Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:44, курсовая работа
Играя в грамотно и планомерно подобранные преподавателем специализированные или вспомогательные подвижные игры, студенты овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно - рекреационной направленностью учебного предмета.
При стартовом размещении важно учитывать направление лучей солнца и предвосхищать их действие на слушающих. В ином случае внимание детей будет рассеяно лучами солнца. Это же относится и к вожатому при его расположении перед ребятами. При размещении детей для игры важно рассчитать место вожатого для показа элементов игры одновременно с рассказом. Важно, чтобы при показе действия вожатого были бы очевидны для всех играющих.
Определение индивидуальных функций играющих может заключаться: в распределении детей на команды; выборе водящих; назначении помощников.
Создание команды играющих может осуществляться рядом способов. Если необходимо создать равносильные команды, то это организует сам вожатый как наиболее ориентированный в подготовленности детей. Такой способ приемлем в тех случаях, когда проводятся достаточно сложные по содержанию подвижные игры, как правило, с элементами спортивных игр, что соответствует возрасту старших классов.
Существует гимнастический способ распределения на команды по расчету. При этом дети сначала выстраиваются в шеренгу построением «мальчики-девочки», и путем заданного расчета «на первый-второй», или «первый-второй-третий» и т.д. каждый играющий получает номер своей команды. Такой способ позволяет быстро, чаще всего в условиях урока по физической культуре, подготовиться к игре.
Распределение на команды может происходить и путем применения приемов фигурной маршировки, например дроблением. Но такой способ, как и любой другой, применим при условии, если учащиеся владеют элементами фигурной маршировки и общее количество играющих составляет четное число с равным количеством девочек и мальчиков.
Для распределения на команды возможно применение организационного способа «по договоренности». Он заключается в том, что дети выбирают капитанов в парах, в которые они объединились предварительно и желательно по примерно равной подготовленности. При этом дети в парах договариваются о том, в команде какого капитана они будут играть. Капитан путем вызова игрока определяет его в свою команду. Этот способ эмоционален, учитывает индивидуальность ребенка, носит еще до игры характер игры и достаточно популярен среди детей и организаторов.
Существует способ создания команд «по выбору капитанами». Выбранные игроками капитаны по очереди выбирают детей в свою команду. Такой способ отличается быстротой создания достаточно равноценных команд. Однако капитаны должны быть готовы к тому, что среди детей имеются и слабоподготовленные, чтобы не оставить их без внимания, а лучше — специально пригласить такого ребенка в команду, тем самым оказав ему доверие и предоставив возможность полноценно проявить себя в коллективных действиях. В реализации этого способа несомненна роль вожатого в подготовке детей к роли капитана. Такой способ также наиболее приемлем для старшеклассников, уже способных не только определять сторонников по уровню подготовленности, но и совершать личностные поступки, проявляя внимание к недостаточно подготовленным детям.
Выделение водящих, капитанов является действием, достаточно тонким с психологической и педагогической точек зрения. Поскольку существует авторитарный способ, когда водящего назначает педагог или руководитель игры, а также коллективный способ — самими игроками, то имеется ряд особенностей, которые важно учитывать при организации игры. Так, если капитанов назначает только вожатый, а зачастую одних и тех же ребят, то есть опасность выделения таких детей в приближенные, любимые вожатым, что, безусловно, неприемлемо. С другой стороны, также малоприемлем постоянный выбор детьми самого подготовленного капитана, поскольку таким образом не создаются условия для проявления лидерских качеств у менее подготовленных детей. Поэтому вожатый должен иметь в своем арсенале ряд способов выбора капитанов, водящих, учитывающих психологические особенности детей определенного возраста и возможности проявления и формирования качеств лидера.
Капитана или водящего может назначить и сам вожатый. В этом способе имеется одно достоинство — быстрая организация игры, но не принимается во внимание воля коллектива детей. Этот недостаток может быть снивелирован при объяснении вожатым мотивов своего решения, и таким образом будет ослаблен негатив волевого (неигрового) решения.
Распространенным способом выбора лидера игры является жребий. Выбор по жребию может осуществляться путем расчета, срочного разгадывания загадки, быстрой викторины и самым простым способом — метанием монетки. Таким же способом можно определять и составы команд. В качестве жребия можно применять гимнастическую палку, которую конкуренты перехватывают снизу доверху кистью, с определением победителя по полному, всей кистью последнему хвату сверху.
Эмоциональным способом определения капитана или водящего является жребий, основанный на вытаскивании соломинок, зажатых в руке вожатого. Вытащивший самую короткую соломинку становится лидером игры.
При организации игры применяют способ выделения водящего по лучшему, дальнему метанию доступного снаряда. Наряду с определенными достоинствами этот способ может не позволить слабо подготовленному ребенку почувствовать себя в роли лидера.
Существует способ назначения водящим игроком победителя в предыдущей игре. Такой подход стимулирует игровую активность детей, но и в этом случае вне зоны лидерского внимания могут остаться средне и слабо подготовленные дети. Самым справедливым способом назначения выбора капитанов или водящих является установленная очередность выполнения таких функций. Во избежание самоотказов вожатому следует разъяснять функции водящего или капитана, значимость этой роли в определении жизненной позиции каждого подопечного, в формировании организаторских и управленческих умений.
Выделение помощников осуществляется вожатым для наблюдения за соблюдением правил игры, определения ее результата, размещения инвентаря, обусловленного содержанием игры. Роль помощника важна и для формирования его социальной активности. Поэтому весьма целесообразно, чтобы в роли помощников побывали все играющие и возможно чаще в течение учебного года.
Вожатый объявляет участникам игры о назначенных помощниках без объяснения причин своего выбора. Помощники могут быть назначены и по их собственной инициативе, по желанию ребенка. Количество помощников зависит от содержания игры, условий ее проведения и сложности правил. Помощники назначаются, как правило, после объяснения сущности игры и выбора капитанов или водящих. На роль помощников могут быть назначены дети с ослабленным физическим развитием или освобожденные врачом от двигательной активности. Если подвижная игра проводится на открытой площадке, на местности, то помощников следует назначить заблаговременно, с тем, чтобы осуществить добротную подготовку к игре в усложненных условиях.
Использование подвижных игр для младших подростков
Какие игры можно использовать для детей среднего школьного возраста (от 10 до 12 лет).
Краткая характеристика
В возрасте 10—12 лет у детей происходит существенное замедление прогрессивных изменений в двигательных функциях на фоне активного полового созревания мальчиков и его завершения у девочек, повышение возбудимости нервной системы, но активизации при этом тормозных процессов в психике, с проявлением ее неустойчивости.
Этот возрастной период, характерный созреванием практически всех систем и функций организма, активным проявлением самостоятельности принятия решений, позволяет применять подвижные игры ярко выраженного командного характера, с элементами усложняющихся тактических решений в ходе игровых действий, тактического единоборства.
В этом возрасте проявляется активная адаптация организма ребенка к упражнениям силового, скоростно-силового характера, связанным с проявлением выносливости. Характерно, что это происходит на фоне некоторого запаздывания функционального развития сердечно-сосудистой системы, явно выраженного полового созревания и высокой подвижности нервных процессов. Отмеченные психофизиологические контрасты накладывают дополнительную ответственность на педагога за подбор подвижных игр. Несмотря на то, что в этом возрасте на игровую деятельность детей еще оказывает остаточное влияние специфика игр для детей младшего школьного возраста, подростков уже более активно интересуют игры с содержанием усложненного, смыслового, но менее сюжетного характера, с возможностью проявления творчества, собственного «Я» и себя в коллективных действиях.
Подростковый возраст характерен стремлением детей к соревновательной деятельности, чем, как правило, и отличаются подвижные игры, применяемые в этом возрастном периоде. У подростков популярны различные эстафеты с ярко выраженным соревновательным содержанием, включающим элементы игровых единоборств, с силовым сопротивлением сопернику, с преодолением различного рода препятствий, с проявлением взаимопомощи.
Продолжительность подвижных игр в этом возрасте заметно возрастает по сравнению с играми для младших школьников. Нагрузка с комплексным проявлением двигательных качеств тоже, увеличивается интенсивность игровых двигательных действий. Подростки с особым предпочтением относятся к играм, в содержание которых включены задания, связанные с индивидуальными тактическими решениями.
При подборе игр для этого возраста целесообразно учитывать особенности мальчиков и девочек. Девочки этого возрастного периода несколько отстают от мальчиков в развитости силы, быстроты, выносливости. Поэтому при создании соперничающих команд следует предусматривать одинаковое количество играющих мальчиков и девочек в каждой из команд для уравнивания шанса на победу. Этому же может служить равномерное распределение по командам явно более подготовленных детей по усмотрению педагога.
При подборе подвижных игр важно учитывать то обстоятельство, что девочек подросткового возраста привлекают игры, содержащие элементы музыки или проводимые в целом с музыкальным сопровождением. Это же можно отнести к элементам танцевального характера, крупным танцевальным фрагментам игры.
Для детей подросткового возраста характерны игры, приближенные к определенной спортивной игре наличием специфических игровых действий и приемов. Такие предспортивные и полуспортивные игры проводятся по упрощенным правилам соответствующей «спортивной игры», а также с количеством игроков в команде, исходя из конкретной ситуации. В этом возрасте активизируется чувство ответственности ребенка, как за свои действия, так и коллективные. Поэтому дети с большой ответственностью относятся к соблюдению правил игры, активно реагируют на нарушения соперника, что накладывает дополнительную ответственность на педагога и за его личное участие в судействе, и на подготовленность судей из числа ребят.
Использование подвижных игр для старших подростков
Какие игры, и с каким содержанием можно использовать для ребят 13-15 лет.
Краткая характеристика
Возраст подростков 13—15 лет характерен сравнительно высоким уровнем их физического развития и двигательной подготовленности. В этом мальчики уже заметно опережают девочек, но опорно-двигательный аппарат детей этой возрастной группы еще находится в стадии активного формирования. У мальчиков отмечается более активный рост мышечной массы, чем у девочек, что обусловлено завершением к этому времени их полового созревания.
Характерными особенностями этой возрастной группы являются повышение ответственности за собственные действия, активизация аналитического мышления, критическое и одновременно сочувственное отношение к действиям товарищей, допустившим ошибки в ходе игры. Старшие подростки становятся более выдержанными, отличаются развивающейся способностью относиться к своим и командным неудачам более уравновешенно. Подростки этого возраста уже имеют в той или иной мере сформированные умения в подвижных играх. С учетом их возросших физических качеств более привлекательными становятся подвижные игры спортивной направленности и определенные спортивные игры.
Для юношей целесообразно подбирать подвижные игры, в содержании которых гармонично чередуются упражнения с проявлением быстроты, силы, относительно сложной координацией двигательных действий, с сопротивлением различного рода отягощениями, но умеренного воздействия.
При подборе подвижных игр командного, соревновательного характера с участием юношей и девушек весьма желательно варьировать нагрузку в ходе игры по принципу волнообразности ее характера с тем, чтобы по возможности нивелировать разницу физической подготовленности участников разного пола. Планирование и управление нагрузками в этом возрасте играющих, несмотря на их относительно сформировавшуюся способность к ее восприятию, является одной из важнейших задач педагога. Неадекватность физической нагрузки «одной для всех», что характерно для игр, может привести к существенным нарушениям в работе систем и функций организма.
В этом возрасте значительно повышается интерес юношей и девушек к спортивным играм, которые привлекают занимающихся не только повышенными требованиями к телесно-двигательным действиям, но и возможностью проявления творчества, острого мышления, тактики индивидуальных и командных действий, стратегией победы в игре. Но следует помнить, что подвижные игры и в этом возрасте не теряют своего значения и успешно применяются как средство активной специфической разминки перед спортивной игрой любительского характера. Популярно такое применение подвижных игр и в спорте высших достижений в профессиональном спорте.
Игры
Игры на местности
«Тарелочка по кругу»
4-5 человек встают
по кругу на расстоянии 5-8 м
один от другого. У первого
и третьего игрока в руках
пластмассовая летающая