Понятие о принципах методики физического воспитания и их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Все многообразие средств физического воспитания реализуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и общепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как относительно самостоятельной части физической культуры.

Файлы: 1 файл

ТиМФК.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Методы срочной информации. Сущность методов срочной информации заключается в том, что с помощью различных технических устройств преподаватель и занимающиеся получают срочные сведения о характеристиках выполняемых движений. Так, разработаны устройства, дающие возможность получить точные данные о силе отталкивания при прыжках, об ускорении движения руки при метаниях, о длительности опорных фаз при беге и т. д. Ценность таких устройств для методики физического воспитания заключается в том, что они обеспечивают информацию о характеристиках движений в удобной для восприятия форме. Например, разработано специальное устройство конька фигуриста, которое сигнализирует зажиганием лампочек различного цвета о том, какой частью ребра конек опирается о лед в тот или иной момент выполнения фигуры. [ 2 ]

Рассмотренные методы физического  воспитания используются в единстве, дополняя друг друга, а также в  соответствии с общими принципами методики.

 

3. Средства и формы  физического воспитания

физический воспитание игровой соревновательный

К средствам физического воспитания относятся:

1)физические упражнения,

2)естественные силы природы

)гигиенические факторы.

Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического  воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого решаются задачи физического воспитания.

Физические упражнения исторически  сложились в виде гимнастики, игр, спорта и туризма. Когда мы решаем задачи физического воспитания, мы говорим о физическом упражнении как о средстве. Но с помощью  одного упражнения, выполненного один раз, педагогических целей достичь  невозможно. Необходимо повторять его  с тем, чтобы усовершенствовать  движения или развить двигательные качества. Поэтому физические упражнения рассматриваются не только как средство, но и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода - повторность их применения, что и позволяет оказывать необходимое воздействие па занимающихся.

С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - передается общественно-исторический опыт одного из видов деятельности, т. е. осуществляется социальное воздействие. [ 2, 6 ]

Естественные силы природы  и гигиенические факторы.

Естественные силы природы и  гигиенические факторы можно  назвать вспомогательными средствами физического воспитания. С их помощью полнее и лучше используется основное средство - физические упражнения, создаются условия для эффективного влияния их на занимающихся, успешной организации и проведения занятий. Вспомогательные средства физического воспитания чаще всего применяются в единстве с физическими упражнениями. Однако естественные силы природы и гигиенические факторы могут иметь и самостоятельное значение, например при решении гигиенических задач физического воспитания.

Естественные силы природы (солнечные  лучи, воздух, вода) являются важным средством  укрепления здоровья и повышения  работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания - формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также формирование практических навыков их использования  в самостоятельных занятиях физическими  упражнениями и в повседневной жизни.

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются  в сочетании с движениями (занятия  физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т. п.), а также в виде специальных процедур (воздушные  и солнечные ванны, купание и  др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся.

Большое значение в процессе физического  воспитания имеет закаливание, т. е. создание устойчивости организма по отношению к действию неблагоприятных  природных факторов: холода, жары повышенной солнечной радиации (особенно при  их резких колебаниях). Закаливание  дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. [3, 5, 6 ]

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В целях всестороннего физического  воспитания в школе используются различные его формы: классно-урочные, внеклассные и внешкольные занятия. При условии правильного взаимосочетания они образуют стройную, единую систему.

Основной формой в этой системе  являются уроки физической культуры (классно-урочные, учебные занятия). Они включены в школьное расписание наравне с другими учебными дисциплинами и обязательны для всех учащихся. Содержание их определяется государственной программой, обусловливающей систематическое, строго последовательное освоение учащимися определенного учебного материала. Уроки физической культуры направлены на обеспечение максимально широкой общей подготовки школьников к любой деятельности и играют решающую роль в обеспечении их всестороннего, гармонического физического развития, образования и воспитания. Уроки отличаются от других форм наибольшим богатством содержания учебно-воспитательной работы и разнообразием используемых средств. В частности, уроки играют весьма существенную роль в создании предпосылок для организации и успешного проведения спортивной подготовки учащихся. В процессе классно-урочных занятий ученики знакомятся с типичными формами спортивных упражнений, овладевают основами их техники, достигают элементарного развития соответствующих двигательных и других качеств, а также приобретают начальные сведения о некоторых видах спорта. Во время сдачи классных нормативов постепенно накапливается некоторый опыт соревновательной борьбы, начинает формироваться умение мобилизовываться и проявлять повышенные усилия, приходят и первые радости достижений. [6, 7 ]

Наряду с уроками важное место  в системе физического воспитания детей школьного возраста занимают физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, тоже обязательные для всех учащихся. Типичными видами таких мероприятий являются: гимнастика перед уроками, физкультурные минуты и паузы, организованные игры на переменах. По своей сути все они представляют собой формы общей физической подготовки, но значительно ограниченной по содержанию вследствие их подчиненности относительно узким, по преимуществу гигиеническим задачам, связанным с повышением или восстановлением умственной работоспособности. При условии вдумчивого выбора средств и правильной организации занятий физкультурные мероприятия в режиме учебного дня могут сыграть немаловажную роль и в обеспечении гармонического физического развития детей: являясь ежедневными, они существенно дополняют классно-урочные занятия, которые проводятся лишь два раза в неделю. Очень важным звеном в системе физического воспитания школьников являются внеклассные физкультурные занятия, организуемые школой для желающих приобщиться к ним на добровольных началах. Необходимо различать два характерных рода этих занятий: а) различные массовые эпизодические мероприятия - игры, спортивные развлечения, прогулки, экскурсии и походы, спортивные соревнования, выступления и праздники, а также дни здоровья; б) систематические занятия в кружках физической культуры, секциях общей физической подготовки и спортивных секциях.

Все массовые физкультурные мероприятия, как и занятия в кружках  физической культуры и в секциях  общей физической подготовки, служат, главным образом, целям общего физического  воспитания. Хотя массовые занятия  и являются средством относительно ограниченной подготовки, но, дополняя друг друга своим специфическим  содержанием и воспитательно-образовательными возможностями, они в сочетании  с занятиями в кружках, секциях  общей физической подготовки и на уроках способствуют достижению той  широты общего физического воспитания, которая обязательна для школы.

Еще одним звеном в системе физического  воспитания детей школьного возраста являются внешкольные физкультурные  занятия, участие в которых тоже носит добровольный характер. Это  эпизодические массовые физкультурные  мероприятия аналогичные внеклассным, или же регулярные, преимущественно спортивные занятия. Их организуют отделы народного образования, культурно-просветительные учреждения, спортивные организации, некоторые производственные предприятия, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК) и т. д. Проводятся они в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), детских секциях коллективов физкультуры предприятия, в пионерских, туристских и других лагерях, на детских площадках городских и районных отделов народного образования, парков и садов культуры и отдыха, при ЖЭКах. К внешкольным формам необходимо отнести также самостоятельные занятия учащихся дома.

Значительная часть внешкольных  занятий носит характер общей  физической подготовки, меньшая - спортивной. Регулярные спортивные занятия должны проводиться по официальным программам для секций школьных коллективов физической культуры и отделений ДЮСШ с соблюдением педагогических требований, обязательных для внеклассных занятий. [ 4, 12, 13 ]

Роль внешкольных занятий в  основном такая же, как и внеклассных. Но некоторые их формы (особенно занятия в ДЮСШ) обеспечивают более глубокую и квалифицированную спортивную подготовку учащихся.

 

 

Заключение

 

Непосредственной  целью физического воспитания в  школе является содействие гармоническому развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка учащихся.

Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может  рассматриваться как полноценная.

Каждый из принципов обучения был  рассмотрен отдельно только для удобства изложения. В реальном же процессе обучения принципы дидактики, примененные отдельно друг от друга, своего назначения не оправдывают, так как процесс обучения определяется многими взаимосвязанными закономерностями. Так, сознательность обучения обязательно  предполагает активность занимающихся. Доступность в обучении обеспечивается наглядностью и систематичностью. Систематичность прохождения учебного материала содействует его прочному усвоению.

Метод в науке и практике - это  путь к определенной цели. Методы в  обучении - это способы (пути) взаимосвязанной  деятельности педагога и учащихся, направленные на решение задач обучения. Все методы обучения в физическом воспитании дополняют друг друга, иногда ими пользуются одновременно, так как ни один из них не может быть признан универсальным.

В тех случаях, когда действия педагога еще не обеспечивают окончательного педагогического результата (например, оказание помощи подталкиванием), они  являются методическими приемами обучения.

В частности, уроки играют весьма существенную роль в создании предпосылок для  организации и успешного проведения спортивной подготовки учащихся. В  процессе классно-урочных занятий  ученики знакомятся с типичными  формами спортивных упражнений, овладевают основами их техники, достигают элементарного  развития соответствующих двигательных и других качеств, а также приобретают  начальные сведения о некоторых  видах спорта. Во время сдачи классных нормативов постепенно накапливается  некоторый опыт соревновательной борьбы, начинает формироваться умение мобилизовываться и проявлять повышенные усилия, приходят и первые радости достижении.

C помощью физических упражнений  можно познать основные закономерности  движений человеческого тела  и посторонних предметов. Физические  упражнения позволяют разносторонне  овладеть всеми характеристиками  движений, научиться их оценивать  и сопоставлять; научиться выделять  отдельные движения тела и  его частей и создавать новые  двигательные акты; использовать  в жизни умения управлять амплитудами,  направлениями, скоростями и усилиями  движений. Физические упражнения  воспитывают культуру движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 
1.Ашмарин Б. А. Теория и методика  педагогических исследований в  физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1978.-107 с.

.Боген М. М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура в спорт, 1985.-75 с.

3.Введение в теорию физической  культуры/Под ред. Л. П. Матвеева.- М.: Физкультура и спорт, 1983.-65 с.

.Физическое воспитание: Учебник/Под  ред. В. А. Головина, В, А. Маслякова,  А. В. Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 1983. - 124 с.

.Физическая культура/ под ред.  Б.И. Загорский, И.Л. Залеталь - М.: Высшая школа, 1984.-157 с.

.Книга учителя физической культуры/ Под общей ред. В.С. Кагорова - М.:1989.-114 с.

.Настольная книга учителя физической  культуры/ Под ред. Проф. Л.Б. Кофмана - М.: Физкультура и спорт, 1998.-127 с.

.Мейксон Г. Б., Шаулин В. Н., Шаулина Е. Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре.- М.: Просвещение, 1986.-79 с.

.Очерки по теории физической  культуры/Под ред. Л. П. Матвеева.- М.:

Физкультура и спорт, 1984.-156 с.

.Пономарей Я. И. Социальные  функции физической культуры  и спорта.- М.: Физкультура и спорт, 1974.-93 с.

11.Сборник инструктивно-методических  материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителей / Сост. В. П. Богословский.- М.: Просвещение, 1984.-117 с.

.Управление физической культурой  и спортом: Учебник / Сост. И. И. Переверзин, Н. Н. Бугров, Я. Р. Вилькин и др.-М.: Физкультура и спорт, 1987.-134 с.

13.Уроки физической культуры  в IV-VI классах/ Под ред. Г. П. Богданова.- М.: Просвещение, 1984.-77 с.


Информация о работе Понятие о принципах методики физического воспитания и их значение