Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 21:44, реферат
Все многообразие средств физического воспитания реализуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и общепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как относительно самостоятельной части физической культуры.
Методы срочной информации. Сущ
Рассмотренные методы физического воспитания используются в единстве, дополняя друг друга, а также в соответствии с общими принципами методики.
3. Средства и формы физического воспитания
физический воспитание игровой соревновательный
К средствам физического
1)физические упражнения,
2)естественные силы природы
)гигиенические факторы.
Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого решаются задачи физического воспитания.
Физические упражнения исторически сложились в виде гимнастики, игр, спорта и туризма. Когда мы решаем задачи физического воспитания, мы говорим о физическом упражнении как о средстве. Но с помощью одного упражнения, выполненного один раз, педагогических целей достичь невозможно. Необходимо повторять его с тем, чтобы усовершенствовать движения или развить двигательные качества. Поэтому физические упражнения рассматриваются не только как средство, но и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода - повторность их применения, что и позволяет оказывать необходимое воздействие па занимающихся.
С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - передается общественно-исторический опыт одного из видов деятельности, т. е. осуществляется социальное воздействие. [ 2, 6 ]
Естественные силы природы и гигиенические факторы.
Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физического воспитания. С их помощью полнее и лучше используется основное средство - физические упражнения, создаются условия для эффективного влияния их на занимающихся, успешной организации и проведения занятий. Вспомогательные средства физического воспитания чаще всего применяются в единстве с физическими упражнениями. Однако естественные силы природы и гигиенические факторы могут иметь и самостоятельное значение, например при решении гигиенических задач физического воспитания.
Естественные силы природы (солнечные
лучи, воздух, вода) являются важным средством
укрепления здоровья и повышения
работоспособности человека. Одна из
главных задач физического
В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т. п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся.
Большое значение в процессе физического воспитания имеет закаливание, т. е. создание устойчивости организма по отношению к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колебаниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. [3, 5, 6 ]
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
В целях всестороннего
Основной формой в этой системе являются уроки физической культуры (классно-урочные, учебные занятия). Они включены в школьное расписание наравне с другими учебными дисциплинами и обязательны для всех учащихся. Содержание их определяется государственной программой, обусловливающей систематическое, строго последовательное освоение учащимися определенного учебного материала. Уроки физической культуры направлены на обеспечение максимально широкой общей подготовки школьников к любой деятельности и играют решающую роль в обеспечении их всестороннего, гармонического физического развития, образования и воспитания. Уроки отличаются от других форм наибольшим богатством содержания учебно-воспитательной работы и разнообразием используемых средств. В частности, уроки играют весьма существенную роль в создании предпосылок для организации и успешного проведения спортивной подготовки учащихся. В процессе классно-урочных занятий ученики знакомятся с типичными формами спортивных упражнений, овладевают основами их техники, достигают элементарного развития соответствующих двигательных и других качеств, а также приобретают начальные сведения о некоторых видах спорта. Во время сдачи классных нормативов постепенно накапливается некоторый опыт соревновательной борьбы, начинает формироваться умение мобилизовываться и проявлять повышенные усилия, приходят и первые радости достижений. [6, 7 ]
Наряду с уроками важное место
в системе физического
Все массовые физкультурные мероприятия,
как и занятия в кружках
физической культуры и в секциях
общей физической подготовки, служат,
главным образом, целям общего физического
воспитания. Хотя массовые занятия
и являются средством относительно
ограниченной подготовки, но, дополняя
друг друга своим специфическим
содержанием и воспитательно-
Еще одним звеном в системе физического воспитания детей школьного возраста являются внешкольные физкультурные занятия, участие в которых тоже носит добровольный характер. Это эпизодические массовые физкультурные мероприятия аналогичные внеклассным, или же регулярные, преимущественно спортивные занятия. Их организуют отделы народного образования, культурно-просветительные учреждения, спортивные организации, некоторые производственные предприятия, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК) и т. д. Проводятся они в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), детских секциях коллективов физкультуры предприятия, в пионерских, туристских и других лагерях, на детских площадках городских и районных отделов народного образования, парков и садов культуры и отдыха, при ЖЭКах. К внешкольным формам необходимо отнести также самостоятельные занятия учащихся дома.
Значительная часть
Роль внешкольных занятий в основном такая же, как и внеклассных. Но некоторые их формы (особенно занятия в ДЮСШ) обеспечивают более глубокую и квалифицированную спортивную подготовку учащихся.
Заключение
Непосредственной целью физического воспитания в школе является содействие гармоническому развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка учащихся.
Без физического воспитания ни одна
система воспитания человека не может
рассматриваться как
Каждый из принципов обучения был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. В реальном же процессе обучения принципы дидактики, примененные отдельно друг от друга, своего назначения не оправдывают, так как процесс обучения определяется многими взаимосвязанными закономерностями. Так, сознательность обучения обязательно предполагает активность занимающихся. Доступность в обучении обеспечивается наглядностью и систематичностью. Систематичность прохождения учебного материала содействует его прочному усвоению.
Метод в науке и практике - это путь к определенной цели. Методы в обучении - это способы (пути) взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение задач обучения. Все методы обучения в физическом воспитании дополняют друг друга, иногда ими пользуются одновременно, так как ни один из них не может быть признан универсальным.
В тех случаях, когда действия педагога еще не обеспечивают окончательного педагогического результата (например, оказание помощи подталкиванием), они являются методическими приемами обучения.
В частности, уроки играют весьма существенную
роль в создании предпосылок для
организации и успешного
C помощью физических упражнений
можно познать основные
Список использованных источников
1.Ашмарин Б. А. Теория и
.Боген М. М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура в спорт, 1985.-75 с.
3.Введение в теорию
.Физическое воспитание: Учебник/Под ред. В. А. Головина, В, А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 1983. - 124 с.
.Физическая культура/ под ред. Б.И. Загорский, И.Л. Залеталь - М.: Высшая школа, 1984.-157 с.
.Книга учителя физической
.Настольная книга учителя
.Мейксон Г. Б., Шаулин В. Н., Шаулина Е. Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре.- М.: Просвещение, 1986.-79 с.
.Очерки по теории физической культуры/Под ред. Л. П. Матвеева.- М.:
Физкультура и спорт, 1984.-156 с.
.Пономарей Я. И. Социальные функции физической культуры и спорта.- М.: Физкультура и спорт, 1974.-93 с.
11.Сборник инструктивно-
.Управление физической
13.Уроки физической культуры в IV-VI классах/ Под ред. Г. П. Богданова.- М.: Просвещение, 1984.-77 с.
Информация о работе Понятие о принципах методики физического воспитания и их значение