Понятие о принципах методики физического воспитания и их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Все многообразие средств физического воспитания реализуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и общепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как относительно самостоятельной части физической культуры.

Файлы: 1 файл

ТиМФК.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 
Физическое воспитание - явление  очень многогранное. Физическое воспитание - организованный процесс управления физическим развитием и физическим образованием человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и некоторых других средств с целью формирования у него таких качеств и приобретения им таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям данного общества или интересам личности воспитуемого. Физическое воспитание является самой древней частью физической культуры, которая своими корнями уходит в первобытную педагогику, и вместе с тем наиболее организованным и регламентированным элементом физической культуры.

Поскольку физическое воспитание направлено на формирование личности и является одной из сторон ее всестороннего  воспитания, оно представляет собой  процесс педагогический, хотя во многом и опирается на законы природы.

Физическое воспитание учащихся строится исходя из направленности, общих принципов  и задач системы физического  воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся и характера их основной деятельности. На этой основе разработаны конкретные задачи, содержание, средства и методы, формы физического воспитания учащихся. В соответствии с конкретными целями и задачами физическое воспитание использует наиболее эффективными средствами, позволяющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функциональные возможности человеческого организма, формировать систему специальных знаний, двигательных навыков и умений. Все многообразие средств физического воспитания реализуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и общепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как относительно самостоятельной части физической культуры.

 

1.Понятие о принципах  методики физического воспитания  и их значение

 
Процесс физического воспитания, как  любой целенаправленный и организованный педагогический процесс, подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны при обучении и воспитании. Принципы методики физического воспитания - это исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методом и организации процесса обучения и воспитания, выполнения которых обеспечивает его необходимую эффективность.[1, 5, 7]

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И  АКТИВНОСТИ

Ведущая роль в обучении и воспитании занимающихся принадлежит педагогу. Педагог может лишь стимулировать  проявление у них нужной активности сознательности. Говоря о принципе сознательности и активности обучении, имеют в виду формирование: а) сознательного отношения к целям физического воспитания и к своему учебному труду; б) сознательного и активного участия в самой учебно-тренировочной деятельности; в) самостоятельности в контроле и оценке своих двигательных действий и достигнутых результатов.

Не всегда все три фактора  в процессе обучения выступают одновременно. Иногда занимающиеся отдают себе отчет  в том, зачем они тренируются, но не осмысливают значения отдельных  учебных задании; иногда сознательно  и активно учатся, но не контролирует и не оценивают результатов занятий.

Роль педагога, таким образом, заключается прежде всего в такой организации учебно-тренировочного процесса, которая стимулировало бы сознательное отношение занимающихся к своим действиям и воспитывала бы у них самостоятельность и способность самооценке.

В ряде случаев положительное отношение  к учебно-тренировочной деятельности бывает вызвано непосредственным интересом  физическим упражнениям, когда занимающиеся увлекает сам процесс выполнения упражнений. Но такое отношение не является стойким. Если строить обучение только на эмоциях, то это приведет тому, что учащиеся станут избегать трудностей и учебный труд превратится  в развлечение. Задачи обучения в  этом случае будут решаться плохо. Основой  сознательного отношения к учебному труду должно быть понимание цели физического воспитания и смысл  выполняемой работы, осознание ее полезности для себя и для общества. Однако во многих случаях только этого  для формирования сознательного  отношения к учебно-тренировочной  деятельности не достаточно. Требуется  еще определенный опыт, известные  условия деятельности, при которых  учебно-тренировочные занятия становятся жизненно необходимой потребностью. [4]

В повышении активности обучаемых  немалую роль играет и личность самого педагога. Если он всегда бодр, инициативен и искренне стремится передать свои знания учащимся, то это будет вызывать у ник активность, жизнерадостность, рабочее настроение.

Все произвольные действия человека, в том числе и физические упражнения, являются действиями сознательными. В  процессе освоения новых действий, если даже он происходит неорганизованным путем, всегда имеет место осмысливание движений. Однако обучение становится рациональным и приводит к должным  результатам, если осмысливание движений является предметом специальной  деятельности. Необходимо, чтобы занимающиеся: а) понимали смысл каждого отдельного задания; б) знали основные закономерности данного упражнения (почему надо выполнять так, а не иначе); в) анализировали свои мышечные ощущения; г) знали и оценивали результаты своих действий.

Преподаватель в своей деятельности должен руководствоваться следующими правилами, вытекающими из принципа сознательности и активности:

. Объяснять цель каждого нового  учебно-тренировочного задания и  значение способов его выполнения,

. Учить самостоятельно находить причины ошибок.

. Отмечать и объективно оценивать  успехи занимающихся.

. Практиковать задания для самостоятельного  их выполнения (на занятиях и  вне занятий).

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

Всякая учебно-познавательная деятельность на определенных этапах связана с  активным восприятием конкретных предметов, явлений или их верных изображений нашими органами чувств. При согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и др.) обучаемый более точно воспринимает учебный материал. Поэтому наглядность как дидактический принцип следует понимать не дословно (от глагола «глядеть»), а толковать его шире, т. е. как положение, обязывающее строить процесс обучения так, чтобы в восприятии участвовало, возможно, большее число органов чувств.

Наглядное восприятие большей частью является начальным звеном в процессе обучения. На этапе ознакомления с  физическими упражнениями основная задача наглядности - создание яркого образа движения, четкого его представления. Эта задача решается посредством  живого показа, изобразительной наглядности (фото, рисунки, кинограммы) и современными техническими средствами (учебные фильмы, кинокольцовки). Кроме представления о пространственных характеристиках движения формируются представления о временных характеристиках (темпе и ритме движений). Для этого используются звуковые раздражители (подсчеты, хлопки, звуколидеры, музыкальное сопровождение).

На этапе практического разучивания  движений с целью регулирования  их нередко обращаются к дополнительным внешним ориентирам (достать рукой  подвешенный мяч, коснуться коленом  маховой ноги какого-либо предмета при прыжке в длину с разбега  и т. п.). Такими ориентирами могут  быть не только внешние предметы, но и части собственного тела.

Средством обеспечения наглядности  может быть и слово. Но в этом случае оно должно быть образным, т. е. вызывающим соответствующее зрительно-двигательное представление. Образное объяснение приобретает  значение средства наглядности, когда оно находит опору в жизненном опыте занимающихся, когда из зрительной и двигательной памяти могут быть извлечены по слову нужные сходные представления.

Различные средства обеспечения наглядности  выполняют различные функции. Поэтому, прибегая к этим средствам, следует  определять их точное педагогическое значение. В физическом воспитании они применяются довольно широко, однако нельзя их переоценивать.

Обеспечивая наглядность в обучении и воспитании, необходимо руководствоваться  следующими правилами; Определить, какая  педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности.

. Ориентировать занимающихся на  всестороннее восприятие движений  с помощью разных органов чувств.

. Использовать средства наглядности  в меру необходимости, не превращая  наглядность в самоцель.

. Учитывать возрастные особенности  и общую подготовленность занимающихся: чем меньше возраст и слабее  подготовка, тем шире применять  средства наглядности. [ 8 ]

ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ

Осуществлять принцип систематичности  в учебно-тренировочном процессе - значит, соблюдать рациональную последовательность в применении средств и методов  физического воспитания и в проведении занятий.

Основным условием для соблюдения этой последовательности являются задания  постепенно нарастающей трудности, определенная система в разучивании  физических упражнений. При планировании занятий упражнения необходимо распределять так, чтобы новые задания опирались  на ранее усвоенный материал и  вместе с тем закрепляли и улучшали предыдущие результаты. Если во вновь  изучаемом упражнении нет элементов  для переноса упражняемости. то для «экономного» достижения цели планируют так называемые подводящие упражнения или расчленяют основное действие на элементарные движения, каждое из которых способствовало бы его освоению.

Нарастание трудности не должно быть чрезмерно медленным. Соблюдая принцип последовательности при  планировании занятия, следует учитывать  не только усвоение отдельных движений, но и систему упражнений в целом (например, систему гимнастических упражнений для учащихся 8-х классов  или систему упражнений для 1 гимнастов II и I разрядов). В этом случае планируются  не все элементы определенной трудности, а лишь те, не овладев которыми нельзя овладеть основным учебным материалом программы. Критерием оценки трудности  в упражнениях следует считать  такую последовательность двигательных задач, при которой решение их обеспечивало бы занимающимся больше успехов, чем неудач. [ 4 ]

Чтобы обеспечить систематичность  в обучении, следует придерживаться следующих правил:

. Всю учебно-тренировочную работу  планировать заранее, устанавливая  заблаговременно последовательность упражнений.

. Регулярно учитывать результаты  учебно-тренировочной работы.

. Обеспечивать регулярность занятий,  не допуская неоправданных перерывов.

. Правильно распределять упражнения  во времени.

. Наряду с повторением упражнений  целесообразно разнообразить средства  воздействия (упражнения, методы, внешние  условия).

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ

Доступными должны быть все элементы обучения: показ, объяснение, сам учебный  материал, общая физическая нагрузка и др. В физическом воспитании это  требование обеспечивается, во-первых, отбором соответствующих и распределенных по степени трудности физических упражнений и, во-вторых, учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся.

Понятия «доступность материала» и  «легкость освоения материала» не идентичны. Очень легкое задание будет, конечно, посильным для занимающихся, но мало рациональным. Кроме того, оно может вызвать у занимающихся отрицательную реакцию в виде снижения активности и интереса к работе, так как не будет соответствовать уровню их притязания. [ 3, 4, 6 ] Упражнения не должны быть чрезмерно трудными и чрезмерно легкими. Учебный материал должен быть подобран с таким расчетом, чтобы для овладения им занимающиеся при соответствующей помощи преподавателя вынуждены были бы приложить определенные усилия.

Сравнительно легко распределить по степени трудности упражнения, в которых педагогические правила  «от простого к сложному», «от  легкого к трудному», «от известного к неизвестному» реализуются  посредством ступенчатого прохождения  достаточно хорошо систематизированного программного материала (например, гимнастические упражнения). В тех случаях, когда это невозможно, в процессе обучения прибегают либо к расчленению упражнения, либо к подводящим упражнениям.

Правильная реализация принципа доступности  требует учета уровня предварительной подготовленности, половых и возрастных особенностей занимающихся, а также индивидуальных различий в их психомоторике.

Индивидуальные особенности занимающихся следует изучать как на учебно-тренировочных  занятиях и соревнованиях, так и (особенно) в условиях относительно свободной деятельности - в игре, во время туристских походов. Учет индивидуальных особенностей воспитуемых дает преподавателю возможность предъявлять повышенные требования к сильным учащимся, поощрять даже небольшие достижения слабых, находить наиболее целесообразную технику для конкретного спортсмена и т. п. Индивидуальный подход вполне осуществим и при групповых занятиях.

Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:

. Руководствоваться учебными программами  и нормативными требованиями.

. Знать и учитывать возрастные  и индивидуальные особенности  учащихся.

. Соблюдать правила «от известного  к неизвестному», «от легкого  к трудному», «от простого к сложному».

ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ.

Осуществлять принцип прочности  в физическом воспитании - значит, обеспечивать сохранение освоенного навыка и приобретенной  работоспособности на протяжении возможно более длительного или заданного  времени.

Большое значение принцип прочности  приобретает в тех случаях, когда  целью обучения является образование  таких жизненно необходимых навыков, как, скажем, бег, прыжки, плавание, передвижение на лыжах. [ 1,7 ]

Для соблюдения принципа прочности  в педагогическом процессе следует  руководствоваться следующими правилами:

Информация о работе Понятие о принципах методики физического воспитания и их значение