Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:26, реферат
Целью написания данной работы является необходимость охарактеризовать процесс влияния социально – психологических установок на спортивные результаты, которые могут быть получены в ходе проведения футбольного матча.
Достижение данной цели невозможно без решения следующих задач:
1. Охарактеризовать теоретическую сущность понятия «социально – психологическая установка» и определить процесс ее влияния на спортивные результаты, которые могут быть получены в ходе проведения спортивного матча.
2. Провести практическое исследование влияния установки на результаты футбольного матча.
Введение
I. Теоретическая характеристика процесса установки и ее влияния на спортивные результаты
1.1 Теоретическая сущность процесса установки
1.2 Основные теоретические подходы к изучению изменений в процессе установки
1.3 Основная роль установок
II. Практическое исследование установки на результаты футбольного матча
2.1 Методические подходы и характеристика базы исследования
2.2 Анализ основных полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
I. Теоретическая характеристика
процесса установки и ее
1.1 Теоретическая сущность процесса установки
1.2 Основные теоретические подходы к изучению изменений в процессе установки
1.3 Основная роль установок
II. Практическое исследование
установки на результаты
2.1 Методические подходы и характеристика базы исследования
2.2 Анализ основных полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Спортивная деятельность,
отличающаяся целым рядом специфических
особенностей и предъявляющая к
личности разнообразный комплекс требований,
исследована в настоящее время
недостаточно, и это сказывается
на решении практических вопросов в
области повышения
Являясь субъектом спортивной
деятельности, спортсмен осуществляет
различные стороны
Проблема социально-
Изучение социально-
Актуальность исследования
социально-психологических
Целью написания данной работы является необходимость охарактеризовать процесс влияния социально – психологических установок на спортивные результаты, которые могут быть получены в ходе проведения футбольного матча.
Достижение данной цели невозможно без решения следующих задач:
1. Охарактеризовать
2. Провести практическое
исследование влияния
Предмет исследования - социально – психологическая установка
Объект исследования - спортсмены от 3-го спортивного разряда до мастера спорта в количестве 91 человек.
В качестве методов исследования нами были использованы: анализ литературы, анкетирование, тестирование, корреляционный анализ.
В качестве основной методики был использован многофакторный опросник Кеттела.
Гипотеза исследования – эффективность установки на высокий результат матча напрямую зависит от личных качеств спортсмена и уровня его успешности.
В структуру данной работы входят содержание, введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы данной курсовой работы, определяются цели, задачи, предмет и методология исследования.
В первой главе рассматриваются
теоретические аспекты влияния
социально – психологической
установки на результаты футбольного
матча, характеризуется понятие
«социально – психологической установки»
и ее особенности, выделяются основные
теоретические подходы к
Во второй главе характеризуются основные методики изучения влияния установки на спортивные результаты, дается характеристика результатов исследования, выделяются основные проблемы и разрабатываются меры совершенствованию использования установки, с целью более эффективных спортивных результатов.
В заключении делаются выводы о проделанной работе.
I. Теоретическая
характеристика процесса
1.1 Теоретическая сущность процесса установки
Психология спорта – это,
прежде всего, отрасль психологической
науки, изучающая особенности
Интегральная подготовка
квалифицированных спортсменов
в настоящее время представляет
собой сложный многолетний и
многоэтапный процесс спортивного
совершенствования. В этом процессе
необходимо учитывать и общие
закономерности адаптации спортсмена
к тренировочным и
В то же время становится
все более ясным, что система
подготовки квалифицированных спортсменов
к соревнованиям во многом исчерпывает
свои возможности, базирующиеся на общих
закономерностях адаптации
Все более очевидно, что только при тренировочной нагрузке, адекватной психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной системы и совершенствуются механизмы обеспечения эффективной спортивной деятельности в экстремальных условиях, которые, по существу, сопровождают любое крупное соревнование.
В этом отношении спорт
специфичен тем, что без выраженной
психической напряженности, без
стресса невозможна полноценная
адаптация к нагрузкам, как невозможен
и высокий уровень
Такие условия деятельности всегда провоцируют сильный дистресс, к которому в процессе тренировочной и особенно соревновательной деятельности необходимо адаптироваться. К состоянию дистресса близко примыкает состояние тревоги - последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия различных форм cтресса. Состояние тревоги развивается по схеме: стресс - восприятие угрозы - состояние тревоги. Поскольку возрастание состояния тревоги переживается спортсменом как неприятное, болезненное, постольку когнитивные и поведенческие реакции, включенные в это состояние, несут функцию минимизации возникающего дискомфорта. Возникший процесс тревоги сопровождается процессом переоценки стрессовых условий, эта переоценка способствует выбору соответствующих перекрывающих механизмов, облегчающих переживание стресса, а также активации некоторых механизмов избегания, выводящих спортсмена из ситуации, вызывающей тревогу [3, с. 7].
В связи с этим возникает проблема изучения психических состояний в спорте и особенно - состояния готовности к спортивной деятельности.
Перед ней формируется
установка, связанная с ожиданием
наиболее вероятного исхода соревнований.
Нередко установка формируется
на неосознаваемом уровне, однако чем
сложнее по своей структуре предстоящая
деятельность, тем больше в формирующейся
установке преобладают
Таким образом, установка
— это ценностная диспозиция, устойчивая
предрасположенность к
Это определение подразумевает, что перечисленные компоненты не являются независимыми друг от друга или изолированными в различных уголках нашего сознания.
Напротив, они могут быть в значительной степени взаимосвязаны. Познания и установки в сочетании представляют собой то, что мы можем назвать отображением объекта в сознании. Аффективные реакции и внешнее поведение могут быть следствием появления отражение объекта и нести с собой новую информацию, дополняющую его отображение в сознании. Следовательно, установки, поведение, когниции и эмоции относительно некого объекта или проблемы составляют систему реакций, специфичную для каждой конкретной личности. Поскольку установка представляет собой комплексное образование, состоящее из взаимосвязанных отдельных элементов, назовем ее установочной системой. Взаимосвязь установок, когниций, аффективных реакций, интенций и моделей поведения, составляющих одну упорядоченную систему, имеет огромное значение. Подразумевается, что изменение одного компонента может вызвать изменения в каком-либо другом. Изменение в убеждениях способно повлечь за собой необходимость пересмотреть установку.
Новая установка, как это было показано на примерах, может в конечном итоге привести к изменению поведения. Мы увидим, что возможен и обратный процесс, в ходе которого изменение поведения может вызвать изменение установки. Наконец, новые установки могут повлиять на то, что мы думаем о социальных объектах, а, следовательно, вызвать изменения в убеждениях [5, с. 126].
Следует заметить, что установочные
системы не всегда представляют собой
хорошо организованную структуру. Некоторые
из наших установок могут быть
основаны преимущественно на чувствах
и никак не затрагивать ни убеждений,
ни разделяемых нами идей, — до тех
пор, пока мы не удосужимся осмыслить
собственную установку. Тем не менее,
как правило, компоненты подобных систем
в той или иной мере взаимосвязаны
и объединяются в пары по какому-либо
критерию. Взаимосвязь элементов
способна выходить за рамки системы.
Установки и убеждения
Итак, основной тезис: установочные системы — внутри себя и по отношению друг другу — устроены таким образом, что изменение одного компонента личности приводит к изменениям других ее компонентов.
С точки зрения психологии влияния, установки часто оказываются наиболее значимым компонентом установочной системы. Склонность к оцениванию — то есть к формированию установок — является неотъемлемой частью человеческой натуры.
Действительно, порой кажется, что мы автоматически оцениваем буквально все, с чем нам приходится сталкиваться, вне зависимости от того, насколько кратким является знакомство с объектом или насколько значим сам объект.
Процесс установки традиционно, по мнению ведущих спортивных психологов, состоит их шести последовательно сменяющихся этапов:
1. Предъявление сообщения
адресату (целевой группе). Если объект
убеждения не увидит или не
услышит сообщение, оно не
2. Обращение внимания на сообщение.
Убеждаемый должен обратить внимание на сообщение, иначе цель сообщения не будет достигнута.
3. Понимание информации.
Чтобы сообщение могло оказать влияние, убеждаемый должен как минимум понять его суть.
4. Принятие вывода, диктуемого сообщением.
Чтобы установка изменилась, объект убеждающего воздействия должен принять продиктованный сообщением вывод.
5. Закрепление новой установки.
Если новая установка забывается, сообщение теряет способность оказывать воздействие на будущее поведение объекта убеждения.
6. Перевод установки в поведение.
Если целью сообщения было оказание влияния на поведение, то в релевантной ситуации поведением должна руководить новая установка.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что формирование
установки на определенные действия,
опережающая подготовка создают
возможности, с одной стороны, предупреждать
появление нежелательных
1.2 Основные теоретические подходы к изучению процесса установки
Наиболее распространенным подходом к изучению процесса установки в спортивной деятельности является социально – психологический подход.
В его основе лежат четыре определяющие характеристики.
Во-первых, будучи психологическим, он сфокусирован на поведении и психических процессах индивида.
Информация о работе Практическое исследование установки на результаты футбольного матча