- Догонялки. Всевозможные
игры с общей игровой механикой
– водящему (или водящим) необходимо
осалить (коснуться) убегающих игроков
и игры эстафеты.
- Поисковые игры. Игры, игровой
процесс которых построен на
поиске участников или предметов.
- Спортивные игры. Игры
по мотивам популярных игровых
видов спорта: футбола, хоккея и
т.д.
- Игры с мячом. Мяч –
атрибут множества игр. Наиболее
яркие их представители выделены
в статье в отдельную группу.
- Игры на меткость. Различные
варианты "войнушки" и стрельбы по
мишеням.
- Игры на воде.
- Прыгательные игры. Игры
со скакалкой, резинкой и т.д.
Ритуалы, сопровождающие игру.
К пред игровым ритуалам относятся жеребьевка,
для распределения участников по командам
и считалки, для выбора водящего. Кроме
этого, по уговору после игры победители
могут получать какую-либо награду, или
побежденные отбыть определенное наказание.
Например, проигравшая команда катает
на своих спинах победителей. Или проигравший
становится водящим и т.д. В эту категорию
попадают игры, требующие от игроков определенной
физической силы, ловкости, быстроты и
прочих физических навыков, а так же их
развивающие. Отмечу, что если игра попадает,
например, в категорию игр на силу, то это
не значит, что в нее не могут играть физически
слабые игроки, а только то, что сильные
будут иметь перед ними определенные преимущества.
2) По характеру организации
играющих подвижные игры принято делить
на:
некомандные (без водящих, с
водящими), в которых каждый участник,
соблюдая правила, борется за одного себя.
Вся игровая деятельность направлена
на личное совершенствование в игре, на
достижение собственного превосходства.
Главное значение в этом случае приобретает
личная инициатива и умение целесообразно
использовать свои силы и возможности.
Правил обычно немного; они просты (действуя,
не мешай друг другу, не допускай грубости) ;
нет большой сложности в игровой деятельности.
Присутствует в игре момент личного соревнования;
переходные к командным, в которых
участник игры отстаивает в первую очередь
свой интерес, но иногда, по личному желанию,
помогает другому участнику игры. В ряде
случаев играющие вступают в сотрудничество
друг с другом для достижения цели. Соревновательный
момент выражается более ярко. Здесь оценивается
личный результат и коллективное поведение;
командные, которые характеризуются
совместной деятельностью команд, направленной
на достижение общих целей, подчинением
личных интересов интересам всей команды.
Команды равны по числу играющих и условиям
игры. В этих играх лучше выявляются силы
играющих, их сознательность, быстрота
и т. п., в них развиваются и совершенствуются
навыки коллективного поведения.
В целом подвижные игры подразделяются:
- По степени сложности их содержания:
от самых простых к более сложным;
- По возрасту играющих (для детей
дошкольного возраста, школьного возраста,
взрослые игры);
- По преимущественным двигательным
действиям, входящим в игру:
- имитационные (подражательные
действия);
- игры с элементами общеразвивающих
упражнений;
- с перебежками;
- с преодолением препятствий;
- с мячом (метание в цель, бросок
и ловля мяча);
- с палками и другими предметами;
- с ориентировкой (по звуковым
и зрительным сигналам);
- с сопротивлением соперников;
- По физическим качествам, преимущественно
проявляемым в игре (сила, выносливость,
ловкость, гибкость, быстрота);
- По взаимоотношениям играющих:
- без непосредственного соприкосновения
с противником;
- с ограниченным вступлением
в соприкосновение с соперником;
- с непосредственной борьбой
соперников;
- По характеру моторной деятельности:
игры большой, средней подвижности и малоподвижные;
- По месту проведения с учетом
сезона: в помещении, на снегу, на льду;
летние, зимние;
- По педагогическим задачам:
на быстроту реакции, на быстроту реакции
в условиях выбора сигнала и действия,
на запоминание, на ориентировку в пространстве
и т. п.
3) Подвижные игры делят
на элементарные и сложные. Элементарные
в свою очередь делят на
сюжетные и бессюжетные, игры-забавы,
аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый
сюжет и твердо зафиксированные правила.
Сюжет отражает явления окружающей жизни
(трудовые действия людей, движение транспорта,
движения и повадки животных, птиц и т.
д.), игровые действия связаны с развитием
сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок.
Правила обусловливают начало и прекращение
движения, определяют поведение и взаимоотношения
играющих, уточняют ход игры. Подчинение
правилам обязательно для всех. Сюжетные
подвижные игры преимущественно коллективные
(небольшими группами и всей группой).
Игры этого вида используются во всех
возрастных группах, но особенно они популярны
в младшем возрасте.
Бессюжетные подвижные игры
типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки»)
не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными
наличием правил, ролей, взаимообусловленностью
игровых действий всех участников. Эти
игры связаны с выполнением конкретного
двигательного задания и дребуют от детей
большой самостоятельности, быстроты,
ловкости, ориентировки в пространстве.
В младшем возрасте используются
подвижные игры с элементами соревнования
(индивидуального и группового), например:
«Чье звено скорее соберется», «Кто первый
через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования
побуждают к большей активности в выполнении
двигательных заданий. В некоторых играх
(«Перемени предмет», «Кто скорее до флажка»)
каждый ребенок играет сам за себя и старается
выполнить задание как можно лучше. Если
эти игры проводятся с разделением на
команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится
выполнить задание, чтобы улучшить результат
команды.
К бессюжетным относятся также
игры с использованием предметов (кегли,
серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча»
и др.). Двигательные задания в этих играх
требуют определенных условий, поэтому
они проводятся с небольшими группами
детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких
играх направлены на порядок расстановки
предметов, пользования ими, очередность
действий играющих. В этих играх наблюдаются
элементы соревнования с целью достижения
лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах
двигательные задания выполняются в необычных
условиях и часто включают элемент соревнования,
при этом несколько детей выполняют двигательные
задания (бег в мешках и др.), остальные
дети являются зрителями. Игры-забавы,
аттракционы доставляют зрителям много
радости.
К сложным играм относятся спортивные
игры (городки, бадминтон, настольный теннис,
баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В
дошкольном возрасте используются элементы
этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются
и по их двигательному содержанию: игры
с бегом, прыжками, метанием и др. По степени
физической нагрузки, которую получает
каждый играющий, различают игры большой,
средней и малой подвижности. К играм большой
подвижности относятся те, в которых одновременно
участвует вся группа детей и построены
они в основном на таких движениях, как
бег и прыжки. Играми средней подвижности
называют такие, в которых тоже активно
участвует вся группа, но характер движений
играющих относительно спокойный (ходьба,
передача предметов) или движение выполняется
подгруппами. В играх малой подвижности
движения выполняются в медленном темпе,
к тому же интенсивность их незначительна.
- Детские подвижные
игры
-
- Игры, используемые для физического
воспитания очень разнообразны. Их можно
разделить на 2 большие группы: подвижные
и спортивные. Спортивные игры - высшая
ступень развития подвижных игр. Они отличаются
от подвижных едиными правилами, определяющими
состав участников, размеры и разметку
площадки, продолжительность игры, оборудование
и инвентарь и др., что позволяет проводить
соревнования различного масштаба. Соревнования
по спортивным играм носят характер спортивной
борьбы и требуют от участников большого
физического напряжения и волевых усилий.
- О подвижной игре написано много.
Существует обширная отечественная литература
как теоретического, так и методического
характера, в которой рассматриваются
роль игры, ее распространение, сходство
и различие игрового фольклора у разных
народов, методические особенности и т.
д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные
общественные деятели считали игру весьма
полезной для народного воспитания. На
основе их работ и учета зарубежных публикаций
подвижная игра рассматривается как осмысленная
деятельность, направленная на достижение
конкретных двигательных задач в быстроменяющихся
условиях. В ней проявляется творческая
инициатива играющего, выражающаяся в
разнообразии действий, согласованная
с коллективными действиями.
- В игровой деятельности детей
объективно сочетаются два очень важных
фактора: с одной стороны, дети включаются
в практическую деятельность, развиваются
физически, привыкают самостоятельно
действовать; с другой стороны -- получают
моральное и эстетическое удовлетворение
от этой деятельности, углубляют познания
окружающей их среды. Все это в конечном
итоге способствует воспитанию личности
в целом. Таким образом, игра -- одно из
комплексных средств воспитания: она направлена
на всестороннюю физическую подготовленность
(через непосредственное овладение основами
движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности),
совершенствование функций организма,
черт характера играющих.
- Главным признаком, отличающим
большинство игр, является их сознательный
характер. Перед играющим всегда ставится
цель -- выполнение какой либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.
- Понятие «игра» включает в себя
множество различных форм игрового фольклора,
каждая из которых, в конечном счете, способствует
всестороннему развитию детей: физическому,
психическому, умственному. Подвижная
народная игра является той разновидностью
игрового фольклора, преимущественная
ориентация которой заключается в активизации
двигательной деятельности.
- Первоначально игра отображала
только трудовые или бытовые действия.
Позже это понятие расширилось и в него
вкладывалось уже более широкое содержание.
- Начальный этап становления
подвижных игр характеризуется подражательными
действиями, имитирующими собирательство
и охоту (как наиболее древние формы человеческой
деятельности). Поэтому характерным является
то, что фольклорные фонды всех народов
СССР содержат подвижные игры, связанные
как с образами и повадками птиц, животных,
так и с ловлей их (белорусская игра «Волк»,
все аналоги русских игр «Волк и овцы»,
«Гуси-лебеди», «Прыгающие воробышки»,
«Лиса и куры» и т. п.; эстонские «Стрельба
в тетерева» и «Ужение ерша»; литовские
«Скачки лис» и «Ловля куропаток»; таджикские
«Нах-чирш и кор» и «Шикер бо шоин» и др.).
- Подражательные трудовым действиям
игры, по-видимому, очень рано стали представлять
собой объективно существовавшие средства
физического воспитания. С развитием общества
появилась потребность осуществлять эти
действия в более эмоциональной форме
-- в форме игр и плясок, доставлявших одновременно
и эстетическое удовлетворение. По мнению
профессора В. К. Никольского, уже на самой
ранней ступени развития человеческой
культуры «игра приобретает характер
зародышевой физкультуры, подготовляющей
человека к его функциям как члена коллектива»
подражательные действия в игре еще не
были отдифференцированны от трудового процесса. Примером здесь может служить грузинская игра «Спуск /сена», содержание которой заключается/в аналогии действий, связанных с этим видом сельскохозяйственного труда.
- Множество игр уже отдифференцированны от трудовых действий. К таким играм относятся, например, белорусские игры «Што робиш» и «У шашу», литовские «Кнут», «Табалас», эстонские и латвийские «В
сапожника», «В рыболова» и др., украинские
- «Баштан» и «Маковочка», «Пекарь», армянские «Вар»
и «Гунз» и другие, отражающие локальные
условия историко-экономического развития
общества.
- Как показывают исследования,
проведенные многими специалистами из
союзных республик, общим для всех народов,
живущих в одном регионе, является влияние
природных, климатогеографических, производственных
и других особенностей, в том числе этнических.
В качестве примера можно привести игры
у среднеазиатских народов, проводимые
на лошадях, в которых обязательными компонентами
служат аркан и нарта. Вместе с тем это
не исключает топографических игр (можно
говорить о них обобщенно), которые характерны
для отдельных регионов (например, горных
районов), а также подвижных игр, обусловленных
не только особенностями быта и культуры,
но и необходимостью с детства готовиться
к боевым действиям в условиях ограниченного
пространства там, где имели место частые
боевые столкновения. Собственно, в таких
местах и девочки готовились определенным
образом к боевым действиям. Таким содержанием
отличаются, например, некоторые игры
Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии,
Северной Осетии, Армении, Грузии.
- Во многих играх, отдифференцированных от боевых условий, сохранились сюжеты военного характера, представленные в аллегорическом виде. Игры детей на военную тему, в процессе которых развивались физические и нравственные качества, формировались прикладные навыки, отвечающие требованиям военной подготовки, поощрялись взрослыми, поскольку считались лучшей формой подготовки к жизни.
- Если в историческом плане подвижная
игра представляет собой подражание выполнению
какого-либо трудового, бытового или военного
действия, то в настоящее время такое действие
не всегда осознается играющими.
- Дети (школьники) выбирают игру
сообразно опыту сверстников или взрослых,
но это не исключает, а предполагает, что
в нее постоянно вносится творчество самих
играющих, их небольшой, но все же определенный
жизненный опыт. Вместе с тем происходит
постепенное абстрагирование, частично
связанное с состязательным характером,
стремлением проявить превосходство в
тех или иных двигательных действиях,
в физических качествах и т. д. Именно поэтому
состязательный характер подвижных игр
способствовал тому, что определенная
часть их легла в основу формирования
спортивных игр. Надо отметить, что развивающийся
спорт также оказывал влияние на народные
игры (в некоторые из них стали включаться
отдельные элементы спорта, в ряде игр
стал применяться спортивный* инвентарь).
- Как показывает анализ фольклорного
фонда всех народов СССР, дети в своих
играх не только подражают действию, поведению
старших, но и используют инвентарь, весьма
сходный с обычным, применяемым в повседневной
жизни. При этом в подавляющем большинстве
случаев в игры включаются уже готовые
предметы, т. е. дети стараются найти их,
приспособить к требованиям игры соответственно
собственной фантазии. Это не исключает,
конечно, и того, что они весьма искусно,
в меру своих сил, изготовляют этот инвентарь
по совету, а иногда и под руководством
старших.
- Таким образом, родившись на
основе различных трудовых операций и
отображая их, используя в качестве инвентаря
приближенные копии орудий труда, игры
способствуют формированию действий,
которые необходимы для самостоятельного
изготовления игрового инвентаря. В сущности,
каждый мальчишка гордился своей способностью
изготовить биту, или лук, или чиж такими,
каких не было у других. Уже одно это удовлетворение от созданного служило стимулом к игре, поскольку в ней он не хотел показать себя хуже, чем в мастерстве изготовления предметов. ^Но для успеха необходимо было овладеть и такими навыками труда, которые в игре не встречались. Поэтому в народных подвижных играх с использованием предметов ярче всего проявляется взаимосвязь прикладности с трудовым воспитанием.
- Любая народная игра, попадая
в иную- среду, в зависимости от условия
бытования либо получает дальнейшее развитие,
либо трансформируется в новый вариант
с сохранением основного сюжета.
- Убедительным примером, отражающим
исторический ход развития игры, является
русская игра «Городки». В сущности, под
этим названием понимается множество
игр с метанием биты в деревянные чурки,
имеющих целью захват «городов» (очерченной
площадки).
- У разных народов наблюдается
большое количество однотипных игр, представляющих
модификации, которые складывались применительно
к локальным условиям (например, «Русская
лапта», сходная с литовской игрой «Муштукас»). Благодаря этому у многих
из живущих поблизости сохранились формы
подвижных игр и физических упражнений,
дающие возможность проследить за отдельными
этапами развития той или иной игры (например,
конная игра «Козлодрание» у казахов называется «Кок-пар»,
у киргизов -- «Улактарыш», у узбеков -- «Улак», у таджиков -- «Бузкаши»). Вместе с тем, например, у
народов Кавказа наблюдаются отдельные
элементы, указывающие на длительность
сохранения местных традиций, (например,
грузинские игры «Дарбева», «Лахти», армянские «Ероцик», «Вагана-хах»).
- Принадлежность игры к тому
или иному этнографическому району или
региону, видимо, следует определять по
наибольшей полноте сохранения первоначальной
игровой канвы. В одних случаях игра сохранилась
более полно, в других -- частично, в третьих же изменилась настолько, что лишь пристальное изучение сюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков.
- Встречаются нетипичные игры,
часть которых со временем настолько адаптировалась
к местным условиям, что появилась местная
терминология («Лапта», «Альчики» и др.).
- Следует остановиться еще на
одной черте игр в связи с различной структурой
бытового устройства у народов в прошлом.
Общественные обязанности, как известно,
выполняли тогда мужчины, на женщин же
был возложен большой круг семейных забот,
что и проявилось в содержании игр. Если
мужское население тяготело к состязательным,
то женское -- больше к сюжетным играм хозяйственного
характера, пляске и танцам. Эти тенденции,
отражающие половые различия в зависимости
от сферы деятельности, наблюдаются и
в играх детей.
- Поскольку подвижные игры рассматриваются
с точки зрения средств физического воспитания,
то, естественно, интересна и эволюция
изменения характера и содержания их в
возрастном аспекте. Для примера можно
привести игры «Прыгайте через ноги»,
«Школа мяча», «Прыгалки» и другие, в которых
действия постепенно усложняются в зависимости
от подготовленности играющих и их возрастных
особенностей.
- Анализ формы и содержания народных
подвижных игр показывает диалектику
тесной взаимосвязи ее национальной и
интернациональной сторон. Национальная
форма подвижных игр выражается в том,
что она по своему происхождению и развитию
является характерной для конкретной
нации, определена общественно-историческим
ее развитием, своеобразием быта, особенностью
психического склада и т. д. Получив распространение
за пределами своей страны (несмотря на
то, что для данной нации эта игра продолжает
оставаться национальной), она становится
международной.
- В культурно-историческом развитии
любого народа игра являлась важным фактором
воспитания в процессе первоначальной
подготовки людей к жизни. В основе этой
подготовки лежали особенности взаимоотношения
с окружающей средой.
- Игра вводит ребенка в жизнь,
в общение с окружающими, с природой, способствует
приобретению знаний, трудовых навыков,
совершенствованию двигательной деятельности.
- Поскольку обширная и разнообразная
по тематике игровая деятельность во многом
отображает конкретные формы объективной
действительности, то, следовательно,
в ней на протяжении исторического развития
проявляются такие важнейшие факторы
преобразований, как конкретный для данного
народа жизненный уклад, мировоззрение,
степень культурного развития, межнациональные
культурные связи и многое другое.
- В условиях современной цивилизации
в связи с резким снижением двигательной
активности человека возрастает роль
систематических занятий физическими
упражнениями, подвижными играми.
- Особое значение народных подвижных
игр заключается в том, что они широко
доступны людям самого разного возраста.
Подвижные игры, несмотря на огромное
разнообразие, связанное с этническими
и другими особенностями, так или иначе
отражают такие общие характерные черты,
присущие этой форме деятельности, как
взаимоотношение играющих с окружающей
средой и познание реальной действительности.
Целенаправленность и целесообразность
поведения при достижении намеченной
цели, связанного с внезапно возникающими
и постоянно изменяющимися условиями,
потребностью широкого выбора действий,
требуют проявления творческих способностей,
активности, инициативы. Такая широта
использования возможностей, выражающаяся
в самостоятельности и относительной
свободе действий, сочетающихся е выполнением
добровольно принятых или установленных
условностей при подчинении личных интересов
общим, связана с ярким проявлением эмоций.
Все это с методической точки зрения характеризует
подвижную игру как многоплановое, комплексное
по воздействию, педагогическое средство
воспитания. Комплексность выражается
в формировании двигательных навыков,
развитии и совершенствовании жизненно
важных физических, умственных и морально-волевых
качеств. Однако такое разностороннее
воздействие не препятствует избирательной
направленности в использовании народных
подвижных игр.
- Наличие соревновательного
элемента в естественных видах движений
позволяет использовать народные подвижные
игры для подготовки к занятиям спортивными
играми. Правильный отбор и руководство
играми приобретают решающее значение
в воспитании у занимающихся чувства коллективизма,
активности, инициативы, сознательной
дисциплинированности; настойчивости
в достижении поставленной цели, смелости.
- Широта воспитательного воздействия
народных подвижных игр, естественно,
предъявляет и определенные методические трёбования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их возрасту; соответствие задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса.
- Гибкое применение известных
принципов классификации предоставляет
педагогам широчайшие возможности для
рационального использования сокровищницы
народного игрового фольклора, будь то
задача преимущественного развития
физических качеств или формирования
и совершенствования координированных
и экономных движений, образования умения
быстро входить в нужный ритм и темп физической
деятельности, ловко, быстро и целесообразно
выполнять разнообразные двигательные
задачи, определенным образом отвечающие
требованиям, которые предъявляет жизненно
практическая деятельность. Разнообразие
двигательных действий в народных подвижных
играх содействует нормальному физическому
развитию, укреплению здоровья занимающихся.
Принципы отбора
игр для детей различных возрастных групп
Так, для возраста 7–9 лет характерны
недостаточное развитие мышечной силы;
неустойчивость сердечной деятельности;
несовершенство координации в силе и быстроте
движений; большая эмоциональность и потребность
в движении; быстрая утомляемость; недостаточность
развития волевых и др. качеств; малый
запас знаний о своих двигательных возможностях
и способностях.
Для этой возрастной группы
рекомендуются подвижные игры:
- краткие по времени с бегом
и прыжками, сопровождающиеся частыми
передышками;
- с поочередным участием играющих
в движении;
- с небольшим количеством правил
(2–3);
- хорового характера с музыкой
и пением;
- на ловкость, быстроту и точность
движения, координацию и
- меткость (их содержание ограничивается
только точным выполнением определенных
движений);
некомандные.
Например: «Классики», «Со скакалкой»,
«Волк во рву», «Два мороза», «К своим флажкам»,
«Заяц без логова», «Пустое место» и др.
Возраст 10–12 лет – увеличение функционального
потенциала воспринимающей системы мозга,
развитие тормозных функций и волевой
сферы, нарастание мышечной массы сочетается
с началом полового созревания и гормональной
перестройкой. Наблюдается функциональная
неустойчивость нервной и сердечнососудистой
систем.
Игры в этом возрасте должны
быть направлены на повышение организованности,
дисциплинированности, активности, развитие
уважения друг к другу, взаимопомощи и
чувства ответственности перед коллективом.
Рекомендуются игры:
- некомандные с бегом, прыжками
и другими видами движений;
- с метанием и ловлей малых и
больших мячей;
- с различными препятствиями;
- с сопротивлением;
- более простые игры, переходные
к командным, командные игры;
- с моментами соревнования в
ловкости, меткости, быстроте, находчивости,
сообразительности, смелости;
- простейшие виды командных
игр с простыми правилами и взаимодействиями
играющих;
- элементарные эстафеты;
- игры на местности (с сохранением сюжетности).
Например: «Охотники и утки»,
«Пятнашки», «Невод», «Вызов», «Часовые
и разведчики». Возраст 13–15 лет: усиленный
рост туловища; постепенное увеличение
мышечной силы; неустойчивость сердечной
деятельности и нервной системы из-за
перестройки эндокринной системы; усиливается
способность к отвлеченному мышлению,
самостоятельной творческой деятельности;
недостаточная устойчивость в выполнении
сложных заданий; большая эмоциональность
и возбудимость; быстрая утомляемость
и смена настроения; у мальчиков в этом
возрасте начинается половое созревание,
у девочек–заканчивается.
Более типичны для этого возраста
игры «переходные к командным» («Мяч на
ловле»); «некомандные игры» с повышенными
требованиями к поведению играющих; командные
игры, эстафеты (встречные, круговые с
усложненными действиями и взаимоотношениями
играющих), различные варианты игр типа
«Лапта»; игры на местности.
Рекомендуются игры:
- с большим, чем ранее, напряжением;
- с заданием – уложиться во времени
(«Перенести груз»); с сопротивлением («Тяни
в круг», «Борьба за мяч»); с *последовательным
преодолением препятствий (эстафеты с
препятствиями);
- соревновательного характера;
типа заданий («Переправа»); с метанием
(«Коршун»).
Возраст 16–18 лет: продолжается рост и
развитие организма; не закончился процесс
окостенения скелета; вес мальчиков увеличивается
главным образом за счет повышения мышечной
массы и роста костей; у девочек мышечная
система, особенно мускулатура плечевого
пояса, развивается медленнее, вес тела
у них увеличивается за счет увеличения
длины туловища, объема таза и жировых
отложений; завершается формирование
суставов; заканчивается половое созревание
у мальчиков; повышается способность к
абстрактному мышлению, анализу явлений,
сознательному отношению к своим поступкам
и действиям других; наблюдается неустойчивость
поведения, большая впечатлительность.
Рекомендуются игры:
командные; эстафеты (с преодолением
полосы препятствий, борьбой, метанием,
прыжками, лазанием и перелезанием); *переходные
к спортивным; на местности; на лыжах, коньках;
водные.
Например: «Перестрелка», «Мяч–ловцу»,
«Летучий мяч», «Ножной мяч в кругу».
Методика проведения
подвижных игр с детьми
Сущность подвижных игр
Под игрой вообще понимается
занятие, обусловленное совокупностью
правил, приемов и служащее для заполнения
досуга, развлечения. Помимо этого игра
трактуется как деятельность, занятия
детей или занятие, являющееся видом спорта.
В теории физического воспитания
игра — это исторически сложившееся общественное
явление, отдельный специфический вид
деятельности, свойственный человеку.
Игра, как деятельность отличается многообразием.
Это и детские игры с игрушками и без них,
настольные игры, игры-хороводы, подвижные
и спортивные игры. Игра представляет
собой относительно самостоятельную деятельность
детей и взрослых, в которой удовлетворяется
мотивированность и осознаваемая потребность
людей в познании неизведанного, в развитии
духовных и телесно-двигательных возможностей.
Современная игра является средством
самопознания ребенком игры, его социального
воспитания, средством спортивной деятельности.
Игровая деятельность как элемент социальной
культуры — средство и способ формирования
личностной физической культуры. Игровая
деятельность — важнейшая возможность
воспитания подрастающего поколения.
Игра, как правило, обусловлена личностным
и коллективным целеполаганием, многообразием
мотивированныхдействий, реализацией
индивидуальных целевых установок и ярким
стремлением реализовать центральную
идею игры, достигнуть поставленную цель.