной игры в процессе формирования навыков основных движений у детей разных возрастных групп 3
2. Требования к подбору подвижных игр на разных этапах обучения основным движениям. 8
3. Варианты подвижных игр и их усложнение. 11
4. Работа над качеством основных движений в подвижных играх 15
5. Подобрать подвижные игры для разных этапов обучения основному движению: прыжкам 20
Литература 23

Файлы: 1 файл

физкультура.docx

— 44.01 Кб (Скачать файл)

Следует учитывать и общее  состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную  игру, правила которой требуют  от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Найди флажок», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно  выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый  звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.).

Выбор игры зависит также  от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.  При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера  следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

 

 

  1. Варианты подвижных игр  и их усложнение.

 

Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых  основана на каком-либо движении, способствует усвоению и совершенствованию этого  движения, ведет к развитию у детей  хорошей ориентации в игровой  ситуации, формированию быстрой и  осмысленной реакции на действия играющих. Повторение игр и упражнений содействует также развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию организованности, умения подчинять свои действия общим  для коллектива правилам.

Маленькие дети (третьего года жизни) довольно медленно усваивают  необходимые навыки. Поэтому воспитатель  может повторять знакомые им игры, не боясь, что они им наскучат. Постепенное  усвоение содержания игры, ее правил и  в результате возрастающая самостоятельность  доставляют малышам радость, поддерживают интерес к игре. С детьми третьего года жизни целесообразно повторять  новую игру 3-4 раза подряд, после  чего переключаться на какую-либо другую из числа уже известных им, а  затем следует снова вернуться  к повторению разучиваемой игры.

Воспитательная и образовательная  сторона подвижных игр усилится, если при повторении их несколько  видоизменять и усложнять. Это можно  достичь разными путями. Игру можно  усложнить, немного изменив правила, повысив требования к их выполнению, включив в нее новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть  или пролезть), изменив их темп, потребовав более точного выполнения двигательного  задания. Количество детей, одновременно действующих в игре, форма их взаимоотношений  между собой и воспитателем также  придают игре разный характер. Например, в небольшом коллективе маленькому ребенку легче ориентироваться, он легче находит свое место; игра проходит интереснее, если роль водящего выполняет воспитатель.

Особенно важно немного  изменять игры при их повторении в  группах детей четвертого года жизни. Опыт детей этого возраста, их возможности  значительно шире, поэтому они  быстрее усваивают содержание и  правила предлагаемых им игр, овладевают движениями, смелее действуют в коллективе сверстников. В этом возрасте малышам  уже знакомы многие игры. К играм, повторяемым часто и без изменений, они быстро теряют интерес.

Создание вариантов подвижных  игр для детей четвертого года жизни возможно за счет некоторых  изменений условий проведения их, внесения дополнений в двигательные задания. Например, при повторении подвижных  игр «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот» можно внести такие изменения: вначале можно разместить детей  на стульях (в гнездышках), поставленных в один ряд; через некоторое время  при повторении игры гнезда для птичек устраиваются из тех же стульев, но расставленных по 4-5 в разных местах зала. Это дает возможность увеличить  расстояние для бега, усложняет ориентировку детей в пространстве. Если в первом варианте малыши, выполняющие роль птичек, воробушков, после сигнала  о грозящей им опасности убегают  все в одном направлении, то во втором им надо будет запомнить расположение своих домиков и после сигнала  бежать в разных направлениях, стараясь не перепутать домики и не быть пойманными. В следующих вариантах этих игр  для обозначения домиков, гнездышек  могут быть применены другие пособия: обручи, невысокие скамеечки, кубы, шнуры и т. п. Новые пособия  сами по себе привлекают внимание детей  и вызывают у них желание играть; кроме того, использование их в  играх позволяет усложнять движения, изменить их характер. Если в первых вариантах игры «Воробушки и кот» дети поднимаются со стульев и  выбегают на середину комнаты, зала, имитируя полет птиц, то при использовании  в качестве гнездышек больших  или малых обручей они выпрыгивают  из них, а затем летают. Применение невысоких скамеечек дает возможность  упражнять малышей в спрыгивании, приучать их при этом мягко приземляться («Спрыгивать надо тихо, как птички»). Таким образом, замена оборудования повышает эффективность знакомых детям игр.

Внесение в игры некоторых  изменений, дополнений не меняет их содержания и правил, однако элементы новизны  повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества, выдумки. Так, в игру «Поезд» могут быть внесены следующие дополнения: сначала  дети просто двигаются друг за другом в колонне по одному - едут на поезде, поезд делает остановки по звуковому  сигналу или при взмахе воспитателя  красным флажком; затем по указанию воспитателя поезд может двигаться  то быстрее, то медленнее; при следующих  повторениях игры педагог предлагает детям во время остановки поезда выйти погулять на лужайку, собирать цветы, ягоды и т. п. Имитируя эти  действия, малыши проделывают ряд  движений: бегают, наклоняются, приседают, подпрыгивают и т. д. Часто дети сами дополняют и расширяют сюжет  игры. Собирая воображаемые цветы, ягоды, они приносят их воспитателю и  говорят: «Как будто у вас корзина. Мы сейчас полную наберем и поедем домой». Так выдумка, сообразительность  играющих могут иногда подсказать взрослому  интересное направление в руководстве  игрой. В следующий раз при  повторении игры воспитатель предлагает детям на остановке попрыгать  через канавку (положенные на пол  веревочки), поиграть в мяч и т. п. Таким образом, благодаря некоторым  дополнениям хорошо знакомые малышам  простые игры можно повторять  многократно в течение всего  учебного года, добиваясь от них  более четкого выполнения движений и правил. Это позволяет ограничиться сравнительно небольшим количеством  игр.

При проведении подвижных  игр с детьми младшего дошкольного  возраста важно следить за тем, чтобы  дети не переутомлялись, не слишком  возбуждались.

В процессе игры физическая нагрузка постоянно изменяется. Структура  игр, их правила предусматривают  целесообразное чередование активных действий детей с отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность движений. На усиление физической нагрузки влияет и количество повторений игры или упражнения за одно проведение.

При проведении игры воспитатель  должен стремиться к тому, чтобы  повысить ее эффективность и в  то же время следить за тем, чтобы  не допустить чрезмерной физической нагрузки, отрицательно влияющей на еще  не окрепший детский организм. Сильное  покраснение лица у детей (а у  некоторых, наоборот, излишняя бледность), выделение пота, резко учащенное  дыхание, излишняя возбудимость, рассеянное внимание свидетельствуют о том, что игру надо прекратить или приостановить, чтобы дети могли отдохнуть. Во время  пауз можно побеседовать с малышами, уточнить правила, повторить текст  и т. п. Как показывает опыт, подвижные  игры с детьми четвертого года жизни  могут быть проведены от 4 до 6 раз  подряд.

Повторение одной и  той же игры в течение года должно проходить в разных условиях: в  групповой комнате, в зале, на групповой  площадке, на полянке. Необходимо шире использовать природные условия. Это  также способствует повышению эффективности  воздействия подвижных игр на всестороннее развитие ребенка.

Новые игры с малышами целесообразно  повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем игры надо чередовать с другими, используя  при повторении их различные варианты. Хорошо знакомые детям игры можно  проводить повторно через 7-10 дней. В  этом случае дети снова проявляют  к ним интерес.

Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы малыши полюбили подвижные  игры и проявляли желание играть в них самостоятельно.

 

  1. Работа над качеством  основных движений в подвижных играх

 

В дошкольном возрасте закладываются  основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и  правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач  которого является развитие и совершенствование  движений.

Развитие и совершенствование  движений ребенка в период дошкольного  детства осуществляются разными  путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как  оздоровительного, так и воспитательного  характера.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и  характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых  из них обусловлено повседневностью  их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной  деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная  с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются  детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности  в подвижных играх.

Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников более сложным  по координации движениям, требующим  определенной четкой техники, усиленной  концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям  могут быть отнесены разные виды метаний  и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной  потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные  условия для развития и совершенствования  моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков  жизни в коллективе.

Детям младшего дошкольного  возраста выполнение игровых заданий  доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных  действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного  целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр  заставляют маленького ребенка двигаться  с большей скоростью, чтобы догнать  кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая  за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).

Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации  движений.

Таким образом, уже в младшем  дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для  развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей  вырабатываются элементарные умения ориентироваться  в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в  кругу, не мешая другим, по сигналу  быстро убегать или менять место  на игровой площадке или в зале и т. п.

Совместные действия маленьких  детей создают условия для  общих радостных переживаний, общей  активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные  подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или  приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.

Игра помогает ребенку  преодолеть робость, застенчивость. Часто  бывает трудно заставить малыша выполнять  какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих  товарищей, он естественно и непринужденно  выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних  слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах  и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о  средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя  с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые  слова, их значение, приучаются действовать  в соответствии с указаниями.

Очень важна роль подвижных  игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических  нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном  подъеме способствуют значительному  усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Влияние подвижных игр  на развитие движений детей, а также  некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько  времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок  в игре, тем больше он упражняется  в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения  с другими участниками, т, е. тем  больше ему приходится проявлять  ловкость, выдержку, умение подчиняться  правилам игры.

Информация о работе Подвижные игры в ДОУ