Предупреждение и преодоление дискомфортных состояний у детей с ОПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Мы живем в достаточно неспокойное время. Драки, убийства, сексуальное насилие, насилие в семье, вооруженные конфликты, войны. Все это проявления агрессии. Думается, что глобальная агрессивность состоит из крупиц той агрессивности, которая живет в каждом человеке, но у кого-то она содержится в малых дозах, а у кого-то раздувается в пожар.
Во все времена интересовались, почему иной человек не перестает быть агрессивным, даже получив блестящее образование и воспитание. К примеру, маркиз де Сад — элегантен до умопомрачения, но женщин убивал изощренным способом.

Файлы: 1 файл

усрс агрессия.docx

— 42.21 Кб (Скачать файл)

Подчеркнем еще раз, что все  зависит от семьи.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

 

1. Не моделируйте агрессию в  рамках семьи.

Для этого необходимо:

  • отказаться от строгих наказаний — они формируют стойкое агрессивное поведение;
  • реагировать на проявление ребенком агрессии по отношению к вам и сверстникам, причем реагировать разумным образом. Родители, подавляющие агрессию резко, воспитывают в детях сверхагрессивность; разумно подавляющие сумеют воспитать детей, владеющих собой в различных ситуациях;
  • по возможности игнорировать агрессию братьев и сестер. Если не можете, применяйте для ее прекращения эффективные средства, например, удаление ребенка с «поля брани».

 

2. Никогда не подкрепляйте нежелательное  поведение ребенка.

Если ребенок хнычет и что-то просит, а родители в конце концов сдаются и удовлетворяют его  прихоти, он делает вывод: можно все  получить, стоит только покапризничать. Таким образом, неприемлемое поведение  получает подкрепление.

 

3. Осмысливайте каждую конкретную  ситуацию, какую функцию в ней  несет агрессия, какова динамика  и пропорции среди других проявлений  активности ребенка.

Если ребенок прибегает  к аутоагрессии, например, сильно бьется головой об стену или стол и голосит, попробуйте «голосить» вместе с ним, приговаривая: «Ой, какая беда-а-а». Он успокоится, будьте уверены.

Если ребенок проявляет  агрессию к объектам:

уберите из его поля зрения объекты  пристрастия, переключите на другие;

уберите провоцирующие раздражители;

побольше прикасайтесь к ребенку  — тактильный контакт снимает  напряжение.

Если ребенок в  игре давит машинкой другие игрушки, сбивает их, совершает разрушительные действия:

не подкрепляйте этих действий, лучше  постарайтесь переключить его на успокаивающие занятия, такие, как  рисование, лепка, почитайте ему.

Если ребенок кидает со злостью предметы:

превратите это в игру — «салют», «дождик».

Если он размазывает  краски:

переведите это в рисование  моря или океана.

Если он рвет бумагу:

пусть это будет «снег», «полет бабочек».

 

Таким образом вы сформируете новую  доминанту — положительную.

 

4. При агрессии по отношению  к взрослым не фиксируйте внимания  на действиях ребенка, а лучше  наладьте благожелательный климат, словесный контакт, объясните  ему эмоциональное содержание  ситуации.

 

5. В отношении старших детей  помните: избавиться от агрессии  можно с помощью самопознания.

 

Если мы говорим, что очень многое зависит от характера, значит, нужно  сосредоточиться на воспитании хорошего характера. Добиваться, чтобы ребенок  был терпимым к людям, учить его  добру и эмпатии — чувству  сопереживания и сострадания  ко всем, с кем он находится рядом.

 

Работа с агрессией  у аутичных детей

 

Агрессия — явление неоднозначное. Она может быть проявлением влечений, формой защиты, примитивным способом взаимодействия с окружающим, а также  интуитивным методом разрядки напряжения.

 При агрессии как проявлении  влечения (потребности причинить  близким боль) не следует ребенка  ругать, нужно перехватить его  руку, отстранить от себя, занять  чем-то другим. Если пресечь агрессивные  действия не удается, взрослый  не должен внешне реагировать  на боль, так как его эмоциональная  реакция может доставить ребенку  удовольствие и закрепить этот  неприемлемый тип поведения.

 

 Агрессия как средство обороны  возникает как сопротивление  ребенка попыткам взрослых нарушить  его аутистическую отгороженность, привычный порядок жизни. За  ней стоит страх перед окружающим  миром. Здесь нужны осторожность  и терпение, постепенное приучение ребенка к новым впечатлениям, объяснение ему смысла происходящего вокруг. Эта агрессивность проходит сама.

 Глубоко аутичный ребенок  нередко прибегает к самоагрессии: начинает плакать, бить себя, кусать  себе руки. Проявления самоагрессии  легко снимаются в комфортных  условиях, если требования взрослого  не превышают возможностей ребенка.

 Агрессивные действия как  форма общения с окружающим  миром возникают на фоне усиления  психической активности ребенка,  поднятие его эмоционального  тонуса, появления направленности  вовне. Дело в том, что в  момент установления контакта  с ребенком его внутреннее  напряжение начинает разряжаться  вовне. В этом случае взрослому  следует предложить ребенку игру, которая позволила бы ему осуществить  агрессивно насыщенные действия  в социально приемлемой форме:  стрелять из пушки, воображать  фейерверк и т. д.

 Отношение взрослого к агрессивным  действиям ребенка должно строиться  в зависимости от их природы.  И если одни формы агрессии  следует игнорировать либо подавлять  социальной организацией форм  поведения, то другие являются  необходимым этапом адаптации  ребенка к социальным формам  отношений.

 

Развитие целенаправленного  поведения

 Необходимо, во-первых, подобрать  для ребенка занятия, не требующие  больших усилий, точных движений, речевого взаимодействия и в  то же время быстро дающие  эмоционально яркий эффект; во-вторых, нужно незаметно для ребенка  облегчить осуществление даже  этих простых заданий. Далее,  опираясь на удовольствие, которое  ребенок получает от результата  своей работы, взрослый ставит  его перед необходимостью совершать  все новые необходимые для  достижения результата подготовительные  действия. Усвоение ребенком в  ходе совместной игры новых  навыков предметного действия  позволяет взрослому все более  усложнять взаимодействие.

 

Работа по развитию речи

 Речевые расстройства, будучи  в значительной мере следствием  нарушений общения, в свою очередь  еще более усугубляют затруднения  в контакте с окружающим. Поэтому  работа по развитию речи должна  начинаться как можно в более  раннем возрасте и проводиться  с учетом варианта речевого  развития детей с РДА. Независимо  от вариантов речевых расстройств  необходимо выполнять следующие  условия: 

1) много разговаривать с ребенком, объяснять происходящее вокруг, говорить новые слова, не требуя  немедленного их повторения;

2) постоянно вовлекать ребенка  в обсуждение планов на предстоящий  день, обговаривать их в процессе  исполнения, затем оценивать прошедший  день;

3) постепенно переходить к составлению  планов на более длительные  сроки;

4) давать возможность детям  регулировать свои действия с  помощью речевого планирования.

 

Обучение бытовым  навыкам

 Эмоциональное освоение происходящего  вокруг, формирование активного  отношения, заинтересованности в  окружающем необходимы для адекватного  приспособления аутичного ребенка  к жизни семьи, преодоления  его негативизма, капризов, обучения  самым простым навыкам бытового  поведения, самообслуживания, следования  распорядку дня.

 Освоение таким ребенком  необходимых бытовых навыков  происходит в длительном взаимодействии  с близкими и требует от  них большого терпения.

 

 

Обретение окружающего  мира

 Смягчение тревоги, страхов  аутичных детей, формирование  эмоционально положительного отношения  к окружающему, возможности взаимодействия  со взрослыми позволяют обогатить  знания ребенка об окружающем  мире, умение активно ориентироваться  в нем.

 Необходимо организовать совместное  активное обследование привычных  предметов обихода, любимых игрушек.  При этом задачей является  не столько обогащение сенсорного  опыта, сколько соединение внутренних  впечатлений с функциями реального  предмета исследования, его значением  в жизни ребенка, закрепление  этих связей в речи.

 Необходима постоянная работа, обеспечивающая развитие у ребенка  навыка ориентировки в окружающем. Игры, занятия с ребенком должны  отражать смену природных условий.  Наблюдая за жизнью птиц, животных, растений, ухаживая за ними, ребенок  подходит к осознанию и выделению  "живого", сопереживанию живому, ответственности за него.

 Необходимо, хотя это, вероятно, труднее всего, знакомить аутичного  ребенка с жизнью других детей.  Для того чтобы обогатить эмоциональный  опыт аутичного ребенка, целесообразно  приобщение его к детским праздникам, походам в зоопарк, цирк, на  просмотр мультфильма.

 Все эти мероприятия, помогают  аутичному ребенку лучше ориентироваться  в окружающем мире, эмоционально  тонизируют его, формируют разнообразные  связи, социальные интересы, помогают  постепенно преодолевать его  аутистическую изоляцию, позволяют  включить его в процесс дальнейшего  школьного обучения.

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В КОРРЕКЦИИ  РДА

 Как уже говорилось ранее  в настоящий момент насчитывается  более 70-ти различных подходов  в коррекции РДА. Основные мы  назвали, однако существует и  ряд подходов, которыми можно  пользоваться как вспомогательными, дополнительными. Рассмотрим некоторые  из них. 

Холдинг-терапия

 Метод был разработан в  1983 году доктором M.Weich (New York, USA). "Холдинг-терапия" (от английского "hold" — держать). C 1989 года эта методика стала  применятся и у нас. Специалисты  из московского РАО опробовали  данный метод в работе с  18-ю глубоко аутичными детьми (1-2 группа по классификации О.С.Никольской) и получили положительные результаты (Лебединская К.С., Никольской О.С.  и др., 1989).

Структура терапии: состоит из повторяющихся процедур холдинга —удержания ребенка на руках у родителей до его полного эмоционального и физического расслабления. Выглядит это так: мать берет ребенка на руки (на колени) и крепко прижимает его к своей груди, так, чтобы была возможность установить контакт глазами; не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит ему о своих чувствах и своей любви к нему, и о том, как она хочет совместно с ним преодолеть ту или иную проблему.

 В основе метода лежат  представления о том, что: во-первых, нормальное развитие и социализация  ребенка невозможны без установления  тесного эмоционального (визуального,  кинестетического, аудиального) контакта  с матерью; во-вторых, нарушение  связи с матерью чревато тяжелыми  физическими и психическими последствиями  для ребенка (исследования по  депривации); в-третьих, желание обнять  и удержать при себе ребенка,  чтобы разобраться в том, что  с ним происходит, утешить и  попробовать наладить взаимоотношения  с ним — это естественное  инстинктивное желание любой  матери.

Задача родителей: удержать ребенка не только физически, но и эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму и папу, объясняя, как важно быть всем вместе.

Стадии терапии. Автор метода выделяет три стадии в процедуре холдинга и еще одну стадию добавляют московские специалисты:

Конфронтация. Обычно ребенок противится началу холдинга. Может находить любые поводы, чтобы избежать начала данной "процедуры".

Активное отвержение. Наступление данной фазы говорит о том, что терапия проходит нормально. Здесь важным моментом выступает подготовленность родителей: нельзя поддаться жалобному плачу ребенка или испугаться и отступить под его физическим натиском (ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать различными обидными словами); правильная реакция матери состоит в том, чтобы, гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не отпустит его именно потому, что любит.

Стадия разрешения. Ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность; мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви (M.Welch "Holding-Time". N.Y., 1988).

Развивающая стадия. Отработка необходимых аутичному ребенку форм позитивного эмоционального воздействия, что позволяет холдинг-терапии длительно сохранять свою эффективность. По мнению московских авторов холдинг должен работать в двух направлениях (второе из них и является основанием для введения четвертой стадии терапии):

  • преобразование негативных аффектов, снятие эмоционального напряжения, возбуждения, тревоги, страха, преодоление агрессии и негативизма;
  • разработка новых форм эмоционального контакта, что способствует развитию взаимодействия, подражания, понимания эмоционального смысла, стимулирует развитие речи.

Требования к специалисту. Опыт коррекционной работы с аутичными детьми; знание закономерностей аффективного развития детей с РДА.

Задачи специалиста, ведущего холдинг-терапию:

  1. подготовка семьи к терапии (подробно информировать семью о сути и технике холдинга и убедиться в эмоциональной готовности родителей проводить терапию);
  2. поддержка родителей во время фазы активного сопротивления (вдохновение матери, сдерживание ее гнева и отчаяния, организация правильной поддержки отца, передача родителям сигналов от ребенка, которых они не поняли или не заметили, помощь в подборе нужных слов, коррекция родительских реакций в тех или иных ситуациях);
  3. определение основных задач развивающей фазы холдинга (опираясь на настоящий уровень развития ребенка) и, попутное, обучение родителей способам-навыкам коррекционного и эмоционального взаимодействия с их ребенком во время выполнения этих задач (подбор материала для рисования, чтения, игры, ИЗО и т.д.; работа с речью — разнообразные "заражения" и "провокации" ребенка; аффективной сферой — преодоление агрессии, самоагрессии, страхов, влечений, чрезмерным возбуждением; навыками самообслуживания и т.д.

Информация о работе Предупреждение и преодоление дискомфортных состояний у детей с ОПФР