Практическое исследование установки на результаты футбольного матча

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы является необходимость охарактеризовать процесс влияния социально – психологических установок на спортивные результаты, которые могут быть получены в ходе проведения футбольного матча.
Достижение данной цели невозможно без решения следующих задач:
1. Охарактеризовать теоретическую сущность понятия «социально – психологическая установка» и определить процесс ее влияния на спортивные результаты, которые могут быть получены в ходе проведения спортивного матча.
2. Провести практическое исследование влияния установки на результаты футбольного матча.

Содержание работы

Введение
I. Теоретическая характеристика процесса установки и ее влияния на спортивные результаты
1.1 Теоретическая сущность процесса установки
1.2 Основные теоретические подходы к изучению изменений в процессе установки
1.3 Основная роль установок
II. Практическое исследование установки на результаты футбольного матча
2.1 Методические подходы и характеристика базы исследования
2.2 Анализ основных полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат физ ра.docx

— 54.12 Кб (Скачать файл)

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие  выводы.

Готовность к сотрудничеству, установка на активность в установлении контактов с коллегами (фактор А) в группе спортсменов со средней  профессиональной успешностью (СПУ) выражена больше по сравнению с группами низко (НПУ) и высоко успешных спортсменов (ВПУ).

В группах НПУ и ВПУ  статистически значимых различий не получено. Следовательно, установка  на сотрудничество с коллегами, что  является профессионально значимым качеством, наиболее выражена в группе спортсменов со средней профессиональной успешностью.

В отношении интеллектуальных особенностей можно отметить, что  во всех группах они выражены на среднем уровне и статистически  не различаются, поэтому судить о  влиянии фактора В на профессиональную успешность спортсменов затруднительно.

Установка на высокий уровень  самодисциплины, выдержанность –  качества, описываемые фактором С – во всех группах выражены достаточно высоко и статистически не различаются.

Не получены значимые различия и по фактору Е, хотя сравнение средних баллов позволяет отметить, что независимость, самоуверенность, доминирование – качества, объединяемые фактором Е, имеют тенденцию большей выраженности с понижением профессиональной успешности.

Таким образом, можно отметить, что установка на социальную доминантность наиболее выражена в группе спортсменов с низкой профессиональной успешностью.

Среди индивидуальных характеристик, описываемых фактором F –«сдержанность-экспрессивность», у опрошенных спортсменов наиболее выражены те, которые относятся к  полюсу «сдержанности», то есть можно  говорить о наличии у них установки  на благоразумие, осторожность, рассудительность.

В сторону максимальных меняются средние значения в группах успешности по фактору G. То есть, опрошенные спортсмены имеют установку на осознанное соблюдение норм и правил поведения, готовность к проявлению настойчивости в достижении цели, точности, ответственности, организованности.

Значимых различий по данному  фактору не установлено. Готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, установка на социальную смелость, активность (фактор Н) наиболее выражены у профессионально успешных спортсменов. Это можно отметить как тенденцию, так как статистически достоверных различий между группами не установлено.

Средние значения по фактору I – «жесткость- чувствительность» колеблются в пределах 6,3 – 6,9 баллов и во всех группах выражены одинаково, значимых различий получено не было.

Низкие средние значения получены по фактору L, то есть у спортсменов  выражена установка на терпимость, благожелательность, доверие по отношению  к людям. Статистически значимые различия по данному фактору установлены  между группами СПУ и НПУ.

Таким образом, наиболее выражена эта установка у спортсменов  со средней профессиональной успешностью. Установка на следование общепринятым нормам поведения, ориентир на внешнюю  реальность (фактор М) одинаково выражены во всех группах, статистически значимых различий не выявлено.

Средние значения по фактору N – «прямолинейность-дипломатичность» в анализируемых группах равняются 4,5 – 5,4 баллов, а отсутствие статистически  значимых различий между ними не позволяет  рассматривать влияние этой установки  на профессиональную успешность.

Среди характеристик, объединенных фактором О – «уверенность в себе - тревожность», у опрошенных спортсменов наиболее выражены те, которые относятся к полюсу «уверенности»: спокойствие, энергичность, склонность обвинять обстоятельства, а не себя. Средние значения по данному фактору не превышают 4,1 – 5,4 баллов. Статистически значимые различия по данному фактору установлены между группами СПУ и ВПУ, что позволяет диагностировать более высокий уровень тревожности у спортсменов со средней профессиональной успешностью.

Фактор Q1 — «консерватизм-радикализм»  проявляется во всех группах одинаково, средние значения колеблются в пределах 6,3 – 6,8 баллов, а отсутствие статистически  значимых различий в анализируемых  группах не позволяет рассматривать  влияние установок, связанных с  традиционностью или экспериментированием в поведении, на профессиональную успешность спортсменов.

В сторону низких изменяются значения по фактору Q2 среди опрошенных, средние значения колеблется в интервале  от 4,3 до 4,7 баллов, что определяет наличие  конформистских установок во всей выборке. Статистически значимые различия группах НПУ и ВПУ можно интерпретировать как преобладание установок на социальную зависимость от команды, ориентация на ее одобрение, понижения уровня самодостаточности у спортсменов с высокой профессиональной успешностью.

Значимые с точки зрения статистики различия установлены между  всеми группами по фактору Q3, который  объединяет качества личности, связанные  с выражением «Я-концепции», что позволяет говорить о значении данного фактора в профессиональной успешности спортсменов. Менее выражена установка на самоконтроль, самодисциплину, на точное выполнение социальных требований у профессионально среднеуспешных спортсменов, наиболее – у спортсменов с высокой профессиональной успешностью.

По фактору Q4 — «расслабленность – фрустрированность» – значимых различий между средними баллами в анализируемых группах получено не было, а по величине средних значений можно сделать вы- вод о том, что опрошенные спортсмены склонны к проявлению спокойствия, расслабленности, излишней удовлетворенности, самоуспокоенности.

Средние значения по фактору  МД в анализируемых группах статистически  не различаются, колеблются в пределах 8 – 9,1 баллов.

Что касается особенностей всей выборки, то необходимо отметить существование у спортсменов  в отношении психолога установки  на опасность, что нашло свое выражение  в повышении значений по фактору  МД.

Данное явление, по всей видимости, объясняется тем, что, работающие в  спортивной сфере психологи могут  участвовать в решении кадровых вопросов, что не формирует у спортсменов  установку на откровенность с  психологом.

Этот факт ставит перед  спортивными психологами проблему, связанную с отбором диагностических  методик проективного типа. Для всей выборки характерны высокие оценки по факторам А, С, G, Н, Q3, т.е. у спортсменов ярко выражены установки на активность в установлении контактов (А), самодисциплину, самоконтроль (C,Q3), социальную смелость, доминантность и нормативность поведения (G,H).

В сторону минимальных  меняются средние значения для всей выборки по факторам L, О, Q2, Q4, что  свидетельствует о наличии у  спортсменов установок на благожелательное, терпимое отношение к людям (L), высоком  уровне выраженности конформистских установок (Q2), низком уровне тревожности, расслабленности, самоудовлетворенности (О, Q4), что определяет низкое рабочее напряжение, низкую мотивацию профессиональной деятельности.

Определение статистически  значимых различий между средними баллами  по факторам Кеттелла показало, что характер социально-психологических установок спортсменов не является однородным, ему свойственны некоторые особенности в группах, выделенных в зависимости от профессиональной успешности спортсменов.

Влияние профессиональной успешности на характер социально-психологических установок определено в отношении факторов A, L, О, Q2, Q3. У спортсменов со средней профессиональной успешностью по сравнению с низко и высоко успешными в профессиональной деятельности, более ярко выражены установки на активность в установлении контактов (А), благожелательность и терпимость по отношению к людям (L), их отличает более высокий уровень тревожности, что является источником неудовлетворенности и пусковым механизмом саморазвития и самосовершенствования (О).

Эти спортсмены – группа СПУ – по сравнению с группой  ВПУ, имеют менее выраженные установки  конформистского типа, они готовы к большей самостоятельности, в  меньшей степени готовы к точному  выполнению социальных требований, у  них более низкий внутренний контроль поведения (Q2, Q3).

Одновременно у высоко успешных в профессиональной деятельности спортсменов более выражены: спокойствие, уверенность в себе, расслабленность, что свидетельствует о низком рабочем напряжении (О), установки  конформистского характера, ориентир на одобрение со стороны профессиональной системы (Q2), готовность к высокому самоконтролю поведения, установка на выполнение социальных требований (Q3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному необходимо подвести следующие выводы.

Спортивная деятельность, отличающаяся целым рядом специфических  особенностей и предъявляющая к  личности разнообразный комплекс требований, исследована в настоящее время  недостаточно, и это сказывается  на решении практических вопросов в  области повышения эффективности  и результативности спортивных достижений. Являясь субъектом спортивной деятельности, спортсмен осуществляет различные стороны профессиональной деятельности, выполняет ряд трудовых операций и действий. Качество их исполнения зависит от уровня развития профессиональных знаний, специальных умений и навыков, в том числе и от имеющихся у спортсмена социально-психологических установок.

Проблема социально-психологических  установок в профессиональной деятельности спортсменов относится к числу  недостаточно исследованных и актуальна, прежде всего, с позиций выявления  регуляционных психологических  механизмов спортивной деятельности. Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с одной стороны, предупреждать появление нежелательных ситуаций, а с другой - заблаговременно подготавливать адекватные реакции на возникновение тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.

Трактовка данного понятия  рассматривается в рамках социально  – психологического подхода, теории социального научения, а также теории когнитивного диссонанса, которая объясняет закономерности формирования, функционирования и изменения установок.

Изменения в убеждениях, в свою очередь, могут привести к  изменению других структурных элементов  установочной системы — установок  и поведения.

Также было проведено практическое исследование. В рамках данного исследования гипотеза полностью подтвердилась.

В отношении факторов В, Е, F, I, M, N, Q1, Q4, МД необходимо отметить, что выраженность установок, определяющихся этими факторами, не зависит от профессиональной успешности спортсменов.

С помощью методики Кетелла получены результаты, позволяющие анализировать как общие для спортсменов социально-психологические установки, так и специфические, доминирующие в группах спортсменов с разной профессиональной успешностью.

 

Список используемой литературы

1.         Алексеев А.В., Преодолей себя! Психологическая подготовка в спорте/ Алексеев А.В.,- Ростов – на – Дону: «Феникс», 2006.- 352с.

2.         Ананьева Б.Г., Практическая психология в спорте: Учебник/ Б.Г. Ананьева.- М.: «Дидактика Плюс», 2001.- 467с.

3.         Балл. Г.А., Бурсин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение/Г.А. Балл, М.С. Бурсин// Вопросы психологии. -2004.- №4.- с. 5-9.

4.         Газемко М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2001 – 276с.

5.         Гилбарт Б., Джеймиссон С., Победа любой ценой./ Б. Гилбарт, С. Джеймиссон.- М.: Олимп – бизнес, 2004.- 336с.

6.         Загайнов Р.М., Психологическое мастерство тренера и спортсмена/ Р.М. Загайнов.- М.: Советский спорт, 2005.- 106с.

7.         Ильин Е.П. Психология спорта: [Текст]/ Е.П. Ильин.- М.: ВЛАДОС, 2007.- 352с.

8.         Кайнова Э. Б. Общая психология физической культуры и спорта: Учебник/ Э.Б. Кайнова.- М.: ИНФРА –М, 2007.- 512с.

9.         Китаева М.В., Психология победы в спорте [Текст]/ М.В. Китаева.- Ростов- на- Дону: Феникс, 2006.- 208с.

10.      Кретти Б., Психология спорта/ Б. Кретти.- М.: АСТ Харвест, 2007.- 352с.

11.      Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.

12.      Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. (Общ. основы теории и методики физического воспитания; теорет. - метод. аспекты спорта и проф.- проикл. форм физ. культуры) : [Учеб. для ин-тов физической культуры] [Текст] : учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

13.      Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 378с.

14.      Общая и спортивная психология. Учебник для высших физкультурных учебных заведений/Под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2004.- 400с.

Информация о работе Практическое исследование установки на результаты футбольного матча