Поэтапный педагогический контроль в тренировке легкоатлетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

В большинстве стран мира этот вид спорта называют атлетикой (от греческого «атлесис» — борьба). Однако во многих странах Европы, и в частности в России, еще с прошлого века укоренилось название «легкая атлетика», в отличие от «тяжелой атлетики», долгое время объединявшей упражнения со штангой, гирями, а также борьбу и бокс. Однако само название «легкая атлетика» весьма условное, поскольку бег на длинные дистанции и многоборье требуют, пожалуй, большей выносливости и большей затраты энергии, чем борьба и бокс.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основы поэтапной подготовки……………………………………………….4
2. Этапы многолетней подготовки……………………………………………...6
2.1. Этап предварительной подготовки………………………………………...8
2.2. Этап начальной спортивной специализации………………………………9
2.3. Этап углубленной тренировки……………………………………………..10
2.4. Этап спортивного совершенствования……………………………………12
2.5. Этап спортивного долголетия……………………………………………...13
3. Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ла.docx

— 82.45 Кб (Скачать файл)

    Учитывая высокий естественный  темп роста физических способностей, на этом этапе нецелесообразно  широко использовать остро воздействующие  тренировочные средства: комплексы  упражнений с высокой интенсивностью  и непродолжительными паузами, тренировочные  занятия с большими нагрузками, ответственные соревнования и  т.п.

 

2.3 Этап углубленной тренировки.

 

    Этап углубленной тренировки  в избранном виде легкой атлетики  направлен на создание всех  необходимых предпосылок для  исключительно напряженной подготовки  с целью максимальной реализации  индивидуальных возможностей. Это  требует прежде всего целенаправленной работы по формированию прочного фундамента специальной подготовленности и устойчивой мотивации достижения высоких результатов. Этот этап приходится, в большинстве видов легкой атлетики, на период окончания обучения в школе и соответствует возрасту 16 - 20 лет.

    В начале этапа применяется  в основном еще общая подготовка, где широко используются элементы  различных видов спорта, а к  концу этапа она становится  более специализированная. Здесь  обычно определяется предмет  будущей узкой специализации, при этом спортсмены приходят к ней через тренировку в смежных дисциплинах. Например, будущие марафонцы вначале часто специализируются в беге на средние дистанции, прыгуны тройным прыжком - в спринтерском беге или прыжках в длину и т.д.

    На этом этапе важно  выбрать такую меру тренировочных  и соревновательных нагрузок, чтобы, с одной стороны, создать предпосылки  для начальной реализации индивидуальных  возможностей, а с другой - оставить  значительные резервы для усложнения  тренировочного процесса и соревновательной  практики.

    Удельный вес специальной  физической, технической и тактической  подготовки значительно увеличивается  благодаря увеличению времени, отводимого  на специальную подготовку, за  счет увеличения количества занятий  избирательной направленности. Занятия  комплексной направленности широко  применяются в начале подготовительного  периода. Среднее процентное соотношение  занятий комплексной и избирательной  направленности примерно 40-60, а доля  занятий с большими и значительными  нагрузками на этом этапе достигает 50 - 60% от общего объема тренировочных  средств.

    Тренировочные занятия  в неделю могут доходить в  этот период до 6 - 10 раз по 1,5 - 3 ч в день, составляя годовой  объем до 550 - 800 ч. Количество соревнований  достигает 13 - 18. Минимальные величины  относятся к специалистам бега  на короткие дистанции и в  прыжках, а максимальные - к бегунам  на средние и длинные дистанции.

    Таким образом, все специфические  закономерности спортивной тренировки  на этапе спортивного совершенствования  проявляются весьма заметно. Тренировочный  процесс приобретает выраженные  черты углубленной спортивной  специализации.

 

2.4 Этап спортивного совершенствования.

 

    Этап спортивного совершенствования  предполагает достижение максимальных  результатов в номерах программы, изображенных для углубленной  специализации. Он начинается с 18 - 20 лет и длится 8 - 10 лет. Основная  задача этапа - максимальное использование  тренировочных средств, способных  вызвать бурное протекание адаптационных  процессов. В связи с этим увеличивается  доля специальных упражнений  в общем объеме тренировочной  нагрузки, а также соревновательная  практика. Максимума достигают суммарные  величины объема и интенсивности  тренировочной работы, резко возрастает  объем специальной психологической, тактической и интегральной подготовки.

    Число занятий в неделю  может достигать 15 - 20 и более. Затраты  времени на тренировочную деятельность  в год доходят до 1000 - 1500 ч в  зависимости от специализации. Количество  соревнований в годичном цикле  у легкоатлетов различной квалификации  колеблется от 10 - 15 в многоборье  до 25 - 30 в прыжках и метаниях; от 5 - 10 у марафонцев и ходоков  до 30 - 40 у бегунов на средние  дистанции.

    На этом этапе очень  важным моментом является обеспечение  условий, при которых период максимальной  предрасположенности спортсмена  к достижению наивысших результатов  совпадает с периодом самых  интенсивных и сложных в координационном  отношении тренировочных нагрузок. При таком совпадении спортсмену  удается добиться максимально  возможных результатов в оптимальное  время; в противном случае они  оказываются значительно ниже.

    Продолжительность и  особенности подготовки к внешним  достижениям во многом зависят  от специфики формирования спортивного  мастерства в том или ином  виде легкой атлетики у мужчин  и женщин. Так, мужчинам, специализирующимся  в беге на короткие дистанции, потребуется не менее 3 - 4 лет напряженной  тренировки, чтобы пройти путь  от мастера спорта до первых  побед на международной арене, а женщинам - 2 - 3 года. Специалисты  в прыжках добиваются успехов  на мировой арене в возрасте 22 - 24 лет, а скороходы и метатели  молота - в возрасте 27 - 30 лет. Особенно  долог путь к высшему спортивному мастерству у многоборцев и марафонцев, хотя бывают и исключения

.

2.5 Этап спортивного долголетия.

 

    Этап спортивного долголетия  направлен на сохранение достижений  и характеризуется сугубо индивидуальным  подходом к легкоатлетам. Большой  тренировочный опыт спортсмена  помогает на этом этапе всесторонне  изучить присущие ему особенности, сильные и слабые стороны подготовленности, выявлять наиболее эффективные  средства и методы подготовки, варианты планирования тренировочных  нагрузок. Все это дает возможность  повысить эффективность и качество  тренировочного процесса и благодаря  этому поддержать уровень спортивных  достижений.

    С другой стороны, жизненное  уменьшение функционального потенциала  организма и его адаптационных  возможностей, обусловленное как  естественными возрастными изменениями  систем и органов, так и исключительно  высоким уровнем нагрузок на  предыдущем этапе многолетней  подготовки, часто не позволяет не только увеличить нагрузки, но и удержать их на ранее доступном уровне. Это требует изыскания индивидуальных резервов роста спортивного мастерства, способных нейтрализовать указанные отрицательные факторы.

    Для этапа спортивного  долголетия характерно стремление  поддержать ранее достигнутый  уровень функциональных возможностей  основных систем организма при  прежнем или даже меньшем объеме  тренировочной работы; дальнейшее  совершенствование технического  мастерства; повышение психологической  готовности к соревнованиям. Одним  из важнейших факторов сохранения  спортивных достижений выступает  тактическая зрелость, зависящая  от соревновательного опыта спортсмена.

    На этапе сохранения  достижений, как никогда ранее, следует  изменять средства и методы  тренировки; применять комплекс  упражнений, не использовавшийся  ранее; новые тренажерные устройства; неспецифические средства, стимулирующие работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий. Решению этой задачи могут способствовать существенные колебания тренировочных нагрузок. Например, на фоне общего уменьшения объема работы в годичном цикле эффективным может оказаться планирование "ударных" малых и средних тренировочных циклов с исключительно высокой нагрузкой.

     Продолжительность этапа  спортивного долголетия, а некоторые  выдающиеся легкоатлеты добиваются  успехов в возрасте далеко  за 30 лет, находятся в зависимости  от интереса, мотивации и здоровья  спортсмена. В современном спорте  есть возможность каждому участвовать  в соревнованиях до глубокой  старости. Организаторами таких  соревнований выступают национальные  и международные федерации ветеранов  легкой атлетики. Под эгидой этих  организаций проходят чемпионаты  страны, Европы и мира для ветеранов-легкоатлетов  в возрасте от 30 лет и старше, регистрируются рекорды во всех  видах легкой атлетики по возрастным  группам: 30 - 34 года, 35 - 39 лет, 40-44 года  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. - Киев, 1986.

2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М., 1985.

3. Гогін О.В. Легка атлетика: Курс лекцій /Харк. держ. пед. ун-т ім. Г.С. Сковороди. - Харків: "ОВС", 2001. - 112 с.

4. Легкая атлетика / А.Н. Макаров, В.З. Сирис, В.П. Теннов. - М., 1987.

5. Легкая атлетика / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - М., 1989.

6. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 464 с.

7. Легкая атлетика в школе / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М., 1993.

8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М., 1997.

9. Матвеев Л.П. Основы общей теории  спорта и системы подготовки  спортсменов. - Киев, 1999.

10. Платонов В.Н. Теория и методика  спортивной тренировки. - Киев, 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Поэтапный педагогический контроль в тренировке легкоатлетов