Понятие о принципах методики физического воспитания и их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Все многообразие средств физического воспитания реализуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и общепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как относительно самостоятельной части физической культуры.

Файлы: 1 файл

ТиМФК.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

. Не спешить с переходом к  изучению новых упражнений.

. Не перегружать занятие новыми  упражнениями.

. Включать в занятие ранее  изученные и прочно усвоенные  элементы в новых сочетаниях  и вариантах.

. Повышать интенсивность и длительность  выполнения упражнений.

 

2. Методы, используемые  в процессе физического воспитания

 

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Для решения задач  физического воспитания используется множество различных методов, как  специфических (характерных только для процесса физического воспитания), так и не специфических (общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения воспитания).

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Например, в зависимости  от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно применять с  помощью различных методов. При  работе над техникой беговых шагов  дают задание бежать с высоким  подниманием бедра; для воспитания выносливости используют продолжительный  бег или подвижную игру с бегом; для воспитания скоростных способностей организуют упражнение в беге в форме  состязания.

Наряду с понятием «метод» следует  различать понятие «методика». Под  методикой принято понимать систему  средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания. Например, можно говорить о методике обучения какому-то двигательному действию или о методике воспитания силовых  способностей. [ 7, 9 ]

Для решения задач физического  воспитания используется множество  различных методов, как специфических (характерных только для процесса физического воспитания), так и  неспецифических (общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического  воспитания относятся:

Øа) методы строго регламентированного упражнения;

Øб) метод использования упражнений в игровой форме (игровой метод);

Øв) метод использования упражнений в соревновательной форме (соревновательный метод).

Не специфические методы - это  общепедагогические методы словесного и наглядного воздействия, используемые в единстве со специфическими.

МЕТОДЫ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО  УПРАЖНЕНИЯ

Строгая регламентация упражнений является основным методическим направлением в процессе физического воспитания. Это направление характеризуется тем, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Использование методов этого направления позволяет:

1.обучать двигательным действиям  любой сложности;

2.избирательно воздействовать  упражнениями на различные части  тела (вплоть до выделения движений  в отдельном суставе);

.строго дозировать нагрузку  от минимальной до предельной;

.избирательно развивать отдельные  двигательные способности до  возможного предела;

.обеспечивать индивидуализацию  в процессе физического воспитания;

.использовать физические упражнения  в занятиях с любым контингентом  людей (от новорожденных до  очень старых и больных).

ИГРОВОЙ МЕТОД

Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического  воспитания и имеет ряд преимуществ  перед другими методами. Сущность метода заключается в том, что  двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и  правил игры. Характерными чертами  игрового метода являются:

a) большая эмоциональность, на фоне которой протекают двигательная деятельность и поведение занимающихся;

б) относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий  и т. д.);

в) многообразие двигательных задач  и внезапное их возникновение  в условиях постоянно изменяющейся ситуации;

г) сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.

Эти особенности обусловливают  важные для преподавателя методические особенности игрового метода, который: позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного  характера; способствует совершенствованию  освоенных двигательных действий и  выработке умений ими пользоваться. Однако игровой метод не может  быть использован для разучивания  новых двигательных действий; обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но, в отличие от метода строгой регламентации упражнений, не дает возможности доводить развитие отдельных двигательных способностей (физических качеств), до возможного предела; затрудняет дозирование нагрузок; создает особенно эффективные условия для развития координационных способностей; позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.

Игровой метод обладает широкой  доступностью как для детей, так и для взрослых. В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает ведущее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортивной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок. [ 4, 7 ]

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

Метод организации упражнений в  форме соревнований является ценным, а в отдельных случаях незаменимым  в процессе физического воспитания. Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способности человека. Это происходит на фоне высокого эмоционального напряжения, что позволяет: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств.

Соревновательный метод может  и должен широко использоваться в  процессе физического воспитания. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в  которых они должны соревноваться.

МЕТОДЫ СЛОВЕСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

При решении задач физического  воспитания словесные воздействия  имеют различное значение. По назначению все методы словесного воздействия  можно условно объединить в следующие  группы:

) методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как  средство передачи знаний;

) методы команды, распоряжения, приказания (воздействия словом  в целях управления деятельностью  занимающихся);

) методы разбора, замечания,  словесной оценки, где слово используется  как средство анализа и оценки  деятельности занимающихся.

Рассмотрим значение и особенности  использования некоторых основных методов словесного воздействия.

Рассказ. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности (например, об игре).

Описание. Используется с целью передачи знаний о технике двигательного действия, сущности и правилах игры, порядке и последовательности действий при преодолении полосы препятствий, особенностях лыжной трассы и т. д.

Объяснение. Применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении двигательного задания.

Используя рассказ, описание и объяснение, необходимо учитывать уровень интеллектуального  развития занимающихся. Поэтому возможности их использования при занятиях с детьми младшего возраста более ограничены, чем при занятиях со старшими. Учитывая, что рассказ, описание и объяснение осуществляются, как правило, в процессе занятий физическими упражнениями, следует стремиться к их максимальной краткости при должной полноте содержания, чтобы избежать нежелательных пауз в двигательной деятельности.

Команда. Применяется при организации коллективных действий, таких, как перемещения занимающихся, одновременное выполнение упражнений, коллективные усилия.

Распоряжение и приказание. Эти словесные методы отличаются от команды свободным выбором слов и более спокойным тоном.

Распоряжения отдаются при построениях  и перестроениях, а также при  установке и уборке снарядов и  инвентаря. Приказание отличается от распоряжения более волевым тоном («Всем построиться!», «Ждать!»).

Указание. Представляет собой словесное воздействие с целью исправления движений. Используется главным образом при обучении двигательным действиям.

Разбор. Это форма беседы, обсуждения преподавателя с занимающимися результатов их деятельности (выполнения двигательного задания, участия в состязаниях, игровой деятельности и т. д.). С помощью разбора осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

Замечание. Это краткая форма словесного воздействия, отличающаяся от разбора односторонним характером. Преподаватель в краткой форме оценивает качество выполнения задания или указывает на допущенные ошибки. Замечания иногда сочетаются с доследующими указаниями.

Словесная оценка. Она может быть дана в краткой, обобщенной форме («хорошо», «плохо») и развернутой - в виде более подробного рассмотрения положительных и отрицательных моментов. [ 5, 10 ]

МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к процессу познания как можно большего числа органов  чувств (а не только зрения, как это  часто понимают в связи со словом «наглядность»). В процессе физического  воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэтому методы наглядного воздействия  удобно рассмотреть, обобщив их в  три группы: а) методы зрительной наглядности, б) методы слуховой наглядности, в) методы двигательной наглядности.

Методы зрительной наглядности. С помощью зрения можно оценивать и. исправлять (корректировать) пространственные характеристики движений. Хуже оцениваются зрением временные и динамические характеристики. В практике физического воспитания применяются различные формы зрительной наглядности. Одни помогают передаче знаний о движениях, другие способствуют непосредственному управлению движениями. Рассмотрим основные методы.

Непосредственный показ (демонстрация) движение.

В зависимости от методических задач  обучения показ двигательного действия может иметь различный характер. Например, для создания общего целостного представления о новом двигательном действии требуется образцовый показ. В этом случае действие демонстрируется  в его совершенном исполнении. При разучивании двигательного  действия такая форма показа не всегда годится. Занимающиеся не смогут детально рассмотреть демонстрируемое действие. Тогда используют так называемый адаптированный показ, при котором было бы удобно рассмотреть особенности техники. Движения демонстрируют замедленно и по возможности выразительно, выделяя отдельные положения тела остановками. Основное требование к организации показа - обеспечить удобные условия для наблюдения (удобное расстояние, плоскость основных движений, достаточную повторность демонстрации).

Демонстрация наглядных  пособий. Демонстрация двигательных действий может осуществляться с помощью диапозитивов и видеозаписей. Удобными приемами для создания зрительного представления о движениях является использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела), на которых преподаватель может продемонстрировать особенности техники двигательного действия. В качестве зрительной наглядности используются также демонстрации различных схем: чертежей, графиков, рисунков и т. д.

Зрительное ориентирование. Это методы и приемы, помогающие правильно выполнять движения в пространстве и во времени. В качестве зрительных ориентиров используются предметы или разметка, на которые занимающиеся должны ориентировать движения.

Например, установленная на определенной высоте планка является зрительным ориентиром для правильного направления  выталкивания ядра. Такого рода ориентиры  «заставляют» осуществлять движения в  нужном направлении или с должной  амплитудой.

Хорошие результаты для уточнения  движений в пространстве дают различные  разметки. Например, разметка поверхности  гимнастического коня помогает обучению правильной постановке рук при переходах  с ручек на тело коня при махах  ногами. Разметки на земле помогают ориентироваться в постановке ног  при прыжках с разбега.

Для зрительного ориентирования применяются  также сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени  и направлении (например, загорание  лампочек в различных местах специального щита для тренировки быстроты и точности попадания мячом в спортивных играх). Существуют светолидирующие устройства, регламентирующие скорость и темп передвижения (например, движущиеся флажки на беговой дорожке или бегущая световая волна по гирлянде лампочек, протянутой вдоль бортика бассейна).

Метод слуховой (звуковой) наглядности. Использование звуков как сигналов помогает уточнять пространственно-временные и временные характеристики движений. Заранее обусловленными звуковыми сигналами можно подсказать момент главного усилия или начала какой-либо фазы движений, например момент разгруппировки тела при прыжке в воду или сгибания тела при выполнении гимнастического элемента на снаряде. С помощью звуковой наглядности хорошо усваивается ритм двигательных действий. Его можно «простучать» заранее или в процессе выполнения действия. Существуют различные звуколидеры, помогающие удерживать заданный темп движений. [ 4, 7 ]

При использовании звуковых сигналов необходимо учитывать время двигательной реакции занимающихся и подавать сигналы с соответствующим опережением.

Методы и приемы двигательной наглядности. Понятие «двигательная наглядность» не следует путать с демонстрацией движений, т. е. со зрительной наглядностью. Методы и приемы двигательной наглядности направлены на организацию восприятия занимающимися ощущений, поступающих от двигательного аппарата. Примерами двигательной наглядности является направляющая помощь при движениях - принудительное «проведение по движению» (например, проведение преподавателем руки ученика при обучении замаху при метании мяча или гранаты). Помогает обучению движениям также прием фиксации положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия, например фиксация положения правильной посадки у конькобежца или лыжника, фиксация положения руки перед финальным усилием при обучении метанию копья. Используя приемы фиксации положений, полезно дать прочувствовать правильные положения по сравнению с неправильными. Хорошо обеспечивают двигательные ощущения тренажеры, специально создаваемые в различных видах спорта. Например, в гимнастике для обучения оборотам на перекладине используется устройство (тренажер Цомая), с помощью которого гимнаст может прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения элемента. Применяя направляющую помощь и тренажеры, необходимо соблюдать меру. Во-первых, не следует заменять усилия обучающегося полностью внешними усилиями, их должно быть ровно столько, сколько недостает у самого обучающегося. Во-вторых, нежелательно пользоваться этими приемами длительно во избежание выработки к ним стойких привычек.

Информация о работе Понятие о принципах методики физического воспитания и их значение