Предупреждение и преодоление дискомфортных состояний у детей с ОПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Мы живем в достаточно неспокойное время. Драки, убийства, сексуальное насилие, насилие в семье, вооруженные конфликты, войны. Все это проявления агрессии. Думается, что глобальная агрессивность состоит из крупиц той агрессивности, которая живет в каждом человеке, но у кого-то она содержится в малых дозах, а у кого-то раздувается в пожар.
Во все времена интересовались, почему иной человек не перестает быть агрессивным, даже получив блестящее образование и воспитание. К примеру, маркиз де Сад — элегантен до умопомрачения, но женщин убивал изощренным способом.

Файлы: 1 файл

усрс агрессия.docx

— 42.21 Кб (Скачать файл)

Предупреждение  и преодоление дискомфортных  состояний 

у детей с ОПФР

 

Предупреждение и преодоление  агрессии

 

Мы живем в достаточно неспокойное  время. Драки, убийства, сексуальное  насилие, насилие в семье, вооруженные  конфликты, войны. Все это проявления агрессии. Думается, что глобальная агрессивность состоит из крупиц той агрессивности, которая живет  в каждом человеке, но у кого-то она  содержится в малых дозах, а у  кого-то раздувается в пожар.

Во все времена интересовались, почему иной человек не перестает  быть агрессивным, даже получив блестящее  образование и воспитание. К примеру, маркиз де Сад — элегантен до умопомрачения, но женщин убивал изощренным способом.

Под агрессией мы понимаем любое  действие, поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

 

АГРЕССИВНОСТЬ — ЭТО ИНСТИНКТ?

 

Именно так думали в свое время  З. Фрейд и К. Лоренц.

Фрейд считал, что злоба, ненависть  связаны с энергией разрушения, и  это один из мощных человеческих инстинктов. Лоренц утверждал, что агрессивный  инстинкт помог выжить и адаптироваться человеку в процессе эволюции.

По теории инстинктов человечество обречено на агрессивное поведение  и никогда не сможет с ним совладать.

Сегодня эта теория психологами  всерьез не принимается.

 

АГРЕССИВНОСТЬ ДИКТУЕТСЯ ОБЩЕСТВОМ

 

Людям свойственно стремление к  первенству, соревновательная борьба.

Э. Фромм различал два вида агрессии — оборонительную и деструктивную.

Оборонительная агрессия способствует выживанию человека, а потому считается  доброкачественной. Примером может  служить мать, защищающая своего ребенка. Оборонительная агрессия исчезает тогда, когда исчезает угроза жизни и  любая опасность.

Деструктивная агрессия обусловлена  психологическими и социальными  факторами. Если оборонительная агрессия связана с инстинктом самосохранения, то деструктивная злокачественная  агрессия, проявляющаяся в жестокости, напрямую связана с характером.

 

ТЕОРИЯ «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ»

 

Представьте себе ребенка, который  не хочет надевать шапку. Родители настаивают, ребенок сопротивляется. Родители нервничают, ругают ребенка, он, в свою очередь, тоже неспокоен.

Если существует препятствие на пути к достижению цели, у человека возникает психическое состояние, получившее название фрустрация. В  качестве защитной реакции на фрустрацию возникает агрессивное поведение.

Доллард — автор данной теории — утверждал, что на любую неудовлетворяющую  человека ситуацию всегда будет возникать  агрессия. Опыт показывает, что это  не всегда так. Многое зависит от личности.

 

 

 

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

 

Согласно этой теории, агрессивное  поведение усваивается путем  наблюдения соответствующего способа  действия. Родители, ведущие себя агрессивно, фактически обучают своего ребенка  агрессивному поведению, потому что  именно родители — первые посредники между ребенком и обществом.

Именно эта теория более всего  предсказывает агрессивное поведение. Кроме того, она

утверждает, что агрессия проявляется  только в соответствующих условиях, а значит, может быть преодолена, если взять ситуацию под контроль.

Агрессия проявляется в поведении  и может быть вербальной, то есть словесной — угрозы, оскорбления  и прочее, и физической — физическое нападение (драка, побои), разрушение и  повреждение предметов.

 

 

ТИПЫ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

 

1. Дети, склонные к физической  агрессии. Это дети несдержанные, с плохим самоконтролем, активные, смелые, решительные. Им свойственна  импульсивность, нетерпеливость. Словом, это дети «без тормозов».

 

2. Дети, склонные к вербальной  агрессии. У этих детей выражена  психическая неуравновешенность, тревожность,  неуверенность в себе, депрессивность. В присутствии чужих людей  они замкнуты, в кругу близких  — раскованны и общительны. Часто  не умеют владеть своими эмоциями  в ситуации трудностей и неудач. Не умеют скрывать свои мысли  и чувства и высказывают их  в оскорбительной форме.

 

3. Дети, склонные к проявлению  косвенной агрессии. Импульсивные, с отсутствием самоконтроля, не  терпящие ожидания. Эти дети не  считаются с обстоятельствами  или желаниями окружающих, моральными  нормами. Болезненно реагируют  на критику в свой адрес,  обидчивы, подозрительны.

 

4. Дети, склонные к негативизму.  Ранимые, впечатлительные, в то  же время эгоисты, самовлюбленные, обладающие чрезмерным самомнением.  Все, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста.

 

Как видно, далеко не все дети склонны  к агрессии, если мы говорим о  детях без психопатологии — о  так называемых «нормальных». В «боевой  готовности №1» к агрессивным  вспышкам окажутся тревожные, вспыльчивые, импульсивные дети, то есть дети, предрасположенные  к агрессивному поведению.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ.

СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации.

 

Тяжесть агрессивных проявлений определяется по следующим параметрам:

  • частота и легкость их возникновения;
  • степень неадекватности той ситуации, в которой они возникают;
  • фиксируемость на агрессии;
  • степень напряженности в агрессивных действиях;
  • форма агрессии (легкая — вербальная, тяжелая — физическая, самоагрессия);
  • степень осознаваемости агрессивных действий. Если ребенок осознает то, что он делает, это предоставляет больше возможностей для его личностного развития.

 

Нужно понимать, что при тяжелом  типе агрессивности не поможет психологическая  коррекция. Необходимо прибегать к  медикаментозной терапии.

Агрессивные дети вырастают в семьях, где мало тепла и ласки, где  процветают силовые методы воздействия, особенно физические наказания, где  нет терпения и заботы, где мало интересуются развитием детей, где  не учат уступчивости и терпимости.

 

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» НАКАЗАНИЙ

 

Родители, применяющие физические наказания в качестве средств  воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия — хорошее средство воздействия  на других, а раз хорошее, прибегать  к нему в отношениях со сверстниками.

Ребенок, которого наказывают, будет  избегать родителей или сопротивляться.

Наказание возбуждает и расстраивает детей. Иногда они забывают, за что, собственно, «схлопотали».

Часто дети повинуются только до тех  пор, пока за ними наблюдают, то есть они  скрывают внешние проявления нежелательного поведения, но оно не устраняется.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ (памятка)

 

Иногда наказание может оказаться  действенным средством изменения  поведения, при этом необходимо учесть следующее;

  1. Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка и применяться сразу после совершения проступка. Отсроченное наказание недейственно!
  2. Немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от проступка.
  3. Если звучит угроза, но не осуществляется на практике, дети начинают игнорировать родителей.
  4. Нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз не обратить внимания на подобное поведение. Будьте последовательны!
  5. Предложите альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан.
  6. Оставьте на короткое время ребенка в одиночестве — это эффективное средство для изменения поведения агрессивного ребенка.

Помимо таких деформаций детско-родительских отношений, как применение силовых  методов, к провоцирующим факторам можно отнести холодность, враждебность, безразличие матери к ребенку  или же терпимое отношение матери к проявлению агрессии ребенком по отношению к сверстникам или  членам семьи.

 

АГРЕССИЯ В ОТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ

 

Общение со сверстниками также дает детям возможность научиться  агрессивным реакциям. Шумные игры, толкотня, «дразнилки», пинки могут  оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению.

 

Почему возникает агрессия в  отношениях со сверстниками?

  • Часто агрессия выступает как защита.
  • Агрессия может выступать как неадекватное средство для достижения значимой цели.
  • Агрессия способствует психической разрядке.
  • Агрессия способствует удовлетворению блокированной потребности.
  • Агрессия выступает средством удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

 

ВЛИЯНИЕ АГРЕССИИ ИЗ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Выводы о воздействии средств  массовой информации, в частности, фильмов  ужасов, боевиков, триллеров, то есть тех, где демонстрируется насилие, неоднозначны.

Психологи проводили массу экспериментов  в естественных условиях с целью  понять, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения  по телевидению. Эксперименты показали, например, что дети демонстрировали  агрессивность, хотя и не во всех формах и не во всех случаях. В детском  саду дети, смотревшие много телепередач  детективного содержания, во время  игр проявляли раздражительность, агрессивность, непослушание.

В популярных телепередачах на каждый час вещания приходится около 9 актов  физической и 8 актов вербальной агрессии. Если даже два часа в день ребенок  проводит около телевизора, он «насыщается» 17 актами агрессии.

Естественно, экранное насилие окажет влияние не на первого попавшегося  ребенка, а прежде всего на тех  детей, которые к этому предрасположены. Это могут быть дети, которых сурово наказывают, и, как правило, именно они  и смотрят больше телевизор, и  они же более возбудимые и тревожные.

 

Психологи склоняются к тому, что  воздействие фильмов, игр с содержанием  насилия и жестокости преимущественно  негативно влияет на психику детей.

  • Дети часто подражают насилию, увиденному по телевидению.
  • Дети склонны отождествлять себя с жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации.
  • Дети могут стать нечувствительными, грубыми, жестокими, если периодически «подпитывают» себя сценами насилия. Нельзя сбрасывать со счетов элемент подражательности любимым героям (Рэмбо и прочие).
  • Дети могут счесть жестокость и насилие приемлемой формой поведения и даже способом решения своих проблем.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Ограничьте просмотр психотравмирующих  передач.

Вообще просмотр телевизора — занятие  пассивное, вызывающее физическую и  эмоциональную вялость. Может быть, стоит заинтересовать ребенка более  продуктивными занятиями, развивающими ум и душу?

К числу психологических причин агрессии можно отнести нарушение  в эмоциональной сфере. В свою очередь, нарушения в эмоциональной  сфере могут быть обусловлены  развивающимися изменениями личности вследствие психосоматического нездоровья и функционального нездоровья нервной  системы (невроз, психопатия, эпилепсия, соматические болезни).

 

 СИТУАЦИЯ:

Кирилл Л. (9 лет) учится в интернате  для слабовидящих детей. Так уж случилось, что родился он инвалидом по зрению — один глаз имеет 9%, второй не видит  вовсе. Несмотря на это, Кирилл развит не по годам. В 8 лет знал испанский  и английский языки, сегодня овладевает французским. Кроме этого, он прекрасно  лепит, особенно здорово у него получаются фигурки вымерших животных — бронтозавров, динозавров, информацию о которых черпает, несмотря на экстраслабое зрение, из энциклопедий.

Умен, подчас поражает своими суждениями. Родители всерьез занимаются сыном, при этом внушают ему, что он такой  же, как все, — полноценный и  нормальный ребенок.

Одно плохо — Кирилл очень  агрессивен и неуживчив со сверстниками. Как всякий одаренный ребенок, чувствует  свое превосходство, смотрит на ребят  свысока и снисходительно. Часто  цепляется к детям словесно, но бывает, и с кулаками лезет. «Заводится»  по пустякам, вспыльчив и безмерно раздражителен. На вопрос, почему он такой  задиристый, отвечает: «Ну а как  иначе с этими дураками говорить, если они ничего не понимают?»

Надо сказать, что агрессия Кирилла  проявляется и в отношении  к младшему брату, который родился  умственно неполноценным, страдает олигофренией в степени идиотии. Кирилл ревнует его к родителям, которые не желают сдавать ребенка  в дом инвалидов, а, напротив, уделяют  ему много времени и внимания. Кирилл частенько высказывает окружающим свое недовольство: «Почему они с  ним возятся, он ведь никудышный, выбросить  его что ли?» 

 

 КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

На наш взгляд, причина агрессивности  Кирилла кроется в его соматическом недуге. Обладая по природе великолепным интеллектом, он все же является ребенком с ограниченными возможностями  в плане выбора круга занятий  и будущей специальности. Помимо этого, сам по себе дефект является для мальчика сильным нервным  раздражителем. Как нельзя лучше  применима к данной ситуации теория «фрустрация — агрессия».

Встречается еще и патологическая агрессивность, обусловленная психопатологическими отклонениями

 

 

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ

 

По многолетним наблюдениям  установлено, что детская агрессивность  трансформируется в агрессивность  в зрелые годы.

Вот почему так важно постараться  «погасить» агрессивное поведение  детей, научить их управлять своими импульсами.

Информация о работе Предупреждение и преодоление дискомфортных состояний у детей с ОПФР